Как учатся гиперактивные дети. Как правильно делать уроки с гиперактивным ребенком. Не медленнее, а ритмичнее

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая при- чина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает общее, но не очень четкое определение – «нарушение пове- дения». когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности»,

«невнимательное чтение».

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, – «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как тре- буют взрослые? именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребенку, к его «выходкам» и проблемам. к сожалению, больше 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребенок дол- жен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. Причем «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых)

– самое важное в поведении ребенка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него может быть немало проблем, а вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания – утомителен, нередко раздражает взрослых и вызывает беспокойство. Особенно сложно этим детям в коллективе, при четко организованном режиме, в системе достаточно жестких тре- бований. как правило, это так называемые «несадовские» дети, так как редко какой воспитатель готов буквально держать за руку целый день неугомонного малыша, никого не оставляющего в покое и ни минуты не сидящего спокойно. Почти непреодолимые трудности возникают, когда такой ребенок начинает заниматься в группе по подготовке к школе, в дошкольной гимназии или учиться в школе.


Денису 6 лет 4 месяца. Два месяца назад его привели в подготови- тельную группу дошкольной гимназии. Педагог и психолог, проводившие собеседование, не могли не обратить внимание на то, что их вопросы не очень интересуют ребенка, зато он сам подробно рассказывает о том, что он знает (автомобили, их марки, отличия, преимущества и т.п.). Он рас- спрашивает обо всем, перескакивая с одного на другое (ответ не важен), ни секунды не сидит на месте, старается осмотреть и потрогать все, что вокруг, в том числе очки психолога, лежащие на столе: «Это твои?». – «Да, положи, пожалуйста, их на место», «А мне интересно через них посмо- треть», – сказал Денис, надевая очки. Уже через минуту он оставил очки и стал, задавая массу вопросов, разглядывать рисунки детей, висевшие на стене.

Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка, которые привели его, считали такое поведение «баловством». Ребенок фактически жил с бабушкой, но его воспитанием занимались няни. «Хорошую няню,

– жаловалась мама, – найти невозможно. Два-три месяца – и уходят, не знают, как обращаться с детьми. А с некоторыми Денис даже отказывался оставаться».

По словам мамы, «Денис очень любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерется, но учиться очень хочет и обещал, что бу- дет себя хорошо вести». Но все обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой (хотя, как заметила учительница, «схватывал все на лету»), вертел- ся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребенка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию,

«минут через 5–7 просто не мог работать – приходилось садиться рядом, чтобы хоть как-то его угомонить».

Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и ка- рандаш держит в кулаке, зажимая тремя пальцами. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своем имени Денис писал старательно, выводя каждую линию, но все имя

«красиво» не получалось, и он мог все перечеркнуть, просто отказаться от работы («не хочу») или искать предлог заняться чем-то другим.

В перерывах между занятиями «носился, как угорелый, всех задер- гал». Через два месяца Дениса попросили забрать, так как учительница испробовала, казалось, все меры: «и по-хорошему, и по-плохому». Она и терпела его «выходки», и делала замечания, наказывала, стыдила, жа- ловалась родителям. Родители, в свою очередь, тоже принимали меры: лишили прогулок и не разрешали смотреть «видик», не покупали новых игрушечных автомобилей, требовали, чтобы выполнял дома все задания, которые не сделал в классе. Занятия превращались в крик, слезы и новые наказания. Денис обещал исправиться, но на следующий день все начина-


лось сначала. Испробовав, по их мнению, всё, взрослые решили наказать Дениса «молчанием»: с ним перестали разговаривать, и на второй день он сбежал из дома. По счастью, его быстро нашли, так как сбежал он к одной из своих бывших нянь.

Попробуем проана лизировать очень похожие ситуации у невнимательного, непо седливого дошкольника и школьника- первоклассника.

Федор пришел в школу с мамой и папой первого сентября. Родители были вместе с сыном в зарубежной командировке, и знакомство учительницы с новым учеником состоялось на первом уроке. Короткий рассказ мамы: «Всё умеет: и читать, и писать, и считать, но не любит, ленится. Очень живой ребе- нок, активный, непоседливый и обидчивый», – насторожил: такие ученики бывают в каждом классе, и работать с ними нелегко. Федя был рослым, и его посадили за четвертую парту, однако уже через урок пришлось пере- садить его за первую, поближе к педагогу, так как он мешал другим детям, пытался с ними поговорить, разными способами привлекал их внимание. Ребенок требовал постоянного внимания, иначе и сам не работал, и отвлекал тех, кто сидел рядом.

Прошло 3 месяца. Дни, похожие один на другой, превращались в «хро- ническую борьбу» с рассеянностью, нежеланием внимательно работать, доводить работу до конца, правильно выполнять задания, плохим поведе- нием на уроках физкультуры и на переменах (постоянные конфликты со сверстниками, даже драки). После перемены долго не мог успокоиться: волосы взъерошены, глаза блестят от возбуждения. Замечания учительни- цы – «Федя, не крутись», «Федя, помолчи», «Федя, не мешай» – мальчик словно не слышал. Классные задания выполнял частями (где-то только начало, где-то нет конца). Буквы большие, похожи на каракули, много исправлений и ошибок (пропусков, недописываний). Читает быстро, но часто пытается угадать слово, поэтому нередко додумывает содержание. Сложно с математикой – приходится несколько раз объяснять условие задачи (если читает сам – «все непонятно»).

