Ток-шоу на тему: «почему ребенку нужна игра? «Почему ребенку нужна игра? Почему маленький ребенок любит играть

Африканские дети к концу первого года жизни обгоняют европейских по уровню психического и физического развития. Это обнаружила француженка Марсель Же Бер еще в 1956 году, проводя исследования в Уганде.

Причина этой разницы в том, что африканский ребенок не лежит в кроватке или в коляске. Он с рождения находится у маминой груди, привязан к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, постоянно слыша ее голос, ощущая себя под защитой материнского тела. Именно это чувство безопасности помогает ему быстрее развиваться.

Но в дальнейшем европейские дети обгоняют своих африканских ровесников. И этому тоже есть объяснение: около года их вытаскивают из колясок и дают им возможность играть. А дети в африканских странах рано начинают работать. В этот момент заканчивается их детство и останавливается их развитие.

Что происходит сегодня?

Вот типичная материнская жалоба:

«Ребенку 6 лет, и он совсем не хочет учиться. В детском саду он не высиживает за партой даже двух занятий, а всего их 4-5 каждый день. Когда он играет? Ну ведь у них в саду вся деятельность игровая, они там в тетрадках звездочки рисуют, это же игра. Но он много болеет. Ходит три дня в сад, а потом неделю сидит дома, и догоняем программу детского сада. А вечером у него кружки, хореография, уроки английского…»

Бизнес-консультанты говорят: «Рынок смотрит на ваших детей с двух лет». Они должны успеть пройти подготовку, чтобы попасть в три года в нормальное элитное заведение. А в шесть вы должны проконсультироваться у специалиста, чтобы определиться с профессией. Иначе ваш ребенок не встроится в этот конкурентный мир.

В Китае современные дети учатся с утра до ночи. И мы тоже движемся в эту сторону. Наши дети не очень хорошо ориентируются в пространстве, не умеют играть и потихоньку превращаются в африканских детей, которые в три года начинают работать.

Сколько длится детство наших детей?

С другой стороны, современные исследования антропологов и нейробиологов показывают, что детство и отрочество становятся более растянутыми.

Сегодня периодизация подросткового возраста выглядит так:

11–13 лет – предподростковый возраст (хотя у современных девочек месячные начинаются раньше, чем у предыдущих поколений, в среднем – в 11 с половиной лет);

13–15 лет – ранний подростковый возраст

15–19 лет – средний подростковый возраст

19–22 года (25 лет) – поздний подростковый возраст.

Получается, что детство продолжается сегодня до 22–25 лет. И это хорошо, поскольку люди живут все дольше и медицина быстро развивается. Но если ребенок уже в три года заканчивает играть и начинает учиться, сохранится ли его энтузиазм к моменту окончания школы, когда самое время начинать взрослую жизнь?

Поколение геймеров и 4 «К»

Сегодняшний мир компьютеризован, и на наших глазах выросло первое поколение геймеров. Они уже работают. Но психологи заметили, что у них совсем другая мотивация. Предыдущие поколения работали из чувства долга и потому что «так правильно». Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно.

Лет через двадцать в мире останутся одни творческие профессии, остальное будут делать роботы. Это значит, что те знания, которые дает сегодня школа, им практически не пригодятся. А пригодятся те навыки, которые мы им дать не можем. Потому что мы не знаем, что им точно надо, или не имеем этих умений.

Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно

Но наверняка известно, что им понадобится способность играть, особенно играть в командные игры. Ибо творческие профессии предполагают игру. И получается, что, отдавая ребенка во всякие развивающие кружки и секции, мы лишаем его того единственного навыка, который ему точно понадобится в будущем, – мы не даем ему возможности играть, проигрывать важные процессы и тренироваться на них.

Корпорации, работающие с образованием будущего, называют 4 «К» современного образования:

– креативность

– критическое мышление

– коммуникация

– кооперация

Тут и в помине нет математики, английского и других школьных предметов. Все они становятся лишь средством, помогающим нам научить детей этим четырем «К». Ребенок, обладающий навыками четырех «К», адаптирован к сегодняшнему миру. То есть он легко определяет недостающие ему умения и легко их добирает в процессе учебы: нашел в интернете – прочитал – понял, что с этим делать.

Компьютерная игра – это игра?

