Три этапа жизни человека тибетская философия. Жизнь тибетских монахов — как проходит день у буддийских лам? I этап омоложения организма


Ментальность Тибета

В Тибете уже простейшая мысль о том, что нет войны и, слава Богу, можно жить, просветляет сознание. Мы же постоянно омрачаем свое сознание всевозможными проблемами, не осознавая, как плохие мысли уносят наше здоровье, а вместе с ним и саму жизнь. Основные принципы тибетской медицины лежат в буддистской философии, в понимании того, что все явления, в том числе и болезни, связаны с умом.

Из лекций Далай ламы :

«Совокупности, определяющие сущность человека.
Совокупность чувственного или телесного. Совокупность эмоционального (счастье, несчастье) Совокупность восприятий (хорошо, плохо) Карма образующая совокупность (гнев, злость, любовь, сострадание). Первичное сознание (сознание глаза, уха, носа) – видение, слышание, запахи. Их сумма – наш внутренний мир. Не только наше Я, но и все явления, происходящие перед нами, есть Иллюзия, мы люди верим, что мир таков, каким он представляется перед нами. На самом деле иначе, нет большого и маленького, хорошего и плохого. Все существует взаимозависимо….»
Таким образом, причина недугов – яды ума. Почки болят от страха, печень от раздражения, легкие – от тоски. Причины всех болезней, или яды ума, – это неведение, привязанность и ненависть. Неведение накапливает в организме слизь и жидкость, а значит, раскачивает эндокринную систему, способствует ожирению и развитию сахарного диабета. Страсти и привязанности расшатывают нервную систему, а человек, который испытывает гнев и ненависть, исходит желчью, и у него страдают органы пищеварения. Вот и лечат тибетские медики тем, что сначала говорят с пациентом по душам. Выясняют, почему в его голове дует ветер или почему он весь желтый от гнева? Лечат причину заболевания, а не симптомы. Согласно тибетской медицине, не может быть болезни только одного органа. Все процессы в человеческом организме взаимосвязаны, и любая болезнь служит проявлением какого-либо дисбаланса в теле в целом. Отсюда и лечение всегда проводится для всего организма.
Как понять, как противостоять искушению дурных мыслей, уносящих энергию жизни? Такой метод существует давно: это Медитация. Не надо думать, что медитация - что-то сложное, какие-то хитрые молитвы или тексты, их требуется учить наизусть. Отнюдь нет. Медитацией является всякая приятная мысль, каждый момент сосредоточенности на хорошем. Взглянули на красивый цветок, услышали любимую мелодию, вспомнили приятное четверостишие, прочитали молитву, порадовались уюту и чистоте в квартире, предприняли путешествие, просто сменили привычную обстановку, посидели у костра, с удочкой у реки, купили приятную обновку - все это медитации, целительные для души и тела.
Старость приходит не с наступлением пенсионного или какого-то иного возраста, а с накоплением в душе и мыслях отрицательных эмоций и неумением от них освободиться. Первые ощутимые симптомы старости - расстройство сна, ранняя седина, морщины, отечность на лице, черные круги под глазами, одышка, сердцебиение, ворчание, недовольство миром, обидчивость.
Сосредоточие мысли на хорошем и приятном - и есть медитация. Она доступна почти всегда и всюду: Медитация - это уединение для себя любимого. (смотрите раздел Медитация ) Методом осознанной медитации мы можем разогреть свой ум настолько, что он потеряет свою жесткость, и тогда мы можем придать ему ту форму, которую пожелаем, и тот цвет энергии который нам не хватает для гармоничного здорового состояния Тела, Сознания и Души.

Тибетская Медитация "Цветное Дыхание"

Эта техника позволит расслабиться, изгнать негативные мысли и чувствовать себя в гармонии с окружающим миром
Наполняя себя всеми цветами радуги, вы балансируете свои внутренние энергии, приводя их в гармоничное состояние. сонастраивая с энергиями Вселенной. включая в себе механизмы самовосстановления, самоисцеления, регенерации. Цветное дыхание распределяет возросший приток энергии по различным зонам тела, стимулируя отдельные чакры тем или иным цветом. Вначале вам, может быть, покажется не так-то и просто визуализировать тот или иной цвет спектра. Но вы вполне можете помочь себе - понаблюдать за ярким цветом в природе (например, за красной розой, апельсином, подсолнечником, молодой весенней травой, небом, морем и т. д.) или выберите какой-нибудь яркий оттенок из того, что окружает вас. Запомните его, а потом закройте глаза.
Встаньте прямо. Спину держите прямо. Ноги без какого-либо напряжения и волевого усилия стоят на земле.
Представьте, что ваш «третий глаз», расположенный между бровями, широко открыт.Впитайте в себя через «третий глаз» сияющий свет и краски радуги в их последовательности:
Красный цвет
Оранжевый цвет
Желтый цвет
Зеленый цвет
Голубой цвет
Синий цвет
Фиолетовый цвет .
Делая вдох, медленно пропускайте через ваше тело свет и каждый отдельный цвет радуги. Если у вас появилось ощущение, что энергия растеклась по всему вашему организму, сознательно раскройте вашу Корневую чакру - Муладхару - и выдохните энергию из себя. Представьте при этом, что та энергия, которую вы до того вдохнули в себя, является исцеляющей космической энергией. Подчинитесь ритму вашего дыхания. А теперь представьте, как ваша открытая Корневая чакра принимает в себя питающую вас энергию Земли. Позвольте ей разлиться по всему вашему телу, почувствуйте, как каждая клеточка вашего тела наполняется энергией Земли. После того, как энергия распространится по всему вашему телу, вновь выдохните ее через ваш «третий глаз».

Подробнее смотрите разделы Цветотерапия , 7 Чудес Цвета , Чакры и Гармония .


