Результаты опросов. Чем дальше, тем консервативнее. Для казахстанской молодёжи семья важнее, чем работа и образование Среди опрошенных есть те кто придерживается патриархальных

Бодрова В. В.

Работа или семья: что важнее для современной женщины?


Как известно, реформирование экономики в последние годы привело к уменьшению занятости женщин в общественном производстве. Результаты опроса населения России в августе 1994 г. показывают, что реакция общества на сокращение участия женщин в народном хозяйстве неоднозначна.

Сторонники " эгалитарной" концепции исходят из того, что экономическая реформа расширяет рамки применения труда, при этом снимаются все социальные барьеры, которые мешают проявляться каждому человеку, каждой личности независимо от пола, обеспечиваются равные возможности в процессе ее самореализации. Сторонники "естественного предназначения" женщины считают: уменьшение занятости женщин в общественном производстве усиливает их ориентацию на семейные ценности при условии, что у мужчин теперь появилась возможность хорошо зарабатывать.

Несколько лет назад в обществе широко дискутировался вопрос о "сверх занятости" женщин, раздавались призывы "вернуть" женщину в семью, "освободить" ее от непосильного труда в сфере производства. Еще до начала проведения экономической реформы в опросе 1990 г. наибольшее число голосов (54%) набрала точка зрения, согласно которой для женщины семья важнее работы,

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: "Что сейчас, на Ваш взгляд, важнее для большинства современных женщин - семья или работа?" (Август 1994 г.)

причем мнения мужчин и женщин совпали. " Эгалитарный" подход (семья и работа в равной мере важны для современной женщины) собрал 37% респондентов; ориентация только на профессиональную работу женщин получила ничтожно малую поддержку - 3% респондентов.

Спустя немногим более двух лет - в октябре 1992 г. число сторонников "естественного предназначения" женщины (ее предпочтения семьи, а не работы) резко сократилось с 54 до 37%, а число сторонников " эгалитарного" подхода выросло с 37 до 49%. В августе 1994 г. был повторен вопрос, заданный в 1990 и 1992 гг.: "Как Вы считаете, что сейчас важнее всего для большинства женщин - семья или работа?" Число сторонников "естественного предназначения" женщины осталось на уровне 1992 г. (37%), удельный вес "эгалитаристов" в вопросах семьи и работы несколько уменьшился по сравнению с 1992 г. (44%). Среди опрошенных женщин эта точка зрения набрала 48% (см. рис. 6). Мнение о приоритете профессиональной работы для женщин по-прежнему получило небольшую поддержку - 2,6% респондентов. Среди респондентов заметна группа тех, кто склонен считать, что сейчас для женщин работа важнее, чем семья - 7% ответивших. Таким образом, некоторые изменения идеологии в отношении работы женщины произошли еще в 1992 г. в связи с началом проведения экономической реформы.

Остановимся подробнее на взглядах женщин разных поколений и разного социально-профессионального статуса на эту проблему.

44% женщин в возрасте до 24 лет отдают предпочтение семье, еще 40% женщин этого возраста считают, что семья и работа важны в равной мере. Среди женщин 25-39 лет первый вариант ответа дали 34%; второй - почти половина женщин (49%).

Тенденция такова: чем моложе женщины-респондентки, тем чаще они высказываются в пользу семьи (аналогичная тенденция прослеживалась и в опросе 1992 г.).

Наблюдается тесная корреляция между предпочтениями женщин и их социально-профессиональным статусом: для 62% женщин-руководителей семья и работа важны в равной мере, только 22% из них отдают предпочтение семье; за ними следуют в порядке убывания женщины-служащие, специалисты, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие.

Таблица 38

Ответы женщин на вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или вообще не работали, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?"

(В % к числу ответивших.)

Каждая вторая безработная женщина считает, что семья и работа одинаково важны для женщин и 28% из них склонны рассматривать семью как более важную по сравнению с работой.

В меньшей степени на ответы повлиял уровень образования женщин и душевого дохода, хотя и здесь прослеживается тенденция: с повышением дохода растет доля тех респонденток, которые предпочитают семью работе и, наоборот.

Чтобы понять, почему почти половина учащихся женщин выбирает семью, необходимо проанализировать ответы на следующий вопрос: "Работала ли Ваша мать хотя бы в течение года с Вашего рождения до тех пор, когда Вам исполнилось 14 лет?" Девять из десяти (87%) ответили утвердительно. На вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?" утвердительно ответили 60% женщин.

