Сколько педагогов в детском саду италии. Детские сады в Италии: их виды, особенности, недостатки и преимущества. Как устроено дошкольное образование в Италии

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно итальянским законам составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана , то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.


Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

- физическая активность;

- Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

- Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

- иностранные языки, самовыражение, креатив;

- знакомство с окружающим миром.


В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.


Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.


В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.


Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство семей Италии предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.


В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Образование в Италии сложно назвать лучшим в Европе, но эта страна привлекает тех, кто планирует связать жизнь с творческими специальностями, например, искусством и дизайном. Если планируется обучение в частной школе Италии, то логичным решением будет также отдать ребенка в итальянский детский сад для погружения в языковую среду и плавной адаптации к местным образовательным традициям.

Как устроено дошкольное образование в Италии?

Дошкольное образование в Италии состоит из двух ступеней. Первую из них называют Asilo Nido. Это местные ясли, куда принимают детей от трех месяцев до трех лет. Чаще всего это кратковременные группы пребывания на полдня - с 9:30 до 13:00. Полный день для этой возрастной группы предлагают преимущественно в частных садиках.

Мест в яслях в современной Италией не хватает. Это связано с тем, что в стране очень сильны традиции домашнего воспитания детей, однако в последнее время женщины достаточно часто вынуждены выходить на работу по финансовым соображениям. Приоритетное право на место в яслях имеют дети малоимущих родителей - для того чтобы им воспользоваться нужно написать в муниципалитете специальное заявление.

В яслях дети только играют. Основной акцент делается на социальной адаптации и развитии элементарных навыков самообслуживания. Специальных занятий не проводится.

Вторая ступень дошкольного образования в Италии называется Scuola Materna и предназначена для детей от 3 до 6 лет. Несмотря на то, что обучение остается полностью игровым, дети здесь всё же учатся. Приоритетные направления развития воспитанников определяются Министерством образования страны и включают знакомство с окружающим миром и социальное развитие, физическое и творческое развитие, занятия по родному и (в некоторых учреждениях) иностранному языку.

Важную роль в итальянском дошкольном образовании играет религиозное воспитание. Каждую неделю с детьми занимается специальный педагог, который знакомит их с религией. Однако эти занятия не являются обязательными и в начале каждого года родители подписывают согласие на их посещение ребенком.

В группе государственной scuola materna обычно не менее 16 детей. На такое количество приходится один воспитатель и один его помощник. Все три года пребывания в саду с группой детей находится один воспитатель, который очень любит их. Повышать голос на воспитанников недопустимо, можно только отвлекать от опасных вещей и играть с ними.

Группы разновозрастные - дети от трех до шести лет учатся вместе. Это сделано для того, чтобы братья и сестры-погодки могли ходить в одну группу, чтобы не огорчать их невозможностью видеться в течение дня. Для проведения занятий воспитанников разного возраста рассаживают за разные столы.

Чаще всего сады работают до 16:00 без дневного сна. Есть небольшое количество групп продленного дня до 19:00. Детей в садах кормят обедом. Который готовят на специальных комбинатах питания. Завтрак и дополнительный перекус родители могут дать малышу с собой.

Сколько стоит дошкольное образование в Италии

Если ребенок ходит в государственный детский сад, то посещение будет бесплатным, однако питание и ежемесячные экскурсии необходимо оплачивать отдельно. Обычна сумма составляет до 100 евро ежемесячно и пересчитывается в том случае, если малыш по каким-то причинам не ходил в сад определенное количество дней.

В частных детских садах размер оплаты составляет до 300 евро в месяц. Эта сумма является фиксированной и не пересчитывается в случае болезни малыша или по другим причинам. В стоимость обычно входят спортивные и музыкальные занятия, а во многих садах плавание и занятия английским языком.

Пытаясь решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях итальянцев также активно открывают семейные или домашние детские сады. Этот тип учреждений обойдется родителям чуть дешевле стандартных частных, но все же значительно дороже государственных садов.

Детские сады как короткий путь в частные школы в Италии

Посещение детского сада по закону не является обязательным. И всё же более 90% детей их посещает. Делается это в том числе и потому, что при поступлении в хорошую школу обязательно будет задан вопрос посещал ли ребенок детский сад. Социализация в Италии считается одной из важнейших составляющих дошкольного развития.