Тибетские пульсации

«Сердце не заботят никакие ограничения и разделения, оно просто хочет сливаться с другими сердцами. Когда двое людей прикасаются друг к другу, чувствуя пульс друг друга, это пульс становится их общим. Когда сто человек прикасаются друг к другу одновременно: пульс один на всех. И когда тысяча, и когда миллион – то же самое, поскольку мы все – одно единое Сердце ». Дирадж
Практика тибетских пульсаций использует естественный пульс человеческого сердца как основной ключ к трансформации. Каждый орган имеет одну или несколько энергетических «точек входа» на поверхности человеческого тела. Через особые прикосновения и воздействия энергетические каналы тела могут быть насыщены и словно «промыты» энергией так, что биоэнергетика тела начинает беспрепятственно циркулировать по всей нервной системе, активизируя естественное исцеление. Эта техника была разработана монахами в тибетских и китайских монастырях для высвобождения нервной системы из оков болезненных опытов, пережитых в прошлом. С точки зрения восточной медицины, возникающие в человеческом теле болезненные эффекты и проблемы со здоровьем есть не что иное, как результат внутреннего дисбаланса: электрический заряд нервной системы вокруг определенных органов часто либо слишком сильный, либо, наоборот, слишком слабый. В результате этого расстройства, например, мочевого пузыря, могут быть вызваны стрессом, а тенденция постоянно чувствовать себя виноватым делает уязвимой печень.
В тибетских пульсациях работают с внутренними органами и связанными с ними проблемами на энергетическом уровне. Тибетцы считали, что каждый орган, помимо своих физических функций, несёт ещё эмоциональные, ментальные и духовные функции. Совокупность всех органов и их функций делает нас сложным сознательным организмом.
Принцип действия тибетских пульсаций как лечебной процедуры состоит к прислушиванию к пульсирующим ощущениям в организме . Позитивная энергия наших сердец нейтрализует негативную энергию через медитативное расслабление. Боль трансформируется в удовольствие, страдание – в облегчение, страх – в блаженство. Внутренняя Энергия нашей нервной системы течет вдоль костей, точно так же, как электрический ток течет вдоль проводов.
Один из простейших приемов тибетских пульсаций - зажать левую руку в кулак, положить поверх нее правую и лечь на них животом. При этом руки должны находиться на два сантиметра ниже пупка - в районе точки, которую на востоке называют «харой». Лежать, оперевшись животом о кулак, нужно достаточно долго - полчаса-час, а если есть желание - и больше. Регулярное выполнение такого упражнения способствует улучшению общего состояния здоровья и повышению эмоционального фона.
Впрочем, одиночных упражнений по методике тибетских пульсаций достаточно немного. Достаточно часто такие практики являются парными или групповыми - то есть, люди, под руководством специально подготовленного эксперта соприкасаются друг с другом и в этот момент пытаются ощутить пульс - у себя или у партнера. Эта практика несексуальна, не нужно снимать одежду и вовлекаться в сексуальную активность. Йога тибетских пульсаций использует систему точек на теле, звука и цвета для того, чтобы помочь человеку войти в более глубокие состояния медитации и позволить трансформации произойти. Форма прикосновения, используемая в тибетских пульсациях, уникальна, это не просто метод «давления» на точку; акупунктура или массаж. Пульсация используется в качестве двигателя трансформации. Биение нашего сердца - это глубокая форма энергии, которой люди могут делиться друг с другом, так что создается возможность для наиболее глубокой «встречи Душ» участвующих в практике. Действительно, это общение, минующее ум, от Сердца к Сердцу, У биения пульса есть естественная тенденция синхронизироваться с биением других сердец. Энергетическая гармония, позволяет блокам растворяться и способствует внутренней трансформации». В результате регулярной практики тибетских пульсаций у человека ослабляются симптомы хронических заболеваний, проходят обострения, исчезает аллергия. Особенно хороший эффект отмечен при лечении разного рода невротических расстройств, головной боли, расстройств желудка..
Те, кто не имеет инициации в Рейки (смотри раздел Биоэнергетика ), получают прекрасную возможность прикоснуться к этой тонкой и естественной способности человека к самопознанию и исцелению, научившись слушать биение своего Сердца, сонастраивая его с высокими вибрациями Вселенной.
Одной из техник разновидности тибетских пульсаций является творческий выразительный спонтанный Танец, который является неотъемлемой частью тибетской практики. Когда участники танца стоят, взявшись за руки и пропускают энергию через себя, чувствуя наполняющую коллективную пульсацию единого Сердца. (смотри раздел Танец Мандала .)
Суть одна – форму и проявления пусть выбирает Душа и Сердце каждого, кто находится на пути познания себя и собственного предназначения…


Тибетские секреты питания

Здоровое питание в тибетской медицине является определяющим фактором лечения. Считается, что продукты питания – это лекарства, способные оберечь человека от болезни и негативных эмоций. «При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут погубить жизнь. Следовательно, нужно быть знающим в питье и еде», - говорит тибетская медицина. Основной поставщик энергии человека - это еда. Все наши главные эмоции, настроение, ум, храбрость, успехи в большей степени зависят от качества питания. Наше тело строится из того, что мы употребляем в пищу. Наша еда создает свежие клетки основных органов, от которых зависят жизненные процессы и гармония.
Несварение пищи считается причиной всех болезней. Причины несварения различны - это привычка употреблять пресную, тяжелую, трудно перевариваемую пищу. Это отсутствие меры или употребление продуктов, которые несовместимы друг с другом – сырого молока, сырых овощей и фруктов, несвежих продуктов, или плохо проваренной пищи.. Несварения приводят к расстройствам в работе всего организма, возникает нарушение обменных процессов. Также происходит накопление шлаков и токсинов. Частички неусвоенной пищи оставаясь в органах и тканях, в глубоких слоях кожи, в последствии покрываются налетом слизи, уплотняются и увеличиваясь, начинают вбирать в себя все новые и новые токсины и яды. По причине вредного питания человека в течение длительного времени (многих лет) эти сгустки преобразуются в опухоли - доброкачественные и злокачественные. Ваша еда должна и может быть лекарством, каковым например является тибетский кефирный гриб.
Правильное питание - это самое здоровое питание, а значит один из главных залогов хорошего здоровья. Тибетская медицина, назначая диеты и лекарства, огромное значение кроме вкуса отводит свойствам продуктов.
Продукты природы Инь охлаждают организм, природы Ян - согревают . Следует отметить, что большинство продуктов относят к Инь-ским, это касается практически всех сладостей, фруктов, овощей, хлебобулочных, мучных изделий и др. Не рекомендуют потреблять больше двух продуктов Инь за один прием пищи, так как организм тяжело справляется с ними, переваривая одновременно. Длительное потребление продуктов природы Инь вызывает чувство усталости, возрастает ранимость, так как возникает избыток Инь в организме. Пищу Инь можно перезарядить на Ян при помощи термо – обработки, применения много специй и приправ. Тут уместно будет вспомнить для примера сбалансированного питания такой, на первый взгляд, Иньский вариант, как вегетарианская пища. Вегетарианцы, употребляя холодные, продукты природы Инь, при этом едят и теплые, Янские: масла, орехи, приправы. Думается, поэтому у них сохраняется относительный баланс в организме. Продукты Ян несут тепло и делают более твердым тело. Но чрезмерное увлечение их потреблением ведет к появлению напряженности, лихорадочности, раздражительности. Следует помнить - все люди разные!. В зависимости от конституции человека, к которой он принадлежит, те или иные продукты могут оказывать на него определенное влияние. Надо отметить, что здоровое и правильное питание, зависит и от климатических особенностей региона, в котором живет человек. Так вегетарианство может быть опасно для здоровья людей, проживающих в условиях холодного климата, например России . Жаркие страны вполне располагают своим климатом к практике вегетарианства. Нужно помнить, что оно и зародилось в теплых климатических условиях, родина вегетарианства - Индия. В холодном и сыром климате любому организму, независимо от его конституционалного типа, не обойтись без продуктов с теплыми Янскими элементами. Отрицательное влияние климата в значительной степени усугубляется несоответствующим питанием. Тот, кто хочет быть более или менее здоровым, должен придерживаться принципов правильного питания.

