Как распознать основные минералы. Изумруд: как отличить настоящий камень от поддельного Как определить камень в ювелирном изделии

Как лунный камень отличить от подделки? Что этот самоцвет собой представляет? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Чарующий блеск лунного камня к себе притягивает не только почитателей его магических качеств и красоты, но и любителей наживы. Они все чаще пробуют подделать природный самоцвет. Но фальшивка не вылечит болезни человека и не поможет ему в любви. Поэтому важно знать, как настоящий лунный камень отличить от подделки.

Свойства

Многие люди спрашивают: «Как от подделки отличить камень лунный?» Этот самоцвет к спутнику нашей Земли прямого отношения не имеет и не попал к нам с иной планеты. Но если вы возьмете минерал в руки и слегка повернете его, то увидите свет, струящийся изнутри.

Разнородный окрас кристалла с блеском, идентичным блеску кошачьих глаз, звездочками и разводами - все это очаровывает. И недаром самоцвет известен своими волшебными способностями, которых нет в синтетических аналогах. Второе наименование минерала - адуляр. Реальный лунный камень налаживает отношения с любимым человеком, укрепляет здоровье и помогает строить карьеру.

Конечно же, можно подделкой адуляра пополнить коллекцию бижутерии, но она не прибавит радости.

Внешний вид

Так как камень лунный от подделки отличить? Сперва выясним, как выглядит природный минерал. Внешне кристалл может быть светло-серым с голубоватым выраженным оттенком или бесцветным. Иногда встречаются желтые тона. Кристалл отливает перламутровым блеском, прозрачный.

Если его вы будете рассматривать под рукотворным светом, то свет внутри него начнет мерцать. Это один из правильных способов распознать, настоящий это самоцвет или синтетический.

Реальный образец отличить можно также с помощью лупы. Пластинчатая структура настоящего минерала всегда неоднородна, с микротрещинами и возможными вкраплениями пузырьков воздуха. Отсвет и блики внутри природного камня трансформируются под установленным углом наклона, в отличие от искусственного аналога.

Причины имитаций

Каждый должен знать, как камень лунный от подделки отличить. Адуляр часто имитируют ввиду:

  1. Высокой стоимости природных камней.
  2. Истощения запасов самоцвета.
  3. Высокого спроса на изделия из этого волшебного минерала.
  4. Больших материальных и физических затрат на добычу камня.
  5. Сложной обработки адуляра (требует профессиональных навыков и кропотливости в работе).

Внешний вид фальсификата от оригинала почти не отличается, но такой экземпляр не принесет целебной помощи.

Синтетические фальшивки

Немногие знают, как лунный камень отличить от подделки. Фото настоящего минерала представлено в статье. Синтетические аналоги создают чаще всего из пластмассы или стекла. Их заботливо подкрашивают под природный цвет самоцвета. Как лунный камень определить? От подделки его отличить можно несколькими проверенными способами:

  1. Испытанием водой. Погрузите образец в воду. Цвет настоящего минерала в жидкости станет намного ярче, его внутреннее свечение создаст добавочные блики, в отличие от фальсификата. Искусственный самоцвет не изменит свой внешний вид, станет чище, но не более того.
  2. Обратите внимание на теплопроводность. Если вы сожмете в руке поддельный камень, он моментально нагреется, а оригинал холодным так и останется. Чтобы его согреть в руках, потребуется больше времени.
  3. Посмотрите на цвет. Отличить реальный камень от фикции можно по яркости и гамме цвета. По структуре лунный минерал неоднороден, поэтому и цвет его по всему изделию распространен неравномерно. Важная черта фальшивого самоцвета заключается в слишком яркой окраске.
  4. Выявите способность отражать свет. Искусственные минералы отражают свет со всех сторон одинаково. Природная драгоценность отражает свет лишь под определенным градусом наклона.
  5. Гладкая ли поверхность? Реальный минерал известен своим позитивным влиянием на нервную систему. Если вы проведете по его обработанной поверхности рукой, то ощутите нежность шелка. Особенно заметна энергетика при прикосновении.

