Как организовать правильный режим дня ребенка до года. Прикорм и аллергия

Ребенок в 6 месяцев стал сильнее практиковать перекаты с одной стороны, в другую. Малыш в полгода усвоит перекаты, как главный вид передвижения по земле, а может все это пропустить и сразу же научится сидеть и ползать. Все время пока дитя осваивает новые навыки и показывает интерес к передвижениям, исследуя окружающую среду, маме не стоит волноваться.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать (попытки);
  • Сидеть с поддержкой;
  • Опираться на опору кончиками пальцев ног;
  • Брать предмет всей ладонью;
  • Держать уверенно голову;
  • Играть самостоятельно до 10 минут;
  • Изучать отражение в зеркале;
  • Показывать недовольство и радость;
  • Делать гримасы;
  • Лепетать;
  • Манипулировать взрослыми;
  • Подражать окружающих;
  • Изучать подолгу предметы;
  • Тянуть все в рот
  • Поворачивать голову на малейшие звуки;
  • Показывать реакцию на мимику взрослых;

Развитие ребенка в 6 месяцев

Мальчики крупнее девочек ровесниц, но физически развиваются немного медленнее. Они в большинстве случаев умеют в 6 месяцев переворачиваются, но не сидят самостоятельно и не умеют ползать.

Чем позже девочка научиться сидеть, тем лучше для ее здоровья.

Физическое развитие

К шестимесячному возрасту малыш удваивает свою массу тела в сравнении с весом при появлении на свет и вырастает в среднем на 15 см. Ширина плеч в идеале должна составлять 1/4 от длины самого тела. Показатели роста, веса, объема головы зависят от многих факторов, но основную роль играет наследственность.

Психическое развитие

В 6 месяцев ребенок узнает свое имя, названия знакомых предметов и любимых игрушек. Новым в поведении малыша станет и появление страха перед незнакомцами или малознакомыми людьми. Одно из важных умений шестимесячного крохи является стремление заставить взрослого выполнять свои желания. Младенец умеет выражать свое мнение мимикой, то улыбнется, то наморщит лоб.

Особенности развития недоношенных детей

Масса тела удваивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При правильно организованном уходе, занятиях и упражнениях физического и психического отставания не должно быть заметно в возрасте 6 месяцев.

Какие развивающие игрушки нужны для 6 месячного ребенка

  • мобиль,
  • погремушки;
  • резиновое колечко-прорезыватель;
  • музыкальные игрушки (барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики);
  • пищащий мячик;
  • игрушки с зеркальными поверхностями,
  • тубусы с крупяными и блестящими наполнителями,
  • игрушки с прозрачными стенками,
  • диск, разделенный на контрастные цветные сектора,
  • мягкая книжка с картинками.

Раннее развитие детей включает правильный выбор игрушек. Кроме манежа, развивающего коврика, ребенку нужны яркие (желтые, красные, зеленые, синие) и безопасные игрушки из качественных материалов. Например, деревянные, также издающие звуки, катающиеся и разной фактуры.

Поведение

В 6 месяцев ребенок не только получает внимание от других, но и становится инициаторам. Маму могут посетить ранее незнакомая тревога поскольку действия малыша неразборчивые. Есть вероятность, что все, кто приблизится к младенцу, могут стать его друзьями. Но не волнуйтесь, он все еще нуждается в материнской заботе и ласке именно от вас.

Ребенок понял, что его поведение, нравится оно вам или нет, задевает вас, поэтому с шести месяцев (и все последующие годы) он будет делать все, чтобы привлечь ваше внимание. Прямо сейчас все действия кажутся вам милым, но когда малыш будет взрослеть, есть большая вероятность того, что он будет делать некоторые вещи назло, только для привлечения внимания. Не забывайте хвалить хорошее поведение. Это способ научить младенца отличать правильное от плохого.

Малыш начинает расширять свои методы по привлечению внимания, и теперь они не ограничиваются плачем. Можно заметить, что ребенок постоянно двигается в 6 месяцев, издает разные шумы, надувает губки бантиком и т.д. В следующие три месяца, у младенца будет развиваться индивидуальный стиль, с помощью которого он будет давать вам знать, о чем он думает, что хочет или в чем нуждается.