Чудесное открытие тибетского молочного гриба произошло много тысячелетий назад. По одной из легенд, буддийские монахи, жившие в Тибете, заметили, что молоко в разной посуде сквашивается неодинаково. Со временем в необыкновенной простокваше стали появляться гроздеподобные белковые соединения, которым тибетские монахи нашли достойное применение в медицине и косметике. Напиток прозвали «эликсиром молодости», потому что люди, которые употребляли его регулярно, практически не болели и всегда были в отличной форме. Тибетский гриб считался источником благополучия и богатства, поэтому процесс его приготовления хранился в строгом секрете. Но со временем кефирный гриб стал известен и в Европе. Он был привезен польским профессором, который в течение 5 лет жил и лечился в Индии. После полного излечения перед возвращением на родину, он получил в дар от монахов тибетский гриб. А в России тибетский гриб появился в середине XIX века. Тибетский кефирный гриб является на сегодня самым мощным и при этом единственным абсолютно безвредным и абсолютно безопасным для человеческого организма природным антибиотиком . Это утверждают сами ученые-исследователи и врачи. Кроме того, гриб является на сегодня самым мощным природным средством против любой аллергии. Причем он ее полностью излечивает путем устранения самих причин данного заболевания. Стоит вкратце перечислить и некоторые другие великие достоинства этого чудесного «живого лекарства».
Тибетский молочный гриб останавливает известкование стенок капилляров; очищает сосуды; нормализует аппетит; заживляет язвы в желудочно-кишечном тракте; расщепляет жиры и снижает вес в случае ожирения; рассасывает опухоли; снимает усталость; повышает тонус и работоспособность; омолаживает кожу; укрепляет волосы; защищает кишечную флору от гибели полезных бактерий. При приеме вместе с синтетическими фармацевтическими лекарствами сглаживает их многочисленные побочные действия. Понижает уровень сахара в крови; нормализует артериальное давление; омолаживает каждую клеточку человеческого организма; восстанавливает и укрепляет «мужскую силу» (потенцию). Обращают на себя внимание широкий спектр лечебного воздействия (более 107 заболеваний) и исключительно высокая эффективность кефира, получаемого с помощью гриба. Это означает, что кефирный тибетский гриб, как природное лечебное средство, способен заменить большие количества синтетических лекарств и фармацевтических препаратов, которые порой наносят нашему здоровью колоссальный ущерб, засоряя человеческий организм.
Рекомендации
Один или два раза в неделю полезно устраивать очищение или разгрузочные дни на основе тибетского кефира (от 1 л до 1,5 л в день). Это возможно сделать тогда, когда молочный гриб достигнет нужных размеров, и вы будете получать достаточное количество кефира. Помните, что гриб, по объему занимающий 2 чайные ложки, заливается 250 мл молока. Следовательно, для получения 1 литра полезного напитка вам понадобится масса грибка в 4 раза больше, то есть 7–8 чайных ложек. Гриб живой, он нуждается в ежедневном уходе. Если за ним не ухаживать или делать это неправильно, гриб погибнет! Если у вас уже есть тибетский гриб, то вы наверняка испытываете к нему чувство благодарности, если же еще нет, то непременно заведите себе такого замечательного и полезного помощника. Живите долго и будьте здоровы!


Гимнастики Пробуждения

Как сделать утреннее пробуждение приятным и приносящим пользу?
Проснитесь, чуть раньше положенного времени, полежите с закрытыми глазами, и не открывая их начните выполнять следующие простые упражнения.
1. Лежа в постели после пробуждения делайте усиленный массаж: большие пальцы за уши, сжатыми ладонями проведите сверху вниз 30 раз, но так чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам.
Физиологическое действие: предохраняет лицо от морщин, усиливает действие лицевого нерва, улучшает зрение, укрепляет зубы, усиливает циркуляцию крови в височной части.
2. Ладони правой руки положите на лоб, левую руку положите на правую и двигайтесь по лбу вправо-влево по 20 раз, так, чтобы мизинцы двигались над бровями.
Физиологическое действие: увеличивает циркуляцию крови, лечит головную боль и головокружение.
3. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки 15 раз.
Физиологическое действие: предохраняет от заболевания глаз, улучшает зрение, успокаивает нервную систему.
4. Согнутыми ладонями обеих рук массируйте щитовидную железу сверху вниз, как бы обнимая её, - всего 20 раз.
Физиологическое действие : улучшает регуляцию обменных процессов и работу внутренних органов.
5. Массируйте живот. Правую ладонь положите на голый живот, левую - на правую и двигайте круговыми движениями по часовой стрелке 30 раз, но так, чтобы живот перемещался сверху вниз, - это достигается поворотом ладони.
Физиологическое действие: улучшает циркуляцию крови, процесс всасывания пищи, перистальтику кишечника, укрепляет мускулатуру живота, массируются внутренние органы, они начинают лучше работать.
6. Лёжа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, а затем выпячивайте его 20 раз.
Физиологическое действие : ликвидирует застойные явления желчи и крови, увеличивает движение лимфы. Помогает избавиться от лишнего жира. злечивает болезни печени и желудочно-кишечного тракта.
7. Лёжа на спине, резко сгибайте ногу в коленном суставе и энергично подтягивайте её к груди, одновременно стараясь ударить пяткой по ягодице, затем резко выпрямляйте ногу и опускайте её, по 15 раз каждой ногой.
Физиологическое действие: очень ценное упражнение, так как общему массажу подвергаются не только внутренние органы, но и железы внутренней секреции. Одновременно это действует на рассасывание жира живота и преобразование его в мускулатуру.
8. Сядьте на кровати, ноги опустите на пол, левую ногу положите на правую и ладонью правой руки массируйте выемку стопы 20 раз. Затем левой рукой - правую стопу.
Физиологическое действие : .хорошо для ревматиков, регулирует работу сердца, помогает при болезнях и воспалении суставов ног.
9. Сидя, сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок по обе стороны и массируйте затылок, откинувшись назад, - 10 раз.
Физиологическое действие : улучшает кровообращение головы, больших кровеносных сосудов, улучшает движение спинномозговой жидкости, оказывает, полезное влияние на шею и грудь.
10. Сидя, плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку.
Физиологическое действие : возбуждает кору головного мозга, помогает при шумах в ушах, предохраняет от глухоты, лечит головные боли, возбуждает затылочный участок коры мозга.
По окончании гимнастики встаньте с кровати и выпейте стакан воды комнатной температуры небольшими глотками, задерживая в полости рта, чтобы она согревалась. Улыбнитесь и встречайте новый день с радостью и любовью!