Известно, что в Индии, к примеру, производство искусственных имитаций лунного камня поставлено на поток. Туристы с удовольствием приобретают эти привлекательные изделия. Важно, чтобы на них начертано было, что это всего лишь копия, пусть даже и высокого качества.

Беломорит

Итак, вы уже знаете, как отличить от оригинала подделку лунного камня. Важнейшим признаком реального минерала является внутреннее свечение. Его имитировать весьма сложно, поэтому применяют более изощренные способы.

  • У них идентичный показатель твердости.
  • Образцы по разнородности и плотности внутренней структуры весьма похожи.
  • Беломорит имеет более насыщенный, яркий цвет.
  • Оба минерала обладают целебными и магическими качествами, но у каждого эти качества особые, присущие лишь ему.
  • Разнообразие цветовых оттенков подобное.
  • Беломорит меньше просвечивает, отличается уровнем прозрачности.

Лунный камень, который создала природа, защищает своего владельца, тускнеет, когда появляется рядом человек с темными мыслями. Чтобы не разочароваться при выборе оберега, прислушайтесь к советам опытных ювелиров:

  • Покупайте натуральные минералы в специальных ювелирных салонах. У таких магазинов имеется собственная торговая марка, которой они дорожат. Тут вам предоставят сертификат качества на изделие, сообщат, в каком месторождении добыт минерал. Обычно в таких салонах имеется специалист, который любое ювелирное изделие проверяет на подлинность.
  • Покупайте товар лишь у проверенного продавца. Ответственные продавцы не будут подсовывать фальшивку ради быстротечной выгоды, так как очень дорожат своей репутацией. Они всегда расскажут о качествах драгоценностей, о специфике ухода за ними и даже объяснят, как выявить фикцию среди иных образцов.
  • Природный минерал не может реализовываться в магазине рядом с бижутерией.

Лунный камень является символом любви и семейного благополучия. Потратьте время и скрупулезно выберите реальный талисман, который принесет душевное спокойствие в вашу жизнь.

Минералов так много - возможно, отчасти по этой причине их так интересно коллекционировать. На этой странице вы найдете описание опытов, которые можно провести без специального оборудования и таким образом, значительно сузить зону поиска, а также описание самых распространенных минералов, которое можно будет сопоставить с результатами проведенных опытов. Можете даже прямо сейчас перейти в раздел описаний - может быть, вам сразу, без всяких опытов, удастся найти ответ на интересующий вопрос. Например, из этого раздела вы узнаете, как отличить настоящее золото от других блестящих желтых минералов, прочитаете о полосах блестящих цветных прослоек в породе или научитесь определять, что это за странный минерал, который расслаивается на пластины, если его потереть.

Шаги

Часть 1

Проведение опытов

    Для начала давайте уясним разницу между минералами и обычными камнями. Минерал – это естественное сочетание химических элементов, образующее определенную структуру. И, несмотря на то, что можно встретить один и тот же минерал разных форм и цветов, он все равно проявит одинаковые свойства при тестировании. В противоположность этому, камни могут состоять из сочетания минералов и не имеют кристаллической решетки. Их не всегда легко отличить, однако, если проводимый опыт дает разные результаты с разных сторон объекта, то объект, скорее всего, является камнем.

    • Можно попробовать определить, что это за камень или, хотя бы, определить, к какому из трех видов породы он относится.
  1. Научитесь ориентироваться в классификации минералов. На нашей планете нашлось место тысячам минералов, но многие из них относятся к категории редких, либо залегают слишком глубоко под землей. Иногда хватает пары опытов, и у вас не остается сомнений, что это один из распространенных минералов из списка в следующем разделе. Если ваш минерал не подходит ни под одно из приведенных описаний, попробуйте свериться с классификатором минералов вашего региона. Если вы провели много опытов, но уменьшить количество вариантов до двух-трех так и не удалось, поищите в интернете. Просмотрите фотографии каждого минерала, похожего на ваш, и разыщите все возможные рекомендации, как различить эти минералы.