У педагогов и психологов есть два подхода к процессу геймификации:

1. Компьютерная зависимость ведет к тотальной потере связи с реальностью , и нам нужно бить тревогу. Потому что они живут в модуляторах реальности, забывают, как общаться, не умеют реально что-то делать руками, но делают в три клика то, что нам кажется очень сложным. Например, настроить только что купленный телефон. Они теряют связь с нашей реальностью, но зато у них есть связь с той реальностью, которая нам недоступна.

2. Компьютерные игры – это реальность будущего . Там ребенок отрабатывает навыки, необходимые для будущей жизни. Он играет с кем-то в Сети, а не сидит в одиночестве.

Агрессию ребенок тоже выражает в играх, поэтому в наши дни резко снизилась подростковая преступность. Возможно, современные дети меньше играли бы в компьютерные игры, если бы у них было с кем общаться в жизни. Компьютерные игры заменили те ролевые игры, в которые играли дети предыдущих поколений.

Есть одно отличие: в компьютерной игре реальность задают не сами игроки, а создатели игр. И родители должны понимать, кто делает эту игру и какой смысл он туда вкладывает.

Сегодня можно легко найти игры с психологическими нарративами, которые вынуждают ребенка думать, принимать решения, делать моральные выборы. Такие игры дают полезные психологические знания, теории и способы жизни. Старшие поколения получали эти знания из сказок и книг. Наши предки учились на мифах, на священных книгах. Сегодня психологические знания и теории переводятся в компьютерные игры.

Во что играют ваши дети?

Обычные ролевые игры, тем не менее, занимают важное место в жизни наших детей. И на основании базовых, архетипических сюжетов создаются и компьютерные игры.

Обратите внимание, в какие игры особенно любят играть ваш ребенок. Если он «зависает» на одной конкретной игре, значит, отрабатывает там недостающие ему навыки, восполняет дефицит каких-то эмоций. Подумайте, какой смысл заложен в этой игре? Чего ребенку не хватает? Признания? У него нет возможности выплеснуть свою агрессию? Он пытается поднять свою самооценку и у него нет шансов повысить ее другим способом?

Давайте рассмотрим, в чем смысл некоторых популярных ролевых игр.

Игра в доктора

Помогает отрабатывать самые разные страхи и саму технологию похода к врачу, процесса лечения.

Доктор – это такой человек, которого слушается мама. Он важнее мамы. Поэтому возможность поиграть в доктора – это еще и возможность поиграть во власть.

Кроме того, игра в больницу позволяет ему легитимно обследовать свое тело и тело товарища, а также домашних животных.

Если ребенок особенно настойчиво и регулярно манипулирует с воображаемыми медицинскими предметами – ставит клизмы, капельницы, то очень возможно, что он пережил уже опыт медицинского насилия. Дети плохо видят разницу между страданием от болезни и страданием от процесса лечения.

Игра в магазин

Игра в ресторан

В этой игре ребенок отрабатывает, прежде всего, свои отношения с мамой. Ведь ресторан – это приготовление еды, кухня, а кто самый главный повар в доме? Конечно, мама.

И в процессе «готовки» или приема гостей ребенок пытается с ней конкурировать, контролировать ее. Кроме того, он может безбоязненно проиграть самые разные чувства, которые испытывает к маме. Например, выразить свое недовольство, сказав, например, ей: «Фи, мне не нравится, у вас муха в стакане». Или тарелку случайно уронить.

Дочки-матери

Расширение ролевого репертуара. Можно побыть мамой, «отомстить» маме, взять реванш, наработать навыки заботы о других и о себе самом.

Потому что в дальнейшем девочке придется быть мамой не только для своих детей, но и для самой себя. Отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Игра в войнушку

В этой игре можно попробовать быть агрессивным, учиться защищать свои права, свою территорию.

Символически – это представление внутреннего конфликта в игровой форме. Две армии, как две части психической реальности, сражающиеся между собой. Победит одна армия или две армии смогут договорится между собой? Ребенок отрабатывает технологии разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Прятки

Многие взрослые сегодня не умеют играть со своими детьми. Взрослым скучно, еще и потому, что они не понимают смысла их действий. Но, как видите, смысл в ролевых играх заложен огромный. Здесь указаны лишь некоторые значения этих игр. Когда родители понимают, что, сидя рядом с ребенком и подавая возгласы «ох!» или «ах"» или двигая солдатиков, они повышают его самооценку или способствуют разрешению внутренних конфликтов, их отношение к игре меняется. И они сами начинают охотнее играть. Родители, играющие со своими детьми каждый день, делают для развития своего ребенка очень важную работу и получают заодно удовольствие.