Если времени не хватает, то есть альтернативный Утренний укрепляющий комплекс . Он отнимет у вас всего 5 минут , а бодрости и хорошего настроения подарит на целый день! Однако нужно предупредить, что хоть он и займёт у вас всего 5 минут, но нагрузку вы при этом Вы получите серьезную. Организм ощутит результаты таких занятий уже через пару дней, все его системы начнут работать активнее и слаженнее. Пройдут усталость и лень, появится повышенная работоспособность.
Итак, вы проснулись.
1. Потянитесь вволю!
2. Лёжа на спине, со всей силой надавите затылком на подушку и давите на неё пять секунд. Пять секунд можете отдохнуть, и снова на пять секунд надавите на подушку. Надавите так шесть раз - и у вас пройдет 1-ая минута.
3. Положите подушку на грудь, и на пять секунд крепко обнимите её. Пять секунд отдохните - и снова пять секунд прижимайте подушку к груди. Выполненное шесть раз, это упражнение займёт у вас 2-ая минуту.
4. Положите подушку между ног и сильно на пять секунд сдавите её коленями. Отдохните - и на шесть таких повторов у вас уйдёт 3-я минута.
5. Поднимайте обе ноги под углом 45° на пять секунд и в промежутках между подъёмами ног, по пять секунд, отдыхая, несколько повторов и 4-ая минута.
6. Пальцами одной ноги пять секунд тяните к себе пальцы другой ноги. Потом на пять секунд смените ноги. И так шесть раз. 5-ая минута.
Таким образом, проходит пять минут, комплекс окончен, можете вставать. Мощный прогрев тела вам гарантирован, и безупречная осанка тоже. Во время данного комплекса само ваше тело выступает в роли своеобразного тренажёра. при этом прорабатывается большая группа мышц. И, самое главное, что сердце не испытало сильной нагрузки - ведь вы делали комплекс лёжа.
После принимаем душ, и встречаем новый день!
По желанию можно выполнять оба комплекса или сочетать наиболее приятные вам упражнения . Выполняя утренние комплексы пробуждения, мы можем восстановить саморегулирующие силы нашего организма. Тем самым мы избавляемся от болезней, получаем огромный заряд бодрости на целый день и крепкую нервную систему, которой не страшны никакие стрессы. Главное не забывать улыбнуться встречая каждое утро! Любить себя и видеть лучшее в каждом. Пусть ваша молодая Душа сохраняет молодым и здоровым ваше Тело! И позволяет видеть мир в радужном Свете!

Страница 49 из 50

Три фазы процесса, как мы видим, раскрывающиеся в состояниях бардо в смерти, могут быть также восприняты в жизни на других уровнях сознания. Рассмотрим их в свете того, что приходит в сновидениях:
1. Когда мы засыпаем, чувства и более грубые уровни сознания растворяются, и постепенно абсолютная природа ума, мы могли бы сказать Изначальный Свет, на мгновение обнажается.
2. Далее идет измерение сознания, сравнимое с бардо дхарматы, которое так тонко, что обычно мы совершенно не сознаем самого его существования. Многие ли из нас в конце концов сознают момент сна до того, как начнутся сновидения?
3. Для большинства из нас, все, что мы знаем из следующей стадии, это тот момент, когда ум становится снова активным, и мы оказываемся в мире сновидений, похожем на бардо становления. Здесь мы принимаем тело сновидений и проходим через различные опыты сновидений, в значительной степени обусловленные и сформированные нашими привычками и деятельностью в состоянии бодрствования, и верим в них, как будто они являются плотными и реальными без какого-либо сознавания того, что мы спим.

ПРОЦЕСС В МЫСЛЯХ И ЭМОЦИЯХ

Такой же процесс может быть узнан в функционировании мыслей и эмоций, которые возникают в следующей манере:
1. Изначальный Свет, абсолютная природа ума, является изначальным состоянием Ригпа, которое существует прежде мыслей или эмоций.
2. Внутри его необусловленного пространства движется фундаментальная энергия - спонтанное сияние Ригпа, которое начинает возникать как основа, потенциал и топливо для грубых эмоций.
3. Эта энергия может далее принять формы эмоций и мыслей, которые неожиданно подталкивают нас к действию и обусловливают нас накапливать карму.
И когда мы близко знакомимся с медитационной практикой, мы можем видеть этот процесс с безошибочной ясностью:
1. По мере того, как мысли и эмоции постепенно умолкают, вымирают и растворяются в природе ума, мы можем моментально взглянуть на природу ума, на само Ригпа изначальное состояние.
2. Затем мы начинаем сознавать, что за постоянством и спокойствием природы ума раскрывается движение и сырая энергия, а именно - ее самоизлучение.
3. Если в проявление этой энергии проникает какое-либо схватывание, то энергия неизбежно кристаллизуется в мыслеформы, которые в свою очередь тащат нас обратно в концептуальную и ментальную активность.