    • Лучше включить хотя бы один опыт, требующий воздействия на минерал, такой как тест на степень твердости или опыт со штрихом. Опыты, подразумевающие только рассматривание и описывание, могут оказаться необъективными, так как разные люди описывают одни и те же минералы по-разному.
  2. Изучите форму и поверхность минерала. Совокупность форм каждого минерала и характерные особенности группы минералов называются "общей формой". Для описания этих характеристик геологи располагают множеством специальных терминов, но обычно и общего описания бывает достаточно. Например, ваш минерал бугристый, шероховатый или гладкий? Что это: смешение прямоугольных кристаллов, или же ваш экземпляр ощетинился острыми кристаллическими пиками?

    Присмотритесь к тому, как ваш минерал блестит. Блеском называют то, как минерал отражает свет, и, хотя это не научный тест, он может пригодиться для описания. Большинство минералов имеют "стеклянный" ("глянцевый") или металлический блеск. Однако вы можете описать блеск и как "жирный", “перламутровый" (беловатый блеск), "матовый" (тусклый, как у неглазурованной керамики), или прибегнуть к любому другому определению, которое покажется вам точным. Use multiple adjectives if you need to.

    Обратите внимание на цвет минерала. Большинство людей не видит в этом никаких затруднений, а, между тем, этот опыт может оказаться бесполезным. Небольшие инородные вкрапления могут вызвать изменение цвета, именно поэтому можно встретить один и тот же минерал разных цветов. Однако, если минерал имеет необычный цвет, скажем, лиловый, это может значительно сузить зону поиска.

    • При описании минералов избегайте замысловатых названий цветов, вроде "лососевого" или "пюсового". Постарайтесь обойтись просто красным, черным и зеленым.
  3. Проведите опыт со штрихом. Это полезный и простой тест, если только у вас есть кусок белого неглазурованного фарфора. Отлично подойдет обратная сторона плитки из ванны или кухни; может быть, вы сможете купить что-то подходящее в магазине товаров для ремонта. Став обладателем заветного куска фарфора, просто потрите минерал о плитку и посмотрите, штрих какого цвета он оставит. Часто цвет штриха будет отличаться от основного цвета минерала.

    • Глазурь придает фарфору и остальным видам керамики стеклянный (глянцевый) блеск.
    • Помните, что некоторые минералы не оставляют штриха, особенно твердые минералы (так как они тверже, чем штриховая пластина).
  4. Оцените твердость материала. Для быстрого определения твердости материала геологи пользуются шкалой твердости Мооса, названной так в честь ее создателя. Если результат подходит под коэффициент твердости "4", но не дотягивает до "5", значит, коэффициент вашего минерала находится между "4" и "5", - можете прекратить опыт. Попробуйте процарапать ваш минерал, воспользовавшись обычными предметами, которые упомянуты ниже (или минералами из набора для определения твердости); начните с нижних показателей и, если тест дал положительный результат, двигайтесь вверх по шкале к верхним показателям:

    • 1 -- Легко процарапать ногтем, на ощупь масляный и мягкий (соответствует насечка стеаритом)
    • 2 -- Можно процарапать ногтем (гипс)
    • 3 -- Легко можно прорезать ножом или гвоздем, процарапать монеткой (кальцит, известковый шпат)
    • 4 -- Легко процарапать ножом (плавиковый шпат)
    • 5 -- С трудом можно процарапать ножом, можно процарапать куском стекла (апатит)
    • 6-- Можно процарапать напильником, он сам, при усилии, может процарапать стекло (ортоклаз)
    • 7-- Может процарапать сталь для напильников, легко процарапывает стекло (кварц)
    • 8 -- Процарапывает кварц (топаз)
    • 9 --Процарапывает почти что угодно, режет стекло (корунд)
    • 10 -- Процарапывает или режет почти что угодно (алмаз)
  5. Разбейте минерал и изучите, на какие куски он распадется. В силу того, что каждый минерал имеет определенную структуру, то и распадаться на части он должен определенным образом. Если в разломах одной породы вы наблюдаете больше плоских поверхностей, то мы имеем дело с кливажем . Если плоских поверхностей нет, а наблюдаются сплошные хаотические изгибы и выпуклости, то в минерале присутствует излом.

