Откуда приходит аппетит…, и как с ним бороться. "Аппетит во время еды приходит": значение и примеры употребления Аппетит приходит

Одно из издания романа Ф. Рабле

Аппетит приходит во время еды — фраза из пятой главы первой книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Но Рабле честно предупреждает читателя, что не он — её автор, а…
Вот тут загадка.
В переводе «Гаргантюа и Пантагрюэля» на русский значится
«Не столь не сокрушим камень, асбестом именуемый, сколь неутолима жажда, которую сейчас испытывает мое высокопреподобие.
– , сказал Анже Манский*; жажда проходит во время пития»

*Анже Манский (Иероним Анже), епископ Манский, автор книги «О причинах» (1515)

В английском переводе «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Gargatua and his son Pantagruel) говорится
«The stone called asbestos is not more unquenchable than the thirst of my paternity. , says Angeston, but the thirst goes away with drinking»,
где Angeston — это Жером Ле Hangeste, врач и ученый, умерший в 1538 году (Jerome le Hangeste, doctor and scholar, who died 1538)

Однако в следующих изданиях романа автором крылатой фразы «аппетит приходит во время еды» указывается воспитатель французского короля Карла IX Жак Амио (30 октября 1513 - 6 февраля 1593). О происхождении выражения рассказывается следующее: закончив Наваррский коллеж - самое знаменитое учебное заведение Парижского университета в XIV-XV веках, Амио занял место наставника детей приближённого короля Франциска I Жака Колена, да так хорошо себя зарекомендовал, что в 1543 году получил Белозанское аббатство. В 1547 году Франсиск умер, троном завладел Генрих II, который доверил Амио обучать своих детей — принцев, будущих королей Карла IX и Генриха III, и принцессы Маргариты. В 1559 году на французском престоле оказался Карл IX, который в 1570 году сделал Жака Амио по его просьбе епископом города Осера. При этом король напомнил бывшему воспитателю, что когда-то, при получении звания аббата, тот толковал об ограниченности своих амбиций, а нынче просит повышения в звании. На что Амио и ответил «Сир, » (Sire, l’appetit vient en mangeant )

Впрочем, идея Рабле ли; епископа города Ле Манн или врача и учёного Жерома д’Анже; епископа Осера Жака Амио не нова. Ещё римский поэт Публий Овидий Назон (20 марта 43 г. до н.э.- 17 г. н. э.) писал: «Quo plus sunt potae, plus sitiuntur aquae —

Аналоги выражения «аппетит приходит во время еды»

À chacun le sien n’est jamais trop — хорошего никогда не бывает слишком много (Франция)
The more you have, the more you want, le plus on en a, le plus on veut en avoir — чем больше у вас есть, тем больше вы хотите (Англия)
Prétendre contenter ses désirs par la possession, c’est compter que l’on étouffera le feu avec de la paille — говорить, что желания удовлетворяются владением, всё равно что утверждать, будто тушить огонь можно соломой (Китай)
Nourrir l’ambition dans son coeur, c’est porter un tigre dans ses bras — удовлетворить честолюбивое сердце, всё равно, что встретиться с тигром (Китай)
La faim est le meilleur assaisonnement — голод — лучшая приправа (Бразилия)
Чем больше ешь, тем больше хочется (Россия)

Аппетит приходит во время еды,
еда уходит, а аппетит остаётся.
(Народная мудрость)


Всем нам хочется быть стройными, молодыми, привлекательными, и оставаться такими как можно дольше. Неслучайно, понятия «молодость», «стройность», «привлекательность» идут рука об руку и часто кажутся синонимами.

Увы, бывает так, что именно лишние килограммы становятся почти непреодолимым препятствием на пути, мешают радоваться жизни, вызывают психологические комплексы, подрывают уверенность в себе, а обусловлены они зачастую банальным перееданием.

Если бы нам удавалось питаться только, когда голодны, и прекращать еду при первых признаках насыщения - проблем с излишним весом было бы намного меньше. Голод, аппетит, насыщение – именно эти чувства влияют на наше поведение, когда решается вопрос относительно количества, качества и частоты потребления пищи. И если голод и насыщение - физиологические понятия, связанные с необходимостью пополнения энергетических запасов организма, то, что же такое аппетит?