Из выступления Анны Скавитиной на Международной практической конференции «Психология: вызовы современности», которая состоялась в Москве 21-24 апреля 2017 года.

Об авторе

– детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психотерапии (IAAP).

Мы постараемся привести ряд доводов, совершенно очевидных, но возможно все же стоит поговорить о них отдельно.

Часто приходится слышать о том, что дети играют потому, что им это нравится. Это действительно так. Детям правда нравятся физическая и эмоциональная составляющие игры. Со своей стороны, мы можем оказать им содействие в том, что будем предоставлять для этого все необходимое, а также какие-то новые идеи. Но мне кажется, что лучше с этим не переборщить, так как дети способны сами находить себе самые разные объекты и с легкостью придумывать новые игры. Они правда это очень любят.

Обычно принято считать, что дети как-то «отреагируют ненависть и агрессию» в игре, как если бы агрессия была чем-то нехорошим, от чего можно избавиться. Отчасти это действительно так, поскольку сдерживаемые чувства и последствия негативного опыта могут восприниматься ребенком, как нечто отрицательное у него самого. Но более важным будет обратить внимание на следующий существенный момент. Для ребенка действительно ценно то, что свою ненависть или агрессивные импульсы он может проявлять в знакомом для него окружении, когда это окружение не ответит ему тем же (ненавистью и насилием). Хорошее окружение - и ребенок это почувствует - должно уметь выдерживать агрессивные чувства, если они выражаются в более или менее приемлемой форме. Следует признать то, что агрессию испытывают все дети, и ребенок почувствует определенную ложь, если это будет как-то скрываться и отрицаться.

Агрессия может доставлять удовольствие, но она неизбежно связана с реальным причинением боли кому-либо или же это происходит в воображении, так что ребенок не сможет избежать определенных последствий агрессии. Отчасти это происходит с самого начала, когда ребенок должен следовать определенным правилам, выражая агрессивные чувства в игре, а не только в те моменты, когда он испытывает злость. Другим способом выражения агрессии может быть деятельность, имеющая, в конечном счете, некую конструктивную цель. Но все это достигается лишь постепенно. Также следует отметить и то, как это может восприниматься другими людьми, если ребенок будет выражать свои чувства в игре, а не в те моменты, когда он испытывает гнев. Нам, конечно же, могут не нравиться какие бы то ни было проявления злости или же если как-то иначе нам причиняют боль, но мы не должны игнорировать всего того, что лежит в основе самодисциплины, если говорить о злости.

То, что ребенок играет ради удовольствия, ни у кого не вызывает сомнений. Гораздо сложнее увидеть в игре ребенка то, что таким образом он пытается справиться с тревогой или же с чем-то таким, что может привести к тревоге, если это не контролировать.

Тревога всегда является очень важным моментом в игре ребенка, и зачастую это существенный момент. Чрезмерная тревога часто приводит к компульсивной и однообразной игре или же искусственному поиску удовольствий, которые ребенок пытается получить в игре. И если тревога очень сильна, тогда игра превращается в явное отреагирование тех чувств, с которыми ребенок не справляется.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на том, что многие детские игры связаны с тревогой. Нам важно посмотреть, как это происходит на практике. Разница лишь в том, что если ребенок играет ради удовольствия, то мы можем попросить его прерваться, но если игра связана с тревогой, мы не можем вывести ребенка из игры, не причинив ему страданий. И тогда тревога может проявиться с еще большей силой или же появятся какие-то иные способы защиты против тревоги (например, мастурбация или фантазирование).

Через игру ребенок получает некий опыт. Игра представляет собой значительную часть его жизни. Вообще игра - это огромная часть жизни ребенка. У взрослого может быть богатый внешний и внутренний опыт, ребенок же все это получает в основном из игры и фантазий. Так же как в процессе жизни формируется личность взрослого, точно так же это происходит и у детей через их игру, а также благодаря всевозможным выдумкам в игре других детей и взрослых. В игре ребенок обогащается и постепенно учится видеть все многообразие внешнего реального мира. Игра есть некое постоянное подтверждение креативности, что говорит о жизненных силах ребенка.

Взрослые могут также посодействовать этому процессу, признавая то огромное место, которое занимает игра, а также обучая детей всевозможным традиционным играм, при этом никоим образом не ограничивая или не нарушая изобретательности самого ребенка.