Одежда для успеха

Ребенок становится более активным в шесть месяцев, потому ему нужна удобная детская одежда . Выбирать нужно вещи пошитые из мягких тканей, чтобы избежать натертой кожи во время движений. Свободная, растяжимая и дышащая одежда — это очень умный выбор и обеспечит вашему малышу полную свободу движений.

Одежду с грубыми и колючими швами не нужна ребенку. Длинные галстуки, застежки или бабочки (они могут давить на шею); и все, что может помешать малышу:

  • спать,
  • ползать,
  • играть или делать другие движения.

Стул ребенка

Цвет или запах стула поменяется после . Это нормально. Если кал стал слишком твердым, поменяйте некоторые фрукты, овощи, каши или ячменные зерна (откажитесь от риса, бананов или яблочного пюре, они могут спровоцировать ).

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Язык жестов

В 6 месяцев пришло время учить ребенка языку жестов. У малыша развивается быстрее моторика, чем речь. Большинство детей, например, учатся махать рукой (приблизительно 9 месяцев) или указывать на предмет (к одному году) задолго до того, как он сможет выговорить пока-пока или посмотрите на это!

И не волнуйтесь: Общение знаками не помешает, а наоборот поможет ребенку быстрее начать говорить.

Левша или правша?

Шестимесячный ребенок может некоторое время предпочитать одну руку, а потом наоборот. Определить главную рабочую руку у малыша получиться к 2-3 годам.

Правша или левша будет ребенок в будущем заложено еще до его рождения. Нельзя заставлять малыша использовать правую руку в то время, как на самом деле он левша. Будут проблемы со зрительно-моторной координацией, ловкостью и почерком.

Игры с ребенком в 6 месяцев

Привязанный воздушный шарик к ножке малыша будет помогать развивать понимания причинно следственной связи (ножка пошевелилась — шарик тоже).

Ребенок будет наслаждаться групповыми играми, особенно теми, которые включают в себя звуки и слова. Разрешайте малышу быть лидером время от времени, а также имитируйте его звуки. Когда настанет ваш черед лидировать, хорошим способом научить и удивить младенца это издавать звуки животных («ква-ква», «му-му»)

Важно играть с ребенком со звуками, например: всплесками воды, шумом батареи. Нужно показать малышу, как издавать эти смешные звуки (может даже иногда раздражающие), а потом дайте очередь младенцу.

Развитие тактильных ощущений у детей

Ребенок использует все свои подручные материалы для исследования окружающего мира (язык, руки, ноги). В доме вокруг малыша должно быть все безопасно для игр. Младенцу понравится сжимать мягкий резиновый мяч, похлопывать искусственный мех, грызть охлажденные предметы и слушать звуки из разных мягких игрушек.

Читаем книги

Рассматривая книжки с ребенком, вы вложите в него любовь к чтению книг с шести месяцев. Неважно, какую выбрать книжку. Настольные красочные и крепкий книги у которых есть выдвижные картинки или текстурированные иллюстрации.

Малыш не сумеет открыть книгу или перевернуть страницу до 9-12 месяцев. У младенца, скорее всего, нет терпимости сидеть и ничего не делать, пока вы читаете ему истории, но не сдавайтесь. Нет разницы, сколько ребенку месяцев, чтение обеспечивает хорошую возможность для объятий и общения.

Балансирование

Ребенок умеет поддерживать в 6 месяцев свой вес опираясь на ноги. Такие упражнения укрепляют его мышцы для свободного передвижения в будущем. Поддерживайте малыша подмышками и помогайте ему стоять на полу или на ваших коленях. Будьте готовы к большому количеству хихиканья.

Развитие моторики

К шести месяцам ребенок, наверняка, умеет сбрасывать вещи с любой поверхности и перелаживать предметы с одной руки в другую без лишних усилий. Развивающие движения руками включают в себя движения пальцами и запястьем.

Явная моторика необходима для ползания, во время чего используются крупные мышцы такие как, рука, нога, стопа и полностью все тело. Для развития моторным навыкам ребенка, положите игрушку в место, куда он не сумеет добраться, и посмотрите, сможет или он добраться к ней, подбадривайте его – но не давайте игрушку.

Ребенок рассеивает разочарование и становиться намного увереннее и даже быстрее, если вы не будете давать все на готовом блюдечке.
После нескольких попыток, малыш наклониться вперед, чтобы схватить игрушку, а затем выпрямиться снова. В ближайшее время, младенец научится раскачиваться взад и вперед на руках и коленях.