История аппетита

Впервые с этим словом мы знакомимся в детстве. Кажется, нет большей проблемы у многих мам, и даже в большей мере, у бабушек, чем плохой аппетит ребёнка. Ну, как же так, дитё не хочет съесть такую вкусную кашку, политую красивым, сладким соусом, украшенную ягодками, посыпанную орешками! Ну и что, что не голоден? Ведь это так вкусно. Сначала дети, как правило, сопротивляются, но постепенно привыкают питаться так, как принято у взрослых, и радуют своих близких хорошим аппетитом и упитанным видом. Положительные эмоции находят своё подкрепление, и первый шаг к психологической зависимости от еды, можно сказать, сделан.

Конечно, удовлетворение голода тоже связано с приятными ощущениями, удовольствие – это нормальная реакция на поедание качественной и вкусной пищи, когда человек голоден. В процессе насыщения восприимчивость к вкусу еды снижается, а когда человек сыт, то желание поглощать пищу пропадает. Но это в идеале. Отличить здоровое наслаждения от еды от удовлетворения навязчивого желания, вызванного психологической зависимостью, не такое уж простое дело.

Аппетит - относится к психологическим факторам регуляции потребления пищи, он может быть частью ощущения голода, но может возникать и сам по себе, даже при вполне достаточных питательных запасах организма. Иногда достаточно просто представить себе любимое блюдо, чтобы «потекли слюнки», даже если вы уже основательно перед этим пообедали.

Аппетит и голод

Итак, чтобы принимать пищу, у нас в основном два побудительных мотива. Первый - чувство голода, второй - аппетит. Чувство голода - это инстинктивный защитный механизм, заставляющий человека искать восполнения затрат энергии путем приема любой пищи, обладающей калорийностью. Трудно спутать с чем-то ощущение пустоты и спазмов в желудке, которые сообщают нам, что питательные запасы организма снизились ниже уровня, необходимого для энергетического равновесия. Если не пополнить эти запасы, то сокращения стенок желудка усиливаются вплоть до появления голодных болей в животе.

В принципе, голод можно удовлетворить очень простой едой, а вот если чувство голода ложное, то хочется чего-то особенного, деликатесов, сладостей.

Аппетит - это желание съесть что-нибудь особенное, желанное в данный момент. Аппетит характеризуется чувством частичного голода, но это, скорее, вкусовой голод, нежели голод, обусловленный необходимостью восполнения затрат энергии.

Ну что же, все мы имеем небольшие слабости, и не всегда можем сказать решительное «нет» лишнему кусочку тортика, изысканному, но не очень полезному, блюду на праздничном обеде. Ничего особенно страшного в этом нет.
Но вот постоянно повышенный аппетит может быть первым шагом к обжорству. А вот это уже опасно, ведь это не просто привычка вкусно и много есть, это болезнь. Человек, при таком расстройстве пищевого поведения утрачивает контроль над количеством съедаемой пищи! Мало того, что обжорство неумолимо приводит к ожирению и, провоцирует многие болезни, но оно имеет психологические последствия, ведёт к формированию заниженной самооценки и потере самоуважения.

Между прочим, по мнению специалистов, одной их причин обжорства может быть чрезмерное увлечение диетами, когда периоды аскетизма и ограничений в еде чередуются с приступами ничем не сдерживаемого аппетита.

Так что – не лечите чрезмерный аппетит голоданием, будет только хуже.

Обмануть аппетит

Если повышенный аппетит перерастает в навязчивую идею «что бы такое вкусненькое съесть», то его лечат, - в основном, психологическими методами. Есть и медикаментозные средства, большинство современных лекарств, регулирующих аппетит и предлагаемых для похудения, воздействуют на центры голода и насыщения в головном мозге. Правда, вмешиваться в такие сложные процессы без врачебного контроля довольно опасно для здоровья.

Жесткое подавление чувства голода с помощью анорексигенных лекарств используют в тяжелых случаях, когда переедание неуправляемо, не поддается волевой коррекции и ведет к чрезмерному ожирению.

Есть и более безопасные методы справиться с психологической тягой к перееданию.

Во-первых, попробуйте сделать свою жизнь более насыщенной, интересной, увлекитесь чем-нибудь по-настоящему, если времени на скуку и праздное времяпрепровождение не останется, то вопрос «что бы съесть», просто не возникнет.

Во-вторых, возникающие проблемы решайте по существу, а не заедайте. А можно и просто обмануть аппетит.

Если возникло чувство лёгкого голода, выпейте стакан воды, зелёного чая, кефира - иногда организм принимает жажду за голод

Ешьте мало, но часто. В соответствии с современными представлениями, перекусы не являются грехом, а промежутки между приёмами пищи не должны быть больше 4 часов. Если есть понемножку, то, как раз через этот промежуток времени организму нужна очередная порции «топлива» для покрытия энергетических затрат.

