Наша дружная семья рабочая тетрадь. Конспект урока:«Наша дружная семья». план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему. V. Создание дерева

Сценарий семейного праздника «Наша дружная семья»

Цель:

    Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

    Воспитание чувства любви и уважения к старшим, своим родителям, гордости за свою семью.

    Сплочение классного коллектива, создание дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей.

Форма:

    Семейный вечер за чаем.

Оборудование:

    Приглашения родителям, бабушкам и дедушкам учащихся.

    Выставка творческих работ, фотогалереи «Загляните в семейный альбом», сочинения детей «В кругу моей семьи»

    Фонограммы мелодий «Ветер с моря дул», « Крутится, вертится шар голубой», «Изгиб гитары жёлтой», «Частушки»

Ведущий

На фоне песни О. Митяева «Как здорово!»

В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца,о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.

В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В семье все

чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

Дети

Хорошо мы живём

Или плохо живём,

Есть одно, что всегда

И ласкает, и греет.

И конечно же это –

Родительский дом:

Ничего нет милей.

Ничего нет роднее.

Ведущий

И сегодня, собрались здесь самые дорогие и любимые для наших детей близкие – это их родные, замечательные, внимательные, добрые мамы и бабушки, которые своим теплом создают уют и комфорт в каждом доме, в любой семье. И конечно наши папы и дедушки. Без мужчин какой же это дом?

Песня «Ветер с моря дул»

Ветер с моря шёл, ветер с моря шёл

Праздник к вам пришёл, праздник к вам пришёл.

И сказать не грех, и сказать не грех:

Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев

Этот день семьи, этот день семьи

Будем отмечать, будем отмечать

И родителей 2р

будем поздравлять,2р.

Мы сейчас споём 2р

Поздравление2р

Мы всех любим вас 2р

Без сомнения 2р.

Мы желаем всем 2р

Вам терпения 2р

Ведь мы часть семьи,2р

Продолжение 2р

Времена пройдут 2р

Годы пролетят 2р-

Сохраним же мы2р

Ваш любимый взгляд 2р

Будем вас любить 2р

И благодарить2р

За тепло души за тепло души

К детям доброты 2р.

Ведущий

Почитать родителей – значит: в детстве - их слушать. В молодости-с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что нежное семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды. Бывает, что по одному человеку судят

о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Дети

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш

За то, что растёшь

За то, что на маму и папу похож,

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Там где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звёздочки горят!

Там где дружная семья

Спорятся отлично все дела.

Там, где дружная семья

удач тропинка пролегла.

Волшебный символ жизни – семья,

В нём капелька Отчизны, в нём – я

В нём мама, папа, бабушка, сестра,

В нём мой любимый дедушка

маленький квадратик двора.

В нём солнце. И берёзка, и дом,

В нём всё тепло смеётся кругом.

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крепкой будет наша семья-

Иначе и жить на свете нельзя!

Ведущий

Дружба, мир и покой в семье всего дороже.

Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад.

Сценка

«Мир в семье всего дороже»

Жили – были дед да баба.

Жили - не тужили.

Сухарь чаем запивали

Один раз в месяц колбасу жевали.

И всё ладно бы, да курочка – невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко непростое.

Яичко золотое

А теперь по нашим ценам

оно и вообще бесценно.

На семейный на совет

Собрал внучку с бабкой дед

ДЕД

Так и так. Такое дело

Что с яичком будем делать?

Может скушать иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены

Центр купим современный

Бабка

Что, ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор

Пылесос или транзистор

Иль возьмём телегу мыла,

Чтобы в доме чисто, было

Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка

Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет бабка

Бабка

Что наделала ты, Ряба?

Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

ДЕД

Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже.

Ведущий

Да мир в семье всего дороже.

Дети поют песню

Песня « Крутится, вертится шар голубой»

Крутится, вертится шарик земной,

Годы как птица летят чередой.

Мы с днём семьи вас поздравить пришли,

С собой в подарок шары принесли.

В красных шарах выраженье любви,

Мы их с собою сейчас принесли.

Дружбы, любви это пламенный знак,

Мы принесли его в наших сердцах.

В синих шарах – голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему вы.

Чтобы сбывались мечты все у вас-

Этого мы вам желаем сейчас.

В шаре зелёном надежда живёт

В то, что счастливым окажется год,

В то, что на свете не будет войны,

будут леса зелены и чисты.

Чёрный же шар мы собой не несли

Не потому что его не нашли,

А потому, что в сердцах у детей

Лишь пожелания солнечных дней!