Малыш интересуется мелкими деталям вокруг себя. Методов исследования от 6 месяцев становится все больше и больше. По мере исследования, убедитесь, что держите пуговицы, монеты, булавки, воздушные шары, камни и другие опасные предметы удушья вне зоны досягаемости.

Прикорм в 6 месяцев

Шестой месяц — это время время менять рацион питание ребенка, начиная вводить первый прикорм, будь он на гв или ив. Первыми в меню малыша на гв и ив войдет пюре таких овощей:

  • кабачок;
  • цветная капуста;
  • брокколи;
  • сладкая картофель;
  • цукини;
  • морковка.

Чем кормить ребенка в 6 месяцев, кроме овощей?

Давать ребенку можно каши и соки. С каш начинают прикорм, если у малыша проблемы с набором веса. Противников и сторонников соков в качестве первого питания младенца почти 50 на 50. Плюс сока — это витамины и желание крохи его пить, но минус заключается в не желании в дальнейшем кушать каши или овощи из-за разности во вкусе.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6
7 5.3 6 6.8 7.6 8.6 9.8 11.1

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5
7 60.3 62.7 65 67.3 69.6 71.9 68.6

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74
7 62.7 64.8 67 69.2 71.3 73.5 75.7

Почему ребенок 6 месяцев начал плохо спать

Одной из главных причин плохого сна в шестимесячном возрасте это дефицит кальция, так как он интенсивно расходуется на рост костей и зубов. Нехватка кальция в детском организме возбуждает нервную систему. Известный на тв педиатр Е.О Комаровский рекомендует давать малышу 1 таблетку кальция глюконата в сутки.

Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.

Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:

Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.

Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).

1 месяц

Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.

Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.

Рост и вес

Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.

В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.

2 месяца

Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.

При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.

Рост и вес

Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.

Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).

О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.

3 месяца

Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.

Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.

Рост и вес

Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.

Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.

Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.

Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.

Вес и рост

На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.

Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.

Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.

5 месяцев

На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.

Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.

Рост и вес

Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.

Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.

6 месяцев

Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).

Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.

Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.

Рост и вес

За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.

Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.

О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.

7 месяцев

Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.

Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.

Вес и рост

За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.

Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.

На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.

8 месяцев

Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.

Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.

Рост и вес

Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.

Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.

9 месяцев

Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.

С того момента как будущая мама сделала тест на беременность, выносила малыша в течение девяти месяцев до первого полугодового юбилея ребенка прошло много месяцев.

Шесть месяцев – маленький, но значимый юбилей в жизни нового человека.

За эти шесть месяцев он прошел большой путь от крохотного свертка, который не умел даже держать головку, до маленького человека, умеющего улыбаться, смеяться, играть. В период от 0-6 месяцев младенец приобретает множество новых навыков как в физическом развитии, так и в психологическом. При этом стоит отметить, что развитие разных детей происходит не одинаково.

Если один в шесть месяцев уже может активно ползать и пытается сидеть, то другой еще только учится ползать. То же самое касается и психологического взросления. Кто-то из детей опережает сверстников, кто-то, наоборот, – немного отстает. Опытные мамы отмечают, что мальчик может в том или ином аспекте развиваться медленнее, чем девочка. Нормы развития детей достаточно условны, так как каждый маленький человек индивидуален и развивается в своем собственном темпе. Тем не менее, каждого родителя заботит вопрос о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Навыки детей в возрасте шести месяцев

В таком возрасте, малыш, как правило, проявляет множество способностей и навыков.

    • Он может произносить слоги и пытается имитировать звуки, которые слышит. Такая речь называется лепетом.
    • Внимательно вслушивается в речь людей, окружающих его.
    • Если в его присутствии смотреть видео, он непременно заинтересуется и повернет голову в сторону монитора или телевизора.
    • Может находить взглядом предметы, о которых говорит взрослый.
    • Хорошо знает свою маму и всех, кого видит достаточно часто. При этом малыш отрицательно реагирует на общение с незнакомыми людьми. Если незнакомый или малознакомый человек попытается поиграть с младенцем или взять его на руки, он будет очень недоволен, испуган, и даже может заплакать.
    • В возрасте шести месяцев он любит играть с хорошо знакомыми взрослыми, улыбается, смеется и получает явное удовольствие от оказываемого ему внимания.
    • Шестимесячный малыш проявляет сильную привязанность к матери и не отпускает ее от себя надолго, нуждаясь в практически неотлучном ее присутствии.

