Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами музыки. Методики оценки уровня развития эстетического воспитания учащихся Методики определения уровня художественной культуры младших школьников

Суханова М.В.,

учитель музыки высшей категории.

Диагностика эстетической воспитанности учащихся.

1. Особенности эстетического воспитания

Наиболее интенсивное эстетическое развитие личности происходит в рамках школьного возраста. При этом для каждой возрастной группы учащихся характерны определенные этапы эстетического развития, связанные с физиологическими и индивидуально-психологическими особенностями, а также со спецификой взаимодействия ведущей и эстетической деятельности.

В чем же заключается специфика организации эстетического воспитания младших школьников?

При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость .

Ведущими мотивами эстетической деятельности у детей младшего и среднего школьного возраста выступают интересы (склонности, предпочтения). Психологи особо выделяют эстетический мотив поведения, который превалирует над познавательным, этическим, органическим и другими мотивами и включается в наиболее сложные формы поведения, различные связи с игровой, учебно-познавательной, трудовой и спортивной деятельностью детей, в разнообразные формы общения.

Таким образом, научно обоснованные психологами возрастные особенности являются основополагающими при разработке педагогической теории эстетического воспитания. Как утверждает Л.П. Печко, «уже на начальном и среднем этапах обучения можно развивать у детей эстетическое видение и формировать эстетически - художественный вкус, а также прививать навыки осмысленного подхода к эстетическим явлениям» .

Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию, как эстетической восприимчивости, так и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. По сравнению с другими компонентами эстетического воспитания эстетический вкус школьников является наиболее педагогически управляемым личностным образованием. На его формирование оказывает влияние эмоциональная оценка воспринимаемых явлений, приобретаемые эстетические представления и понятия.

Эстетические суждения, по В.С. Кузину, у учащихся I-II классов формируются в процессе обучения и характеризуются краткостью, перечислением деталей, описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого, отсутствием сравнения, обобщений, переноса на другие предметы и явления действительности. В суждениях не прослеживаются самостоятельность, оригинальность, аргументированность. Данная характеристика эстетических суждений, по мнению ученого, определяет первый уровень развития, который является важным в дальнейшем. Под влиянием целенаправленного обучения у школьников впервые происходит определенная систематизация имеющихся представлений, затем - интенсивное овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что поднимает мышление, память, эмоционально-волевые качества личности на качественно новый, более высокий уровень развития. В дальнейшем суждения учащихся все больше характеризуются осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной. Нередко в суждениях можно наблюдать обобщение, сравнительный анализ идейно-эстетического содержания в изучаемых произведениях искусства и явлениях действительности.

Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. Созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний (О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак).

В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.

Художественно-эстетическая деятельность , способствующая реализации основных потребностей младших школьников, может быть выделена как самостоятельная, а не производная от познавательной, трудовой деятельности и общения.

Два основных направления деятельности по эстетическому воспитанию учащихся:

созерцательно-оценочное - восприятие прекрасного, наслаждение им, умение отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, пошлого, низкого в общественной жизни, природе, труде, быту и искусстве;

деятелъностно-активно-творческое - способности, умения и навыки вносить красоту в жизнь и быт, в природу, труд, создавать и приумножать прекрасное в окружающей нас среде, стремление преобразовывать ее в интересах человека.

Таким образом, задачами эстетического воспитания являются:

Обогащение и уточнение начальных эстетических представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства;

Формирование эстетических (художественных) понятий, суждений, оценок (способности понимания прекрасного в искусстве, природе, явлениях общественной жизни, быту);

Развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование эстетической потребности;

Выявление и развитие художественно-творческих способностей;

Формирование умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности;

Воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.

2. Методики диагностирования эстетической воспитанности

При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а несколько. Это может быть наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

3. Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников

Изучение результатов и эффективности процесса эстетической воспитанности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность этого процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя, по отношению к нему, среда.

Исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

1) В музыкальной деятельности;

2) В изобразительной деятельности;

Диагностика 1.
(по методике Л.В. Школяр «Выбери музыку»).

Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 теста, каждый из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1 тест: Э. Григ «Одинокий странник»;

П. Чайковский «Утреннее размышление»;

Э. Григ «Смерть Озе».

2 тест: А. Лядов Прелюдия d-moll;

П. Чайковский «Баркарола»;

Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждом тесте схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Тест 1

Класс

Количество

учащихся

Уровни

Соотношение в %

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Тест 2

Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту (суммируются результаты двух тестов).