Старшее поколение женщин значительно реже имело возможность не работать, имея детей дошкольного возраста (см. табл. 38).

Закон об отпуске по уходу за ребенком до одного года был принят в 1981 г. До этого работающие женщины имели право только на декретный отпуск. Работа женщин неполный рабочий день широко не практиковалась, за такое право женщины "боролись" с государством, которое в условиях экстенсивного развития экономики видело в них прежде всего рабочую силу. Незначительная доля женщин в возрасте старше 54 лет (5%) работала неполный рабочий день, когда у них были дети дошкольного возраста.

Большинство респондентов (76%) абсолютно согласны со следующим утверждением: если женщина работает полный рабочий день, это в целом плохо сказывается на семейной жизни (не согласны с ним 10%); 80% убеждены, что если оба родителя работают полный рабочий день, это плохо сказывается на ребенке дошкольного возраста. Больше половины респондентов (55%) полагают, что женщина должна находиться дома, заниматься семьей и воспитанием детей, когда она имеет ребенка дошкольного возраста. Подобное мнение находит еще большую поддержку у женщин-руководителей (61%) и неквалифицированных рабочих (71%), условия труда которых вредны для здоровья женщин. Только 4% женщин убеждены, что женщина должна работать полный рабочий день, несмотря на то, что у нее есть ребенок дошкольного возраста (см. рис. 7).

Идеальные представления о роли женщин, высказанные населением в октябре 1992 г., феврале 1993 г. и августе 1994 г., позволяют выявить направление развития внутри семейных отношений.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: "Как Вы считаете, должна ли женщина работать вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или же вообще не должна работать, когда у нее есть ребенок дошкольного возраста?"

В нынешний переходный период идет ломка прежних идеологических установок относительно положения женщины в семье и обществе, наблюдается разрыв между теоретическими изысканиями ученых и представлениями населения о назначении и ролях женщины.

В ответах представлены пять типов взглядов населения на идеальный жизненный путь женщины.

I тип: женщины должны работать и делать карьеру, не обращая особого внимания на семью. Во всех трех опросах эта точка зрения набрала ничтожно малое число сторонников: 1% всех ответивших респондентов. Их отличает прежде всего возраст - от 20 до 44 лет, а давших подобный ответ женщин - проживание в городской местности, а также отсутствие у них детей.

П тип отражает традиционный взгляд, который господствовал в СССР на протяжении многих лет: постоянное сочетание работы и семейных обязанностей дает женщине экономическую независимость и статус, возможность добиваться равных с мужчиной успехов.

Среди сторонников этих взглядов женщины преобладают над мужчинами (в 1992 г. - 21% женщин и 16% мужчин; в 1993 г. - 13% женщин и 8% мужчин; в 1994 г. - 15% женщин и 10% мужчин), существенно больше людей зрелых и пожилых в возрасте 49-59 лет, воспитанных на такой идеологии.

III тип представляет идеальным жизненный путь женщин следующим образом: работа - дом и семья - работа, т.е. пока не появились дети - работать, пока дети маленькие - оставаться дома, а когда подрастут - вернуться на работу и сочетать работу (карьеру) с ведением домашнего хозяйства и заботой о детях. Подобная точка зрения близка к идеологии равенства, провозглашенной в качестве государственной доктрины в доперестроечное время. Видимо, ее сторонники считают, что давление "д войной занятости" на время появления и воспитания маленьких детей будет снижаться и женщины в течение определенного периода отдадут предпочтение

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: "Что главным образом побуждает работать женщин, имеющих детей?"

только заботам о семье, а не работе. Это мнение набрало наибольшее число сторонников как в 1992 г., 1993 г., так и в 1994 г. (соответственно 33%, 29 и 34%), причем чаще ее выразителями были женщины (1992 г. - 38%, 1993 г. - 34%). (В 1994 г. в вопрос было внесено изменение формулировки: ограничение "домашнего периода" женщины возрастом ребенка до трех лет.) В 1994 г. мужчины несколько чаще, чем женщины, высказывались за такую модель: 35% - мужчин и 33% - женщин.

IV тип в большей степени, чем предыдущий, отдает предпочтение семье: пока не появились дети - работать, а когда они появятся - сосредоточиться на семье, вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. В 1993 г. так отвечали 22% опрошенных, в 1994 г. эта точка зрения набрала 26% сторонников среди мужчин и 27% сторонниц среди женщин-респонденток.