  • У многих детей в возрасте шести месяцев прорезаются первые зубы. Этот процесс может сопровождаться беспокойный поведением, повышенной плаксивостью, а иногда даже повышением температуры тела.
  • Малыш проявляет активный пищевой интерес. И именно в этом возрасте малышу вводят первый прикорм.
  • Также он интересуется игрушками и всеми окружающими его вещами. Он способен не только брать игрушки в руки, но и перекладывать их из одной руки в другую. Ему становится интересно перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • Малышу такого возраста интересно играть со взрослым. Например, он уже способен делать «ладушки».
  • Сам переворачивается на бок, на живот и обратно с живота на спину.
  • Предпринимает попытки сидеть.
  • Многие дети в возрасте шести месяцев уже начинают ползать и активно изучать окружающее пространство.
  • Если шестимесячного ребенка придерживать за корпус, он может стоять на ровной поверхности, уверено опираясь на ноги.


Развитие детей в шесть месяцев по Комаровскому

Разные педиатры составляют свои таблицы развития детей по месяцам. Самый известный российский педиатр Комаровский на своем сайте также приводит таблицу примерного развития детей 5-6 месяцев. В этой таблице приведены различные показатели. В целом развитие каждого конкретного малыша оценивается в баллах. Оптимальной оценкой считается 30 баллов.

Оценка 27-29 баллов расценивается как вариант нормы. Более низкие оценки по этой таблице могут свидетельствовать как о легкой задержке развития, так и о более сильном отставании. Оценивая общее развитие по Комаровскому, также необходимо учитывать все факторы жизни: воспитание, режим, настроение ребенка, условия, в которых проживает малыш.

Развитие недоношенных детей

Ребенок, который родился до 37 недели беременности, считается недоношенным. Родителям недоношенных детей особенно важно следить за развитием малыша, чтобы вовремя выявить отставание и принять меры для устранения такого отставания. Поэтому средние темпы развития недоношенных детей это то, что должен знать каждый родитель такого малыша. В целом развитие недоношенного младенца протекает медленнее, чем у малыша, родившегося в срок.

Также эти нормы отличаются в зависимости от веса новорожденного. Дети с более высоким весом при рождении, как правило, развиваются быстрее, чем совсем маловесные дети. Как правило, к возрасту шести месяцев недоношенные дети догоняют своих сверстников, родившихся в срок, и могут делать практически все то, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, родившийся доношенным.

К этому возрасту масса тела малыша утраивается по сравнению с массой при рождении. Он пытается переворачиваться со спины на живот. Малыш узнает свою маму и своих родных. При появлении знакомого взрослого в поле зрения, он проявляет комплекс оживления: гулит, машет ручками и ножками, улыбается и смотрит в глаза взрослому.

Появляются первые лепетные звуки и слоги. Недоношенный ребенок в этом возрасте начинает интересоваться игрушками, пытается брать их в руки и тянуть в рот. В целом развитие недоношенных детей к полугоду жизни практически сравнивается с развитием обычных детей. Спустя полгода после рождения для родителей наступает время активного общения с малышом.


6 месяцев – время активного познания окружающего мира

В возрасте полугода маленький человек активно познает окружающее пространство. Он уже способен передвигаться – малыш может доползти до интересующего его предмета, потрогать этот предмет. Но как правило, он изучает интересующие предметы всеми органами чувств: не только рассматривает и трогает их, но и тянет в рот. Так малыш познает окружающий мир. Этот способ познания мира у некоторых детей сохраняется и в 1 год. А некоторые малыши тянут предметы в рот и в 2 года.

Прикорм по Комаровскому в последние годы стал популярной темой среди будущих и состоявшихся молодых мам. К советам этого врача прислушиваются многие родители, даже бывалые мамы и папы с несколькими детьми. Харизматичность и собственный взгляд на педиатрию Евгения Комаровского как детского специалиста вселяет в родителей уверенность в его рекомендациях.

Появление новых продуктов в рационе грудничка - увлекательный этап в жизни молодых родителей и малыша. Но введение прикорма по Комаровскому может отличаться от рекомендаций наблюдающего ребенка педиатра. К какому специалисту прислушиваться - решать родителям.

Большинство молодых мам не видят существенной разницы между определениями «прикорм» и «докорм», но на самом деле это два совершенно разных слова.