Даже если вы проголодались, ешьте медленно и постарайтесь вовремя уловить момент сытости.

Обязательно контролируйте объем вашей тарелки, выбирайте тарелки меньшего объёма.

Используйте визуальные «напоминатели». Например, горка пустых фисташковых скорлупок позволяет значительно сократить потребление калорий на орехи (если вы используете орехи как перекус), показывая, какое количество орехов было съедено.

Чтобы притупить аппетит можно пожевать специи, например, семяна кумина, фенхеля, веточку укропа.

Недостаток сна вызывает ложный аппетит, в среднем, чтобы сохранялся баланс гормонов отвечающих за чувство сытости, спать нужно не меньше 8 часов.

Больше движения! Справиться с ложным аппетитом помогают занятия спортом. Умеренная физическая активность угнетает выработку гормонов, стимулирующих голод и увеличивает выброс гормонов, который его подавляет.

Для уменьшения тяги к сладкому ароматерапевты советуют понюхать корицу или ванилин.

Как видите, приёмов, позволяющих бороться с повышенным аппетитом не так уж и мало, а научившись отличать здоровый аппетит от ложного голода, мы сможем контролировать свой вес. Не стоит забывать, еда, - не единственное удовольствие в жизни, ведь мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!

Аппетит приходит во время еды

Считается, что замечательная фраза пришла в наш язык из романа Франсуа
Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Среди разговоров в подпитии кем-то из
пирующих была брошена фраза: "Аппетит приходит во время еды", как
сказал Анже Манский; жажда проходит во время пития". Жером д\’Анже
епископ Манский был современником Рабле и, вероятно, большим любителем
покушать. Hеизвестно, говорил ли он эти слова или их приписал ему
автор, но так или иначе, удачное выражение закрепилось в языке,
означая, что следует лишь начать, а там втянешься и поймешь все
тонкости избранного дела, появятся и стимул, и желание. Иногда
употребляют выражение и с укоризной: чем больше человеку даёшь, тем
большего он от вас хочет.

"А традиции? Славные традиции русской армии, вы про них забыли? Hо
ничего. Вы только начните по приказу тех, кто думает за вас, а там...
А там - аппетит приходит во время еды! Hадеюсь видеть вас, господин
есаул, ещё генерал-майором", - Михаил Шолохов "Поднятая целина".

Белены объесться

Помните, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» добродушный старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей «бабы», гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Вам не приходилось спрашивать себя: а что это за «белена»?

В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватым, в лиловых прожилках цветами и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает.

Теперь вам, вероятно, понятно, почему слова «он точно белены объелся» применяются в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам и чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».


Ананасы в шампанском

Так называется стихотворение Игоря Северянина ставшее символом
красивой жизни.

В кругу девушек нервных, в остром обществе дамском
Я комедию жизни превращу в грёзофарс,
Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском,
Из Москвы в Hагасаки, из Hью-Йорка - на Марс!

Впрочем, такая жизнь слишком часто оказывается настолько пустой, что
кроме внешнего блеска, в ней ничего нет; одни только ананасы и
шампанское.

Гадать на кофейной гуще

Сейчас в обиходе в основном растворимый кофе, а не так давно этот
напиток варили исключительно из молотых, прожаренных кофейных зерен
(истинные ценители делают это до сих пор). Сваренный кофе разливали по
чашечкам, и когда напиток был выпит, там оставался толстый слой
кофейной гущи. Чашку переворачивали и, после того как гуща растекалась
по краям, всматривались в узор, пытаясь увидеть в нём намёки на
грядущие события и судьбу человека, пившего из этой чашки (подобно
тому, как римские авгуры наблюдали полёт птиц или древнегреческие
жрецы вглядывались в потроха убитых жертвенных животных, провидя в
завитках волю богов). Русский народ хотя и любил гадания, но испокон веку скептически относился ко всякого рода прорицателям и вещунам и посему в русском языке гадать на кофейной гуще означает строить
беспочвенные, ни на чем не основанные догадки и предположения.

Голод не тетка

Странное выражение, правда? Как-то совершенно непонятно, почему голод сравнивается именно с теткой, а не с какой-нибудь другой родственницей.

Все дело в том, что перед нами только кусок, первая половина пословицы. Полностью она звучит: «Голод не тетка, пирожка не поднесет», то есть пощады от него не жди.