Декретный отпуск в Италии длится всего 5 месяцев, так что работающим родителям приходится задумываться о поиске ясель для своего малыша очень рано.
В Италии в ясли (asilo-nido) принимают детишек от 3 месяцев. Есть 3 вида ясель: государственные, частные и частные с государственной аккредитацией.

Детский сад в италии

Какой из них выбрать- зависит от предпочтений и доходов родителей.
В государственные ясли и садики нужно записываться заранее. Места в них ограничены и распределяются в порядке очередности, то есть преимущество имеют те, кто подал заявку раньше и близнецам. Само заявление подаётся в администрацию по месту прописки. Размер оплаты зависит от дохода родителей, самый минимум платят те, чьи доходы не превышают 7000 евро в год.
В частные же при наличии свободных мест можно попасть в любой момент.

детский сад в италии

Их стоимость начинается от 300 евро в месяц, кроме того, в некоторых яслях дополнительно оплачивается питание и подгузники. В частных яслях есть свои преимущества, например, они не закрываются на забастовки, открыты почти весь год (за исключением государственных праздников и августа месяца).
К слову, в остальном, в Италии государственные ясли ничем не уступают частным, а порой, и лучше. Так что выбор, в какие ясли отдать ребёнка, в государственные или в частные, зависит от предпочтений родителей и от уровня дохода.

В детский сад ребёнка (scuola materna) можно отдать с 3 лет. Однако некоторые родители отдают и раньше, в 2,5 года (не во всех муниципалитетах это возможно). Главным условием приёма в детский сад является тот факт, что ребёнок должен уметь ходить на горшок и самостоятельно есть.
Кстати, вы удивитесь, но в Италии в некоторых детских садах ребёнку не поменяют штанишки, если вдруг он невзначай забудет добежать до горшка. Будут звонить маме и папе, чтобы они пришли и переодели малыша. Говорят, что это как-то связано с борьбой с педофилией. Друзья, если вы с этим сталкивались, обязательно напишите мне об этом в комментариях.
Детские сады открыты с 8 утра до 4 часов дня, с понедельника по пятницу (редкие садики открыты и по субботам), с сентября до июля месяца, закрываются на 2 недели на рождественские праздники и Новый год.

Стоимость обучения тоже зависит от того, государственный садик или частный, а также от дохода родителей. В государственных садиках оплачивается только еда и по желанию дополнительные занятия с детьми, например, иностранные языки или гимнастика. В некоторых дошкольных заведениях циркулируют автобусы, которые возят малышей (с трех лет) из дома и домой, из школы. В нем обязательно имеется воспитатель, который следит за детьми во время поездки.
Кстати, воспитатели в детских садах обычно очень стараются, ведь их работа-просто мечта- трудятся 9 месяцев в году, куча праздников и нерабочих дней, тогда как остальные работают, все социальные гарантии и привелегии, вполне вменяемая зарплата (в районе 1200 евро в месяц).
Лично мне кажется очень странным график работы детских садов, ведь получается, что в 4 часа дня ребёнка уже надо забирать из сада, а рабочий день родителей как правило, минимум до 5, это если вам повезло, а-то и до 6-7 часов вечера.

Итальянское государство как-то не продумало этот вопрос. То же самое и по поводу летних каникул- у родителей-то отпуск всего месяц, а садик закрыт с июля по сентябрь. То есть семьям, которые лишены поддержки бабушек и дедушек, приходится не просто с таким графиком.
Основным плюсом итальянской образовательной системы, как я считаю, является то, что в ясли малыша можно отдать очень рано, позволив маме вернуться к своей работе или просто немного перевести дух.
Минусом же представляется тот факт, что садик, на мой взгляд, не в достаточной мере оказывает поддержку семьям относительно ежедневного времени пребывания детишек в дошкольных учебных заведениях (закрывается слишком рано и очень много нерабочих дней).
Конечно, есть вариант найти бебиситтера или оставлять детей в так называемых бейби паркингах, однако все это очень не дёшево и не всем по карману.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Пришло время рассказать о следующем этапе жизни малыша.

Очень многие мамы, особенно, если рабочая ситуация нестабильная, предпочитают не отдавать ребенка в ясли, которые стоят бешеных денег, а сидят дома с малышом до трех лет. С трех до шести поголовное большинство детей посещают scuola materna или scuola d"infanzia - детский сад. Посещение данного заведения необязательно, но желательно. Перед приемом в школу обязательно задают вопрос, ходил ли ребенок в детский сад. Там малыш проходит суровую школу итальянской жизни, учится быть умелым и самостоятельным.