Класс

Количество

учащихся

Уровни в %

Высокий

Средний

Низкий

Диагностика 2.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:

Серов В.А. Девочка с персиками.

Ренуар О. Читающая девочка.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы:

1) «О чем думают эти дети»?

2) «Какие они по характеру»?

3) «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Тест

Класс

Количество

учащихся

Уровни

Соотношение в %

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Диагностика 3 (анкетирование каждого учащегося).

Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.

Вопрос

Ответ

Да

Иногда

Нет

Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)?

Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др.

Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др.

Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.).

Посещаешь ли ты библиотеку?

Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет?

Вежлив ли ты в общении с одноклассниками?

Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве?

Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи?

В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.

Обработка анкеты:

30-21 балл – высокий уровень

20-11 баллов – средний уровень

10 и менее баллов – низкий уровень.

Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.

Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.

Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Диагностика 4.

Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.

Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности

Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне.

Диагностика 5.

Методика ранжирования.

Предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

Расставить слова из предложенного списка в поочерёдности согласно степени личной значимости. Музей, кино, театр, зоопарк, картинная галерея, цирк, концерт классической музыки, столовая, дискотека, улица, спортивная секция, кружок по интересам, магазины.

Высокий уровень - дети предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.
Средний уровень - театр, кино, зоопарк, цирк.

Низкий уровень - столовая, дискотека, улица, магазины.

Общий уровень эстетической воспитанности.

Класс

Кол-во

Диагностика 1

Диагностика 2

Диагностика 3

Диагностика 4

Диагностика 5

Общий результат

Обработка результатов:

Суммируются результаты высокого уровня по пяти диагностикам, затем делятся на 5.

Аналогично подсчитываются результаты среднего и низкого уровня.

Таким образом, получается общий результат уровня эстетической воспитанности.

Заключение.
Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

    показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

    показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;

    показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Литература

1. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск, 2001.

2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.

5. Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, 1974.

6. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). - М.: Просвещение, 1966.

  • Тема 4. Основы деятельности классного руководителя
  • 1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их
  • 2. Обоснуйте воспитательное значение ученического коллектива
  • 3. Охарактеризуйте стадии (этапы) развития коллектива
  • 1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»
  • 3. С целью формирования более полного и четкого представления о содержании направлений воспитательной работы составьте ряд ключевых терминов
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры
  • 5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса
  • Тема 7. Диагностика воспитанности
  • 1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
  • 2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
  • 3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам:
  • 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий:
  • 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»:
  • Тема 8. Формы организации воспитательного процесса
  • 1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей?
  • 2. Напишите, какие условия необходимо соблюдать, для того чтобы игра выполняла воспитательную функцию:
  • 3. Назовите обязательные признаки шоу-технологии:
  • 4. Укажите отличия в организации состязательных форм воспитательной работы.
  • Тема 9. Методы воспитания
  • 1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:
  • 2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.
  • 3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.
  • 4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.
  • 5. Для освоения технологии организации диспута подготовьте программу диспута с подростками (или старшеклассниками) на актуальную для данного возраста тему и подберите соответствующую литературу.
  • 6. Опишите алгоритм применения похвалы:
  • 7. Составьте рекомендации для применения метода наказания.
  • Тема 10. Современные технологии воспитания
  • 1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:
  • 2. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» , раскройте содержание этапов (алгоритмов) технологии организации коллективной творческой деятельности:
  • 3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (??), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной н.П. Капустиным:
  • 4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры

    1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

    3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

    5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса

    Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

    Выявите сущность и специфику художественного воспитания (в отличие от эстетического):

    Художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Формирует художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.

    ____прекрасное____ и безобразное,

    трагическое и _____комическое___,

    ___возвышенное___ и низменное.

    6. Ознакомившись с содержанием приоритетных стратегий воспитания, рассмотрите правомерность и целесообразность реализации комплексного подхода к определению содержания воспитания

    Например, каким образом «сочетаются», «переплетаются», «складываются» различные направления воспитательной работы при организации следующих дел:

    а) в конце апреля уборка и благоустройство учащимися пришкольного участка: личностный - самосознание; ценностный - нравственность; деятельностный - трудолюбие, экологическая направленность.

    б) подготовка и показ школьниками кукольного спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро для детей детского дома: гуманистический, художественно-эстетический, комплексный, духовно-нравственный.