Пословица эта старая, так как встречается в сборниках двухсотлетней давности. Таких «усеченных» пословиц много. Однако без поясняющего куска они мало что говорят. Ну, например: «Собака на сене». Понятной пословица становится лишь приведенная целиком: «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».

Горе луковое

Если человек плачет – это плохо. Но причина, вызывающая на глаза слезы, не всегда бывает достойна внимания и уважения. Попробуйте почистить или потереть луковку: слезы у вас польются ручьем… От горя? От лукового горя!

Немцы знают другое выражение: «луковые слезы». Это те слезы, которые льются по пустякам. И в переносном смысле под «луковым горем» мы понимаем мелкие печали, ничтожные огорчения, не заслуживающие слез.

Груши околачивать

Созревшая груша сама падает с ветки, хотя можно, конечно, вооружившись
дрыном, стучать по веткам, околачивая груши. Hо если учесть, что груши - товар скоропортящийся, на продажу почти не шёл, для варений и компотов употреблялся мало, будучи лишь сезонным лакомством детишек,то ясно, почему выражение "груши околачивать" стало синонимом не просто безделья, а безделья особо злостного. Лучше уж баклуши бить или в бирюльки играть.

"Стыд и срам, - проговорил он, всхлипнув, - денно-нощно груши
околачиваете... кормишь вас тут, холишь, сам на ногах не стоишь, а
вы только и знаете, что с неумными вопросами лезть", - Владимир
Hабоков "Приглашение на казнь".

Демьянова уха

Если вас потчуют супом или ещё чем, чего вы в данный момент не
желаете, можете смело называть это угощение "Демьяновой ухой" по
названию хлёсткой басни Ивана Андреевича Крылова. Как-то в июне 1813года Крылов присутствовал на заседании литературного общества "Беседы любителей русского слова", где один из авторов утомительно читал длиннющую нудную пьесу и баснописцу пришлось выслушать её до конца.
После чего знаменитого гостя попросили прочитать какую-нибудь басню.
Крылов встал и с чувством исполнил только что сочиненную "Демьянову уху". Описанная в ней ситуация столь идеально подходила к событиям вечера, что заставила почтенное собрание взрываться хохотом после каждой фразы.

Закон падающего бутерброда

Бутерброд с маслом всегда падает маслом вниз, - гласит закон
падающего бутерброда. В общем виде этот закон означает, что всё
происходящее всегда совершается самым неудобным образом и, если
какая-то неприятность может произойти, то она случится непременно.
Бутерброд действительно чаще падает маслом вниз, происходит это
оттого, что бутерброд упавший не на масло, падает упруго и может легко перевернуться, в то время как бутерброд, упавший маслом вниз,немедленно прилипает к полу. А вот почему прочие беды и несчастья случаются с такой неумолимой закономерностью, сказать не так-то просто. Остаётся лишь вздохнуть и сослаться на закон падающего бутерброда.

Из порося в карася

В одном народном рассказе лукавый монах вознамерился полакомиться поросенком. А время было для этого совсем неподходящее - только что наступил пост.

Монах дерзко пренебрег строжайшим запретом церкви - «в пост мяса ни-ни»; однако он пошел на это лишь после то­го, как почтительно обратился к господу богу с молитвой об отпущении всех его грехов, прошлых и настоящих. А затем торжественно, будто заклиная, произнес: «Ну, порося, обра­тись в рыбу карася».

Эта шуточная фраза употребляется и ныне, когда обстоя­тельства вынуждают кого-либо выдать действительное за желаемое, пойти на сделку со своей совестью.

Как кур во щи (попасть)

Вот распространенная поговорка, которую мы часто по­вторяем, не вдумываясь в ее смысл и происхождение. Правда, многие понимают, что «кур» по старо-русски - «петух». Но разве из петухов готовят «щи»?

Некоторые толкователи поговорки этой, полагая, что щи варят только из говядины, баранины и свинины, предлагали слова «во щи» заменить словами «в ощип». «Попал в ощип», значит был зарезан и съеден.

Навряд ли, однако, это - верное толкование. Во-первых, знатоки кухонного дела удостоверяют, что национальный русский суп - «щи» можно готовить на любом бульоне, в том числе и на курином. Так часто делалось в тех случаях, когда надобность приготовить угощение возникала вдруг, а мяса в деревенском хозяйстве в запасе не было.

Жертвой госте­приимства (не резать же на один раз быка или даже свинью) и падал бедный «кур».