Надо сказать, что после яслей, где ребенок просто окутан заботой и лаской и где подстраиваются под его ритмы, детский сад по своей строгости напоминает наш пионерлагерь советских времен. Из маминых объятий или из яслей, где на одну воспитательницу приходилось 6-8 воспитанников, малыш вдруг попадает в группу из 28 детей. Группы бывают смешанные, то есть дети от трех до шести лет находятся вместе. Воспитатели мотивируют это тем, что большие помогают маленьким, маленькие тянутся за большими и быстрее учатся новому.

Предполагается, что при приеме в детский сад ребенок должен быть приучен к горшку и уметь по минимуму следить за собой: мыть ручки, вытирать их полотенцем, снимать обувь, надевать куртку. Для нашей действительности, возможно, это нормально, но в Италии детишки могут до четырех лет ездить в коляске и не расставаться в подгузником и соской вплоть до детсада. Если мама не постарается заранее, представьте, какой культурный шок ожидает малыша! Горшков здесь нет, только маленькие унитазики без сидения, на которые малыши должны забираться с невиданной ловкостью.

Дневной сон предполагается только для самых маленьких. Условия спартанские. Спальня похожа на бивуак: детишки спят в одежде на маленьких раскладушках. Правда, одеяла и подушки присутствуют. Дневной сон длится полтора-два часа.

В некоторых детских садах детишки носят форму «grembiule» — подобие халатиков, которые носили мальчики в СССР на уроках труда . Мальчики в голубых, девочки, разумеется, в розовых. Практично, конечно, но выглядят они убого.

Расписание в садике очень неудобное для работающих родителей: занятия заканчиваются в 16-16.15. Правда, некоторые частные сады за отдельную плату предлагают «продленку» до 18.00.

Детские сады, как и ясли, бывают частными и государственными. В государственных садах родители оплачивают только питание, около 80 евро в месяц. Если ребенок не посещает сад, платить вовсе не надо. В частных же оплачивается стандартный тариф независимо от того, посещает ли ребенок сад или нет — 150-160 евро в месяц. Но после цен на ясли эти расценки кажутся просто смешными.

Есть детские сады при церковных приходах. В таких заведениях директором может быть монахиня. Направленность, разумеется, тоже соответствующая: на праздниках дети поют песни про Иисуса, и каждый учебный год начинается не торжественной линейкой с поднятием итальянского флага, а службой в церкви. Но воспитательницы во всех детских садах лица светские.

В обычных детских садах здесь по часу раз в неделю преподается религия — все-таки Италия католическая страна, и в каждом государственном учреждении здесь обязательно висит распятие. Перед записью ребенка в сад родители подписывают документ, в котором они заявляют о своем согласии на преподавании азов религии . В противном случае ребенок будет отдаляться от группы своих товарищей и заниматься другими делами. Это показывает, насколько в Италии корректно и толерантно относятся к религиозным вопросам. Здесь очень много иностранцев: выходцев из Пакистана, Марокко, Алжира, Индии, Китая, Ганы. Не все христиане. Вот родители и заполняют бланки.

Что касается языковых вопросов, то тут воспитательницы проявляют недюжинное умение. Часто детки иностранцев совсем не говорят по-итальянски, когда приходят в садик. Многие мамы, выходцы из стран третьего мира сидят дома со всеми своими многочисленными детьми и даже не пытаются учить итальянский. Так что воспитательницы должны каким-то образом понимать малышей, разговаривающих на хинди или арабском. Правда, потом такие детки сами учат своих родителей итальянскому и переводят им то, что говорят о них учителя и воспитательницы.

«Рабочий день» начинается в 8 утра. Обед — в 11.30, сон с 13.30-14.00 и до 15.00. А в 16.00-16.15 садик закрывается.

В некоторых садах за отдельную и совсем небольшую плату можно воспользоваться услугами школьного автобуса. Предлагаются также курсы музыки , английского языка и плавания.

В детском саду не учат читать и писать , но уделяют большое внимание раскрытию творческой стороны деток. Они много работают с тестом, красками и карандашами. И тоже занимаются спортивно-психомоторной деятельностью.

Какие существуют детские сады в других странах? Узнайте из следующих материалов!