V тип: женщина должна посвятить себя семье, всю жизнь заботиться о доме, детях, родных и близких и не работать вне дома на оплачиваемой работе. Доля тех, кто придерживается патриархального взгляда на положение женщин, выросла с 16% в 1992 г. до 22% в 1993 г. и затем в 1994 г. опять снизилась до исходного уровня.

Особенностью переживаемого момента в России является выталкивание женщин с рынка труда, что объясняется в первую очередь их меньшей конкурентоспособностью по сравнению с мужчинами, профессиональной сегрегацией в сфере занятости. Женщины, которые продолжают работать, понимая шаткость своего положения, могут идеализировать свое будущее положение в семье. Кроме того, у молодых с повышением социального и материального статуса происходит изменение ценностных ориентации: повышается значимость семьи, усиливается стремление больше внимания уделять детям и т.п.

Вероятно, нынешние представления об идеальном жизненном пути женщин являются своеобразной реакцией на предыдущую государственную доктрину всеобщей занятости женщин в общественном производстве и

Таблица 39

Ответы на вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны с тем, что лучший способ быть независимой для женщины - это иметь работу?" (В % к числу ответивших.)

имеют переходный характер, как и время, в котором живет Россия. Идеальная модель поведения женщин на рынке труда, полученная нами в результате этих опросов, дает основание для следующего вывода: свободу выбора женщиной своего пути общественное мнение оценивает как положение, которое трудно реализовать в жизни. 80% опрошенных в 1992 г. и 70% в 1994 г. среди мотивов, побуждающих женщин с детьми работать вне дома, назвали "невозможность прожить только на заработок мужа" ("интерес к работе" называли от 9 до 5% опрошенных) (см. рис. 8). Вторым мотивом работы женщины назвали "стремление иметь "свою" зарплату, чтобы быть материально независимыми" (62%).

Широко распространено мнение (так считают 44% опрощенных), что главной причиной, по которой женщинам не удается добиться того служебного положения, на которое они могли бы претендовать в соответствии со своей квалификацией и желаниями, - затраты времени, связанные с семьей, заботой о детях. Респонденты также называли отсутствие честолюбия у женщин (18%), причем сами женщины, особенно замужние (23%) или с высшим образованием (26%), женщины-руководители (24%) на это обстоятельство указывали чаще мужчин.

Известно, что на руководящей работе в России и в бывшем СССР занято гораздо больше мужчин, чем женщин. Такое соотношение, например, у специалистов с высшим образованием - 48:7, т.е. женщины в семь раз реже, чем мужчины, занимают руководящую должность. Однако общественное мнение в этом вопросе иное. 45% опрощенных (август 1994 г.) полагают, что женщина должна участвовать в управлении наравне с мужчиной (что на 6 пп. ниже, чем в 1992 г.; суммарное число сторонников не равноправия меньше - их 28%, при этом 7% полагают, что женщин вообще не должно быть на руководящих постах).

Насколько удовлетворены женщины своей работой, оплатой труда по сравнению с мужчинами? Наибольшее число неудовлетворенных в разной степени своей работой по данным 1991 г. у женщин (в 1,6 раза выше, чем мужчин), причем совершенно неудовлетворенных своей работой женщин было в два раза больше, чем мужчин. Косвенно об удовлетворенности работой можно судить по ответам на вопрос о неудовлетворенности оплатой труда. В иерархии привлекательности работы она стоит на последнем месте с большим отрывом от остальных. В августе 1994 г. "совершенно неудовлетворенных" своей зарплатой было 48% среди ответивших респондентов (в 1991 г. - 51%), у ответивших в том числе мужчин - 46% и женщин - 51%.

На вопрос: "Кто в Вашей семье зарабатывает больше: муж или жена?" 38% и мужчин, и женщин в 1994 г. (в 1992 г. - 40%) ответили, что муж получает намного больше жены, причем это относится ко всем поколениям ответивших. 62% молодых женщин (до 24 лет) придерживаются мнения, что муж получает намного больше жены (в 1992 г. - 67%).

В обществе по-прежнему господствуют два основных взгляда на положение женщины на работе и в семье. С одной стороны, считают, что лучший способ быть независимой для женщины - иметь работу. С этим согласны 59% всех ответивших респондентов. С другой стороны, 69% респондентов согласны с тем, что дело мужа зарабатывать деньги, а дело жены - вести домашнее хозяйство и заниматься семьей.