ПРОЦЕСС В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Теперь после рассмотрения способа, которым этот процесс воспроизводит себя во сне и сновидении, и на само образование мысли и эмоции, давайте посмотрим, как это работает в нашем ежедневном опыте повседневной жизни.
Лучше всего - это близко посмотреть на движение радости и гнева. Исследуйте это движение, и вы увидите, что там всегда существует пространство или промежуток перед каждой, начинающей проявляться эмоцией. Этот чреватый момент перед тем, как энергия эмоции обретет шанс для возникновения, является моментом чистоты, четкой осознанности, в которой мы можем, если позволим себе, иметь мгновение проявления истинной природы ума. В один момент чары неведения сломлены; мы полностью освобождены от нужды или возможности хватания за что-либо, и даже понятие "прилипание" становится смешным и излишним. Тем не менее, вместо восприятия "пустотности" этого промежутка, в котором мы могли бы обрести блаженство от того, что свободны и разгружены от какой-либо идеи, отношения или концепции, мы хватаемся за сомнительную надежность знакомой привычной драмы наших эмоций, управляемых нашими глубокими сложившимися тенденциями. Так изначально необусловленная энергия, возникающая из природы ума, кристаллизуется в форму эмоции, и так ее фундаментальная чистота затем окрашивается и загрязняется сансарическим видением, снабжая непрерывный источник ежедневных омрачений и иллюзий.
Если мы в действительности проверим каждый аспект нашей жизни, как я уже показал, то обнаружим, как мы проходим снова и снова, во сне и сновидениях, в мыслях и эмоциях, тот же самый процесс, что и в бардо. И учения раскрывают нам в точности тот факт, что мы проходим через процесс бардо снова и снова, как в жизни, так и в смерти, и на всех уровнях сознания, что дает нам бесконечные возможности для освобождения как сейчас, так и после смерти. Учения показывают нам, что это является характером, формой и уникальностью процесса, и предлагает нам либо шанс для освобождения, либо потенциал для продолжения запутанности. Ибо каждый аспект всего процесса дает нам шанс для освобождения и в то же время - шанс для заблуждения.
Учения о бардо раскрывают перед нами дверь, показывая, как мы можем выйти из неуправляемого цикла смерти и перерождения, из круговорота неведения, повторяющегося из жизни в жизнь. Они рассказывают нам, что через этот процесс бардо жизни и смерти всякий раз, когда мы можем узнавать и поддерживать стабильное сознавание природы ума, Ригпа, или даже когда мы можем обрести в некоторой мере контроль над умом, мы сможем пройти через эту дверь к освобождению. В зависимости от того, к какой фазе бардо это приложено, в зависимости от вашего знакомства со Взглядом на природу ума как таковую, и от глубины понимания вашего ума, его мыслей и эмоций, это узнавание будет различным.
Тем не менее, как нам также говорят учения о бардо, то, что происходит в наших умах сейчас, при жизни, это в точности то, что случается при смерти в состояниях бардо, поскольку в сущности здесь нет разницы; жизнь и смерть едины в "нерушимой целостности" и в "текущем движении". Вот почему один из наиболее совершенных тибетских учителей семнадцатого века, Тселе Натсок Раигдрол, объясняет сущностные практики для каждого из бардо - для бардо этой жизни, умирания, дхарматы и становления - в терминах состояния нашего настоящего понимания природы мыслей и эмоций, а также ума и его восприятии:
Узнайте это бесконечное разнообразие проявлений как сон,
Как ничто иное, но проекции своего ума, иллюзорные и нереальные.
Без хватания за что-либо пребывайте в мудрости вашего Ригпа, которая превосходит все концепции;
Это является сутью практики для бардо в этой жизни.
Вы обречены вскоре умереть, и ничего тогда не принесет какой-либо реальной помощи.
То, что вы переживаете в смерти, это только лишь ваше собственное концептуальное мышление.
Не выдумывая никаких мыслей, позвольте им всем умереть в обширной протяженности самосознавания вашего Ригпа.
Это является сутью практики бардо умирания.
Какие бы проявления и исчезновения, будь то хорошие или плохие, не захватывали вас, - это ваш ум.
И этот ум сам по себе, чтобы ни возникало, есть несотворенный свет Дхармакайи.
Не прилипать к этим проявлениям, не выносить концепций по поводу их, не принимать и не отвергать их.
Это есть суть практики бардо дхарматы.
Сансара - это ваш ум, и нирвана - также ваш ум,
Всякое удовольствие и боль, и все иллюзии нигде не существуют отдельно от вашего ума.
Достигни контроля над своим собственным умом.
Это есть суть практики бардо становления.
Теперь мы готовы взглянуть на отдельное бардо, чтобы увидеть, как переплетены и взаимосвязаны наша медитационная практика, наше понимание эмоций и мыслей и наши опыты в том бардо, и как наши опыты в том бардо отражаются обратно в нашу обычную жизнь. Возможно, наиболее полезно будет изучить бардо дхарматы, в котором чистая энергия, которая могла бы стать эмоцией, начинает спонтанно возникать как присущее сияние природы ума; а эмоции, как я знаю, являются главной, наиболее захватывающей заботой человека в современной мире. Правильно понять природу эмоций - это очень далеко продвинуться на пути к освобождению.
Глубочайшая цель медитации - это быть способным оставаться неотвлеченным в состоянии Ригпа и с таким Взглядом сознавать, что все, возникающее в уме, - это ничто иное, как проявление нашего собственного Ригпа, подобно тому как солнце и миллионы его лучей являются единым и неразделимым. Как говорит Тселе Натсок Рангдрол в своей строфе о бардо дхарматы: "Все, что цепляется за проявление или исчезновение как за хорошее или плохое, это ваш ум. И этот ум сам по себе является несотворенным светом Дхармакайи..."
Итак, когда ты находишься в состоянии Ригпа, и когда возникают мысли и эмоции, ты точно узнаешь, чем они являются и откуда они выплескиваются: тогда все появляющееся становится самосиянием той мудрости. Если вы, тем не менее потеряете присутствие этой ясной, чистой сознательности Ригпа и не сможете узнать того, что возникает, то это станет отделенным от вас. Создание двойственности вытекает из того, что мы называем "мыслью", или эмоцией. Вот почему, чтобы избежать этого и их последствий, Натсок Рангдрол говорит: "Не прилипать к этим возникновениям, не выносить концепций о них, не принимать и не отвергать их: это есть суть практики для бардо дхарматы".
Эта разделенность между вами и проявлениями вашего ума, и дуалистичность, которую она порождает, становится импозантно увеличенной после смерти. Это объясняет, как без той сути узнавания истинной природы проявлений внутри ума, в бардо дхарматы, звуки, свет и лучи, которые проявляются, могут принять объективную реальность шокирующих внешних явлений, происходящих для вас. Итак, что могли бы вы по возможности сделать в такой ситуации? Спастись бегством от лучезарного сияния мирных и гневных божеств и убежать к блеклому, соблазнительному, привычному свету шести сфер? Но решающее узнавание в бардо дхарматы состоит в том, что это есть озаряющая энергия мудрости вашего ума. Будды и лучи мудрости неотделимы от вас, это ваша собственная энергия мудрости. Сознавание этого является опытом недвойственности, а вхождение в это есть освобождение.
То, что случается в бардо дхарматы при смерти, и когда эмоции начинают возникать в нашем уме в жизни, это тот же естественный процесс. Вопрос в том, узнаем мы или нет истинную природу возникновения. Если мы сможем узнать, чем в действительности являются появившиеся эмоции - спонтанной энергией природы нашего собственного ума, то мы уполномочены освободить себя от негативных эффектов или возможных опасностей, исходящих от этих эмоций, и позволить им обратно раствориться в изначальной чистоте обширного пространства Ригпа.
Эти узнавание и свобода, которые оно приносит, могут быть только плодом многих, многих лет самой дисциплинированной практики медитации, ибо это требует длительного знакомства с Ригпа - природой ума, и ее стабилизации. Ничего кроме этого не принесет нам той спокойной и блаженной свободы от наших привычных тенденций и конфликтующих эмоций, которой нам так недостает. Учения, возможно, говорят нам, что эту свободу трудно завоевать, но тот факт, что возможность реально существует, является гигантским источником надежды и вдохновения. Это - путь к совершенному пониманию мысли и эмоции, ума и его природы, жизни и смерти и, следовательно, - к постижению. Ибо просветленные, как я сказал, видят жизнь и смерть словно на ладони руки, потому то, как писал Тселе Натсок Рангдрол, они обладают знанием того что: "Сансара есть ваш ум, и нирвана также ваш ум; все удовольствие и боль, и все заблуждения нигде не существуют отдельно от вашего ума". И эти ясные знания, стабилизированные посредством длительной практики и интегрированные с каждым движением, с каждой мыслью, с каждой эмоцией в их относительной реальности сделали их свободными. Дуджом Ринпоче сказал: "Очищая великое заблуждение и мрак сердца, непрерывно восходит сияющий свет неомраченного солнца".