Сначала ребенок играет один или с матерью. Другие дети ему пока не нужны как товарищи по игре. В значительной степени именно через игру, в которой другим детям отводятся заранее определенные роли, ребенок соглашается с тем, что эти другие люди так же независимы, как и он. У детей все происходит в общем-то так же, как и у взрослых. Одни с легкостью заводят себе друзей и имеют много врагов, в то время как другие могут годами оставаться одни, и единственный вопрос, который иногда может у них возникать, почему же их никто не замечает. В игре у детей появляются друзья и враги, в то время как вне игры им не так легко заводить себе новых друзей. Игра - это некая организация, в которой зарождаются эмоциональные отношения и развиваются всевозможные социальные контакты.

Игра, как и всевозможные игровые формы и религиозные практики, так или иначе способствует некоему объединению и общей личностной интеграции. Так, например, в игре нетрудно увидеть связь человека с внутренней реальностью, которая связана и с реальностью внешней.

Если же посмотреть на этот невероятно сложный вопрос иначе, то мы увидим, что именно в игре ребенка можно увидеть некую связь между его идеями и телесным выражением. В этой связи мне кажется целесообразным проследить корни мастурбации или отметить какие-то иные проявления и сравнить все это с истинной игрой, в которой осознаваемые и бессознательные импульсы, наряду с соответствующим телесным выражением, либо временно приостанавливаются, либо ребенок как-то приспосабливает их к игровому контексту.

Когда мы видим мастурбирующего ребенка, в компульсивности которого совершенно точно нет никаких фантазий или же, с другой стороны, перед нами ребенок, в компульсивном фантазировании которого явно отсутствует какое-то локализованное или общее телесное возбуждение, мы это относим к вполне естественным проявлениям, которые можно видеть в игре, объединяющей в себе эти два важнейших аспекта (телесное функционирование и всевозможные фантазии). Игра является некой альтернативой выражению чувств, когда ребенок пытается сохранить некую целостность. Хорошо известно, что когда тревога достаточно высока, в чувствах можно увидеть некую компульсивность, и тогда игра становится невозможной.

Точно так же, как и в случае с ребенком, у которого связи с внутренней реальностью рассогласованы с реальностью внешней, - иными словами, в личности которого можно увидеть серьезное расщепление, - нормальная игра (подобно тому, как мы вспоминаем свои сны, а потом их рассказываем) является тем, что может привести к личностной интеграции. Ребенок с таким серьезным расщеплением личности не может играть или не может играть в те игры, в которые играют обычные дети. На сегодняшний день (1968 г.) я бы добавил к этому следующие комментарии:

  1. по своей сути игра представляет собой нечто креативное;
  2. игра всегда интересна, поскольку она связана с некими неопределенными границами между субъективным и объективным;
  3. игра происходит в потенциальном пространстве между ребенком и его материнской фигурой. В этом потенциальном пространстве необходимо учитывать различные изменения, когда ребенок, который находится в слиянии с матерью, в то же самое время начинает отделяться от нее;
  4. игра развивается в этом потенциальном пространстве, когда ребенок должен пережить сепарацию без сепарации как таковой, а это становится возможным, потому что данная ситуация, когда он находится в состоянии слияния с матерью, заменяется адаптацией матери к потребностям ребенка. Иными словами, игра имеет отношение к некоему жизненному опыту ребенка, который начинает доверять материнской фигуре.

Игра может выполнять функцию самовыражения точно так же, как и одежда у взрослых. Игра так же, как и речь, выдает наши мысли - я имею в виду более глубинные вещи. Известно, что подавленное бессознательное мы стараемся по возможности скрыть, но во всем остальном бессознательное - это нечто такое, что любому человеку не помешало бы знать, а игра, как и сновидения, выполняет функцию самораскрытия.

В психоанализе маленьких детей коммуникация через игру используется вместо бесед со взрослыми. Часто можно видеть, насколько велика вера трехлетнего ребенка в то, что мы поймем его, так что психоаналитику порой бывает сложно оправдать ожидания ребенка. И тогда разочарование ребенка может быть огромным. Поэтому психоаналитик должен сделать все возможное, чтобы попытаться понять, что же ребенок пытается донести до нас через игру.