    в) ко Дню именинника девочки приготовили для одноклассников следующие холодные закуски: культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный.

    Тема 7. Диагностика воспитанности

    1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:

    внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;

    оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;

    «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;

    «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.

    "

    дискуссия ^

    журнал научных публикаций V

    А. Е. Парамонова, аспирант, кафедра культурологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

    В условиях нарастания информационного потока, перенасыщения окружающей среды продукцией массовой культуры сужается поле для непосредственного контакта человека с подлинными произведениями культуры, обладающими высоким духовно-нравственным потенциалом. В современной социокультурной ситуации трансформации, а зачастую и девальвации ценностей возрастает значимость эстетического воспитания ребенка. Оно призвано стать гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. Это актуализирует проблему диагностики, формирования и развития эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

    Сегодня педагоги находятся в поиске средств, позволяющих противостоять агрессивным и деструктивным воздействиям среды, выступая против обозначившейся в системе образования тенденции вытеснения этико-эстетической сферы на второй план. Одно из таких средств - развитие эстетических чувств детей. Ведь эстетические чувства - это та сфера, в которой соединяются представления личности об эстетическом и нравственном, о триаде основополагающих ценностей, Истине, Добре и Красоте.

    Эстетические чувства - непосредственные эмоциональные переживания личностью своего эстетического отношения к явлениям художественной культуры или

    повседневной действительности, начальная структура эстетического сознания, но вместе с тем его конечный результат. Процесс развития эстетических чувств - целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности младших подростков по развитию эмоциональной отзывчивости при общении с явлениями художественной культуры и в повседневной жизни, способности выражать свои эмоции и оценку художественных явлений с позиции единства нравственного и эстетического содержания, понимания взаимосвязи этического и эстетического. Изучением процесса развития эстетических чувств занимались такие исследователи, как Л. Л. Алексеева, Е. Ю. Волчегорская, А. И. Пайгу-сов, Н. Г. Тагильцева, А. Ф. Яфальян и др. Однако авторы подобных исследований не акцентировали внимание на теоретико-проблемных аспектах диагностики эстетических чувств в младшем подростковом возрасте.

    Понимая под педагогической диагностикой совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса в целом, процесса развития учащихся, формирования у них знаний, умений, навыков, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия, мы полагаем, что педагогическая диагностика

    дискуссия

    журнал научных публикаций

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

    является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика развития эстетических чувств младших подростков включает определение и обоснование компонентов структуры эстетических чувств в младшем подростковом возрасте, критериев и уровней их развития. Структуризация эстетических чувств младшего подростка, выявление показателей и критериев их развития дает возможность проводить диагностику уровней развития эстетических чувств в конкретных педагогических условиях, выбирать наиболее эффективные формы и методы работы с детьми младшего подросткового возраста.

    Исследователи А. И. Буров, Л. П. Печ-ко, Е. М. Торшилова и другие говорят о ведущей роли чувств в познании мира ребенком. По мнению Л. С. Выготского, человек вбирает и синтезирует огромный общечеловеческий опыт посредством чувств. И посредством чувств человек отражает свое отношение к миру1. Эстетические чувства, как и другие виды чувств, имеют социальную природу и связаны как с восприятием, так и с образованием. Н. А. Дмитриева утверждает, что какими бы ни были воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является задача дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного - эстетическому чувству, которое заложено в каждом из нас2. Развитие эстетических чувств ведет к социализации личности, так как эстетические чувства актуализируются не только при общении с искусством, но и в повседневной жизни человека.

    В связи с этим внимание привлекает младший подростковый возраст, так как в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка наиболее уязвима и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Сравнивая младшего подростка (10 - 12 лет по периодизации Д. Б. Эльконина) с младшим школьником, одной из важных возрастных особенностей которого является эмоциональная отзывчивость, мы можем говорить о гораздо более тонкой и антино-мичной структуре эмоциональной сферы. Выделяемый психологами «подростковый комплекс» включает в себя не просто повышенную эмоциональность, вспыльчивость,

    возбудимость, внушаемость, но также постоянное противоречие, смешение чувств у младших подростков (чувствительность к оценке окружающих и чрезмерная самонадеянность, сентиментальность и черствость, застенчивость и показная независимость, стремление к самостоятельности и вызову - и стремление быть «как все»). Кроме того, в подростковом возрасте зачастую доминируют отрицательные эмоции, чувство тревожности, неуверенность в себе, присутствует рассогласованность в эмоциональной сфере.