ЭНЕРГИЯ ВОСТОРГА

Я часто думаю о словах Дуджома Ринпоче: "Природа ума это природа всего". Мне интересно, является ли этот трехступенчатый процесс откровения бардо справедливым не только, как мы обнаружили, для различных уровней сознания и различных типов сознания как в жизни, так и в смерти, но также, возможно, для фактической природы самой вселенной.
Чем больше я отражаю три кайи и трехступенчатый процесс бардо, тем больше я нахожу эффективных и интригующих параллелей с самым сокровенным видением других духовных традиций, и множеством, как кажется, весьма различных областей человеческого. Я думал о христианском видении природы и активности Бога, как это представлено Троицей, о воплощении Христа, проявившегося в форме из лона Отца через тонкое посредство Святого Духа. Не может ли это быть, по крайней мере, пролитием света на восприятие Христа аналогично Нирманакайе, Святого Духа по аналогии с Самбхогакайей и абсолютной основы и того и другого как Дхармакайи? В тибетском буддизме слово тулку, воплощение, означает Нирманакайю - постоянно вновь появляющееся воплощение и активность сострадательной, просветленной энергии. Возможно, это понимание похоже на христианское понятие о воплощении?
Я также думаю об индуистском трехступенчатом видении сущности Бога, называемом на санскрите сатчитананда (сат-чит-ананда), что в приблизительном переводе означает "проявление, сознание и блаженство". Ибо Бог в индуизме это одновременный одномоментный экстатический взрыв всех его сил. Снова могут быть проведены поразительные параллели с видением трех кайя; Самбхогакайя, вероятно, может быть сопоставлено с анандой - блаженной энергией природы Бога; Нирманакайя - с сат, и Дхармакайя - с чит. У каждого, кто видел великое изваяние Шивы в пещерах Элефанта в Индии, имеющее три лица, представляющих три лика абсолюта, появится определенная идея о грандиозности и величии такого видения божественного.
Каждое из этих мистических видений сущности природы и действия божественного измерения показывает отличное, однако, предположительно сходное с буддийским понимание различных и взаимопроникающих уровней бытия. Не наводит ли это, по крайней мере, на мысль, что трехступенчатый процесс виден в сердце этих различных мистических традиций, даже несмотря на то, что они рассматривают реальность со своей собственной уникальной позиции?
Соображения о том, каковой может быть природа проявлений, и различные, но связанные подходы к пониманию этого, естественным образом ведут меня к размышлению о природе человеческого творчества - проявления в форме внутреннего мира человечества. Я на протяжении многих лет часто удивлялся, насколько разворачивание трех кай и бардо могут пролить свет на весь процесс художественного выражения, и намекнуть на его истинную природу и скрытую цель. Каждый индивидуальный акт и проявление творчества, будь то музыка, искусство или поэзия, или, конечно же, моменты научных открытий, как это описали многие ученые, возникают из таинственного лона вдохновения, обращенного в форму переводящей и связующей энергии. Не наблюдаем ли мы здесь еще одно предписание взаимосвязанного трехскладчатого процесса, увиденного в действии в бардо? Не потому ли определенные творения в музыке и поэзии, и определенные открытия в науке, как кажется, имеют почти беспредельное значение и значимость? И можно ли этим объяснить их силу сопровождать нас в состоянии созерцания и радости, откуда открываются некоторые существенные секреты нашей природы и природы реальности? Откуда пришли эти строки Блейка?
Вселенную видеть в Песчинке
И Небо в Диком Цветке,
Познать в каждом часе Вечность,
Держа Бесконечность в руке.
В тибетском буддизме Нирманакайя рассматривается как проявление просветления в бесконечном разнообразии форм и способов в физическом мире. Это традиционно определено тремя путями. Первое - это проявление совершенно просветленного Будды, такого как Гаутама Сиддхартха, который родился в мире и дает в нем учения; другое - это тулку, которое, как казалось бы, обычное существо, одаренное особой способностью приносить пользу другим; и третье - это, в действительности, существо, через которое некоторая степень просветления работает на пользу и вдохновение других посредством различных видов искусства, ремесла и науки. В их случае, как Калу Ринпоче говорит, просветленный импульс - это "спонтанное выражение, словно свет спонтанно излучается из солнца, без каких-либо исходящих от солнца указаний или подачи какой-либо сознательной мысли на этот счет. Солнце есть, и оно светит". Итак, может ли одно из объяснений силы и природы гениев искусства быть тем, что она производит свое абсолютное вдохновение из измерения Истины?
Это не значит, что великие художники могут каким-либо образом быть, так сказать, просветленными; из их жизней ясно, что это не так. Тем не менее, также ясно то, что они могут в определенные критические периоды и в определенных исключительных условиях быть инструментами и каналами просветленной энергии. Кто из по-настоящему слушавших великие шедевры Бетховена и Моцарта может отрицать, что через их творения временами проявляется казалось бы другое измерение? И кто, глядя на великие соборы средневековой Европы, такие как Чартерз, или на мечети Исфахана, или на изваяния Ангкора, или на красоту и богатство индуистских храмов Эллоры, не смог бы увидеть то, что художники, создававшие их, были непосредственно вдохновлены энергией, которая брызжет из лона и источника всех вещей.
Я думаю о великой работе искусства как о луне, сияющей в ночном небе; она освещает весь мир, однако ее свет не является ее собственным, но заимствован у скрывшегося солнца абсолюта. Искусство во многом помогло взглянуть на природу духовности. Является ли тем не менее одной из причин ограниченности множества современных творений утрата этого знания о невидимом сакральном происхождении искусства и его сакральной цели, которые дают людям видение их истинной природы и их места во вселенной и бесконечно восстанавливают в них неиссякаемую новизну, ценность и значение жизни и бесконечные возможности? Действительно ли истинное значение вдохновленного художественного выражения тогда является тем, что сходно с полем Самбхогакайи, - с измерением неиссякаемой светящейся, блаженной энергии, которую Рильке называет "крылатой энергией восторга", тем сиянием, которое передает, переводит и сообщает чистоту и беспредельное значение абсолютного конечному и относительному, иными словами - из Дхармакайи в Нирманакайю.