Надо сказать, что более старшие дети уже утратили иллюзии, поэтому какое бы то ни было недопонимание не будет иметь для них такие серьезные последствия. Тем не менее, все дети (и даже некоторые взрослые) так или иначе продолжают верить в то, что их поймут. В своей игре мы всегда стремимся найти выход к бессознательному. У маленьких же детей мы сталкиваемся с наивной честностью, что сначала вызывает наше умиление, а потом дает более зрелые ростки.

В возрасте от года до полутора малыш начинает внимательно изучать вещи, которые его окружают. Ребенок играет с предметами, бросает их на пол, пробует на вкус, рассматривает. Тут все имеет значение, поскольку каждое из этих маленьких открытий необычное и захватывающее.

Через некоторое время, малыш отойдет от такого экспериментирования к вдумчивому и осмысленному обращению с вещами и игрушками. Он все постигает методом проб и ошибок, вследствие чего, как известно и рождается опыт. Ведь на ложке, например, не написано, как ей пользоваться. Поэтому сначала ребенок постучит ею по мебели, будет размахивать, бросать, а потом уже, по примеру старшего поколения, попробует ею принимать пищу.

Период первых открытий

В возрасте от года до полутора лет малыши учатся приспосабливаться к новому миру. В этот период ваш ребенок осуществит первое открытие типа, как можно протянуть игрушку сквозь узкую щель или как открыть дверь шкафа, если ручка слишком высоко или еще что-то в этом роде. И ежедневно таких открытий будет становиться все больше. Если в прошлом ребенок просто производил определеные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще фантазирует и изобретает новые способы обращения с предметами.

От полутора до двух лет ваш ребенок обреете еще много новых навыков: он впервые начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Ребенок без устали будет раз за разом давать вам мнимое невидимое лакомство, чтобы в следующий раз услышать слова благодарности. Малыш уже умеет воображать определенные вещи и взаимодействовать с этими мнимыми образами.

Теперь малыш осваивает подчас достаточно сложные задания не методом проб и разочарований, а с помощью мыслительного процесса. Ребенок активно развивается и познает окружающую среду. И наилучший для этого метод - это игровой процесс. Через нее ваш ребенок открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между, осваивает навык представления себя в пространстве и др.



Игровой процесс

Игра - это наилучший метод воспитания и учебы ребенка. Если вы хотите развить его способности, научить думать, понимать язык взрослых, фантазировать, обращаться с разными предметами, - играйте с малышом как можно чаще.
А какие предметы для этого нужны? Прежде всего, это "традиционный" набор игрушек, которыми играли и вы в детстве: кубики, пирамидки, мозаика. Они помогают развитию восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Через них ребенок начинает усваивать понятие формы (круглый, квадратный), соотношения размеров (большой - маленький, больший, меньший, самый маленький), учится различать цвета.
Пирамидка. Ее разновидность необходима тем сложнее, чем старше малыш. Научите ребенка играть ею. Покажите, что кольца можно снять и одеть обратно на стержень. Желательно, чтобы вы комментировали свои действия вслух.

Кубики. Кубики - прекрасный строительный материал для башен. Их можно возводить, разрушать, строить опять. Знаете ли вы, насколько это трудно, когда тебе год или полтора! И кубики также могут быть разной величины и цвета, как и кольца пирамидки. Со временем учите ребенка использовать их для строительства кукольных домиков, ступенек, кроватей или стульев. Покажите, как можно играть куклой и мебелью из кубиков.

Картинки. К концу второго года малыш уже узнает изображение знакомых предметов на рисунках. Вы можете воспользоваться открытками или рисунками с изображениями животных, сюжетами сказок. Для этого наклейте картинку на картон и разрежьте на несколько частей одинаковой формы. Пусть малыш сложит картинку, подобрав пару из 3-4 половинок других. А еще можно отгадывать, что нарисовано на картинке, воспользовавшись теми же таки половинками. Так ваш ребенок будет осваивать навык сопоставлять целое и части.

Почему современные дети играют? Или не так, - должны ли они это делать? Мы расскажем вам, что современные родители об этом думают.

Факты и цифры

”Если бы у вас был выбор между развлечениями и занятиями с ребенком, что бы вы предпочли?

18% мам и пап предпочитают «развлечения». Почему? Потому что: ребенку так интереснее - 10%. Ребенок любит это - 8%. 82% родителей предпочитают«занятия» с детьми. Поскольку: этонеобходимость- 62%. Этоинтересноим самим - 13%. Дети просят об этом - 7%.