Взгляды респондентов разного возраста заметно различаются (см. табл. 39).

Молодые женщины (до 24 лет) в 1,7 раза чаще, чем женщины более зрелого возраста (от 25 до 54 лет), не согласны с мнением, что наличие работы может гарантировать женщине независимость (соответственно 22 и 14%), незамужние (16%) чаще замужних (14%). Женщины в большей степени, чем мужчины, не удовлетворены своей работой и ее оплатой. Вероятно, это оказывает влияние на мнение молодых женщин, почти каждая четвертая из которых не считает наличие работы гарантом своей независимости. Среди мужчин в возрасте 25-39 лет - почти каждый четвертый, а в возрасте 40-54 лет

Почти каждый третий не согласны с мнением о том, что работа дает независимость женщинам. Среди молодых мужчин чаще распространено мнение (44%) о том, что работа и независимость женщин взаимосвязаны, и только 13% придерживаются точки зрения, что работа

Не лучший способ достижения независимости женщинами.

Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения?

Читайте также:
  1. I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.
  2. IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи
  3. NB! Каждый больной с неясной лихорадкой более 5 дней должен быть обследован на БТ!
  4. Quidquid te mihi ex quacumque causa dare facere oportet... - Все, что ты мне должен по какому бы то ни было основанию...
  5. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" Л. Толстой.
  6. Анализ и управление дебиторской задолженностью предприятия.
  7. Арендодатель должен предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК).
  8. Атмосфера семьи, типы семей и стили семейного воспитания. Особенности их влияния на формирование личности ребёнка.
  9. Аттестация рабочих мест по условиям труда(продолжение)

Результаты исследования фиксируют существенную дифференциацию в представлениях о распределении семейных ролей среди жителей различных типов поселений. При этом, как и следовало ожидать, традиционных представлений о семейном устройстве чаще придерживаются жители села, среди которых почти половина опрошенных (46%) разделяет точку зрения о том, что главой семьи должен быть представитель старшего поколения, в первую очередь мужчина (если его нет, старшая в семье женщина). Жители же мегаполисов, наоборот, более склонны придерживаться более «современной» позиции, полагая, что главы семьи быть не должно – важные решения должны приниматься совместно. Такой позиции придерживается 43% жителей мегаполисов.

Обращает на себя внимание и то, что традиционных, по сути патриархальных, представлений о семейном устройстве более склонны придерживаться респонденты низко доходных групп, среди которых также, почти половина опрошенных (48%) убеждены в том, что главой семьи должен быть старший в семье мужчина (см. таблицу).

Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения?, %

В целом население России Уровень среднедушевых доходов, руб.
До 1500 1500-3000 3001-5000 Свыше 5000
Старший в семье мужчина (если его нет, старшая в семье женщина)
Тот, кто является основным кормильцем, добытчиком денег в семье
Тот, кто лучше ориентируется в современной ситуации и может принять эффективное для семьи решение
Главы семьи вообще не должно быть – важные решения должны приниматься совместно всеми, а мелкие – в соответствии с существующим разделением обязанностей
Затруднились ответить


Одновременно с этим такие семейные функции как ведение домашнего хозяйства и распоряжение текущими расходами не воспринимаются россиянами как функции, раз и навсегда закрепленные за одним из членов семьи. Так, большинство опрошенных (65%) разделяют точку зрения о том, что деньгами в семье распоряжается тот, кто ведет хозяйство. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения более чем в два раза меньше (28%). При этом результаты проса практически не фиксируют значимых различий в оценках представителей различных социально-демографических групп. По всей видимости, это можно объяснить тем, что распределение функций, связанных с распоряжением фактически текущих расходов, в значительной степени обусловлено не столько представлениями о типе семейного устройства, сколько действием «внешних» экономических факторов, в соответствии с которыми каждая семья выбирает наиболее рациональную стратегию экономического и социального поведения, при которой функции «зарабатывания» денег и их расходования, что называется, «разведены» между разными членами семьи.



Не столь однозначной выглядит и позиция россиян в отношении того, кто принимает решения о крупных тратах в семье. Так, доля тех, кто считает, что решения о крупных тратах должен принимать мужчина, практически равна доли тех, кто допускает возможность принятие такие решений женщиной, даже если деньги в семье зарабатывает муж. Соотношение этих оценок составляет 50%:47%. При этом с первой точкой зрения в большей степени согласны респонденты, материально обеспеченных групп.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Также подавляющее большинство опрошенных (67%) разделяет точку зрения о том, что ведение домашнего хозяйства - тяжелая работа, которую супруги должны делить поровну. Исключительно как «женскую» функцию, ее склонны рассматривать треть респондентов (32%).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Причем в отношении этого суждения наблюдается существенная дифференциация среди респондентов с различным уровнем материального положения и жителей различных типов поселений. При этом, традиционного взгляда на распределение семейных ролей, то есть ведение хозяйства, как исключительно «женскую» обязанность, в большей степени склонны придерживаться респонденты, с уровнем среднедушевых доходов свыше 5000 рублей, а также жители мегаполисов (см. таблицу).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Об отходе от традиционной (патриархальной) формы семейного устройства свидетельствуют также перемены в семье, связанные с изменением экономического и культурного статуса женщин. Причем, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, это в определенной степени находит отражение в массовых представлениях о профессиональной самореализации женщин. Так, более половины опрошенных (54%) разделяют точку зрения, согласно которой карьера жены также важна, как и карьера мужа. Впрочем, доля тех, кто полагает, что помимо работы, женщины должны выполнять обязанности по дому, также велика и составляет 43%.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Тем не менее, в отношении представлений о распределении семейных ролей, предполагающую «двойную нагрузку» на женщину, действительно можно говорить как об уходящей тенденции. Об этом свидетельствует то, что значительно реже этой точки зрения придерживаются респонденты молодежных и средних возрастных групп. Наоборот, представители этих возрастных групп, более склонны полагать, что карьера жены, также важна, как и карьера мужа (см. таблицу).

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Вторая центральная ось семьи, по определению, приведенному выше, отношение родители - дети. Следует отметить, что на рубеже 19-20 вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на результаты своего труда. Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи – детоцентристская. Этому типу семьи присуще возвышение роли частной жизни, интимности, ценности детей. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели, с одной стороны, к возникновению устойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества в целом, а, с другой – к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима исключительно к репродуктивной функции.

Эти тенденции иллюстрируют данные настоящего исследования об отношении россиян к супружеской измене. Немалая часть опрошенных склонны оправдывать измену, если отношения в семье не складываются. Так, почти треть респондентов (30%) считают, что плохие отношения в семье вполне оправдывают супружескую измену. Еще чуть более трети (34%) полагают, что это вполне допустимо, если о таких отношениях не известно в ближайшем окружении.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

В целом население России Возрастные группы, лет
18-24 25-34 35-44 45-59 >60
На наличие любовника или любовницы у одного из супругов другой супруг может закрыть глаза, если это не стало известно в обществе
Факт измены мужа и жены должен однозначно приводить к разводу
Затруднились ответить
Плохие отношения в семье оправдывают супружескую измену
Даже не очень хорошие отношения в семье не оправдывают супружескую измену
Затруднились ответить

Следует отметить, что оправдывать супружескую измену в больше степени склонны представители молодежных возрастных групп (18-24 лет), среди которых этой точки зрения придерживается 39% опрошенных.

В определенной степени такая позиция связана, прежде всего с тем, что среди респондентов этой возрастной группы существенно чаще распространена точка зрения, согласно которой «основа брака не сексуальные отношения, а уважение к другу». То есть иными словами, создание семьи, регистрация брака является по сути, достижением определенного материального и социального положения, при котором сексуальные отношения в определенном смысле «отходят» на второй план. Здесь следует отметить, что это не значит, что сексуальные отношения для этой возрастной группы не важно, это означает, прежде всего, изменение качества семейных отношений, которое в начале раздела охарактеризовано как, автономизация брачности, сексуальности и прокреации.

Выберите их следующих пар суждений относительно семейной жизни то, с которым Вы скорее согласны?, %

Существующие изменения качества семейных отношений формирует стратегии семейного поведения, когда решение о количестве детей принимают преимущественно сами супруги, а возможность внешнего давления, как показала практика демографической политики, предельно мала. При этом 90% респондентов убеждены, что супруги обязательно должны иметь детей. Не согласны с этим утверждением лишь 6% опрошенных.

Желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности. Об этом достаточно отчетливо свидетельствуют результаты проведенного исследования. Так, по мнению абсолютного большинства опрошенных (92%) долг родителей – сделать все для детей. Лишь 6% респондентов не согласились с этой точкой зрения. А отвечая на вопрос о том, что важнее всего для несовершеннолетних детей в семье, большинство опрошенных (67%) указали – любовь родителей.