Ведущий

Все мы живём одной дружной школьной семьёй.

А вот какая она, мы сейчас узнаем.

Дети

Класс наш в школе самый умный,

Пятёрок хватит нам едва!

Мы вам скажем откровенно

Это класс наш – 2 А!

Класс наш в школе – самый шумный,

Что кружится голова!

Мы вам скажем честно – честно:

Это класс наш -2А!

Класс наш в школе всех активней,

и при деле он всегда,

Мы вам скажем непременно

Это класс наш -2 А!

Класс наш в школе самый дружный,

Просто не разлей вода!

Мы вам скажем без сомненья

Это класс наш -2 А!

А какой весёлый самый?

Улыбка не сойдёт с лица!

Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш -2А!

Класс наш в школе самый лучший,

Потому что мы – семья!

Мы вам скажем вместе - дружно:

Это класс наш – 2А!

Дети поют частушки о школьной жизни

Частушки.

Ох, не любим, когда Саша отвечает у доски.

От его мычаний сонных умираем от тоски.

От диеты старомодной быстро Лера тает,

Лерин класс теперь по ней кости изучает.

Маша спрятала в кладовку от родителей тетрадь.

Дружно мыши возмутились:

Снова двойки нам жевать!

Вова наш на переменке изучал на прочность стенки.

Так усердно он старался, что весь в гипсе оказался.

Сочинение Петров, ты написал не до конца!

Так вчера на совещанье срочно вызвали отца!

А наш Вадик непременно президентом хочет стать.

Только он пока на карте Кремль не может отыскать.

Витя в школу не ходил - рыбу он с моста ловил.

Много двоек и колов наловил наш рыболов.

За диктант моя отметка лучшая же в классе!

Двойка с плюсом у меня хвастается Вася.

Вот так живёт наша школьная семья.

Дети

С тех пор как наша кружится планета,

И стала наша речь членораздельной,

с тех пор поэтом женщины воспеты,

и правят они миром безраздельно.

Вы наши мамы, няни - берегини,

Ну, кто нас пожурит, о нас поплачет?

Вы наши ангелы- хранители, богини,

Вы наша жизнь, и слава и удача!

Спасибо вам за чистые рубашки,

Спасибо за варенья и печенья!

Спасибо вам за приключенья наши,

Без вас какие б были приключенья?

Мы любим вас! И мы докажем это:

В осенний этот день, в рассветный час,

Мы звёзды с неба соберём в букеты

И с головы до ног осыплем вас!

( ДЕТИ ОСЫПАЮТ МАМ ЗВЁЗДОЧКАМИ)

Песня «Изгиб гитары жёлтой»

Ведущий

Пусть ни горе ни беда над семьёй не будут властны,

Рядом пусть идут всегда доброта, здоровье, счастье!

Терпения в воспитании вам предстоит ещё набраться,

Чтоб выросли ваши дети людьми достойными-

Придётся постараться!

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».

Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).

Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность тра­диций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура обще­ния; делать выводы из изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наша дружная семья»

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».

Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).

Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

  1. Организационный момент

Наши ушки всё слышат

Наши глазки всё видит

Наши ручки нам не мешают, а помогают

IV. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…(слайд 1)

Что вы видите? (на доске изображение дома)

Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о семье)

Откройте пожалуйста учебники на с. 41 и прочитайте название раздела.. (Общение.)

  • Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
  • Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)
  • Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) (Мы узнаем, что такое « семья», « родство», «традиции», «культура общения»).
  • Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

V. Работа по теме урока

Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.

Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!»

Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье?

Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.(Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

Мама

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

Папа

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

дедушка

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

бабушка

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Брат(сын)

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

сестрёнка

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

Ребята прочитайте кто живёт в нашей семье. (ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)

Семья – самые близкие для вас люди.

А сейчас мы познакомимся с ещё одной семьёй.(видео)

Вот с такой семьёй мы познакомились, и узнали какие обязанности есть у каждого члена семьи.

А какие обязанности есть у вас?(ответы детей)

Давайте откроем рабочую тетрадь на с. 24. и выполним задание № 2.

Помимо обязанностей в каждой семье есть свои традиции.

Что же такое традиции?

Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Какие традиции есть в вашей семье?

А теперь посмотрим какие традиции есть в семье домовёнка.(видео)

VI. Физкультминутка (видео 2 мин)

VII. Продолжение работы по теме урока

Вернёмся к помощнику- учебнику на с. 42.
-Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.

Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

  • . Подумайте, что такое «культура общения»?
    Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения.
  • Ребята скажите, пожалуйста, а у вас дружная семья?

А давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи.

Немного поиграем с вами, я буду говорить предложения, если они подходят к вашей семье, говорите да, если не подходят – нет.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем.

Ребята а когда вы станете большими, вы хоте чтобы у вас была такая же дружная семья.

Давайте мы сейчас построим дом вашей мечты.

На брёвнышках вашего дома написаны слова, постройте дом из тех слов, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

Какие слова вы использовали?

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

VIII. Рефлексия

Давайте подведём итоги.

  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Что нового вы узнали?
  • Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

Домашнее задание

Сделать генеалогическое древо сек. 6.6
Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.


Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Пояснительная записка

Развивающее открытое занятие проводилось в рамках урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Урок разрабатывался учителем класса в сотворчестве с педагогом– дефектологом школы. Участниками процесса были ученики и их родители, учителя начальной школы, а также все желающие.

Выбор темы открытого занятия был обусловлен тем, что по наблюдениям учителя и психолого-педагогической службы школы было выявлено у большинства учеников класса недостатка в общении с родителями, непонимание в семье, частые манипуляции родителями со стороны детей, чрезмерно завышенные требования к детям со стороны родителей.

Проведению этого занятия способствовало несколько обстоятельств: по календарно-тематическому планированию эта тема приходилась на срок проведения Дня Открытых дверей в школах Москвы, когда большая часть родителей могла прийти в школу и принять участие в работе; совпадение по времени темы уроков окружающего мира и литературного чтения.

Занятию предшествовала длительная тщательная работа педагогов и учеников. Так на уроках литературного чтения в период подготовки изучалась тема “Семья и я”, на которой изучались произведения разных жанров и авторов по теме “Семья”. При обобщении было предложено ученикам выяснить, что такое семья из разных источников (в словарях, в беседе с родителями), а чуть позже рассказать про свою семью (свои сочинения дети читали на развивающем занятии), на уроке изобразительного искусства ребята с удовольствием рисовали свою семью.

Кропотливая, долгая подготовительная работа помогла проведению занятия “Наша дружная семья”, сделать его не формальным, а живым, интересным. Все участники занятия оказались вовлечены в процесс работы, не было посторонних наблюдателей. В свою очередь, родители увидели своих детей не только в роли “учеников”, многие родители обратили внимание на “огрехи” в своём общении с детьми. Дети посмотрели на свои поступки по отношению к родным со стороны, сделали правильные выводы.

На занятии-уроке использовались различные формы работы детей: беседа, сообщение, игра с родителями, решение логического задания вместе с родителями, создание дерева “Наша дружная семья”. В конце урока проводилась рефлексия совместно с родителями учеников

На занятии использовалась мультимедийная презентация, а также индивидуальное задание с использование детьми компьютера (задание 8 из сборника “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье””). Использовались разные формы и методы обучения. Занятие поставленных целей достигло.

Окружающий мир. 2-й класс.

Развивающее занятие-урок по теме: “Наша дружная семья”

Особенности занятия: проводился совместно с педагогом-дефектологом, который проводит развивающие игры.

Цели и задачи развивающее занятие:

  1. Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”.
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
  3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  4. Развивать устную речь учащихся.
  5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
  6. Способствовать сплочению семей уч-ся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация “Наша дружная семья”Приложение 1.ppt , диск “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8”” http://www.nachalka.info/uroki/#

нарисованное дерево (ватман), ладошки (бумага) разных цветок и орнаментом, клей, платки (шарфики), сигнальные карточки (зелёный/красный цвет), раздаточный материал “Этикет в семье” Приложение 2.doc .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые взрослые: родители, коллеги. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

II. Подготовка к введению темы урока

(Читает учитель) Слайд № 2 в начале рассказа.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

III. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи

– Сегодня тема урока “Наша дружная семья” Слайд № 3.

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд № 4.

  • Работа над понятием “Семья”.
  • Беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников.

    – Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”.

  • Вывод
  • .

    – Давайте обобщим, что же это такое “семья”? Слайд № 5

  • Физминутка*** (Предлагается всем гостям принять участие в физминутке)
  • Кто живёт у нас в квартире

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

    Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

    Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

  • Продолжение работы.
  • – Прочитайте на слайде выделенную фразу (Клик)

    – Сейчас постараемся ответить на второй вопрос: “Что такое “дружная семья”

    Выслушиваются ответы учеников.

    Обобщение ответов.

    – Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время…

  • Рассказы детей про их семьи.
  • (заранее написанные сочинения)

  • Игра с детьми и их родителями***.
  • – У вас у всех замечательные дружные семьи, в которых царит любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание. Поэтому испытание, которые мы придумали для ваших родителей, будет очень лёгким.

    С закрытыми глазами родители прикасаются к рукам детей. На ощупь им нужно угадать своего ребёнка.

  • Рассмотрите иллюстрацию. *
  • На каких из них дружная семья, почему вы так думаете?

    Про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них?

    (Проверить предлагается наименее активному ученику (с целью мотивации, активизации). Для этого он должен нажать на жёлтый рычаг в нижнем правом углу. Если задание выполнено верно, то “Космик” вверху экрана благодарит за хорошо выполненное задание.)

  • Слушание стихотворения.**
  • Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

    К дедушке и бабушке
    Катя и Володя,
    В гости на оладушки
    в выходной приходят.

    Внук Володя попросил:
    – Дед, налей мне чаю.
    Дед низко голову склонил,
    – Плохо слышу я внучок,
    не чета тебе я.
    Я уже ведь старичок,
    вот и слух слабеет.

    Катя бабушке кричит:
    – Ты не видишь что ли,
    Что солонка тут стоит,
    на столе без соли?”
    Кате бабушка в ответ:
    – Я ведь вижу плохо,
    Мне уже не мало лет,
    помоги мне кроха.

    – Что вам не понравилось в поступках детей?

    – Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

    Мы прочитаем вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

    Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

    Слайд № 6 . (Каждое высказывание вызывается Кликом и Клик после высказывания)

    – Вы часто говорите маме, что любите ее?

    – Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

    – Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

    – Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.

    – Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.

    IV. Обобщение изученного материала.

    – Что же такое семья?

    – Какую семью можно назвать дружной?

    – Какие правила культурного общения вы запомнили?

    V. Создание дерева***.

    – Ребята, мы откроем вам небольшую тайну. Знаете, в душе каждого взрослого человека живёт ребёнок, который, как и вы, очень любит мастерить, решать разные головоломки.

    – Правда, уважаемые родители?

    Мы приглашаем вас вместе с вашими детьми выполнить последнее задание.

    Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе. Приглашаем вас к поиску и творчеству.

    VI. Обобщение.

    – Что такое семья?

    – Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?

    VII. Рефлексия

    Для этого все участники занятия, в том числе гости и учителя, садятся в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.

    Правила “круга”:

    – Все участники высказывают своё мнение по кругу.

    – Нельзя перебивать говорящего.

    – Нельзя критиковать других.

    –Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

    – Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

    VIII. Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, мы хотим подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 2.doc

    8*Задание взято из мультимедийного проекта “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8””

    9** Проводится время при достаточности времени.

    *** Эти этапы урока проводит педагог-дефектолог.

    Используемые материалы.

    А.А. Плешаков “Окружающий мир. 2 класс”

    Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 2 класс””

    Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс”

    Материалы сайтов:

    Наше дерево

    Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе (ФГОС)

    Тема: «Наша дружная семья»

    Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

    УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

    Тема: "Наша дружная семья"

    Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные:

      Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

      Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

      Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

      Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

      Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

      Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

      Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Познавательные УУД:

      Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

      Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

      Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

      Развитие способностей к творческому мышлению.

    Коммуникативные УУД:

      Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

      Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

    Предметные:

      Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

      Уметь различать родственные взаимосвязи.

      Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

    Оборудование:

    Для учителя:

      Фотографии семей учащихся.

      Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

      Презентация.

      Название темы урока: «Наша дружная семья».

      Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,

      Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

      Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи» .

      Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

      Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» (8 шт.) из набора «Волшебные мешочки», 2 домика, 2 забора, 2 куста с наклеенными словами.

      Куклы, изображающие членов семьи («Волшебные мешочки»).

    Для учащихся:

      Смайлики.

      Карандаши, фломастеры, ручки.

      Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.

      Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.

      Фишки («Математические кораблики»)

      Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

      Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.

      Презентации для выступлений..

    Предварительная работа: каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

    Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

    Ход урока:

    I. Организация класса

    Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

    II. Актуализация знаний.


    - Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
    - Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
    - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

    Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

    О чем же пойдет речь сегодня?

    III. Самоопределение к деятельности

    А может ли человек жить один и называть себя семьей?
    - Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
    Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

    Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
    - Куда ты идешь?- спросил старик.
    - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
    - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
    - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
    Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

    Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

    Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

    На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

    А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

    IV . «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

    1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья ? Наш ученик Бурлаков С. поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).

