Презентация на тему профилактика девиантного поведения. Презентация на тему "Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения". Основные приемы психолого-педагогического воздействия

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Презентация скачана с сайта Psy. 5 igorsk. RU Первый психологический портал Пятигорcка.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих Поступки: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Мелкое хулиганство; Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками

Асоциальное поведение уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений Поступки: Побеги из дома; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика

Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности Поступки: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен; Алкоголизм; Суицид

После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Коля без спроса берет тетрадки.

1. Семья интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, насилие над ребенком, раздоры, конфликты в семье.

2. Наследственность - нарушения в физическом и психологическом здоровье вследствие конституционной предрасположенности: Поражение нервной системы при родах; Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии; Физические дефекты; Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика

3. Проблемы в подростковом возрасте Последствия: Конфликтное отвержение со стороны сверстников; - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения; - Принуждение совершать поступки против воли

4. Отсутствие прочных социальных связей Возможные последствия: Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми; В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях; Постоянное желание восставать против чего-либо; Чувство брошенности и ненужности

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕВИАЦИЙ: Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением с помощью наблюдения, анкетирования, беседы); Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты; Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений; Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса; Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия; Анализ динамики развития. Корректировка программы развития

Профилактика девиантного поведения Раннее выявление (диагностика); Проведение классных часов по профилактике суицидального поведения, употребления ПАВ и т. д. Беседы специалистов с учащимися

Виды коррекции: Педагогическая (включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального» и «реального Я» ; помощь в выборе профессии); психофармакологическая; психотерапевтическая; психологическая

Формы воздействия: ласка, шутка, поощрение, строгий тон, создание группы общения, приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности

это дети с повышенной эмоциональной возбудимостью Формы воздействия: мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения; коррекционно-воспитательная работа -

Импульсивны, никто не может предсказать, что они сделают в следующий момент. Действуют они, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадают в неприятные ситуации. Они чрезмерно вспыльчивы, не говорят, а кричат, спорят, доказывают, оправдываются. Нуждаются в коррекции внимания и воспитании усидчивости.

Не чувствительны к замечаниям, внушениям, рациональным разъяснениям. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают себя "героями" или "жертвами". Истеричные подростки тонко чувствуют отношение к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образным языком, в таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка и использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство подростка и дать ему понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед ним. Их необходимо выслушать, а затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать досуг ребенка.

обычно не вовлекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально, то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала, успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного "безответственного" отношения.

не выносят однообразия и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии, разнообразить жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься ими. Необходимо только направлять в социальное русло развитие личности такого подростка, т. к. оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные поступки.

адаптируются к своей микросреде настолько, что даже небольшие перемены в их окружении вызывают у них негативизм. Они предпочитают стабильность существования. В этом жизненном правиле отражается отсутствие у них самостоятельности и гибкости мышления. Подростки спокойно существуют в монотонной, стабильной обстановке. Настоящих друзей в школе у них нет. В учебе и в работе они старательны, но избегают нововведений. Дезадаптация наступает, когда подросток попадает в группу с антиобщественным поведением. В силу своего характера они постепенно усваивают такое поведение в качестве эталонного.

Слайд 1

Заседание методического объединения классных руководителей Руководитель: Кальмина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Тема: «Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения»

Слайд 3

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Слайд 4

Предпосылки асоциального поведения

Слайд 5

Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте

Безнадзорность учащихся - Азартные игры - Сквернословие - Курение, алкогольная зависимость - Отклонения в сексуальном развитии ребенка - Ложь - Неврозы

Слайд 6

Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны

Слайд 7

Дети «группы риска» -

категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

Слайд 8

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Слайд 9

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

Слайд 10

Профилактика девиантного поведения

Слайд 11

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

Слайд 12

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Слайд 13

Основные цели профилактики:

Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями; - Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; - Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д). - Формирование навыков справляться со стрессами; - Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения - Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные

Слайд 14

Информационный подход

основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Слайд 15

Социально-профилактический подход

в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Слайд 16

В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления:

Меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне

Слайд 17

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми; - организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. - информационно-просветительскую работу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Цель семинара: 1.Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса. Задачи: 1.Знакомство участников семинара с основами девиантного поведения; 2.Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий; 3.Формирование основных направлений работы; 4.Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия


Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения. Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений) Факторы риска Причины отклонений Алгоритм действий по профилактике ДП Основные приемы психолого-педагогического воздействия Основные направления работы с девиантными детьми Основные направления работы с родителями Основные направления работы с педагогами Формы и методы психолого-педагогического воздействия Модели пропаганды здорового образа жизни Модели профилактики злоупотребления ПАВ


Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.