Вопрос: «Если мой ребенок, в пять-семь лет, будет играть значительную часть дня, то...", родители выразили такие мнения:

У него будут проблемы в школе / он будут не в состоянии конкурировать со своими сверстниками - 46%. Если игры образовательные, можно и играть, и обучаться одновременно - 18%. Пусть ребенок занимается вечером - 17%. Ябудурад - 15%.

Таким образом, игра, по словам родителей, это хорошо, но не самое необходимое занятие для ребенка дошкольного возраста. Родители должны подготовить ребенка к предстоящей взрослой жизни.

Чему же, по мнению родителей, детям следует научиться?

Быть самостоятельными - 61%. Получить хорошо оплачиваемую работу - 53%. Быть готовым к трудностям - 32%. Приниматьсобственныерешения - 22%.

Мама, поиграй со мной!

Однако современные родители без особого удовольствия играют со своими детьми в куклы или водят машину по комнате. Они предпочитают «развивающие» игры, потому что такие игры не требуют значительных эмоциональных усилий. К счастью, сейчас разработано много специальных образовательных игр. Но проблема в том, что это не те игры, в которых ваш ребенок нуждается. Конечно, играть в логические игры - достойное и полезное занятие, но они развивают только одну сторону личности вашего ребенка и ни в коем случае не должны быть полной заменой обычных, всем известных детских игр. Кроме того, старые игры дают вам уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка, учат его / ее системе жизненных ценностей.

Дочки-матери

Это название условное. Не обязательно играть в «дочки-матери», хотя классическая модель семьи очень важна во время игры детей (кстати, не только для девочек, но и мальчиков). Во время таких игр дети учатся играть семейные роли. Играя, дети не только определяют свое место (и, кстати, места родителей) в семье, но и примеряют на себя различные социальные функции, профессии, даже социальные положения.

Если вашему ребенку 2-3 года, он воспринимает вас как начальника. Чем младше ребенок, тем легче ему быть «куклой». Показывайте ребенку игрушки, изучайте их вместе, обращайте внимание на одежду куклы, на ее глаза, руки и т.д. Не забывайте давать игрушкам имена. Играйте сцены из вашей жизни - кормите куклу, как ребенка, укладывайте ее спать, водите на прогулку. Для начала такого сценария будет достаточно. Даже если вы не владеете актерским мастерством, пытайтесь «войти в образ» - изменить тон и тембр вашего голоса, когда вы исполняете различные роли.

Здесь вам понадобится множество полезных аксессуаров - стол и стул, чтобы кормить куклу, игрушечная ванна, чтобы купать ее, коляска, в которой куклу можно выводить на прогулку и т.д.

Кстати, давайте поговорим об аксессуарах. Если вы еще не заходили в «Детский мир» в кукольный отдел, у вас будет шок. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до мельчайших деталей. Вы можете, например, найти блок брендированных игрушек из серии «кухня», работающие электрические пылесосы и пластиковую курицу-гриль.

Они довольно дорогие, и первоначально вызывают слезы умиления - ах, если бы мы могли иметь такие вещи в нашем детстве! Но на самом деле, дети не нуждаются в таких игрушках. Кроме того, это не полезно. Они закрывают дорогу фантазии и воображению. В конце концов, только в детстве, одна и та же палка может быть ложкой, ручкой, мобильным телефоном! Такое использование объектов распространено среди детей старше трех лет. И такие игры показывает, что дети правильно развиваются.

Прятки

Наши предки, от которых мы унаследовали эти игры, не были глупыми. Таким образом, они учили своих детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

Все дети любят играть в прятки. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок находит любимого родителя за занавеской или согнутого в три погибели в гардеробе. И, кстати, любовь к этой игре не является случайной. Игра в прятки помогает справиться с чувством одиночества. Во время игры ребенок должен какое-то время быть в полном одиночестве, тихо сидеть в уединенном месте. Если ваш ребенок боится темноты можно отключить или даже погасить свет в одной комнате во время игры. Выключив свет, громко скажите ребенку, что вы там, в темноте, и ждите когда он придет, чтобы вас «найти», а вместе с тем, справится со своим страхом.

Играя, дети не только развлекаются, но и учатся жить в нашем мире. А ваша задача - показать ей / ему этот мир с помощью игры. Не избегайте «простых» игр - в них заложен глубокий смысл.

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель