Проект по орксэ на тему праздники. Презентация на тему "семейные праздники". Создавайте свои праздники и традиции

Урок ОРКСЭ по теме: «Семейные праздники и традиции»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.

Задачи:

Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.

С пользой время проведем, о близких речь мы поведем.

2.Введение в тему урока .

Слово учителя:

Попробуйте определить тему урока, выполнив несколько заданий.

а) Логические задачи.

1) В одной семье у двух сестер по одному брату у каждой. Сколько детей в семье? (3 детей)

2) Сын с отцом, да сын с отцом,
И дедушка с внуком.

Сколько их всего? (3)

б) Назови одним словом:

Отец, мать - …. (родители)

Сын, дочь - …. (дети)

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)

в) Отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3. Знакомство с новым материалом.

Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.

    Это группа живущих вместе близких родственников;

    Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл.(Приложение 1)

Работа в группах .

На что и клад

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Как вы думаете, все ли семьи одинаковые?

Чем же одна семья отличается от другой?

Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Какова тема урока?

Сформулируйте цели урока.

На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?

На доске запись:

ЧТО … такое традиции?

КАК … появились?

ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?

Что такое традиция?(Работа со словарём)

А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?

1.Семейный альбом.

Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Кто хозяин этого альбома?(дети рассказывают о своей семейной традиции)

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Загляните в семейный альбом

Игра «Угадай кто на фото»

2.Генеалогическое древо.

Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.

«Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего

отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…

(Рассказы детей о своих родословных, рисунки генеалогических деревьев)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3.Семейные династии.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии(рассказы детей)

4.Семейные реликвии.

В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- А какие семейные реликвии есть в вашей семье? (рассказы детей).

5. Забота о родителях.

Притча «Корзину-то возьми» (приложение 2)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

Игра.»Аплодисменты».

Встаньте, те:

Кто похож на маму?

Аплодисменты!

Кто похож на папу?

Аплодисменты!

Кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

В чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

У кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

К кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

Кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

Кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

6.Проведение семейных праздников и торжеств.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно начиная с . Провозглашён .

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

Что стало его символом? (ромашка)

На праздниках принято дарить подарки.

Игра « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (мнения детей). Докажите.

В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

(показ презентации « Из жизни класса»)

Итог урока.

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.

Итак, для чего нужны семейные праздники?

Что такое традиция?

Итак, семейные традиции:не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Давайте семейные традиции чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Составление синквейна (работа в группах) (Приложение 3 )

1 гр. СЕМЬЯ 2 гр. ТРАДИЦИИ 3 гр. ПРАЗДНИКИ

Рефлексия.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони.

Перед вами яблоня- я предлагаю сорвать яблоко, которое соответствует вашему настроению.

В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Заключительная песня "Маленькая страна ".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи; прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей

Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы с членами семьи.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация,печатный раздаточный материал, разноцветные воздушные шары, буквы.

Интернет-ресурсы:

1. http://skromna.beon.ru/2.html

2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562

Организационный

момент.

1 мин.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

(слайд 2)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Подготовка класса к работе.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Актуализация знаний и мотивация.

5 мин.

Выявляет уровень знаний. Направляет в определение цели урока. Постановка проблемы.

1.Из стихотворения догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)

2.А как появилось слово «семья»? (слайд 4)

3.Значение семьи

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

1ученик читает стихотворение

Ответы детей.

Предположения детей.

2ученик читает стихотворение

Ответы детей.

(слайд 5)

3 ученик читает стихотворение

(слайд 6)

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Личностные:

Постановки учебной

задачи.

3 мин.

1.Предлагает вниманию детей видеоряд

Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии? (слайд 7)

2. Предлагает составить из воздушных шаров слово

«ПРАЗДНИК».

3.Озвучьте тему нашего урока. (слайд 8)

Дети смотрят и отвечают: праздник

Шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.

Формулируют тему урока.

Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания.

8 мин.

1. Создает условия для изучения нового материала Праздник – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.

2.Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

3.Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.

4. А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (слайд 10)

5.Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете. (слайд 11)

6. Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд 12)

Подбирают прилагательные к каждой букве слова

(слайд 9)

Дети дают свое объяснение слова «праздник».

Дети работают с учебником и зачитывают объяснение слова.

Дети читают определение.

Дети дают свои ответы.

Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные государственные, семейные).

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Первичное

закрепление.

10 мин.

1.Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.

Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома

2.Обсудите в парах и скажите: Какие есть семейные праздники? Традиции семейных праздников? (слайд 13)

3.Давайте подумаем в группах: (слайд 14)

1 группа: что может испортить праздник;

2 группа: составьте правила поведения на празднике.

4. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?

Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? (слайд 15)

Работают в парах и представляют результаты работы.

Отвечают и аргументируют свой ответ.

Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Регулятивные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2 мин.

Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд

Что вам показалось важным?

Ответы детей.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

1 мин.

Внимание! (слайд 16)

Открывается фестиваль поздравлений!

*стихи собственного сочинения

*открытки

*подарки своими руками

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Обсуждение заданий по выбору.

Личностные:

Познавательные:

моделирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворение о семье

1.Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

2. Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

3. В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты приходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Самоанализ.

Самоопределение к деятельности.

Организационный

Момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой на учебную деятельность;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся,

Коммуникативные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивные:

Понимать цель выполняемых действий;

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.

Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Наводящие вопросы позволяют ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.

Регулятивные:

Определять цель деятельности на уроке;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы

Постановки учебной

задачи.

Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.

На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Цели и задачи: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.

Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Первичное

закрепление.

На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.

Цель: выяснить, насколько ученики усвоили изученные понятия, как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок.

Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Рефлексия деятельности (итог урока).

На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Домашнее задание (вариативность)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками

Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока

Личностные:

Этическая ориентация, обеспечивающая личностный выбор.

Познавательные:

моделирование.

Аннотация.

Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Семейные праздники»

Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу,

Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Урок по теме:

«Семейные праздники»

4 класс

Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Составил: учитель начальных классов

Огнёва Ирина Яковлевна

П. Айхал, 2016г.

Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Оборудование:

  1. Учебное пособие
  2. Мультимедийная установка
  3. Презентация по теме урока
  4. Раздаточный материал
  5. Иллюстративный материал

Методы и приемы работы:

1. Беседа

2. Работа с учебником

3. Побуждающий диалог

4. Работа с иллюстративным материалом

5. Работа с аудио-, видеоисточниками

6. Словарная работа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).

Загадки.

1. В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

2 Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом - наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери

3. Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

4. У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

5. В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

6. Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

7.Этот праздник отмечают

Те, кто кос мос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

8. Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

Усвоение новых знаний.

Какое слово получилось в выделенном столбце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? (о праздниках)

Праздников много бывает на свете!

Их любят взрослые, любят и дети.

В праздник танцуют, в праздник поют,

В праздник волшебных сюрпризов все ждут!

Загадка

Без чего на свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …..(семья)

Каким праздникам уделим внимание? (Семейным)

Слайд 3 Тема урока? Как вы думаете, о чем узнаете? Открыли тетради, записали число и тему.

Слайд 4.

Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)

Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.) Словарь Ожегова

Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)

Работа с учебником.

Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)

Когда они появились? Вам интересно?

В учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)

О чем прочитали в 1 –м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)

Слайд 5 - Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Слайд 6 Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Слайд 7

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

Запишите на своем листке по- вашему, что такое праздник?

Как вы думаете, для чего нужны праздники?

Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6. Я вам помогу ответить на этот вопрос.

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

6. Учащиеся выполняют задание.

Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

Запишите в своих тетрадях,начиная со слов «Праздник нужен для …..»

Давайте вспомним самые распространенные праздники.(новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)

Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные.

Прочитайте 2-й абзац в учебнике (стр. 59)

Какие бывают раздники?

Государственные Общественные Семейные

Работа в группах (каждой группе выдается лист А3 с перечнем разных праздников, клей, ножницы)

Ребята, вы должны организовать работу в своей группе и представить ваш продукт деятельности. Из списка праздников вы выбираете вам нужный, вырезаете и приклеиваете на лист.

Защита групповых работ.

Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.

А что такое семья? (ответы детей)

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

– Что общего у рода и у семьи– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами??(Семья – это группа живущих вместе близких родственников.Объединение людей, сплочённых общими интересами.)

Слайд 8 - А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте 3-4 абзац на стр.59.

О чем прочитали?

Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

Работа в парах. Правила выбора подарка (продолжи предложение):

Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)

Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)

Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)

- «Живые» подарки обсуждают...

Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)

Давайте немного поиграем. Игра

Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы

1. Бабушке на юбилей

2. Другу на день рождения

3. Тете на именины

6. Сестре на Новый год

Слайд 15 - А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа». (Чтение отрывка.)

«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.

– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».

– Доброе утро Иа! – сказал Пух.

– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.

– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.

– Почему? Что случилось?

– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.

– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.

– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

– Повтори-ка, повтори, - сказал он.

– Поздрав…

– Минуточку…

С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.

– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.

– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.

– Это ты меня?

– Конечно, Иа-Иа.

– С моим днём рождения?

– Да.

– Значит у меня настоящий день рождения?

– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.

– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.

– Теперь говори.

– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.

– Мне?

– Да.

– К дню рождения?

– Конечно!

– Значит, у меня получается настоящий день рождения?

– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».

Давайте вспомним о подарках, которые в свой день рождения ослик Иа-Иа.

Всем ли подаркам он был рад? (ответы детей)

Показал ли он это своим видом? (ответы детей)

Чей подарок оказался самым нужным? (ответы детей)

Слайд 9 Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.

Принимают подарок стоя, а не сидя;

Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

Подарок желательно рассмотреть;

Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Если праздник устраиваем мы сами, что необходимо знать?(Ответы детей) Предлагаю вам прислушаться к полезным советам:

1.Красиво оформить приглашения

2. Украсить дом

3.Продумать меню

4.Продумать игры и развлечения.

Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)

Прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос «Что может испортить праздник?» (Если остается время) - А теперь давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы праздник удался и составим памятку на своих листочках.

Итог урока . Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, то о чем мы планировали узнать, узнали? Работу,которую мы провели, важна для нас?

А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор, который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.

Домашнее задание.

По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»










Включить эффекты

1 из 10

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Семейные праздники" способствует пониманию важности семейных праздников, уточнить понятия "праздник", "ритуал", "подарок", закрепить умения работать в группах, .

  1. Виды праздников по их значимости
  2. Какие праздники наиболее популярны в нашей стране
  3. Как возникли самые первые праздники и как они отмечались древними людьми
  4. Современные праздничные традиции

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Цель урока:

  • Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Праздники

    • Государственные
    • Общественные
    • Семейные
  • Слайд 5

    Работа в группах

    • К каким силам природы обращались древние люди?
    • Как они это делали?
    • Что отмечали праздниками?
    • Что такое праздник?
    • Какое значение для людей имеют праздники?
    • Что такое ритуал?
  • Слайд 6

    Вывод 1:

    • Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам.
    • Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники.
    • Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы
  • Слайд 7

    Вывод 2

    • Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу
    • Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества.
  • Слайд 8

    Есть много праздников на свете.
    Их любят взрослые и дети.
    Рисуют открытки, готовят подарки.
    Праздники делают жизнь семьи яркой!

  • Слайд 9

    Семейные традиции

    • Гостеприимство
    • Семейный альбом
    • Генеалогическое древо
    • Семейные династии
    • Проведение свободного времени в семье
    • Праздники
  • Слайд 10

    Создавайте свои праздники и традиции

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников

    Задачи:

    Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок»

    Закреплять умения работать в группах

    Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации

    Тип занятия:

    Предварительная подготовка.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Учитель:

    Ответы учащихся .

    Ознакомление с темой урока.

    Задание №1

    «Раздели на группы».

    I группа

    II группа

    III группа

    Учитель:

    .

    Учитель:

    - К членам семьи относят

    Учитель: «фамилия»,

    Учитель: - Что такое праздник?

    Высказывания учащихся.

    Праздник

    Традиции -

    Учитель:

    Основа основ - родительский дом.

    Гостеприимство (угощение гостей)

    Учитель:

    Семейный альбом

    Ученик:

    Учитель:

    Можно провести игру:

    “Угадай, кто на фото".

    Генеалогическое древо.

    Ученик:

    Семейные династии.

    Учитель:

    .

    Новый год. ПРАЗДНИКИ

    Учитель:

    Учащиеся перечисляют (

    Учитель:

    Дети отвечают

    Задание № 2

    Самостоятельная работа.

    Учитель:

    Учащиеся выполняют задание.

    Проверка выполнения работы.

    Формулирование вывода

    Учитель:

    Учитель:

    Выводы. ИТОГ

    Учитель:

    - Дети:

    Учитель:

    Рефлексия.

    Домашнее задание:

    Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики".

    Тема: "Семейные праздники как одна из форм исторической памяти"

    Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников

    Задачи:

    Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок»

    Закреплять умения работать в группах

    Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации

    (умение добывать и систематизировать информацию)

    – совместно раскрыть роль семейных праздников в сохранении исторических традиций народа;�– предоставить возможность увидеть в праздниках не только развлекательное мероприятие, задуматься над проблемой досуга;�– формировать уважительное отношение к традициям других людей.

    Тип занятия: обобщение и применение знаний на практике.

    Предварительная подготовка.

    За 1–неделю до урока 5 учащимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

    Как называется мой любимый праздник.

    Как моя семья отмечает этот праздник.

    Какие чувства вызывает этот праздник.

    Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

    Дети договариваются о выборе разных праздников. Длительность выступления – до 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией – лучшими кадрами, снятыми на празднике. Учитель при необходимости оказывает помощь, консультирует детей.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка готовности к занятию, психологическая подготовка учащихся.

    Учитель: -Я рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

    От чего зависит ваше настроение?

    Когда оно всегда бывает хорошим?

    Ответы учащихся .

    Ознакомление с темой урока.

    Задание №1

    «Раздели на группы».

    Сгруппируйте данный перечень событий из слайдов презентации, наиболее подходящие между собой и запишите их в таблицу (работа в парах).

    Учащимся предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

    I группа

    II группа

    III группа

    Учитель: Как можно назвать эти события по-другому? (праздники)

    Зачитайте получившиеся группы.

    Как можно назвать каждую группу? (государственные, общественные, семейные праздники).

    О чём пойдёт речь на занятии? (о праздниках)

    В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

    Сегодня на занятии мы поговорим с вами о семейных праздниках и традициях.

    Объявление темы занятия, запись в тетрадь «Семейные праздники и традиции» .

    Работа в группах (презентация)

    Учитель: - Почему называют семейные праздники? (ответы детей).

    - К членам семьи относят : (отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку).

    К дальнему кругу могут быть отнесены дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.

    Учитель: - Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

    Учитель: - Что такое праздник?

    Высказывания учащихся.

    Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в саду, в школе получение опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной

    Традиции - обычаи, привычки, практическая деятельность, передается и соблюдается из поколения в поколение несмотря ни на что.

    Чтобы разнообразить жизнь и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных семейных традиций.

    Учитель: - Есть ли вашей семье традиции? Какие? Ребята готовили сообщения и сейчас познакомят вас с некоторыми традициями своих семей. Перед вами план, по которому они постараются построить свое выступление. А вам нужно подумать, почему на уроке этики мы говорим о праздниках? Какая связь между ними?

    В семейном кругу мы с вами растем.

    Основа основ - родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои,

    И в жизнь ты приходишь из семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаем,

    Основа основ - родительский дом.

    Существует множество семейных традиций. Рассмотрим некоторые из них.

    Гостеприимство (угощение гостей)

    Учитель: Одной из распространенных традиций разных народов всегда было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева угощали их каким- либо кушаньем.

    Назовите традиционное праздничное блюдо вашей семьи?

    Каждый праздник должен иметь свое лицо, и к нему нужно обязательно готовиться.

    Семейный альбом

    Ученик: собирать и хранить фотографии это ещё одна семейная традиция.

    С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

    Учитель: Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

    Можно провести игру:

    “Угадай, кто на фото". Найти фотографии родственников, запечатленных в детском возрасте.

    Генеалогическое древо.

    Ученик: Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи. Вместе с детьми можно заняться составлением генеалогического древа.

    Семейные династии.

    Учитель: Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник.

    Традиция проведения свободного времени в семье .

    Отдых всей семьей, игры, развлечения, ну и, конечно, приключения. (рыбалка, искание клада, тур слёты, конкурсы «Мама, папа и я» ит.д.)

    Можно устраивать воскресный обед, который готовят абсолютно все. Каждому домочадцу доверить приготовить какое-то блюдо, затем собраться за общим столом.

    А еще делайте любимым приятные сюрпризы. Вкусный пирог, диск с красивой музыкой в машину, новое интересное блюдо, смешной брелок для ключей, семейная фотография в рамке.

    Новый год. ПРАЗДНИКИ

    Учитель: Еще один из любимых праздников каждого «Новый год».

    Назовите традиции проведения Нового года?

    Учащиеся перечисляют (красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, конкурсы, поздравления)

    Коллекция статуэток снеговиков, ежегодно пополняемая, можно устроить домашнюю выставку. А на каждый детский День Рожденья придумывать и сценарий праздника с конкурсами и викторинами..

    Учитель: Какие вы испытываете ощущения во время праздника?

    Дети отвечают

    Задание № 2

    Самостоятельная работа.

    Учитель: Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.

    Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

    Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

    Праздники помогают поддерживать связь поколений.

    Праздники помогают узнать традиции своего народа.

    Праздники учат уважать культуру других людей.

    Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

    Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

    Учащиеся выполняют задание.

    Проверка выполнения работы.

    Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

    Формулирование вывода

    Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

    Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл.

    Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

    Учитель: Учитель открывает вывод, записанный на доске, все вместе читают: «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти».

    Выводы. ИТОГ

    Учитель: - Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?

    - Дети:

    Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

    На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится.

    Учитель:

    Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю.

    Сам по себе праздник не получится, без помощи каждого члена семьи. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость - чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе.

    Главное, чтобы через много-много лет вы уже повзрослевшие с радостью и немного с грустью вспомните семейные праздники и хотели бы в собственной семье возродить традиции родительского дома.

    Рефлексия.

    Что нового вы узнали на занятии?

    Какие традиции праздника вы хотели бы продолжить?

    Домашнее задание:

    (мини-сочинение «Традиции и праздники в моей семье»)

    Семья - это счастье, любовь и удача,

    Семья - это летом поездки на дачу.

    Семья - это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение, трепет.

    Семья -это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья - это важно! Семья - это сложно!

    Но счастливо жить без семьи невозможно.

    Создавайте свои семейные праздники и традиции!