РАСКРЫВШЕЕСЯ ВИДЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ

Одним из многих путей, вдохновивших меня, был пример Его Святейшества Далай-ламы в его неисчерпаемом любопытстве и открытости перед всеми различными гранями и открытиями современной науки.
Буддизм в конечном итоге называют "наукой ума", и всякий раз, когда я созерцаю учения бардо, то их точность и неизмеримая трезвая ясность подвигают меня снова и снова к благоговению и уважению. Если буддизм является наукой ума, то Дзогчен и учения бардо представляют центральную суть этой науки, самое сокровенное и практическое семя, из которого произросло огромное древо взаимосвязанных постижений и будет продолжать процветать таким образом, который для нас пока не вообразим, поскольку человечество продолжает развиваться.
За многие годы и многие встречи с различными учениями, я все больше поражаюсь богатством параллелей между учениями Будды и открытиями современной физики. К счастью, многие ведущие философы и ученые Запада также стали осознавать эти параллели, и с живостью и смыслом исследуют их в такте, исходящем из диалога с мистицизмом, с наукой об уме и сознании и различными науками, касающимися этого вопроса. Новое видение Вселенной и нашей ответственности перед этим могли бы очень хорошо проявиться. Я убежден все более и более, что учения о бардо сами по себе с их трехскладчатым процессом развертывания, вносят уникальный вклад в этот диалог. Из всех возможных альтернатив, я предпочел бы сфокусироваться здесь на одном конкретном научном видении, которое особенно поглотило меня, - это видение Давида Бома. Бом представил новый подход к действительности, который, однако, будучи спорным, вдохновил исследователя на ответный отклик в различных областях: в самой физике, в медицине, в биологии, математике, неврологии, психиатрии, а также среди художников и философов. Дэвид Бом постиг новый научный подход к действительности, основывающийся, как и учения бардо, на понимании полноты и единства существования как нерушимого, не имеющего швов целого.
Многомерный динамический порядок, который он видит в работе Вселенной, в сущности имеет три аспекта. Наиболее очевидным является трехмерный мир объектов, пространства и времени, который он называет объяснимым или развернутым порядком. Из чего, он считает, развертывается этот порядок? Это вселенское нерушимое поле, "лоно вне времени", заключенный в себе и всеохватывающий порядок, как он это называет, являющийся всеокружающей основой нашего внутреннего опыта. Он видит взаимоотношения между этими двумя порядками как продолжающийся процесс, в котором то, что раскрыто на видимом плане, затем вновь возвращается к невидимому уровню. Как источник, организующий этот процесс в различные структуры, он "предполагает" (слово, которое Бом любит употреблять, поскольку его философия в целом состоит в том, что идеи должны порождаться свободным течением диалога, и быть всегда уязвимыми) сверхподразумеваемый порядок - все же более тонкое и потенциально бесконечное измерение.
Не могут ли быть проведены более живые параллели между этими тремя порядками и тремя кайями и процессом бардо? Как говорит Дэвид Бом:
Полное понятие о подразумеваемом порядке - это, прежде всего, путь обсуждения происхождения формы из бесформенного, через процесс объяснения или развертывания.
Я также вдохновлен размахом и одаренным воображением способом понимания материи, присущем Дэвиду Бому, которое выходит из квантовой физики к самому сознанию - скачок, который, как я думаю, более видимо проявит свою необходимость, поскольку наука раскрывается и развивается. "Ум, - говорит он, - может иметь структуру, сходную со вселенной, и лежащее в основе этого движение, которое мы называем пустым пространством, есть действительно огромная энергия, движение. Отдельные формы, которые возникают в уме, могут быть аналогами частиц, и собираясь в лоне ума, возможно, ощущаются как свет".
Наряду с понятием непроявленного и проявленного порядка, Дэвид Бом представил способ рассмотрения взаимоотношений между ментальным и физическим, между умом и материей, называемый сома-значимостью. Как он пишет:
Понятие сома-значимости подразумевает то, что сома (или физическое) и значимость (которое есть ментальное) никоим образом не существуют раздельно, но скорее всего они есть два аспекта одной всеохватывающей реальности.
По Дэвиду Бому, вселенная проявляет три взаимообоюдных аспекта: материю, энергию и значение.
С точки зрения неявного порядка, энергия и материя наделены определенного рода смыслом, дающим форму их полной активности, и материи, которая возникает посредством этой активности. Энергия ума и материальной субстанции мозга также наделена некоторым смыслом, дающим форму ее полной активности. Таким образом, вполне обычно то, что энергия охватывает материю и значение... Но также смысл охватывает как материю, так и энергию... Итак, каждое из этих базовых понятий вбирает в себя два остальных.
Упрощая чрезвычайно тонкое и рафинированное видение, мы могли бы сказать, что для Дэвида Бома смысл имеет особую и широко развернутую важность. Он говорит:
В противовес обычному взгляду, это подразумевает, что смысл является прирожденной и сущностной частью нашей всеохватывающей реальности, и это не только чисто абстрактное и неземное качество, существующее только в уме. Или вкладывая его различным образом в человеческую жизнь, весьма обычно, смысл - это бытие... В каждом акте интерпретации вселенной, мы создаем вселенную; таким образом, мы могли бы сказать, что являемся полнотой наших смыслов.
Не будет ли полезным начать рассматривать параллели между этими тремя аспектами понятия Дэвида Бома о вселенной и тремя кайя? Более глубокое исследование идей Дэвида Бома, возможно, показало бы, что смысл, энергия и материя состоят между собой в отношениях, сходных с отношениями трех кайя. Могла ли эта возможность намекнуть на то, что роль смыслов, как он объясняет это, есть нечто, аналогичное Дхармакайе, которая есть нескончаемо плодородная, необусловленная полнота, из которой возникают все вещи? Работа энергии, посредством чего смысл и материя взаимодействуют, имеет определенное сходство с Самбхогакайей. Спонтанное постоянное выплескивание энергии из лона пустоты и сотворение материи согласно видению Дэвида Бома имеет сходство с Нирманакайей - с непрерывной кристаллизацией этой энергии в форму и проявление.
Размышляя о Дэвиде Боме и о его замечательном объяснении реальности, я посягнул удивиться, какой великий ученый, который также был совершенным духовным практиком, обучавшимся у великого мастера, мог такое открыть? Какой такой ученый и мудрец, Лонгченпа и Эйнштейн в единой ипостаси, мог бы так рассказать нам о природе реальности? Будет ли одно из грядущих цветений великого дерева учений бардо научно-мистическим диалогом, тем, что мы пока что голословно воображаем, но который, как нам кажется, уже на пороге? И что это значило бы для человечества?


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Рассуждая о жизни и её составляющих, разумный и действительно развивающийся человек, несомненно, придёт к выводу, что она состоит не только из повседневных дел, решения насущных проблем, суеты рабочих дней и отдыха в подходящее для этого время. По-настоящему полноценная жизнь подразумевает проявление внимания ко всем аспектам своего бытия. И сугубо материалистическое мировоззрение практически никогда не даёт человеку того, чего он на самом деле желает, пусть даже и редко задумывается об этом: ощущения глубинного счастья и гармонии, крепкого здоровья и долголетия, радости бытия и удовлетворения от каждого прожитого дня, духовного развития и личностного роста во всех его проявлениях.

Сегодня мы поговорим о том, как относятся к жизни действительно духовно развитые люди одной из самых таинственных и загадочных стран всех времён – монахи Тибета. Для удобства восприятия информация преподнесена в виде простых рекомендаций и разделена на два блока, каждый из которых касается отдельного аспекта жизни.