    В младшем подростковом возрасте у ребенка все более выявляется стремление к самопознанию, формированию мировоззрения, собственной системы принципов и ценностей. К основным новообразованиям этого возраста относят также сознательную регуляцию своих поступков, умение учитывать чувства свои и других людей, ориентироваться на них в своем поведении. Поэтому в вопросе о необходимости развития эстетических чувств младшего подростка речь идет не только о развитии, но и об упорядочении, коррекции эмоциональной сферы.

    Особенность развития эстетико-эмо-циональной сферы младшего подростка в том, что не всегда бурное внутреннее переживание эстетического в искусстве и в жизни адекватно отражается и проявляется у младшего подростка внешне, влияет на поведение. Задача педагога на данном возрастном этапе - добиваться не только глубокого эмоционального переживания, которое зачастую и так присутствует, а соответствия внутреннего переживания и внешнего проявления, которое выражается не только в мимике или движении, но также и в оценке и в поведении. Одним из важных является момент, связанный с пониманием младшим подростком неразрывной взаимосвязи этического и эстетического. Не последнюю роль играет и мотивация. Интерес к эстетической деятельности, стремление к общению с эстетическими объектами - это один из показателей развития эстетических чувств младшего подростка. Таким образом, отличие процессов развития эстетических чувств у младших подростков и воспитуемых другого возраста, прежде всего, основывается на различии выделенных психологией возрастных особенностей и более всего проявляется в особенностях внешнего поведе-

    дискуссия

    журнал научных публикаций

    ния и оценке младшим подростком себя, других, окружающего мира, эстетических объектов.

    В результате проведенного исследования автор выявил многокомпонентную структуру эстетических чувств младшего подростка, включающую эмоциональную отзывчивость, внешнее проявление эмоций, понимание единства и взаимосвязи этического и эстетического. Данная структура была определена нами на основе психолого-педагогических исследований О. Н. Апана-сенко, Л. М. Предтеченской, Л. А. Рапацкой, а также исследователей структуры эстетического сознания личности Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

    Эмоциональная отзывчивость предполагает выразительное проявление эмоций по отношению к объектам и явлениям действительности, а также к явлениям художественной культуры; внешнее проявление эмоций - это, прежде всего, наличие адекватной и соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию оценки и поведения при общении с объектами и явлениями действительности, а также явлениями художественной культуры; понимание единства и взаимосвязи этического и эстетического - важнейший элемент данной структуры, который включает понимание метакатегории эстетического не только по отношению к явлениям художественной культуры, но также и к явлениям жизни, которые включают и эстетику поступка, и эстетику поведения, и эстетическое отношение к человеку.

    Выделяется несколько уровней развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте. На высоком уровне развития эстетических чувств младший подросток выразительно проявляет свои эмоции по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры (на уровне поведенческих реакций, оценочного суждения - соединяя интуитивное и субъективное с интеллектуальным). Обнаруживается высокий уровень осознанности своего эмоционального состояния и его проявлений, высокий уровень сознательного стремления к развитию и самосовершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии с пониманием единства и взаимосвязи этического и эстетического.

    На среднем уровне младший подросток проявляет адекватность восприятия по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры на уровне оценочного суждения, однако это суждение носит логико-когнитивный характер и сопровождается низким уровнем внешнего проявления эмоциональности. О среднем уровне развития эстетических чувств также будет свидетельствовать то, что младший подросток достаточно ярко выражает свои эмоции по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры, однако не воспринимает это осознанно, на логико-когнитивном уровне.

    На низком уровне развития эстетических чувств у младшего подростка наблюдается слабый эмоциональный отклик по отношению к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также при общении с артефактами художественной культуры. В восприятии эстетических объектов преобладает логическое констатирование (пересказ явления, события, сюжета, содержания), наблюдается неумение передать эстетическое своеобразие явления действительности или произведения искусства. Оценка эстетических явлений зачастую ошибочна. В суждениях наблюдается разрыв в понимании этического и эстетического.

    Таким образом, теоретический аспект диагностики развития эстетических чувств младших подростков включает в себя обобщение возрастных особенностей младших подростков, определение структуры категории «эстетические чувства», критерии и показатели их развития в младшем подростковом возрасте. Представленные в статье теоретические аспекты диагностики развития эстетических чувств младших подростков могут быть использованы для определения эффективных форм и методов развития эстетических чувств, выявления качественных изменений динамики процесса развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте.