    • Более подробно кливаж описывается при помощи количества плоскостей, полученных при разломе (обычно от одной до четырех); также принимается во внимание понятие совершенная (гладкая) или несовершенная (шероховатая) поверхность.
    • Изломы бывают нескольких видов. Их описывают как занозистый (волокнистый ), острый и зазубренный (крючковатый ), чашеобразный (скорлуповатый , улиткообразный ) или ни один из вышеперечисленных (неровный ).
  6. Если вы все еще не идентифицировали ваш минерал, можно провести дополнительные опыты. В распоряжении геологов есть много других тестов для классификации минералов. Однако, многие просто бесполезны для определения наиболее распространенных видов, многие потребуют специального оборудования или опасных материалов. Вот краткое описание нескольких опытов, которые могут оказаться необходимыми:

    Если при трении минерал отходит слоями, вероятно, это слюда. Этот минерал легко определить, так как, если его поскрести ногтем или даже просто пальцем, он расслаивается на тоненькие пластины. Калиевая” (или белая) слюда бледно-коричневая или бесцветная, тогда как магнезиальная” (или черная) слюда темно-коричневая или черная, с серо-коричневыми прожилками.

    Теперь уясним разницу между золотом и “кошачьим” золотом. Пирит , также известный как “кошачье” золото, тоже выглядит как блестящий желтый металл, но пары-тройки опытов достаточно, чтобы разница стала очевидной. Коэффициент твердости пирита достигает, а иногда и превышает 6, золото, в свою очередь, намного мягче, его показатель колеблется между 2 и 3. Он оставляет зеленовато-черный штрих и может крошиться при достаточном давлении.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Создавая наши украшения, мы думаем не только об удобстве и красоте браслетов, но и прежде всего о тех полезных свойствах, которыми обладают самоцветы. Именно поэтому мы всегда выбираем исключительно натуральные камни, предварительно убедившись и проверив их подлинность.

Прогресс не стоит на месте и в настоящее время имитации камней стали настолько распространенным явлением, что иногда даже специалистам трудно отличить подделку без специального оборудования. Мы немного расскажем о том, какими способом Вы можете проверить натуральность некоторых камней. Остановимся сначала на самых распространенных способах подделки:


  • обычное подкрашенное стекло или пластмасса выдаются за натуральный камень

  • дешевые минералы выдаются за более дорогие и редкие

  • каменная крошка прессуется, окрашивается и выдается за натуральный камень

Как ни парадоксально, но подделки на первый взгляд очень часто выглядят красивее настоящих камней, и, в принципе, если Вам просто нужно новое и недорогое красивенькое украшение, то они вполне могут выполнить эту функцию. НО… Хоть однажды почувствуйте на ладони холодную тяжесть натурального камня, которая через несколько минут сменится теплой невесомостью, согревающей тебя на протяжении всего дня; присмотритесь, какими причудливыми узорами покрыт каждый камешек (а ведь второго точно такого же нет, не было и никогда не будет!); задумайтесь над тем, сколько тысяч или даже миллионов лет он медленно рос в глубинах нашей планеты, впитывая в себя ее природную силу, красоту и энергию. И после всего этого Вы, скорее всего, не согласитесь на хоть и недорогую, но штампованную в тысячах экземплярах подделку, сделанную за несколько секунд на заводе. И стоит ли говорить о том, что вышеуказанные имитации не обладают теми чудесными свойствами, которыми с давних времен люди наделяют самоцветы во всем мире. Да и долговечность этих имитаций не сравнить с натуральными камнями. В то время, как прессованные камни довольно быстро от носки начинают терять свой изначальный цвет, крошатся и облущиваются, а стеклянные имитации разбиваются, натуральные камни на протяжении долгих лет продолжают радовать своих владельцев и помогать им:)

В настоящее время, довольно редкими, но чаще всего подделываемыми полудрагоценными камнями являются лунный камень, малахит, бирюза, янтарь, авантюрин, горный хрусталь.