    Дополнение учителя:

    1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

    ( Материал из Википедии - свободной энциклопедии )

    Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

    2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

    3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

    Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья

    Американская семья

    Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Афанасьеву Э.

    2) Работа со словарем (работа в парах)

    Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

    Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

    Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

    3) Работа с учебником.

    Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.

    Как вы думаете, что такое культура общения ? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

    Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

    Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

    Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

    Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

    Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье .(практическая работа)

    А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

    А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (выступление Мишина И.).

    V .Первичное закрепление.

    Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3

    А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

    1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

    2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

    3. Живут в одной квартире.

    4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

    5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

    6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

    7. Вместе распределяют деньги на покупки.

    8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

    9. У каждого свой кошелек.

    10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

    VI .Физкультминутка Актуализация знаний (слайд 4)

    Загадки:

    1. Она лучше всех на свете,

    Без нее прожить нельзя.

    Есть она у Кати, Пети

    И, конечно, у меня. (мама)

    2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
    Кто розетки нам починит,
    Кто все полочки прибьет,
    В ванной утром кто поет?
    Кто в машине за рулем?
    На футбол мы с кем пойдем? (папа)

    3. На него смотрю всегда

    И беру с него пример.

    Он на папу так похож!

    Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

    4. У мамы работа, у папы работа,

    У них для меня остается суббота!

    А с нею я дома всегда,

    Она не ругает меня никогда! (бабушка)

    5. Маме на радость, папе в награду,

    Он появился, наследник – отрада.

    Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

    Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

    6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

    В семье у нас нынче еще прибавленье!

    В доме у нас появилась девчонка!

    Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

    7. Она все на свете помнит и знает

    И бабушка мамой ее называет!

    И часто приходят к ней в дом доктора

    Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

    8. У мамы сестра

    Веселей не найдете!

    Ей очень горжусь

    Ведь она моя … (тетя)

    9. К нам приехал папин брат.

    Встрече с ним я очень рад!

    Он твердит, в глаза мне глядя:

    «Руку жми, ведь я твой…(дядя)

    10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)

    11 Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

    12 Как называют сына брата или сестры? (племянник)

    Первичное закрепление. Работа с отгадками

    Соберите в группы людей одного поколения. Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата

    VII . Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

    (слайд 5)

    Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: Игошин Н., Елисеев С.и семья Родионовых. (выступление учеников и их родителей)

    VIII . Рефлексия (слайд 6).Проектная творческая деятельность.

    Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

    А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

    (Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

    IX . Подведение итогов урока

    X . Домашнее задание.

    Учебник: стр.42-45,

    Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

    Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями)

    Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

    Анализ урока

    Урок

    Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

    Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

    Оборудование : плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Анализ проверочной работы

    (Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)

    III. Актуализация знаний

    (Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)

    IV. Самоопределение к деятельности

    Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

    — Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)

    — Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

    — Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)

    — Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

    Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.

    — Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.

    Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

    После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

    — Мама, вот он я! — закричал Толя.

    Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

    — Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

    И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

    — Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)

    — Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

    — Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)

    — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)

    — Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)

    — Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

    — Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

    V. Работа по теме урока

    1. Беседа, работа по учебнику

    (Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)

    — Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.

    — Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)

    — Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.

    (Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)

    2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).

    (Самостоятельное выполнение.)

    VI. Физкультминутка

    (Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)

    Колпак мой треугольный

    Колпак мой треугольный,

    Треугольный мой колпак.

    И если он не треугольный,

    Значит, он не мой колпак.

    VII. Продолжение работы по теме урока

    — Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

    — Что такое традиция?

    — О каких семейных традициях вы прочитали?

    — Какие традиции есть в вашей семье?

    — Какие семейные традиции вам понравились?

    — Для чего нужны семейные традиции?

    — Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?

    — А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    — Дели по одному, — строго сказал Миша.

    Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

    — Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

    — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

    — Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)

    (Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)

    Усталая с работы

    Пришла под вечер мать.

    И видит, что у сына

    Не прибрана кровать,

    Что стынет чай в стакане,

    Что пол не подметен,

    Что, лежа на диване,

    Читает книжку он.

    — А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)

    — Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)

    (Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)

    VIII. Рефлексия

    (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)

    (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

    IX. Подведение итогов урока

    — О чем мы говорили сегодня на уроке?

    — Что нового вы узнали?

    — Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

    Домашнее задание

    Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

    Дополнительный материал

    Две неряхи

    Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

    У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

    — Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:

    — Я... это... потому...

    Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

    — Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...

    — И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

    — Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

    — Гм... - кашлянул старичок.

    А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.

    А кому еще стыдно должно быть? Кому?

    Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.