    1. Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции. М. : Лабиринт, 2001. С. 35.

    2. Дмитриева Н. А. Вопросы эстетического воспитания. М. : Искусство, 1956. С. 3.

    ьства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

    Уровень эстетической воспитанности личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворяться только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.

    Эстетическое воспитание существенно обогащает формирование личности. Знания становятся мировоззрением и убеждениями школьника, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями. Большую роль в их формировании играют произведения искусства, отражающие все многообразие жизни. Вместе с тем сущность произведений искусства помогает школьникам правильно оценить их художественные достоинства.

    Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала. Развитие эмоциональной сферы и усвоение определённых знаний из области искусства, а также развития эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности».

    Из этого следует, что в последнее десятилетие эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.

    Изучение теоретических основ эстетического воспитания личности позволило установить, что его сущность базируется на следующих принципах (по М.А. Бесовой) :

    1. Принцип эстетики детской жизни и эстетической организации деятельности коллектива;

    Умение создавать красоту в повседневной жизни не приходит к человеку само по себе, неизвестно откуда. Эту способность необходимо воспитывать с детства. Поэтому важно сделать красивым само детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая одежда, эстетическое окружение - двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Добрые отношения учителя и детей, детей друг с другом. Всё это создает эстетичную воспитывающую среду - важнейший фактор воспитания.

    2. Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания.

    Этот принцип означает, что искусство (и эстетическое воспитание) должно воздействовать на детей во всех сферах жизни, во все возрастные периоды.

    Всеобщность - значит для всех, способных и не способных, талантливых и обычных детей. Эстетическое воспитание рассчитано не на воспитание музыканта, поэта, художника, а на воспитание слушателя, зрителя, читателя.

    3. Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

    Первые нравственные представления и заповеди ребенок получает из произведений искусства: сказок, фильмов, спектаклей, песен, потешек. Оценивая поступки ребенка, взрослые часто используют эстетические категории: красиво - некрасиво. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок - это еще не красивый поступок.

    4. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства.

    Все виды искусства обладают единой образной природой и тяготеют к взаимодействию.

    Чем больше органов чувств участвуют в восприятии произведений искусства, тем более глубокое впечатление они производят. Музыка и живопись, поэзия и музыка, скульптура и музыка, живопись и литература, музыка и танец - все эти сочетания углубляют, обогащают друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Поэтому, где можно, следует объединять разные виды искусства.

    5. Принцип творческой самодеятельности школьников.

    Каждый человек с детства стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого - художественное творчество. Кроме того, ребенок, - активная личность, потому его нельзя рассматривать лишь как объект воздействия со стороны искусства, а его общение с искусством - лишь в созерцательном плане. Необходимо включать ребенка в активные занятия искусством, в творческую деятельность: в хоровое пение, рисование, лепку, танцы, спектакли школьного театра.

    Сущность эстетического воспитания учащихся заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования и воспитания, по мнению Е.В. Петушковой, - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя».

    1.2 Эстетическая воспитанность как результат эстетического воспитания

    психологический педагогический воспитанность школьник

    Современные требования общества к повышению эффективности эстетического воспитания учащихся обусловливают необходимость мониторинга качества данного процесса, осуществление педагогической диагностики его результативности. Анализ педагогической литературы показал, что при определении результативности воспитательного процесса ключевым понятием является «воспитанность».

    Воспитанность - это степень соответствия личностного развития учащихся поставленной педагогами цели и результат воспитательного процесса .

    Эстетическая воспитанность - результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания .

    Педагогам, занимающимся формированием эстетической воспитанности школьников, следует помнить, что в его основе лежит органическое единство развитых способностей, эстетического восприятия, эмоционального переживания, воображения, образного мышления, а также определенный запас художественно-эстетических впечатлений и представлений учащихся. Вместе с тем эстетическая воспитанность включает в себя и наличие эстетического вкуса, под которым понимается способность чувствования и оценки совершенного и несовершенного в искусстве и в жизни .

    Применительно к младшему школьному возрасту понятие «эстетическая воспитанность» определяется как единство эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявление их в художественно-творческой деятельности и в поведении. Как отмечает С.А. Аничкин, «чем успешнее осуществляется эстетическое воспитание, тем выше уровень эстетической воспитанности младшего школьника» .