А сейчас о том, как можно попробовать отличить натуральный камень от стекла или пластмассы. Что же должно насторожить при выборе украшения? Во-первых, легкость изделия. Пластмасса намного легче камня и очень быстро становится теплой в руке, в то время как камень будет нагреваться достаточно медленно, и его вес вы сразу почувствуете, даже если это всего лишь несколько небольших камней (кроме янтаря, о нем в следующий раз подробнее!). Во-вторых, одинаковость цвета и рисунка каждой бусины. Каждый природный камень уникален и имеет свои особенности, это может быть внешний рисунок или неоднородность внутри. А если все камни в изделии выглядят как братья-близнецы, то вероятнее всего перед Вами стекло или пластмасса. Со стеклом, правда, немного сложнее. Со временем можно научиться отличать стекло от камня по внешним признакам, зная особенности минералов. Однако по температуре оно похоже на камень. Но если все-таки геолог внутри Вас победит эстета, то можно попробовать пойти на крайние меры и расколоть бусину. Края у стекла будут очень острые, ими легко можно пораниться, в отличие от камня, сколы которого можно запросто потрогать.

Мы очень надеемся, что эта информация поможет Вам при выборе украшений из полудрагоценных камней.

А в будущих постах мы подробнее расскажем о том, как отличить от подделки малахит и янтарь, а также некоторые другие камни.

В этой статье:

Как узнать драгоценный камень и отличить его от подделки? Этот вопрос весьма актуален для тех, кто любит и ценит драгоценные украшения. Ведь перспектива купить в магазине стекло по цене бриллианта мало кого обрадует. Чтобы не переплатить и не ошибиться в выборе, стоит знать о некоторых хитростях, к которым прибегают ювелиры и производители украшений.

Определение подлинности камня

Немного о камнях и подделках

Настоящий камень - это всегда выгодное приобретение: изделия, инкрустированные самоцветами, не теряют в цене, с годами стоимость таких украшений только увеличивается. Но под понятие «настоящий камень» попадают только те минералы, которые были найдены в недрах земли.

Даже если кристалл подвергся обработке, прошел через процедуру облагораживания, его цена будет ниже. Облагороженные камни ничем не отличаются от своих собратьев по характеристикам, они проходят обработку по нескольким причинам, основной из которых считается недостаточно яркий цвет. Процедура помогает придать невзрачным самоцветам уникальный, редко встречающийся в природе оттенок.

Свойства кристаллов, обработанных таким способом, не изменятся и, несмотря на облагораживание, драгоценный камень не станет хуже. Но обработанные таким способом минералы стоят дешевле, поскольку удивительный оттенок им даровала не природа, а рука человека. Такие камушки сложно назвать подделкой, поскольку они все же имеют природное происхождение.

Отличить натуральный камень от искусственного на деле несложно. Чтобы разобраться в подлинности самоцвета, достаточно попросить у продавца изделий ювелирной промышленности сертификат.

Сертификат - это документ, который выдается на каждый минерал, в нем содержатся информация о самом камне, его характеристики: размер, цвет, чистота, наличие дефектов, способ огранки и даже место добычи. Если продавец украшений отказывается предоставить сертификат покупателю, то это означает, что украшение не имеет никаких документов. И подтвердить подлинность минералов, которыми инкрустированы изделия, невозможно.

Стоит отметить, что через руки оценщика проходят все камни, драгоценные и полудрагоценные. Мастера определяют стоимость самоцветов, оценивая их характеристики. После оценки камням - прямой путь в руки к ювелирам, которые и занимаются изготовлением изделий. Они подбирают оправу и создают ту или иную вещь.

Именно по этой причине определить подлинность минерала может оценщик, если отдать самоцвет в руки мастера, он установит его реальную стоимость. Подобная экспертиза стоит денег, работа оценщика должна быть оплачена.

Существует еще несколько способов, которые помогут распознать подделку.

Для идентификации требуются:

  1. Минимальные сведения о покупаемом камне.
  2. Возможность рассмотреть минерал через увеличительное стекло.
  3. Простая экспертиза в домашних условиях.
  4. Идентификация оправы.

Минимальные сведения о том самоцвете, покупка которого планируется, помогут распознать имитацию или подделку. Стоит собрать информацию о том, какие оттенки имеет минерал, в каких местах добывается и каким способом производится огранка. Всего этого будет достаточно для того, чтобы не приобрести стекло вместо драгоценного камня. Чтобы отличить грубую подделку от самоцвета природного происхождения, этой информации вполне хватит.