Понятие «докорм» применимо, когда ребенку не хватает , и его недостаток возмещают или заранее , либо молоком домашних животных (что крайне нежелательно). В таком случае говорят, что грудничок находится на смешанном вскармливании.

Прикорм означает, что ребенок получает пищевые продукты в дополнение к своему обычному рациону - материнскому молоку или смеси. Цель прикорма - адаптировать и приучить организм малыша к «взрослой» пище.

Когда вводить?

Первый год развития ребенка считается важнейшим в педиатрии, и питание на этом этапе имеет огромное значение. Первый прикорм согласно таблице введений по Комаровскому важно давать не раньше, чем ребенку исполнится 6 месяцев. В этом случае совершенно неважно, какое основное питание малыш получает - материнское молоко или адаптированную смесь.

Доктор Комаровский считает, что если до 6 месяцев развитие ребенка находится в пределах нормы, то ему не нужны какие-либо дополнительные пищевые продукты, кроме грудного молока и смеси.

Нежелательно вводить первый прикорм и позже этого срока. При вводе в детский рацион новых пищевых продуктов ребенок получает питательные вещества, которые необходимы для роста и развития его организма. Также при запоздалом введении первого прикорма в виде твердой пищи не начинают формироваться такие навыки, как жевание и мелкая моторика.

Шестимесячные дети с помощью жевания готовят десны к прорезыванию первых зубов, а во время игры с пищей у ребенка развивается мелкая моторика. К тому же однообразное питание у малышей старше 6 месяцев может привести к отставанию в росте.

Своевременное введение прикорма по таблице Комаровского укрепляет здоровье ребенка, позволяет ему правильно развиваться в психоэмоциональном и физическом направлении.

Преимущества и недостатки раннего прикорма

Молодые мамы часто слышат от окружающих, что можно начинать раньше, чем рекомендует современная педиатрия. Чем старше малыш, тем чаще станут звучать доморощенные советы относительно прикорма желтком, кашей и другими продуктами.

В наше время, если кормящая мама правильно и разнообразно питается, или ребенок получает качественную адаптированную смесь в качестве заменителя грудного молока, то необходимости предлагать прикорм до 6-месячного возраста нет. Пользы от слишком раннего введения прикорма тоже нет, скорее, это причинит вред ребенку.

Например, могут возникнуть и организма. Вот почему вопрос о введении прикорма должен быть детально рассмотрен родителями. Чтобы получить исчерпывающую информацию, они могут изучить таблицу прикормов по Комаровскому.

Правила введения

Доктор Комаровский советует придерживаться следующих рекомендаций при введении прикорма:

  1. Любой продукт нужно предлагать осторожно и постепенно. Для начала достаточно одной чайной ложки или глотка новой пищи, а затем ребенок докармливается своим привычным питанием - молоком или смесью. Если кожные покровы и слизистые, стул и сон малыша останутся неизменными, количество прикорма можно повышать.
  2. Если возникли сомнения, например, на щечках ребенка появились шелушащиеся пятна, или ночью он чаще просыпался и хуже спал, с новым продуктом желательно повременить, оставив все, как есть.
  3. Если болезненные проявления, например, аллергическая реакция организма, стали очевидны, новую пищу вводить до исчезновения признаков неблагополучия не рекомендуется.
  4. Нельзя вводить новый продукт в период заболевания, за 3 дня до проведения и в течение 3 дней после нее.
  5. Если ребенку не нравится какой-то продукт или он ест его с неохотой, настаивать не следует.

С каких продуктов надо начинать

Кто-то считает, что первый прикорм начинается с овощей, другие уверены, что это фрукты, ну а третьи настаивают на том, что впервые прикармливать малыша нужно кашей, приготовленной на грудном молоке.

По правилам введения прикорма по Комаровскому начинать прикорм лучше с кефира. Специалист объясняет это тем, что с рождения пищеварительная система ребенка успела привыкнуть к молочной продукции, и кефир является их ближайшим аналогом.

К тому же, кефир содержит массу кисломолочных бактерий, которые укрепляют иммунную систему и снижают вероятность развития кишечных инфекций. Кефир качественно снижает нагрузку на еще не окрепшую печень грудничка и положительно влияет на процессы пищеварения в организме.

Схема введения прикорма по Комаровскому рекомендует введение нового продукта в утренние часы, постепенно замещая им основное кормление ребенка. В первый раз для пробы грудничку предлагается совсем немного кефира - не более 2 чайных ложек. Если негативные реакции со стороны организма отсутствуют, в следующие дни дозу кефира можно смело повышать, до тех пор, пока ребенок не начнет съедать по 150 мл за целое кормление без докорма.

Через 5-7 дней после этого в рацион ребенка вводится второй новый продукт - творог. Безусловно, вводится он на фоне относительного здоровья грудничка и отсутствия у него побочных эффектов на новую пищу. Шестимесячному малышу достаточно употреблять 30 гр творога каждый день, с 9 месяцев эта цифра увеличивается до 50 гр. Если в натуральном виде творог малышу категорически не нравится, доктор Комаровский советует добавить в него небольшое количество сахара.

После того, как ребенок привыкнет к кефиру и творогу, то есть кисломолочная продукция будет заменять у него одно утреннее кормление (обычно на это уходит 10 дней), врач советует ввести в детский рацион молочно-крупяную кашу (рисовую, овсяную или гречневую), заменив ею вечернее кормление.

Схема прикорма по Комаровскому рекомендует введение овощей и фруктов только к 8 месяцу жизни малыша. При этом начинать нужно с овощных отваров и только после них можно предлагать грудничку овощное пюре или суп. Через 2 недели в рацион можно добавить желток яйца и мясо, соответственно таблице прикорма по Комаровскому по месяцам.

Схема введения

Таблица прикорма по Комаровскому выглядит следующим образом:

Новый продукт 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Кефир, мл 5-30 50-70 90-100 100 100 100 100
Творог, гр 5-20 20-30 40-50 50 50 50 50
Печеное яблоко, гр 5 - 30 40-50 50 50 70 70
Овощн. пюре, гр 5-70 90-100 120-150 150 180-200
Сок, мл 5-10 15-20 20-30 40-50 60-70
Молочн. каша, гр 5-70 90-100 120-150 150 180-200
Желток, шт. 0,25 0,5 1 1 1
Мясное пюре, гр 5-30 40-50 60-70 70
Рыбное пюре, гр 5-20 30 40
Растит.

масло, мл

1 3 3 3 3 3

Готовить самим или покупать?

Готовить прикорм самостоятельно или приобретать готовые блюда в специализированных отделах, молодая мама должна решить самостоятельно. Нельзя сказать, что лучше, наверняка. И у фабричного, и у домашнего детского питания имеются свои преимущества и недостатки.

Плюсы фабричной продукции :

  • экономия времени для мамы;
  • возможность взять с собой в поездку или на прогулку;
  • комфортная консистенция продукта;
  • обогащение пищи дополнительными витаминными и минеральными комплексами, ;
  • поликомпонентность продукции, которую не всегда можно достичь в домашних условиях.

Минусы фабричного детского питания :

  • большие финансовые затраты;
  • срок хранения открытой баночки готового питания не превышает 24 часов в условиях холодильника, что крайне невыгодно в самом начале введения прикорма;
  • хранить вскрытую упаковку каши можно не более 2 недель;
  • вкусовые качества овощных пюре серьезно уступают домашним блюдам.

Плюсы блюд, приготовленных своими руками :

  • финансовая экономия;
  • вкус обычно лучше, чем у покупных продуктов;
  • можно корректировать консистенцию и вкус блюда по собственному усмотрению.

Минусы домашних блюд:

  • много времени уходит на покупку и ежедневную готовку блюд специально для крохи;
  • невозможность приготовить продукт вне дома.

При введении прикорма и новых пищевых продуктов в рацион грудничка всегда нужно придерживаться правил, которые рекомендует наблюдающий ребенка педиатр и/или доктор Комаровский, чтобы не подвергнуть детское здоровье опасности.

Любые эксперименты с прикормами, по мнению Комаровского, нужно отложить до того момента, пока малышу не исполнится 6-7 месяцев. Чем старше малыш, тем меньший риск представляют для него блюда с непривычными продуктами.

Следует помнить, что введение первого прикорма согласно таблице Комаровского еще не означает, что нужно отказываться от грудного вскармливания. Безусловно, новые пищевые продукты необходимы для развития и роста малыша, который уже достиг 6 месяцев. Но материнское молоко - это именно тот продукт, в котором ребенок до года нуждается больше всего. Обычно к 1 году ребенок окончательно переходит на «основное» питание, но одно кормление грудью нужно оставить минимум до 12 месяцев.

Полезное видео о введении прикорма по Комаровскому

Мне нравится!

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.