    Таким образом, диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности учащихся дает возможность степень соответствия реально достигнутого результата эстетического воспитания изначально поставленной цели и позволяет судить об эффективности данного процесса.

    Данная категория рассматривается как цель и результат процесса эстетического воспитания личности. Так, по мнению Г.А. Петровой, эстетическая воспитанность учащихся «представляет собой сложное целостное единство, которое включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные качества эстетического сознания и эстетической деятельности .

    По мнению исследователя С.Г. Корниенко, «структуру эстетической воспитанности можно представить в виде последовательной цепочки взаимообусловленных составляющих: потребность-мотив-знание (представления, понятия, факты) - суждение-убеждение (вкус) - действия - деятельность - поведение - привычка (пронизана эстетическим чувством)» .

    О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак в эстетической воспитанности личности выделяют следующие сущностные объекты: «развитие эмоциональной сферы личности, переда учащимся необходимых художественных знаний и развития их творческого потенциала» .

    На основании теоретического материала можно сделать вывод, что эстетическая воспитанность личности, без сомнений имеет интегрированный характер. На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности младших школьников. Их структура имеет следующие элементы:

    Øкогнитивный: эстетические представления и знания учащихся, (информированность) в области искусства;

    Øэмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения;

    Øдеятельностный: практические умения и навыки эстетико предметной деятельности, проявление творческой активности.

    Изучение степени сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. (Табл. 1.1) [, 5 c. 24]

    Когнитивный Эмоционально-побудительныйДеятельностный 1. Запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном; 2. Наличие основ знаний об эстетически значимых предметах и явлениях, их качествах (звуковых, колористических, пластических и т.д.); 3. Понимание особенностей выразительных средств различных видов искусства; 4. Способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетиче

    ыл проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, мы снова произвели срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Поскольку методики диагностики были аналогичны тем, что и на первом этапе констатирующего эксперимента. Опишем лишь новые. Нами были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

    Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

    Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

    Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

    1.Хорошая жизнь - это ….

    Лучше всего я чувствую себя, когда ….

    Мне хорошо, когда вокруг….

    Мне нравится смотреть на ….

    Я люблю ходить в ….

    Мне нравиться на уроках ИЗО….

    Мне нравится, когда мои работы….

    Я вижу прекрасное (красивое) в….

    Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 8 (44,5%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 9 (50%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок (5,5%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

    Диаграмма 2.4

    Также была проведена методика ранжирования , которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

    Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

    Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица ) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

    Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (44,5%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 7 (38,9%) - театр, кино, зоосад; 2 (11,1%) - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

    Диаграмма 2.5

    По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у учащихся 1 «В» класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2.6) и диаграмме.

    Уровень сформированности эстетической воспитанности

    Условные группыУровниКоличество учащихсяАбсолютное соотношениеПроцентное соотношение, %1 группаВысокий844,5%2 группаСредний844,5%3 группаНизкий211,2%

    Диаграмма 2.6

    По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2.7) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

    Условные группыУровниНа началоНа конецКол-ое соотн-иеПроц-ое сотн-ие, %Кол-ое соотн-иеПроц-ое соотн-ие, %1 группаВысокий735,5844,52 группаСредний838,5844,53 группаНизкий326212

    Диаграмма 2.7. Уровень сформированности эстетической воспитанности на начало и на конец исследования

    Из этой диаграммы видим, что после формирующего эксперимента показатели эстетической воспитанности повысились. Эстетическая культура у учащихся стала на много выше, тогда как до эксперимента этот уровень был низкий.

    Заключение

    При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей школьного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности школьников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

    Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

    vпоказателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

    vпоказателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

    vпоказателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

    Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

    Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

    Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

    Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

    Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

    Литература

    1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

    2.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

    Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

    Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

    Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006-2010 года. - Минск: НИО, 2007. - 64 с.

    Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010 - 52 с.

    Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, - 1998 - №4 - С. 30-32

    Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.

    Паздников, М.А. Реформа школы и художественно-эстетическое образование в Республике Беларусь / М.А. Паздников // Педагогическое образование и наука: История и современность: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт., 2009 г. В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун - т им. М. Танка; редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бурщик, А.И. Андарало [и др.]. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 13 - 14

    Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

    Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белоруской педагогике в современном образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010 - №3 - С. 5-9

    Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.

    Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 -

    Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с.

    Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с.

    Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А