Необработанные натуральные алмазы

Микроскоп, лупа или любой другой инструмент можно использовать при установлении подлинности. Минерал, созданный в условиях лаборатории, - чист, в его структуре нет вкраплений, которые ювелиры называют дефектами. А вот тот камень, что был найден в недрах земли, наверняка имеет дефекты, некоторые из них можно рассмотреть, используя лупу. Наличие подобных дефектов - это признак того, что кристалл был создан природой, а не руками человека.

Определить подлинность кристалла поможет банальная проверка. Если речь идет о бриллианте, достаточно просто провести им по зеркалу. Камень поцарапает стекло, при этом такая проверка ему совсем не навредит. Плотность драгоценных камней высока, по этой причине их сложно напугать щелочами и кислотами, даже удар молотком по алмазу или бриллианту не принесет ему вреда. Зато подделка рассыпается вдребезги.

Оправа - это еще один элемент, который может выдать подделку. Драгоценные и полудрагоценные камни не вставляют в оправу из неблагородных металлов. Золото и платина - вот основные металлы, которые используют в качестве оправы для самоцветов. Изделия из серебра также можно встретить на рынке, но редкие и дорогие кристаллы серебром не обрамляют, поскольку металл не обладает высокой стоимостью.

Определенные самоцветы производят в лабораториях, их синтезируют в промышленном масштабе. Подобные камни часто используют для изготовления электрических приборов и даже стекол автомобиля. Некоторое количество синтезированных в лабораториях кристаллов попадает в руки к ювелирам. Такие камушки отличаются от тех, что находят в недрах земли, но не всегда сравнение в пользу минералов, которые имеют природное происхождение.

По своим характеристикам и внешнему виду, синтезированные в лаборатории самоцветы могут не уступать природным собратьям. Но не всегда то, что делает человек, столь же прекрасно, как то, что создает природа.

Естественно, что кристаллы, сделанные в лаборатории, высокой стоимостью не отличаются, их нельзя назвать редкими или ценными. Человечество не испытывает дефицита в подобных минералах, поэтому драгоценности, инкрустированные такими камнями, значительно в цене не прибавляют. Вкладывать деньги в подобные изделия нет смысла.

Опытный оценщик без труда отличит самоцвет, сделанный в лаборатории, от того, что имеет природное происхождение. А вот разобраться с теми минералами, что прошли через процедуру облагораживания, будет сложно. Подчас определить, что камень подвергался обработке невозможно, поскольку он обладает всеми нужными характеристиками и может «одурачить» даже опытного специалиста.

Самостоятельная проверка на подлинность

Существует несколько способов, которые помогут усомниться в подлинности самоцвета и отказаться от покупки украшения. Для каждого камня они различны.

Искусственные камни - идеальны и не имеют дефектов

Вот несколько способов, как определить подлинность драгоценных камней:

  • Если требуется проверить алмаз, то помните, что этот камень не только твердый, но и блестящий. Алмаз природного происхождения переливается всеми оттенками серого, если же минерал играет всеми цветами радуги, это свидетельствует либо о его низком качестве, либо о том, что это вовсе не алмаз, а подделка. А еще алмаз не может быть обрамлен серебром или другим недрагоценным металлом, оправой для него может быть только золото или платина, с клеймом качества. Ювелиры всегда оставляют нижнюю часть алмаза свободной, считая, что так он будет сиять еще ярче.
  • А вот бриллиант сияет красками со всех сторон. Определить подлинность этого минерала просто. Стоит посмотреть на него сбоку, в этой проекции бриллиант будет сиять не менее ярко, чем с любой другой стороны. А вот подделка будет эффектно смотреться только во фронтальной проекции. Если сбоку посмотреть на подделку, она блестеть не будет. А еще можно положить бриллиант на лист бумаги, на котором уже напечатаны буквы: если посмотреть на надписи через бриллиант, то букв видно не будет.
  • Чтобы проверить на подлинность изумруд, придется вооружиться лупой или микроскопом. Нужно рассмотреть структуру камня под увеличительным стеклом, в настоящем изумруде нет трубчатых или спиралевидных рисунков. Помимо этого, истинный изумруд плохо проводит тепло, на ощупь он всегда холодный.
  • Если говорить о рубине, то определить его происхождение поможет оценка цвета. В природе рубины кроваво-красного оттенка встречаются редко. Если же кристалл вдобавок отдает фиолетовым цветом и стоит недорого, то это не настоящий рубин, а его имитация. Дело в том, что рубины цвета «голубиной крови» насыщенного красного оттенка с примесью фиолетового стоят очень дорого и ценятся коллекционерами дороже некоторых бриллиантов.
  • Редко в природе встречаются сапфиры крупного размера, естественно, что такие самоцветы существуют, но стоят они совсем недешево. В магазинах встретить сапфир крупного размера практически невозможно, такие камушки продают на специальных биржах. От сапфира веет холодом, взяв его в руки, человек не сможет быстро согреть своим теплом кристалл. Еще можно проверить минерал на подлинность с помощью лупы или микроскопа, в его структуре не должно быть пузырьков газа или прожилок золота.
  • Доподлинно известно, что добыча александритов остановлена, но, несмотря на это, на рынке регулярно появляются изделия, инкрустированные этим минералом. Распознать подделку при покупке драгоценностей поможет объективная оценка: александрит стоит дорого, да к тому же эти камни имеют небольшой размер. А еще александрит меняет цвет при смене освещения.
  • Жемчуг тоже требует проверку на подлинность. Натуральный жемчуг стоит дорого, чтобы установить его подлинность, достаточно проверить его «на зуб». При попытке укусить жемчужину человек почувствует, что она скрипит на зубах как песок, искусственный жемчуг такими свойствами не обладает.

Перечень драгоценных камней на этом заканчивается. Но есть и другие самоцветы, которые нуждаются в проверке.

Как отличить натуральный полудрагоценный камень от подделки или имитации?

  • Аметист - это разновидность кварца. Разобраться в происхождении этого самоцвета несложно, достаточно подержать его в ладонях. Натуральный аметист неохотно «впитывает» тепло человека. А также отличить камень от окрашенного фианита поможет лупа. Вкрапления в виде точек и другие дефекты - вот основные признаки аметиста.
  • Аквамарин - это разновидность топаза, он, как бриллиант, при смене положения сверкает одинаково. Если рассматривать аквамарин под разными углами, то он будет менять цветовую гамму, подделки таким эффектом не обладают.
  • Гранат и все его разновидности можно покупать спокойно. Если верить статистике, то этот самоцвет подделывают реже других. Но чтобы перестраховаться, стоит помнить о том, что гранаты редко бывают крупными и превышают по размеру зерно одноименного фрукта.
  • Янтарь высокой стоимостью не отличается, он относится к поделочным камням, если речь, конечно, не идет о янтаре с инклюзивами. Жук или ящерица, застывшая в смоле, приравнивает стоимость янтаря к драгоценным камням. Чтобы не купить в магазине подделку, стоит натереть поверхность янтаря шерстью, он обязательно ударит током. А еще янтарь притягивает мелкие предметы, его также натирают шерстью и держат сверху над мелко нарезанной бумагой. Кроме того, камень с инклюзивами не тонет в соленой воде. Можно приготовить раствор самостоятельно, насыпав в стакан 10 ложек соли.
  • Топаз - это самый загадочный камень, его цвет влияет на стоимость минерала. Голубой топаз стоит совсем недешево. Чтобы проверить на подлинность этот самоцвет, нужно рассмотреть его под лупой. В структуре натурального топаза будут присутствовать дефекты: мелкие точки, вкрапления. Чистый минерал без дефектов и вкраплений, вероятнее всего, окажется подделкой. Топаз, как и янтарь, хорошо электризуется и притягивает мелкие предметы, салфетки, кусочки бумаги. Достаточно просто натереть поверхность топаза шерстью, чтобы удостовериться в его подлинности.

Сегодня наткнуться на подделку можно как в интернет-магазине, так и в дорогом бутике. Мошенников везде хватает. По этой причине стоит не терять бдительность, ответственно подходить к выбору украшений, избегать «выгодных» предложений и максимальных скидок. А также оценивать цвет камня: слишком яркий оттенок должен отпугнуть покупателя, поскольку в природе такого цвета минералы встречаются редко и стоят дорого.