Факторы, обуславливающие девиантное поведение Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность. Морально-этические - низкий морально- нравственный уровень современного общества.


Формы отклоняющегося поведения: 1.Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство и кражи Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.


2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство. Беспорядочные половые связи Настенные надписи и рисунки непристойного характера Ненормативная лексика








Высокий уровень стресса Жестокое отношение родителей к детям Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками Асоциальные, психически больные родители Отсутствие родителей Нестабильная семья Очень большая семья Семейные конфликты Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми Низкий уровень нравственности семьи Необразованные родители Семья Причины отклонений




Межличностный стресс, связанный с учебой Взаимоотношения со сверстниками Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж; Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения Принуждение совершать поступки против воли Учителя, учеба Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях; Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми


Деструктивное поведение: плохая успеваемость; акты жестокости; употребление/злоупотребление ПАВ; ранний/незащищенный секс; проблемы с психическим здоровьем; суицидальные попытки; агрессивность нежелание соблюдать социальные нормы; проблемы эмоционального характера; неспособность адекватно выражать свои чувства; неспособность преодолевать стресс; проблемы во взаимоотношениях с людьми; низкая самооценка.


Отсутствие прочных социальных связей (семья, школа, соседи); постоянное желание восставать против чего- либо; непризнание авторитетов; сильное стремление к независимости; отчужденность; ощущение собственного провала; чувство безнадежности; потеря уверенности в себе; неспособность устанавливать близкие отношения; подверженность влиянию со стороны сверстников.


Диагностика. Алгоритм действий: 1.Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 2.Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 3. Анализ полученных данных и выявление отклонений. 4.Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); 5.Работа с детьми всех участников образовательного процесса 6.Работа с детьми, родителями, педагогами 7.Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. 8.Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.












Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Группы критериевКритерии, определяющие «Группу риска» МЕДИЦИНСКИЕ Имеют хронические заболевания внутренних органов Проблемы с органами зрения Часто и длительно болеют Состоят на учете у невропатолога, психиатра Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стресс Фамилия, имя ребенка


Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (Продолжение) СОЦИАЛЬНЫЕ Вновь прибывшие «Отверженные» в классе Не определились с выбором профессии (выпускники) УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Имеют стойкую неуспеваемость Прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин Остались на повторный курс обучения Обучаются в 1 классе Обучаются в 5 классе Фамилия, имя ребенка


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима) Трудности во взаимоотношениях со сверстниками Трудности во взаимоотношениях с учителями Трудности во взаимоотношениях с младшими детьми Повышенная тревожность Склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь) Склонность к суициду Склонность к воровству Склонность к побегам Нарушение влечений Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Продолжение


















Основные приемы психолого- педагогического воздействия Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Авансирование личности Прощение Проявление огорчения Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка




Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями- предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех


Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении 1.Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком; 2.Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения 3.Создание комфортных условий ребенку в коллективе; 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. 5.Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений


Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении 1.Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения 2.Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности 3.Организация системы поощрений при применении навыков общения


Нарушения в самосознании Нарушения в самосознании Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ; Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты. Основные направления работы с девиантными детьми


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ


Основные направления работы с педагогами 1.Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения 2.Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействия 3.Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми. 4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка


Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании; создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого- педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения; оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей; обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних; выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.


Программа профилактики девиантного поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей; нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством; обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения; тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.


Заключение Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально- экономические условия. Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что, у них мало свободного времени.


Профилактические программы: "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г. "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Программа «Здоровье» Касаткин



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация профилактики асоциального поведения детей в образовательной организации

Механизм первичной профилактики асоциальных проявлений детей - система воспитательной работы (ВС) образовательного учреждения Основной принцип организации профилактики асоциального поведения детей в ОУ - приоритет воспитания и защиты прав и интересов детей перед вынужденными мерами их перевоспитания

Критерии факта Наличие воспитательных центров или комплексов Наличие единого воспитательного коллектива и чувства общности Педагогически целесообразная организация среды школы Упорядоченность жизнедеятельности коллектива ОУ Наличие действенного самоуправления Наличие в школе своей субкультуры (ритуалов, историй и пр.) Оценка эффективности воспитательной системы Наличие модели ВС