Физическая и повседневная жизнь

То, как мы действуем в каждодневной жизни, является основой нашей личности. Наши действия формируют наши привычки, убеждения, видение мира и понимание вещей. Они делают из нас тех, кто мы есть сегодня. Чтобы повседневная жизнь человека была гармонична и всегда наполнена положительной энергией, он должен придерживаться нескольких простых правил:

  • Избегать губительных физических проявлений: воровства, причинения страданий окружающим, сексуальных извращений. Всегда следить за своей речью: не лгать, не вести бестолковые разговоры, не ругаться и не злословить, исключить из лексикона нецензурные слова.
  • Нужно быть доброжелательным, остерегаться алчности, придерживаться достойных человека взглядов, не принимать желаемое за действительное. Любое проявление негатива создаёт свои вибрации, которые оказывают воздействие на жизнь человека.
  • , не голодать и не переедать. Еда должна быть качественной и преимущественно состоять из « » продуктов. Не нужно смешивать углеводы и белки. Также не стоит злоупотреблять алкоголем, «магазинными сладостями» и т.п. продуктами.
  • Всегда стараться одеваться соответственно погоде, избегать перегревов и переохлаждений. В противном случае, происходит дисбаланс в работе организма, что влияет, как на физическое, так и на духовное и эмоциональное состояние.
  • Соблюдать нормальный режим сна и бодрствования. Вообще, рекомендуется вставать как можно раньше, т.к. в ранее время на человека воздействует светлая энергия, которая влияет на его настроение, мысли, новые события и т.д. При необходимости дневного сна обязательно спать меньше, чем ночью.
  • Не спать после обеда, т.к. это ухудшает физическое состояние, что выражается в тяжести, кашле, лени, частых простудах, а также отражается на интеллектуальном состоянии: процесс мышления замедляется, исчезает острота ума.
  • Заниматься спортом и физическими упражнениями, делать зарядку. Не обязательно становиться профессиональным спортсменом, можно просто каждый день уделять упражнениям немного времени. Это дисциплинирует, придаёт силы, энергию и ощущение бодрости.
  • Стремиться к постоянному получению новых знаний. Для этого можно использовать всё, что угодно: общение, книги, документальные фильмы и т.п. Главное, чтобы информация была полезная, и её поток был постоянным. Что не менее важно – применять знания на практике.
  • По возможности, нужно вести дневник. В этом заложен глубокий смысл: ведя дневник, человек может глубже осознавать то, что с ним происходит, вникать в суть вещей, лучше узнавать самого себя и особенности своей натуры, видеть какие-то закономерности и делать выводы.
  • Слушать больше музыки – это оказывает благоприятное воздействие на эмоциональный фон, общее состояние и самочувствие, развивает внутренний мир, доставляет эстетическое наслаждение.

Духовная жизнь

Духовный аспект жизни человека играет такую же важную роль, как и физический. Без понимания этого, согласно, тибетским монахам, человеку будут сопутствовать неудачи, страдания, потери и боль. Итак, правила духовной жизни:

  • Нужно понимать, что причины страданий и болезней человека кроются, главным образом, в неблагоприятных состояниях сознания, довлеющих над ним. Чтобы быть здоровым физически, нужно, в первую очередь, быть здоровым духовно.
  • Для духовного развития рекомендуется регулярная медитация . Полезнее всего, практиковать её в одиночестве, но можно и с кем-то вместе. Медитация успокаивает ум, очищает мысли, восстанавливает энергетический баланс, усиливает связь человека с высшими силами. Медитировать рекомендуется рано утром сразу после пробуждения. Но если не получается утром, то лучше выбрать любое другое время, чем не медитировать вообще.
  • Стремитесь к спокойной жизни: без суеты и спешки, сконцентрировавшись на самых главных вещах, уделяя внимание лишь тому, что на самом деле этого требует, не принимая ничего близко к сердцу и не усложняя, находясь в состоянии присутствия в настоящем моменте.
  • Ежедневно самосовершенствуйтесь: проявляйте самые лучшие черты своего характера, избавляйтесь от пагубных привычек, будьте терпеливы, справедливы, благоразумны и мудры во всех своих действиях и мыслях. Придерживайтесь позитивного образа себя и следуйте ему. Чем больше вы будете уделять этому внимания, тем скорее вы взрастите в себе правильное отношение к жизни.
  • Стараться сохранять осознанность, быть осторожным и внимательным ко всему. Нахождение в состоянии «здесь и сейчас» позволяет всегда быть в курсе происходящего, понимать смысл происходящих событий; тренирует внимание и способность к концентрации.
  • Развитие творческого потенциала – ещё одна составляющая духовной жизни. Занимайтесь творчеством: пишите стихи, рисуйте, играйте на музыкальных инструментах, тренируйтесь в или . Подобные практики раскрывают потенциал, активизируют скрытые способности, облагораживают, способствуют расширению восприятия и появлению нового взгляда на мир.
  • Из всего, что с вами происходит, вы должны научиться извлекать уроки. Любые внешние события – это отражение внутреннего мира. Анализируйте всё, что происходит: если случилось что-то хорошее, постарайтесь понять, что было ему причиной; в случае отрицательных событий, поразмышляйте над тем, какие ваши мысли этому поспособствовали.
  • Живите сегодняшним днём. Тибетские монахи говорят, что нет ни вчера, ни завтра, а есть только сегодня и только сейчас. Поэтому, каждый день стремитесь к тому, чтобы быть лучшим, каким вы можете быть, уделяйте внимание родным и близким вам людям, цените каждый момент и растите духовно. Вчерашний день уже прошёл, а завтрашний может и не наступить.
  • Принимайте всё таким, каким оно является. Это касается всего: людей, событий, явлений, вещей. Помните о том, что ни мир в целом, ни другие люди вам ничего не должны. Всё всегда идёт своим чередом и если что-то происходит, значит, так и должно происходить. Излишняя требовательность делает человека несчастным, т.к. заставляет его всегда чего-то ожидать от людей или жизни, разочаровываться, становиться подавленным. Мир не является ни плохим, ни хорошим, он нейтрален, всё остальное зависит от нашего восприятия.
  • Развивайте свою интуицию и всегда прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Скрытая сторона вашей личности (читай подсознание) всегда знает ответы на любые вопросы вашего разума. Нужно только наладить с ней контакт и понимать её язык. А это возможно только благодаря практике.

Эта информация ни в коей мере не претендует на то чтобы быть всеобъемлющей и не раскрывает всю глубинную суть мировоззрения и верований тибетских монахов. В действительности всё это имеет многовековую историю и всевозможные особенности. Но одним лишь глазком коснувшись мировоззрения этих людей, мы можем провести параллели с нашей повседневностью и увидеть, насколько современный цивилизованный и образованный человек может быть далёк от того образа жизни, который позволил бы ему обрести себя и прийти к гармоничному существованию. Описанные правила очень просты. Возможно, именно по этой причине многим людям так сложно их придерживаться.

Ниже мы предлагаем вам пройти небольшой опрос, который позволит понять, есть ли среди наших читателей люди, которые стремятся к духовной и осознанной жизни, или даже те, кто и сам придерживается правил жизни тибетских монахов.

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.