Самое же главное - поговорка эта встречается историкам русского языка уже в рукописных сборниках пословиц да­лекого допетровского времени. И представьте себе - всегда в одной форме: «Как кур во ЩИ!»

Очевидно так, не мудрствуя лукаво, надлежит ее употреб­лять и нам, со значением: «Попасть в неожиданную беду».

Как с козла молока

От овцы две «пользы»: молоко, из которого делают сыр - брынзу, и шерсть. От барана - одна: шерсть (мясо не в счет). Но, в то время как от козы тоже есть польза - молоко, козел ни молока, ни шерсти не дает. Разве его сравнишь с бараном?

Первоначально наша поговорка была длиннее, точнее и звучала вот как: «Польза, как от козла: ни шерсти, ни моло­ка». Со временем она сократилась. И так можно было понять, что речь идет о чем-то или о ком-то совершенно ненужном и бесполезном.

Надо сказать, что иногда говорят и еще короче - про козла не упоминают, а просто досадуют: «Какая от тебя поль­за: ни шерсти, ни молока!» И тоже все понятно.

Как с гуся вода

Перед вами не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарка, обливая больных детей «наговорной водичкой», да и заботливые родители, купая их в бане, таинственно приговаривали: «С гуся вода, а с нашего Коленьки (или Петеньки) худоба (то есть бо­лезнь)». И верили, что всякие напасти сбегут с их сынка или доченьки так же быстро и бесследно, как сбегает вода с гу­синого оперения.

Именно с гусиного? Нет, не обязательно: с перьев любой водяной птицы. Ведь у таких птиц оперение покрыто особой жирной смазкой, которую выделяет железа на спине у корня их хвоста. Вода их не смачивает, скатываясь по жиру...

А уж вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. Видели вы мокрую курицу? Жалкий вид! Недаром и говорят про рас­терянных, испуганных людей: «мокрая курица».

Как сыр в масле кататься

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь, совершенно
как в сказке Ершова:

Делать нечего - придётся
Во дворце тебе служить,
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься.

И сыр, и масло были и остаются достаточно дорогими продуктами, так что дом, где в изобилии оба эти продукта, и впрямь может считаться полной чашей. Осталось выяснить лишь, зачем сыру нужно кататься в масле, а не лежать в сторонке.

В прежние времена сыр готовили, сбраживая молоко высушенным сычугом (сейчас используют сычужный фермент), затем формировали из молочного сгустка сырную голову и давали ей созреть. Hе знаем, как осуществляется процесс созревания в наше время (судя по вкусу
большинства сыров - никак), а сыровары былых столетий обмазывали
головку свежим коровьим навозом и закапывали в землю, где сыр и
дозревал несколько месяцев, а то и лет. Hеудивительно, что перед
употреблением первым делом срезали с сыра корку. Hо вот беда, целую головку сыра за раз не съесть, а початый сыр быстро черствеет,начинается выпот жира, сыр растрескивается и теряет качество. Для того, чтобы замедлить процесс порчи, разрезанный сыр хранили в кадушке с маслом. Влага при этом почти не испарялась, выпот жира прекращался.
Замечательно, что остатки сычужного фермента, имеющиеся в сыре,
препятствуют прогорканию масла, так что не только сыру хорошо в масле,но и маслу с сыром тоже неплохо.

"В голодающей Европе подводники как сыр в масле катались. Дениц
устраивал для них лукулловы пиры", - Валентин Пикуль "Реквием
каравану PQ-17".

Кормить завтраками

Завтрак это та еда, которую готовят с вечера, чтобы на следующий день с утра быстренько перекусить, и минуты не тратя на готовку. А
выражение "кормить завтраками" родилось из каламбура и относится к
человеку, который обещает что-то сделать, но с удивительным
постоянством не держит слова, раз за разом суля, что сделает завтра.

В I издании «Крылатых слов» Н. С. и М. Г. Ашукиных (1955) об этом изречении сказано лишь, что оно взято из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», ч. I, гл. 5 (1532). Важное уточнение появилось в издании 1996 года – в разделе «Дополнения», созданном на основе картотеки Ашукиных:
«…Выражение принадлежит французскому епископу Жерому де Анже (?–1538), известному своими полемическими выступлениями против протестантов и употребившему его в своем сочинении “О причинах” (1515)».

Эта версия была принята в позднейших русских справочниках. И совершенно напрасно.