Критерии качества Удовлетворённость запроса учащихся на внеурочные формы развития Опыт творческой активности в реализации своих способностей Степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов ОУ и отношениями в нём Динамика детских правонарушений В ОУ Положительная динамика развития каждого воспитанника Удовлетворённость выпускников своей социализацией (отсроченный результат) Оценка эффективности воспитательной системы Опыт гуманистического взаимодействия

Алгоритм организации системной профилактики асоциальных проявлений в образовательном учреждении Прогнозирование предполагаемых результатов системной профилактической деятельности в конкретном ОУ; Анализ существующих результатов профилактической деятельности в конкретном ОУ; Выявление проблем профилактики асоциальных проявлений, характерных для конкретного ОУ; Определение целей и задач системной профилактической деятельности в конкретном ОУ; Разработка системы мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию профилактической деятельности в конкретном ОУ; Осуществление системной профилактики асоциальных проявлений в конкретном ОУ; Оценка динамики результативности системной профилактики асоциальных проявлений в конкретном ОУ.

Нормативно- правовая информированность и её применение на практике Программно- методическая обеспеченность профилактической деятельности Технологичность владение всеми субъектами воспитания профилактическими технологиями и техниками Что лежит в основе содержания профилактики?

Формы психопрофилактической работы Организация социальной среды. Информирование Активное социальное обучение социально-важным навыкам, Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Организация здорового образа жизни. Активизация личностных ресурсов. Минимизация негативных последствий девиантного поведения

Общая цель первичной вторичной третичной профилактики Помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Комплекс программ Программа формирования здорового образа жизни и жизненных навыков. Программа саморазвития личности Программа профилактики асоциального поведения с основами правовых знаний. Программа развития коммуникативных навыков. Программа коррекции агрессивности.

Комплекс программ Программа формирования позитивных жизненных целей. Копинг-профилактика употребления психоактивных веществ. Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Программа совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов образовательных учреждений (улучшения взаимодействия между учителями и школьниками).


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Понятие « Девиантное поведение» 2. Причины появления девиантного поведения 3. типы девиантного поведения 4. Формы девиантного поведения План: 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Социальные нормы предписания требования пожелания Ожидание соответствующего поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Функции социальных норм 1. Как стандарты поведения(обязанности, правила) 2. Как ожидание поведения (реакция других людей) 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

определение Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

причины биологические социальные психологические 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

причины биологические социальные психологические наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

биологические причины: поражения UHC; тяжелые соматические заболевания раннего возраста; хронические соматические заболевания; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; заболевания с предполагаемым фатальным исходом; раннее половое созревание или его дисгармония; дефекты анализаторов и органов чувств; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

психологические причины акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка; низкое самоуважение; отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; деформации потребностно-мотивационной сферы; повышенная тревожность, страхи; зависимость от окружающих, конформность и др.; отсутствие чувства безопасности; осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи; неспособность справиться с учебной нагрузкой; низкий уровень вербального интеллекта; склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание; слабость функций самоконтроля и саморегуляции; аффективная возбудимость, импульсивность; невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

психологические причины (следствие неправильного воспитания) леность, отсутствие желания учиться и трудиться; пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности; неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей; ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены; эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом; недисциплинированность; упрямство, капризность; грубость; лживость. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Социальные причины (неблагополучная семья) отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); асоциальное поведение родителей; психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей; враждебная, жесткая семья; семья, не обеспечивающая ухода и надзора; появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; жесткие требования соответствовать представлениям родителей; непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); многодетность семьи (более четырех человек); нахождение одного из родителей в заключении; ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Делинкветное Аддиктивное Психопатологическое Патохарактерологическое На базе гиперспособностей Типы девиантного поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Делинкветное поведение- Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Аддиктивный тип- стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Патохарактерологический тип поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Психопатологический тип саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Девиантное поведение Позитивное Негативное 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничество попрошайничество тунеядство нежелание учиться употребление наркотиков употребление спиртных напитков токсикомания раннее начало половой жизни хулиганство курение повышенная агрессия жестокость вандализм воровство участие в криминальных группах суицидальное поведение наличие судимости приводы в милицию пребывание на учете в КДН 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

бродяжничество Основные причины побегов: недостаточный надзор; потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; п обег вследствие фантазерства. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Участие в криминальных группировках - объект подражания - «отрицательный» герой (реальный человек); -льстит внимание взрослого человека; группа формируется из мальчиков; привлекает «настоящая взрослая» жизнь; пьянство, воровство; могут привлекаться и девочки; 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Преподаватели: Г.А. Грек М.С. Тарасова