Часть 1.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.



В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Часть 2. Работа с диаграммами

Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

А)

1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.

2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.

3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.

4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.

5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.

В)

1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.

2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3)Большинство опрошенных не состоят в браке.

4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.

Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.

3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.

4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.

5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.

В) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.

2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.

5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.

Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.

2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.

3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи

4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.

5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.

Мне 29 лет, я не замужем и в ближайшее десятилетие семью не планирую. Вместо этого я осваиваю новую профессию и ищу свое место в жизни. "Молодёжь…", - вздыхают мои старшие родственники, когда пытаются наставлять меня, что "семья есть суть и остов". На самом деле в глазах тех, кого принято считать молодёжью, - парней и девушек от 19 до 25 лет, я безнадёжная старая дева. Мои младшие сестрёнки и братишки все как один после университета в первую очередь планируют обзавестись семьями, а уже потом - всё остальное.

Хотя средний возраст вступления в брак по стране с 2014 года увеличился на два года (с 27 лет до 29 у мужчин, и с 24 до 26 у женщин), два разных исследования казахстанской молодёжи показывают, что брак для сегодняшних молодых людей важнее, чем образование. Это не что-то из ряда вон выходящее и вполне вписывается в наше представление о казахстанском обществе. Но одно дело - наши собственные эмпирические заключения, а другое - подкреплённые цифрами исследования. Есть и другая за 10 лет казахстанцы заключили полтора миллиона браков, но 500 000 из них распались. Что с этой тенденцией будет позже, пока неизвестно.

В октябре директор Молодёжной информационной службы Казахстана Ирина Медникова презентовала исследование городской молодёжи от 14 до 25 лет (ещё не опубликовано), в том числе казахстанской, основанное на разговорах с экспертами, работающими с молодёжью, (30 человек) и фокус-группах (в общем 100 человек из "столиц"). Исследователи проводили с ними глубинные интервью, этим и объясняется небольшое количество опрошенных. По данным Медниковой, главной ценностью нашей молодёжи является семья. "Более того, - говорит Медникова, - рассуждая о важности семьи, молодые люди отмечали, что важно слушать родителей, так как они всё равно окажутся правы, важно радовать родителей и оправдать их ожидание". Исследование также проводилось в Армении, Кыргызстане, России и Украине. Молодёжь этих стран от нашей отличается тем, что главная ценность для них - качественное образование.

Важность семьи в глазах молодёжи подтверждают и другие количественные исследования, например фонда им. Фридриха Эберта "Молодёжь Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), опубликованные в 2016-2017 годах. Эти исследования проводились в 2014-2015 годах, в них участвовало 1000 казахстанцев от 14 до 29 лет (14-19 лет - 30,5%, 19-24 лет - 36,5%, 25-29 лет - 33%) из 16 регионов Казахстана По его итогам, один из главных приоритетов казахстанской молодёжи - состоять в браке (для 75,9%), - это чуть важнее, чем получить высшее образование (72,9%), и важнее, чем сделать карьеру (для 67,2%). При этом молодые казахстанцы стремятся к независимости меньше, чем их сверстники из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Исследователи узнавали мнение молодёжи и о многожёнстве: полностью согласных с многожёнством оказалось 4,7%, скорее согласных - 11,9%. Несогласных с многожёнством - 61,4%, в то время как в Таджикистане несогласных - 62,6%, Кыргызстане - 64,1%, а в Узбекистане - 73,2%. Судя по всему, в Центральной Азии наиболее лояльно к многожёнству относятся казахстанские молодые люди. Но при этом 36,5% считают, что мужчина и женщина делят сферы влияния в семье и имеют равные права, а 32,2% придерживаются патриархальной модели: мужчина выполняет функции главы семьи, а женщина подчиняется его решениям. Ещё стоит отметить, что 30,5% причиной своего высшего образования называют желание своих родителей.

Как молодые относятся к своему здоровью? 56% из них не курят, 61,5% - не употребляют алкоголь, но вряд ли это характеризует молодых людей как сторонников здорового образа жизни: 73,3% респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы. В отказе от сигарет и алкоголя у молодых людей присутствует мотив религиозности: "Я месяца два назад бросил курить и пить. К алкоголю отношусь хорошо, положительно. Не то чтобы так очень положительно, но я не считаю его таким большим грехом, как сигарета, например" (пример из комментариев респондентов, молодой человек, 26 лет, работает). Ребята также сообщали, что алкоголь и табак сегодня заменяются слабоалкогольными коктейлями и кальяном.