Нельзя сказать, что учительница была очень терпелива. Федя не просто мешал ей спокойно работать в классе, но раздражал своей небрежностью, неаккуратностью, постоянным «забыл», «не знал». Чем больше она сер- дилась, тем несноснее, по ее мнению, становился ученик – у него резко менялось настроение, он мог швырнуть книгу, разорвать тетрадь, оттолкнуть и учительницу. Дома, по рассказам мамы, «борьба продолжалась», однако все попытки заставить ребенка не крутиться, аккуратно писать, взять себя в руки и т.п. не имели успеха. Все начиналось с увещеваний и уговоров, но заканчивалось криком или ремнем. Заключения родителей и учительницы


почти полностью совпали: «неуправляемый ребенок, все делает назло, с ним невозможно работать».

Действительно, и в первом, и во втором случае ситуация не простая, но достаточно типичная для довольно большой группы детей, поведе- ние которых характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. Этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья – «синдром дефицита внимания с гиперак- тивностью» (СДВГ). Это значит, что

Ребенок Не Не хОчеТ, а Не МОжеТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специ- альная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ, пожалуй, самая распространенная форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15–20%, причем этот диагноз в 3–5 раз чаще встреча- ется у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беремен- ности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.). затруднена и диагностика СДВГ. как правило, для этой цели используются специальные опросники для родителей, однако они не всегда дают объективную информацию. В последние годы для диагностики СДВГ используются специальные методы изучения функционирования мозга детей. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, мы даем классическое описание этих симптомов.


СиМПТОМы НеВНиМаТеЛьНОСТи:

ª недостаточно внимателен к деталям;

ª с трудом удерживает внимание;

ª как бы не слушает говорящего;

ª не может довести дело до конца;

ª с трудом организует свою деятельность;

ª избегает выполнения задания;

ª теряет предметы;

ª отвлекается на внешние раздражители; ª

все забывает.

СиМПТОМы гиПеРакТиВНОСТи:

ª дрыгает руками или ногами, крутится;

ª не может усидеть на месте, когда это требуется;

ª чрезмерно разговорчив;

ª носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

ª с трудом может тихо играть;

ª всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

СиМПТОМы иМПУЛьСиВНОСТи:

ª выпаливает ответы;

ª чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

ª прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родите- лей. Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка по- стоянно, по крайней мере, в течение полугода. Следует понимать, что изменения в поведении иногда бывают у каждого ребенка: например, после болезни может отмечаться нарушение внима- ния, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным бес- покойством, неусидчивостью и т.п., однако всё это временные проявления нарушения поведения. у детей с СДВГ эти проявления постоянны.


Только врач может поставить диагноз «синдром дефицита вни- мания с гиперактивностью». Он же может выделить форму этого расстройства – сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.

Основные симптомы СДВг - нарушение внимания, гиперак-

Тивность, импульсивность.

у старших дошкольников – детей 5–6 лет – еще недостаточно хорошо развито произвольное внимание (внимание на определенном объекте, предмете, задании в соответствии с инструкцией), но по мере взросления от 1-го к 4-му классу произвольное внимание становится более устойчивым. ребенок быстрее и активнее настраивается на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе выполнения. у детей с СДВГ нарушения не очень значимы в дошкольном возрас- те, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания наруша- ют этот процесс. ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут на- писать «каллиграфически правильно» даже одну букву.

Очень характерно для этих детей (вследствие быстрого истоще-

ния) резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий.

«Смотрите, – показывает мне тетрадь мама такого ребенка, – первое предложение написано нормально, второе – хуже, а последнее уже и прочитать невозможно».

Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова»,

«теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить»

внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отме-


тить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи еще больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

В том случае, когда гиперактивность сочетается с любой, даже не- значительной несформированностью любой познавательной функции, формирование навыков письма и чтения затрудняется еще больше (это видно в приведенных примерах). Нетрудно представить себе, как нарушается процесс формирования письма и чтения у таких детей, если учитель постоянно торопит и показывает свое нетерпение и не- довольство, если родители ругают «непоседу» за все неудачи. В этих случаях неизбежны не только комплексные проблемы обучения, но и нарушения психического здоровья.

как показывают наши примеры, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Однако во время любимых за- нятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, они удержи- вают внимание и занимаются любимым делом достаточно длительное время. именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, но и потому, что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности. удо- вольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на нее стимулирующее влияние. хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Наряду с трудностями внимания детям с СДВГ свойственна от- влекаемость: они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа – и любые задания тут же за- бываются. То же самое происходит и на уроке. Отвлекает всё – за- мечания учителя, действия соседа, скрип мела, ветер за окном и т.п. именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты.


импульсивность наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. На занятиях им трудно ждать внимания учи- теля, разрешения высказаться – они перебивают других, невпо- пад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они тянут руку, желая, чтобы их спросили, не дослушав вопрос и часто не зная правильного ответа. из-за импульсивности они склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами также характерны для детей с СДВГ. Они более разговорчивы, чем другие, более склонны к социальным взаимодействиям. Между тем они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят дружить, играть, водиться. По- ведение таких детей непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности. В наших примерах и у Дениса, и у Федора есть проблемы в общении со сверстниками, несмотря на то что они хотят общаться, легко идут на контакт.

Важно отметить, что большинство детей с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания.


Похожая информация.


Как учить с гиперактивным ребенком уроки – на этот и другие вопросы отвечает нейропсихолог

– А какие трудности обучения бывают у невнимательного гиперактивного ребенка?

– Чаще всего у этих детей проблемы с поддержанием оптимального тонуса, которые обуславливают все другие проблемы. Из-за слабости тормозящего контроля ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. Или другой вариант – ребенок вял, ему хочется к чему-нибудь прислониться, он быстро утомляется, и его внимание уже нельзя собрать никакими средствами, пока не начнется некоторый подъем трудоспособности, а затем снова спад.

По данным нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997), трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; а за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

– Приведите, пожалуйста, примеры трудностей письма у гиперактивного ребенка.

– Вот это трудности в письме у ребенка из-за проблем программирования и контроля. Мы видим и повторы кусков программы и ее упрощения – пропуски букв, слогов, слияние (контаминации) двух слов в одно.


– А что у таких детей в тетрадях по математике?

– Давайте посмотрим на этот пример. Мальчик после лета забыл, как, в какую сторону пишется цифра 3. Ну и почерк, удержание строки соответствующие.


– Как определить, нужно ли уже обращаться к специалистам по поводу гиперактивности ребенка или это индивидуальные особенности темперамента?

– Для диагностики СДВГ разработаны специальные критерии и специальные опросники для родителей. Они приводятся, например, в книге Н.Н. Заваденко "Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте". Язык там вполне доступный для непрофессионала, написано просто. Если родители отвечают положительно на шесть из поставленных вопросов или более – есть основания задуматься и обратиться за профессиональной помощью. Родители могут предполагать, что у их ребенка есть проблемы, но диагноз сами ставить, конечно, не должны.

– Где найти нейропсихолога для работы с ребенком?

– В Москве во всех округах есть центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки, где работают нейропсихологи (например, в Юго-Западном округе таких центров несколько). Базовый центр по Москве находится на улице Архитектора Власова.

За пределами Москвы сильные нейропсихологи работают в Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Белгороде. Но, конечно, в глубинке таких специалистов может и не быть.

– Что можно посоветовать проживающей вне этих городов семье, если ребенку нужна помощь нейропсихолога?

– Родители могут привезти ребенка в ближайший город, где с детьми работают специалисты. Пройти диагностику – в этой части без специалиста обойтись нельзя, самостоятельно можно неправильно определить причину трудностей. Затем нейропсихолог проведет специальное занятие для родителей, чтобы они понимали, какие упражнения и как надо выполнять с ребенком. Конечно, от семьи потребуется сильное желание, чтобы систематически заниматься с ребенком, и некоторый уровень образования, чтобы разобраться в том, что и зачем они должны делать.

К сожалению, есть серьезная опасность нарваться на плохого специалиста. Например, профессионал не будет давать обещания снять все проблемы за один месяц.

– Как определить, чем именно вызваны учебные проблемы ребенка, есть ли у него дислексия или дисграфия, что первично по отношению к невнимательности и гиперактивности, а что вторично?

– У СДВГ и этих расстройств есть зона пересечения, но есть и различия. Родителям вовсе не надо делить проблемы своего ребенка на отдельные диагнозы: дислексия, дисграфия… Если говорить, например, о трудностях письма, то их существует три типа, и из них один (проблемы программирования и контроля) характерен для СДВГ; возможно, что у детей с СДВГ есть и трудности зрительно-пространственного характера. Наклеить какой-то ярлык на проблему ребенка – не главное, куда важнее выяснить психические механизмы трудностей и разработать способы их преодоления.

– Есть ли какие-то игры и упражнения, которые полезны всем невнимательным и гиперактивным детям?

– Практически все игры с правилами очень полезны таким детям. Вот возьмем игру в прятки – там же есть очередность, определенные роли, нужно просидеть в укрытии определенное время, а еще нужно придумать, куда спрятаться и менять эти места. Все это хорошая тренировка функций программирования и контроля, да еще она происходит при эмоциональном вовлечении ребенка в игру, что способствует поддержанию в этот момент оптимального тонуса бодрствования. А он нужен для появления и закрепления всех когнитивных новообразований, для развития познавательных процессов. Вспомните все игры, в которые вы играли во дворе, все они отобраны человеческой историей и очень полезны для гармоничного развития психических процессов.
Вот, например, игра, где нужно "да и нет не говорить, черное и белое не покупать" – ведь это замечательное упражнение для оттормаживания непосредственного ответа, т.е. для тренировки программирования и контроля.

– Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему ставить диагноз СДВГ, но по многим признакам (возбудимость, плохой сон, неврологическая симптоматика и т.п.) можно прогнозировать, что в будущем у него возможны проблемы по типу дефицита внимания и гиперактивности, можно ли ему своевременно помочь?

– Существуют службы раннего вмешательства, можно проконсультироваться у них. В любом случае, для такого ребенка обязателен режим дня, прогулки, массаж, очень полезен бассейн, если нет медицинских противопоказаний.
Когда ребенок становится чуть старше, лучше не перегружать его обучением чтению и письму. Учить всему нужно в игре – годится все, что ребенок воспринимает, играя. Скорость в таких играх должна быть чуть замедленной. Можно играть в мячик: вы называете слово, ребенок отвечает словом из той же категории (вы ему – "кошка", он вам – "собака"). Но тут лучше не бросать мячик, а катить, чтобы он успел сообразить. Если получается – берите более редкие категории слов. Следующий этап – "Я буду вспоминать слова, у которых начало звучит одинаково, например, "мама" и "муха", а ты придумаешь еще одно такое слово". Игр должно быть много разных. Перед игрой надо обязательно попробовать – пойдет она или нет. И выбирать игры в зоне ближайшего развития ребенка, предлагать в игре материал, который ему предстоит освоить.

– Каков оптимальный возраст для нейропсихологической коррекции?

– Оптимальный возраст для коррекции начинается с пяти с половиной лет и длится до конца первого класса: все время перед началом школы и самое ее начало. В это время ребенок особенно чувствителен к коррекционному воздействию, его мозг еще не потерял пластичности, вложение максимально эффективно. Потом и от ребенка, и от родителей, и от педагогов и психологов потребуется куда больше терпения и усилий.

– Можно ли чего-то добиться в более старшем возрасте или время безвозвратно упущено?

– Развитие недостаточно сформированных функций возможно и в более старшем возрасте, хотя прогнозы, насколько оно будет полным, давать трудно. Развитие функций мозга – это вероятностный процесс, здесь нет четких причинно-следственных связей. Если мы организовали оптимальную среду для развития ребенка и поместили в нее двух детей с одинаковой проблемой – то и тогда у одного процесс развития может происходить легче, а у другого труднее. Даже в старости можно добиться многого – при восстановлении функций мозга после инсульта, например; такой опыт существует. Однако это требует от самого человека большого и напряженного труда.

– Если ребенок не получил вовремя необходимой помощи, и все трудности с чтением, письмом, вниманием у него сохраняются и в подростковом возрасте – чем ему можно помочь?

– Подростку помогать труднее: он часто свою проблему игнорирует и работать над ней не хочет: "Оставьте меня в покое, не пойду я к вашим психологам и врачам – я не псих". В таком случае нужно попытаться найти что-то общее в желаниях подростка и родителей – поступление в институт, высокооплачиваемая работа – и помочь поставить цель. Тогда ему можно что-то объяснить, озаботить проблемой, тогда он будет готов делать усилия. Если это не получается, может быть, удастся найти какое-то промежуточное место и занятия, которые ему нравятся – спортивная секция, компьютерные курсы. Это тоже в конечном итоге может позволить найти общий язык с подростком и поставить проблему. К сожалению, совсем обойтись без специалиста – не выйдет: родитель может неточно описать симптоматику, специалист, не видя подростка, может дать только самые общие рекомендации. А вот не ездить к специалисту на каждое занятие – возможно: надо пройти диагностику, получить инструкции и заниматься самостоятельно.
Скажем, если у подростка есть зрительно-пространственные трудности, и они отражаются в письме в ужасном почерке и нелепых ошибках, например, "сан" вместо "сын", "строедца" вместо "строится", нужны игры на тренировку этой функции мозга. Детям помладше можно предложить играть в "парочки": переворачиваешь две карточки, если рисунок одинаковый – берешь их себе, если нет – переворачиваешь обратно. Поскольку карточки берутся по одной, можно вспомнить, где лежат те, которые переворачивались раньше. Но подросток может отказаться играть в детскую игру. Однако если заменить карточки с картинками на игральные карты, брать "взятку"… – не исключено, что и сыграет.

Еще одна игра – рисуем квадрат три на три клеточки, как при игре в крестики-нолики. В произвольно взятых трех клеточках рисуем нолик, крестик и треугольничек. Даем запомнить, закрываем – рисуй по памяти. Нарисовал правильно – выиграл. Сначала запоминаются фигурки и в каких клеточках они находятся, затем можно усложнить игру: кружок рисуется не посередине клетки, а в ее правом углу.

Даже если у подростка до сих пор есть проблемы с письмом – начинать надо с таких простых занятий. Нам очень трудно понять причину их трудностей, если мы сами их не испытываем. Нам легче: мы знаем, как пишется "Москва", мы это помним и легко воспроизводим это слово, нам неправильное написание режет глаз, а им нет, им надо каждый раз анализировать звучание и записывать слово заново. Надо учить их делать развернутый анализ, проверять себя, доказывать себе, что написали правильно.

– Бывает, что мамы повзрослевших детей, у которых вовремя не выявили и не скорректировали какие-то нарушений, начинают себя казнить: как же я об этом не узнала! Ему помогать надо было, а я его ругала! Заставляла переделывать! И даже дала подзатыльник!

– Не надо казниться. Вы – мамы, вы любите своего ребенка, вы старались, как могли, использовали все доступные вам в то время средства и сделали все возможное. И сейчас продолжаете делать. Все мы люди, и все мы несовершенны, и будет только хуже, если винить себя.

– Как помочь подростку с СДВГ, если ему по-прежнему трудно собраться, если он неорганизован и ни одно задание не может довести до конца?

– При СДВГ ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале – например, при написании реферата или сочинения.
Начинать лучше с простого: с рассказа по картинке. Нужно научить человека составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке – на ней должна быть изображена жанровая ситуация. Ситуацию эту надо обсудить. Спросить подростка, что он считает нужным изложить по этой картинке. Очень кратко, тезисно записать это изложение – набросать 7-8 тезисов, не больше.
Теперь картинку нужно отложить. Решить, с какого из этих восьми тезисов лучше начать. Поставить цифру 1, затем продолжить: 2, 3 и так далее (можно написать тезисы на карточках и дальше выложить их в нужном порядке и пронумеровать)
Затем решить, что пропущено.

Таким образом, планирование вынесено вовне, сделаны тезисные формулировки, создан наглядный план, который не складывался в голове.
После создания плана пишется сочинение.

Затем можно вводить новые правила: каждое сочинение должно иметь зачин и концовку: с чего мы начали, к чему мы пришли?

Проверили начало и конец – проверяем, хорошо ли связаны друг с другом разные фрагменты, не нужно ли вставить связки. Лучше, чтобы эту часть подросток делал вместе с кем-то другим.

Наконец, важно, чтобы было ощущение "ты это можешь!" – вот, все получается: вот у тебя есть все нужные мысли, вот, ты можешь выстроить их в порядке, вот, у тебя есть начало и конец!

Затем можно отработать те же методы на материале школьного сочинения: сначала мозговой штурм, набрасываем идеи: записываем все, что можно сказать на эту тему. Когда идеи набросаны, задумываемся, что должно быть сказано в начале, в конце, что должно быть смысловым центром. И при написании каждого следующего сочинения нужно отрабатывать эту методику.

– Есть ли какие-то особенности в обучении ребенка с учебными трудностями второму языку – в начальной школе или в иноязычной среде?

– Конечно, в обучении такого ребенка второму языку есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия.

Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.
У слабого ребенка, как только появляется новая энергоемкая система – происходит обкрадывание других систем: например, у ребенка, который сильно продвинут в вербальном отношении, могут быть зрительно-пространственные трудности. Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! Поэтому типичным современным детям, ослабленным, перегруженным вербально, если уж давать второй язык – то только в игровой форме, чтобы избегать стрессовых ситуаций.
К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил.

Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

– Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается во многочасовую пытку для ребенка и родителей. Как правильно делать с ним уроки?

– Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно, опять-таки, развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители; пока ребенок не научился проделывать какие-то операции в уме – надо вынести их вовне, подкрепить словами и рисунками. И постепенно, по мере того, как эти подпорки будут становиться ненужными – убирать их и передавать ответственность самому ребенку.

Подготовка
Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: "Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!"

Попросите ребенка принести портфель, выложить все нужное для выполнения уроков. Сказать: ну, попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Еще очень важно, чтобы у ребенка были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

Первый предмет

Приступаем. Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику? (Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы ребенок сам выбрал).

Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста.
Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребенок – должны понимать, что именно нужно сделать. Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать. Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши.

Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности.

Работать надо не спеша, не делать ошибок: проговаривай, как пишешь, Москва – "а" или "о" следующая? Проговаривать по буквам, по слогам. Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь! То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое. Если вы видите, что ребенок начал ерзать, зевать, делать ошибки – остановите часы. " Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня". Ребенку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

Перемена
После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот. Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.

Когда даете передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же! И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем.
Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Второй предмет

Так же делаем математику. Что задано? Открой учебник. Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить.

Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется? Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание. Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала? Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: а вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?
На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого ничего не стоит уже записать решение задачи.Затем проверка. Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача?Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное! Задача сделана – беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?

Если видите, что ребенок устает – спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить?

Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – так дело не пойдет.

Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

– Детям в школе часто задают наизусть, и помногу, причем не только стихи, но и прозу, нередко на иностранном языке. Как учить наизусть с невнимательными гиперактивными детьми?

– Давайте для примера возьмем именно прозу на иностранном языке – особенно сложный для ребенка случай.

Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи – тоже возможно.

Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, – это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть – выработать некоторые клише, не более.

Начинать учить надо вместе.

Прочитай первое предложение. Понятно? Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.

Теперь, говорите вы, поучим это так: одно слово – ты, второе слово – я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе.
Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.

Теперь повторяем: первое слово я, второе ты. Можно где-то подсказать, подсмотреть. Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую . Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: ты первое или второе будешь вспоминать? Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит – будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты – но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой – мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточ имся… – и с новыми силами впере.

Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти – двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.
На этом – остановитесь. Хватит.

Если вы учите стихи – можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

Что случилось? Мальчик Саша учится в 1 классе, пошел в школу с 7 лет. К своим 7 годам он прекрасно умел читать, писать и считать. Он очень активный, любознательный, у него яркая, выразительная речь. Родители предполагали, что ребенку в школе будет легко, а первый класс будет местом, где он сможет проявить свои способности, но на деле произошло другое.
В классе, где 30 человек, Саша совершенно не может сконцентрировать внимание ни на каком процессе. Он очень активен на уроках, но эта активность другого порядка, чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, он перебивает учителя, он встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого поведения ребенка, отсаживает мальчика на заднюю парту. Но и на задней парте ребенок не прекратил своей активности. При этом он из-за расстояния перестал слушать учителя, учитель уже не попадал в зону внимания Саши. Он занимался своей деятельностью, разбрасывал бумажки, задирал соседей, общался с ними, разговаривал. В итоге Сашу отгородили партами от одноклассников, чтобы у него было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать, он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего маме было поставлено условие, что либо она забирает ребенка из школы, либо школа добивается какими-то другими усилиями перевода ребенка в школу для детей с девиантным поведением.

Как помочь? Давайте попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100.
У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. А не всегда так бывает.

Я думаю, большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. Про наших приемных детей психологи часто говорят, что их общее развитие очень неравномерно. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти, по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.

В ситуации с Сашей, про которого я рассказывала, мозаичность развития выражается в том, что несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. То есть его волевая регуляция гораздо ниже нормы, поэтому ребенок не способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем, что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту. Часто слабость эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них позже происходит созревание определенных частей головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Поэтому таким детям очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30 человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как очень неудобный ребенок.

Мы считаем таких детей группой риска, потому что к нам редко их приводят детей, не считают их нуждающимися в помощи. Как правило, таких детей наказывают, это тот феномен, когда родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет». Раз ребенок плохо себя ведет, значит, что его надо дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего характера принимается, тем больше возрастает напряжение у ребенка, и способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.
Когда мы, взрослые, находимся в стрессе, когда у нас тяжелая эмоциональная ситуация, наши мыслительные способности не функционируют эффективно, что же ждать от маленького ребенка с такими проблемами?

Как помочь ребенку и на что обратить внимание родителям, у которых растет такой ребенок? Если вы по дошкольному детству вашего ребенка видите, что он: плохо концентрируется, не усидчив, легко отвлекается, бросает на полпути свои занятия, не способен выслушать ваше поручение и выполнить его, то к школе это должно вас беспокоить.
Часто родители думают, что в садике ребенок был неугомонный, шустрый, с ним мало кто мог справиться, но он пойдет в школу, и все утрясется. К сожалению, не утрясется, более того, ситуация в школе на фоне привыкания к новой обстановке может только ухудшиться. Любой ребенок, пришедший в школу, переживает стресс, а для таких детей стресс особенно губителен, у них низкая стрессоустойчивость.

Хорошо бы такому ребенку попасть в класс с малой наполняемостью, но, к сожалению, как в Москве, так и в регионах, очень мало школ, где в классе до 10 учеников. В Москве идет оптимизация, много школ укрупнили. В связи с повышенной отвлекаемостью и со слабой способностью концентрироваться на чем-то одном, в большом классе из 30 детей обстановка для гиперактивного ребенка просто невыносимая, его внимание все время улетучивается.

Если нет возможности посещать класс с малой наполняемостью, то нужно обязательно договориться с учителем, чтобы он посадил этого ребенка прямо перед собой на переднюю парту, чтобы в течение урока проявлял у нему индивидуальное внимание, подходил и просматривал его тетрадь, лишний раз ему подсказывал, как выполнить какое-то упражнение. Иногда нескольких проявлений внимания учителя за урок достаточно, чтобы ребенок стал более-менее стабилен.

Для детей с гиперактивностью также важно в течение 40 минут не сохранять полную неподвижность, а как-то двигаться. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы он в середине урока давал ребенку задание пойти намочить тряпку, или протереть доску, или что-то еще сделать, чтобы двигательная активность была легитимной, принятой в классе. Таким образом ребенок не будет нарушать тишину и спокойствие других детей. Некоторым детям позитивно настроенные учителя предлагают в середине урока встать и пройти по ряду. Если ребенок не способен сконцентироваться, чтобы пройти и не задеть кого-то, то маленького 7-8 летнего ребенка можно взять за руку и с ним прогуляться по этому классу. Для таких детей движение становится разрядкой.

Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, дети будут гораздо меньше мешать остальным и гораздо больше будут усваивать сами. Таким детям тоже показан щадящий режим, и в середине рабочей недели хорошо бы делать передышку. Желательно забирать его домой сразу же после школы, ни в коем случае не оставлять на продленку, чтобы школа не превращалась в перманентное, каждодневное, длительное пребывание, в котором ребенок теряет всякую возможность на чем-то сосредоточиться.

К сожалению, детей со слабой эмоционально-волевой регуляцией среди приемных детей очень много. Причина тому ясна, проблема лежит в раннем детстве, потому что развитие нашей воли начинается с развитием эмоциональной сферы. Если ребенок рос в асоциальной семье или в учреждении и никто не обращал внимания на его эмоции, и его не учили эти эмоции различать, понимать, что думает или чувствует другой человек, ребенок сам этому никогда не научится.
Обязательно нужно учить выражать эмоции – особенно негативные – каким-то приемлемым способом. Иначе он любую эмоцию, будь то радость, раздражение или обида, будет ощущать как некоторое внутреннее возбуждение. И это внутреннее возбуждение ищет выхода, и сколько бы ни сдерживал себя ребенок, оно в какой-то момент прорвется.

Как правило, оно прорывается хаотичной двигательной активностью, телесными контактами, таких детей часто называют драчливыми. Это не всегда связано с агрессией, часто это связано с тем, что они просто не знают, куда это возбуждение девать, особенно мальчишки – потолкаться, подраться – это способ сбросить эти телесные зажимы, сбросить возбуждение.

От того, насколько хорошо мы умеем распознавать и выражать свои эмоции, зависит и то, насколько хорошо мы умеем управлять своими поступками. Тут связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой. Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких случаях очень важна коррекция психо-эмоциональной сферы. Было бы хорошо, если бы рядом с вами был какой-то специалист, который помог бы выстроить упражнения для ребенка. Очень много разных методик работы с эмоциональной сферой, поведенческой коррекции, которая связана именно с этой сферой. И здесь перспективы тоже очень неплохие.

Обычно при должной поддержке и специальной работе такие дети тоже выравниваются, и очень важно их не сбивать, не навешивать на них ярлык плохого ученика, не представлять его злоумышленником, не делать из него козла отпущения в школе. Потому что иначе ребенок очень быстро становится плохим учеником, и у него уже не будет желания учиться и прилагать усилия. И на негативном эмоциональном фоне он и интеллектуально хуже соображает, чем мог бы.

Совет родителям, как работать с эмоциями, если у вас нет рядом специалиста: во-первых, надо учить ребенка распознавать свои эмоции. Если вы видите, что ребенок разозлился, расстроился, обиделся или наоборот чему-то сильно обрадовался, скажите ему об этом, чтобы он знал, как называется то состояние, в котором он сейчас находится. Мы так и говорим ребенку «Я вижу, что ты очень сильно расстроился», «Тебя очень огорчило, что мы не пошли сегодня в кино». Когда мы чувствуем, что ребенок начинает злиться, в нем нарастает гнев, мы тоже говорим ему об этом «Я вижу, что ты злишься. Когда мы так говорим ребенку, он понимает, что любое его состояние имеет название и причину. Кроме того, ребенок видит, что вы принимаете его в этом состоянии и значит, не стыдно его испытывать.
И третья важная сторона: после того, как вы научите ребенка распознавать чувства, дальше нужно учить ребенка их как-то выражать, в первую очередь негативные. Что можно сделать, если я очень сильно злюсь? Именно этот вопрос ребенок задает родителям, только не словами, а поведением. В вашей семье должны быть общепринятые способы сброса этого напряжения. Что вы разрешаете делать ребенку, как он может злиться?

Наши приемные семьи сами предлагают очень много способов, придумывают, друг у друга перенимают, какие-то мы им предлагаем. Так как часто напряжение накапливается в теле, распространенный способ – сбросить его через мышечные усилия. Сейчас много больших мягких пуфов, подушек, которые можно сбросить на пол и предложить ребенку бить эти подушки, валяться на них. Некоторые дети с большими мягкими игрушками что-то делают, на них вымещают свою злость. Если вы разрешаете это делать, это тоже хороший способ, ребенок никому не приносит вреда в этот момент. Есть семьи, которые, например, разрешают кричать в ванной. Большинству детей важно сбрасывать свой гнев и свое раздражение через звук.

Прекрасная мама недавно нам рассказала о таком способе для 5-летнего мальчика: когда он сильно злится, он идет в свою комнату и бьет детальками ЛЕГО о железный поднос. Мама была у нас на консультации, я с ней общалась и говорю «Ведь, наверно, это очень громко?» Она отвечает «Да, конечно, это громко, но я понимаю, что ему сейчас нужно, чтобы было громко, поэтому я разрешаю это делать».

Я уверена, если вы озаботитесь этой темой, вы придумаете много способов разрядки для ребенка, которые не будут нарушать покой других членов семьи и уменьшат риск непредвиденных взрывов, скандалов. Мы не можем запретить ребенку злиться, мы не можем запретить ребенку испытывать негативные эмоции, это не зависит от нашей воли.
Мы, взрослые, тоже испытываем все эти чувства и надо сказать, что нет ничего хорошего, если мы их подавляем. Ребенок зачастую не может их подавить, запрятать в себя, но даже если у него это будет получаться, негативные эмоции всегда найдут способ выйти каким-то другим образом, в том числе через соматические заболевания.
Никто не хочет, чтобы ребенок болел, поэтому лучше правильно научить его злиться. О том, как с вашей точки зрения приемлемо выражать свою злость, нужно договориться с ребенком. Можно ему в школу давать какие-то маленькие предметы, которые бы его успокаивали. Например, кто-то из наших детей носит в школу маленькие мячики, которые прячутся в руку, и когда ребенок чувствует, что он уже не может усидеть на месте, он начинает мять этот мячик. Можно договориться с учителем, что ребенку это разрешается.

Нам рассказывали приемные родители, что в детском саду, в старшей группе на один из столиков положили стопку красного картона. И ребенок, когда он на кого-то злится или испытывает неприятные чувства, подходит к этому столу, рядом стоит мусорная корзина, он рвет/мнет/топчет этот картон, а потом выбрасывает его в эту мусорную корзину. Так научила детей воспитатель, дети этим пользуются. Мальчик, который был у нас на консультации, говорил, что ему это очень помогает. Мы считаем, что это очень хороший педагог, который принес много пользы всем детям. Это поможет им в школьной жизни.

Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей». Полную версию вебинара можно посмотреть

Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!

В последнюю пятилетку диагноз «гиперактивность» стал чуть ли не модным, его «ставят» каждому четвёртому ребёнку «без суда и следствия». Крутится, бегает, не слушается? Значит гиперактивный! В этой статье рассмотрим, что такое СДВГ у детей , как воспитывать такого ребёнка и чем ему помочь во время обучения в школе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), это минимальная мозговая дисфункция, т.е. лёгкая недостаточность работы головного мозга, которая сглаживается к 14 годам. В худшем случае она остаётся и во взрослом возрасте, но человек уже может себя контролировать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), это не медицинский диагноз, а только констатация того факта, что есть небольшие нарушения в работе головного мозга. Более того, даже сами учёные-медики разделились на тех, кто признаёт и на тех, кто не признаёт данную проблему.

Признающие существование данного синдрома врачи говорят о:

  • последствиях родовой травмы
  • дисбалансе в кровоснабжении мозга
  • нарушениях биохимического баланса в ЦНС.

Говоря простым языком — мозг новорожденного получил незначительные повреждения и часть участка мозга, ответственная за торможение просто не работает. А так как нервные клетки не восстанавливаются, то работу по торможению берут на себя здоровые клетки, между которыми со временем эти функции полностью перераспределяются.

Вот только этот процесс идёт годами, поэтому родителям надо набраться терпения и ждать того заветного подросткового периода. И тут сразу воодушевляющая новость — гиперактивные (ГА) дети становятся отличными подростками, помощниками и просто умницами, надо только подождать, и пока идёт процесс ожидания быть с ребёнком максимально открытыми и дружелюбными, ведь и он сам очень страдает от того, что всем мешает, не может усидеть на месте, что его постоянно все ругают.

Обычно, эта неприятность случается с мальчиками: на 5 мальчиков с синдромом ДВГ приходится лишь одна девочка.

Как проявляется гиперактивность

Проявляется гипердинамический синдром в затруднительной концентрации внимания, в чрезмерной активности и подвижности на фоне своих сверстников. Ребёнок очень любопытен, но вся эта любопытность слишком поверхностна. Например, ребёнок читает книжку, после двух слов начинает её листать, а через минуту и вовсе бросает чтение и начинает складывать кубики, но только поставит пару кубиков, то сразу же бежит рисовать, и так по кругу. Для деток с СДВГ практически невыполнима задача по аккуратному разукрашиванию, сбору мозайки, вышиванию, бисероплетению.

Попросите ребёнка просто посидеть на стуле на протяжении 3 минут. Положив руки на колени и не разговаривая. Такая задача и обычному малышу трудна, а для ГА так и просто невыполнима. СДВГшники уже через несколько секунд начнут болтать ногами, перебирать пальцами складки одежды, крутить головой — это и есть отсутствие внимания и концентрации. Вы хоть с ремнём над ним стойте, но не сможет такой ребёнок спокойно высидеть на стуле ни под страхом порки, ни за килограмм конфет.

Для учителей тетради ГА школьников это просто их личный педагогический кошмар — множественные исправления, грязь, размазанные чернила, «пляшущие» на нескольких строчках буквы, сами тетради мятые, с загнутыми уголками — и это далеко не весь перечень, который можно найти в тетрадях у таких деток.

Как лечить гиперактивность

Данный диагноз может поставить только квалифицированный невролог в дуэте с психиатром. Только после проведения всех исследований и анализов. К сожалению, бывают такие недомедики, которые послушав рассказ уставшей мамочки о том, что ребёнок не может усидеть на месте, постоянно отвлекается и не слушается, сразу пишут в карте ММД (СДВГ, энцефалопатия, гипердинамический синдром и другие «прелестные» диагнозы). Только по результатам УЗИ, ЭЭГ, ЭХО-ЭС, томографии и сонографии консилиум врачей может делать выводы о наличии СДВГ.

Как уже было написано выше — это не медицинский диагноз, поэтому никакие психотропные препараты и транквилизаторы не помогут. Нет, их, конечно же, можно давать ребёнку, делая из него «овощ», но стоит ли так насиловать организм бедного малыша? Ведь эти препараты работают только при постоянном приёме, ставят этот «диагноз» года в 4, сглаживается он к 14 годам, т.е. «пичкать» малыша сильнейшими препаратами придётся несколько лет.

Каждый день на протяжении нескольких лет родитель может собственными руками превращать ребёнка в зависимого наркомана. Но витамины, мягко улучшающие мозговое кровоснабжение и курс массажа, проведённый специалистом, лишними не будут. Витамины и массаж, а не сильнодействующие успокоительные.

Только каждодневные педагогические усилия взрослых (родителей, воспитателей, учителей) могут помочь ребёнку улучшить его качество жизни. Каждый день. На протяжении нескольких лет. Не таблетки, а режим и любовь.

Как успокоить гиперактивного ребёнка

Слова «успокойся! Возьми себя в руки!» если и сработают, то на пару минут; школьник сможет максимум урок протянуть не отвлекаясь, а что дальше? А дальше нужно помочь нервной системе. Разгрузить её. Самая главная ошибка и родителей, и учителей это наказывать стоянием в углу или сидением на стуле в стороне. Этим наказать невозможно, выше уже говорилось о том, что ГА ребёнок не сможет и минуты просидеть спокойно, во время этого «наказания» нервная система испытывает сверхнагрузки.

Давайте посмотрим, как успокоить гиперактивного ребёнка, советы, приведённые ниже, облегчат жизнь и родителям и самому ребёнку:

  • если малыш шумит, бегает и никак не реагирует на слова взрослых, то надо ребёнка поймать, обнять, и, смотря в глаза повторить просьбу. Говорить спокойным и требовательным голосом одновременно.
  • отвлеките малыша вопросом как мычат коровы, как машут крыльями бабочки и т.д., т.е. «переключите» его на что-то другое.
  • школьника попросите рассказать таблицу умножения, правила по русскому или недавно выученное стихотворение.
  • как это не парадоксально прозвучит, но успокоить гиперактивного ребёнка поможет физнагрузка — пусть отжимается, приседает, прыгает через скакалку.

Так избыток энергии перейдёт «в нужное русло».
— вместе с ребёнком придумайте, где у него находится кнопка «выкл.» (на носу, локте, спине), и как только малыш начинает всё крушить вокруг, «выключайте» его.
— бегает и шумит — дайте ему бумагу и карандаши, и попросите нарисовать свою собственную сказку (или пластилин и пусть лепит слона).
— поиграйте в «тишину»: правила просты — кто тише всех скажет слово «тишина».

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Если это школьник, то объясните простыми словами, что с ним происходит, что мозг его постепенно научится контролировать все ситуации, а пока надо максимально этому способствовать.

Каждую, абсолютно каждую ситуацию, за которую его ругали взрослые необходимо с ребёнком разбирать. Что он сделал не так, как правильней было поступить, и что делать, если ситуация повторится.

Как помочь гиперактивному ребёнку учиться? Здесь поможет только режим. Строгий режим, который вместе с ребёнком был прописан на ватмане, висящем на стене в детской. Где по минутам расписан весь день. Не должно быть никаких отступлений, и очень скоро ребёнок сам будет ему неукоснительно следовать. Режим дня особенно поможет первоклашке, для его строго выполнения, обычно, хватает месяца постоянно контроля со стороны взрослого.

Для того чтобы разобраться как обучать гиперактивного ребёнка, следует вспомнить о «переключении»: разобрали новую тему — поиграли в догонялки, написали несколько примеров — попрыгали через скакалку и т.д. Ребёнка с СДВГ невозможно самостоятельно, особенно в начальной школе, здесь необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Весь первый класс уроки необходимо делать вместе, далее вполне достаточно просто присутствовать в комнате, где ребёнок учится.

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

  • ребёнку всегда интересно всё новое — придумайте героя, похожего на него, и пусть ребёнок сам (но под контролем взрослых) учит своего нового вымышленного друга.
  • не кричите и не бейте малыша, от этого он ещё больше возбудится. Говорите всегда спокойно и уверенно.
  • наказывайте физическими нагрузками. 20 приседаний, 10 отжиманий, и другие нагрузки, выполнение которых не так-то и приятно, благотворно воздействуют на торможение ЦНС.
  • хвалите и поощряйте ребёнка. Это и обычным детям важно, а для гиперактивных просто необходимость.
  • перед выполнением любого задания давайте ребёнку чёткие инструкции.

— выполнять несколько дел одновременно ребёнок просто не может, поэтому пусть он внимательно слушает, но ёрзает на стуле и грызёт ручку, не обращайте на это внимание, иначе всё его внимание переключится на то, чтобы спокойно сидеть, но внимательно слушать он уже не сможет.

Просто, если быть с ним «заодно», вовремя переключать его с одного занятия на другое, не запрещать, а контролировать, и строго следовать режиму. Но самое главное в воспитании любого ребёнка — это бесконечная родительская любовь, доверие и взаимопонимание. Любите своих детей, и они будут любить вас в 10 раз сильнее!