В самом романе читаем: «“Аппетит приходит во время еды”, сказал Анже Манский; жажда проходит во время пития» (перевод Н. Любимова).
Философ схоласт Жером де Анже, епископ города Ман, был видным профессором Парижского университета, где, среди прочего, исполнял роль цензора. В старых комментариях к Рабле трактат «О причинах» указан как источник знаменитого выражения. Однако в критическом издании «Гаргантюа и Пантагрюэля» 1970 года отмечается, что ссылка Рабле на Анже Манского носит иронический характер.

Так оно и есть. Трактат «О причинах», как и все тогдашние ученые сочинения, написан на латыни. В разделе I, 1, 5 автор рассуждает о стремлении материи к форме, следуя Аристотелю – главному авторитету поздней схоластики. Язык изложения до крайности темен и изобилует тавтологическими оборотами, такими как «appetit actu appetendi», букв.: «стремится действием стремления».
Рабле не упустил случая спародировать эту формулу, обыграв сходство латинского «appetitus» (стремление, влечение) и французского «appetit» (аппетит). Так появилось изречение «L’appetit vient en mangeant» – «Аппетит приходит во время еды».

Феноменальная эрудиция Рабле известна; и все же удивительно, что он читал даже подобного рода трактаты. Кстати сказать, оборот «appetit actu appetendi» де Анже позаимствовал из более ранних схоластических трудов. Он встречается уже в «Вопросах для диспутов» профессора Сорбонны Годфруа де Фонтена («Quodlibeta» (1289), VI, 2).

Хотя изречение пародирует ученый язык, его содержание вполне серьезно. Та же мысль в другом оформлении встречается у Овидия:

…В нем пища любая
К новой лишь пище влечет.

(«Метаморфозы», VIII; перевод С. Шервинского)
В книге Флёри де Беллингена «Этимология, или Объяснение французских пословиц» (1656) изречение Рабле приписано переводчику и педагогу Жаку Амьё (1513–1593). В 1557 году он стал воспитателем принцев – будущих королей Карла IX и Генриха III. Согласно де Беллингену, когда Генрих III вступил на трон, он выполнил просьбу Амьё, дав ему в управление выгодное аббатство. Когда же освободилась еще более выгодная должность епископа Осера, Амьё попросил ее для себя. Король напомнил, что прежде Амьё довольствовался аббатством. Тот ответил:
– Ваше Величество, аппетит приходит во время еды.

Эта легенда получила широкую известность, хотя истины в ней ни на грош. Амьё стал епископом в 1570 году при Карле IX (а не Генрихе III), почти 40 лет спустя после выхода в свет романа Рабле.

В 1842 году Леру де Линси опубликовал «Книгу французских пословиц». Здесь изречение «Аппетит приходит во время еды» приведено как пословица XV века. Своих источников де Линси не указал; можно вполне уверенно утверждать, что здесь он ошибся. Тем не менее эта версия нередко встречается в комментариях к Рабле.

В справочнике Михельсона «Русская мысль и речь» (1903–1904) изречение Рабле дано с переводом: «Аппетит является во время еды», а в качестве его русского эквивалента приведено выражение: «Чем больше есть, то больше хочется».

Подобные выражения появились в русской печати со второй половины XIX века:
«…Чем больше лечишься [на водах], тем больше хочется лечиться» («Петербургские заметки» в журн. «Отечественные записки», 1854, июль);
«Что больше куришь, то больше хочется» (Н. Лейкин, «Веселые рассказы», 1874);
«Чем больше жрет, тем больше утроба просит… (…) чем больше пьет, тем больше хочется» (Н. Златовратский, «Устои», 1884).

По видимому, все эти обороты восходят к роману Чарльза Диккенса «Холодный дом» (1853), гл. 20, где приведен «парадокс»: «Чем больше пьешь, тем больше хочется пить». Перевод этой главы появился в «Отечественных записках» в марте 1854 года и в «Современнике» в мае того же года.

В «Книге французских пословиц» де Линси приведено также «обратное» изречение: «En mangeant l’on perd l’appetit» – «Аппетит проходит (букв. теряется) во время еды». Оно, конечно, возникло из фразы самого же Рабле «Жажда проходит во время пития».

У нас эту мудрость изобрели вторично Ильф и Петров. Глава 4 «Одноэтажной Америки» (1936) называется «Аппетит уходит во время еды»; в ней рассказывается о нью йоркском кафетерии с системой самообслуживания, что для советского человека было в новинку.

Наконец, свою версию предложил : «Аппетит приходит во время еды, но не уходит во время голода» («Непричесанные мысли, записанные в блокнотах и на салфетках…», 1996).