К слову, атеистов среди опрошенных оказалось всего 2% (20 человек из 1000), хотя и религиозных оказалось не так много - 6,5%. 73,5% обозначили себя как верующих, но не участвующих в религиозной жизни. 66% всех, кто не отнёс себя к атеистам, были мусульманами, и 30,7% - православными христианами.

На вопрос "Интересуетесь ли вы политическими событиями?" 45,9% ответили, что интересуются лишь иногда, а 33,6% не интересуются вообще. Зато, по мнению молодёжи, более заинтересованы в текущих политических вопросах их родители - 30,5%. При этом только у 7,1% молодых людей политические взгляды не совпадают с политическими взглядами родителей. Получается, остальные молодые люди солидарны со своим родителями в вопросах политической ориентации. Интересно, но традиционным источником информации о политике для молодых остаётся телевидение (для 90%), а интернет - на втором месте. Кроме того, молодые люди ближайшим союзником Казахстана считают Россию - 72%, а вот за США проголосовало 18,3%. Надо ли говорить, что высок уровень гомофобии (57,8% относятся к гомосексуальным людям отрицательно и крайне отрицательно), которая косвенно свидетельствует и о высокой ксенофобии в целом.

"Второе, что отметила и сама молодёжь, и эксперты, работающие с ней долгие годы, - что молодежь апатична, не уверена в себе, сильно зависит от мнения взрослых", - говорит Медникова. Кроме того, эксперты исследования отметили, у нынешних молодых низкий эмоциональный интеллект. "Если пять лет назад молодёжь очень легко могла описать свои ощущения и эмоции, то сейчас она хорошо анализирует, но если её спросить о чувствах, то молодые люди отвечают со скрежетом". В работе, по мнению экспертов исследования, молодые соискатели стали слабее. Они хорошо проходят интервью, но потом не оправдывают надежд: по мнению представителей самой молодёжи, они слабо мотивированы.

Если городская молодёжь ищет мотивацию для работы, то сельская молодёжь, особенно казахоязычная, занята выживанием, не в последнюю очередь из-за плохого качества образования. В 2012 году по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) успеваемость казахстанского ученика городской школы с русским языком обучения и ученика сельской казахоязычной школы отличается, разрыв между учениками составляет почти три года не в пользу второго.

Исследователи фонда им. Фридриха Эберта считают, что желание улучшить уровень жизни и большие возможности для трудоустройства - две основные причины, из-за которых молодежь переезжает в большие города. Понятно, что из-за уровня образования приезжая молодёжь в большинстве своём не способна конкурировать с городской, отсюда и низкий уровень жизни. Но существуют и другие причины. Традиционно сельские семьи гораздо более патриархальны, и выросшие в них дети являются единственными кормильцами родителей и многочисленной родни. Это прямым образом отражается на благосостоянии молодёжи, приехавшей за заработками в города.

Неподвижность и консервативность - главные качества молодых людей страны. Такие выводы ожидаемы, ведь государство во все периоды независимости транслирует в общество идеи стабильности и монументальности. Как и в любых патриархальных обществах, отношения между поколениями здесь строятся на повиновении. В этом легко убедиться на примере государственных образовательных учреждений: отношения между учителем и учеником базируются на послушании и авторитете учителя. Послушание ставится выше, чем индивидуальность ребёнка. Недалеко ушли и вузы, которые используют студентов для массовок на официальных мероприятиях.

Живя в крупных городах и работая в креативных или научных сферах можно посчитать, что молодые люди страны - это свободные и открытые миру юноши и девушки. Однако цифры говорят об обратном. С другой стороны, нельзя сказать, что консервативность молодёжи - что-то неизменное. Те, кому во время проведения исследования было 14-20 лет, возможно, в будущем кардинально изменят свои взгляды.

Интересно и то, что 2019 год в Казахстане станет годом молодёжи. Об этом сказал Нурсултан Назарбаев. Сейчас в стране действуют 30 программ для молодых людей, в том числе и государственных. Полный список обещает опубликовать в ближайшее время Молодежная информационная служба Казахстана. Возможно, в 2019-м их станет ещё больше, и это сможет повлиять на ценности тех, кто будет отвечать за будущее страны.