Воспоминания о детстве своими словами. Про самые яркие воспоминания из детства. Реинкарнационика в помощь
Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах....
Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?
Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.
Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.
Жан-Поль Сартр
©Elena Shumilova
Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.
Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.
Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.
Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.
Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?
Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов - «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:
Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.
В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.
А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний. В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало. В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными .
Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии. Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.
Один эксперимент за другим показывали:
- воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями;
- в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
- в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
- в возрасте двух лет - в течение года.
А в историческом исследовании 1991-го года учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.
Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.
Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.
Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, - в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте. Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии. В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).
Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, - наш мозг . С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.
Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться . С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» - чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).
Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену . В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.
А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми. Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом. Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу - процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти. Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов. В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания . Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.
Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток. Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях. Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.
Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками. Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение. Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые - скорее, они присоединяются к уже существующей схеме .
Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде . Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.
Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам - некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы. Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием .
В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками. Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией - о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом. И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.
Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:
Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот. Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет. Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.
Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой. Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители. Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.
Также интересно: Как наш мозг чистит память
Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды. Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня - все те кладики детства, которые остаются с нами до конца. опубликовано
Наверное,
скоро умру. Мне видится детство всё чаще и чаще.
Воспоминания
- это богатство старости.
Фаина
Раневская
До старости
мне еще далеко, хоть уже три года пенсионерка!
Тем не менее, очень часто вижу
яркую картинку из далекого, увы, невозвратного, детства…
…Огромное синее-синее
небо над головой, по которому величаво, неторопливо движутся белые кучерявые
облака, рисуя причудливые картины.
Мимо проплывают ярко – зеленые холмы, с
седыми проплешинами ковыля, поля, с цветущей гречихой, от которой стоит необыкновенный
чудесный медовый аромат… Где-то там, в вышине, поют жаворонки, а в траве
стрекочут кузнечики. Моя голова, с тугими косичками запрокинута в небо и слегка
кружится от счастья и восторга: я лежу, мурлыкая песенку, на овчине в телеге,
которую катит мой любимый Пегашка – старенький, серый в яблоках, коняга.
Пегашкой управляет моя бабушка Пана, мы едем с ней на «кошару», - летнюю
стоянку, где они с дедушкой Петей пасут овец…Петр Васильевич- мой дед и бабушка
Павла Петровна – родители моего отца – были чабанами в совхозе. А я
приехала к ним на каникулы!..
Как жалко осознавать, что
после развала Союза, деревеньки в степи медленно, но верно, вымирают. Никто не
сеет гречиху, пшеницу; уже не пасутся на сочных травах тучные стада овец и
табуны быстроногих лошадей… Совхозы уже давным- давно «почили в бозе» …
У дедушки с бабушкой –
большая семья! Семеро сыночков и «лапочка-дочка». А еще приемных двое: девочка
постарше и мальчик маленький, от умершей сестры бабушки остались. Всего они
вырастили и воспитали десять детей! Честь им и хвала! А когда дети стали взрослыми и родили своих
детей – у дедушки с бабушкой оказалось 33 внука и внучки! И все они- мои
двоюродные братья, и сестры. Это только по отцовской линии.
По маме- всё гораздо
скромнее. Мою маму- единственную дочь - бабушка родила в 41 год, когда замуж вышла
за вдовца, с сыном. Примечательно то, что родители моих
мамы и папы- были однофамильцы, так, что маме даже фамилию менять не
пришлось!
…Каждое лето мы с сестрой
ездили на каникулы к бабушке и дедушке, это было такое счастье- вновь оказаться
на своей малой Родине!
Помню, однажды, папка повез нас, на своем мотоцикле
«ИЖ-Юпитер» с коляской, в деревню– а, это без малого четыреста километров! В
коляске мы с сестрой ехали по-очереди, так как тряска по грунтовой дороге была
необыкновенная. Ехали долго- долго, целый день. Начинало уже смеркаться, до
деревни еще километров пятьдесят. А в фаре мотоцикла перегорела лампа! Нам с
сестрой было очень страшно… До сих пор не могу понять, как по проселочной
дороге, в кромешной темноте, мы умудрились добраться до места целыми и
невредимыми? Конечно, папка был профессионал – водитель от Бога! Жаль, что рано
ушел из жизни, ему было всего 55 лет…
Отец мой всю свою жизнь был связан с автотранспортом,
на каких только видах автомобилей не работал! За руль машины меня посадил,
когда еще в третьем классе училась. В шестом – я уже вовсю гоняла на мотоцикле.
Вот и на каникулах очень
любила, когда папка доверял мне руль мотоцикла, сам садился на заднее сидение,
а я, - счастливая и довольная,- давила на газ, и мы ехали из деревни по степным
дорогам на «кошару» к бабушке и дедушке.
Помню,
с двоюродным братом Сашей, который старше на год, у нас всегда была
конкуренция. У его отца – моего дядюшки Гены – был «Урал»,- крутой по тем
временам, мотоцикл с коляской. И мы частенько устраивали соревнования, кто из
нас быстрее довезет своего отца к бабушке и дедушке по разным дорогам, благо их
в степи было очень много! А еще соревновались, кто из дедовой «мелкашки» -
мелкокалиберной винтовки- попадет по пустой банке. Память стерла - кто из нас
был точнее тогда…
В
своих детских воспоминаниях чаще вижу отца, возможно потому, что он нередко
брал меня с собой и на работу в гараж, и в поездки.
А мама со своей работы
приходила поздно, потом занималась домашними делами и хозяйством: в ту пору
держали корову, свиней, кур
.
…Я лежу на асфальте лицом вниз...
Поднимаю голову, больно подбородок, а вдаль убегает папкин «Москвич», в котором
я только что сидела. Быстро – быстро так удаляется, только из выхлопной трубы сизый
дымок вьётся! Кругом лес, а шоссе «серою лентой» впереди и позади меня… А,
дальше, помню, уже дома папка говорит нам с сестрой: «Маме ничего не
рассказывайте!» … Оказывается, я выпала на ходу из машины, когда мы
возвращались с речки. Я набрала целый ворох цветов, уселась на переднее
сиденье, сестра моя с соседской девочкой - на заднее. Видимо, не закрыв плотно
дверцу машины, когда выезжали с проселочной дороги на мост и шоссе; я,
наклонилась, чтобы собрать упавшие под ноги цветы, и локтем открыла
дверцу…Папка со страху, когда я выпала из машины, вместо тормоза надавил на
газ! Мне тогда было лет семь, может, восемь…Шрам на подбородке остался до сих
пор.
…Еще одно яркое воспоминание: мне 4 года, Ольге- моей младшей сестре, - три. Мы идем, взявшись за руки, через большое зеленое поле к маме на работу. Где-то там, далеко, виднеются цистерны автозаправки, где работает наша мама…Светит яркое солнце, трава цепляется за коленки и, вдруг! Сороконожка! Большая, цветная, краси-и-ивая! Как на картинке,- мультиков тогда, и в помине, не было…Почему-то мы называли ее «сороко-бочка». А сестра испугалась! Пришли к маме, наперебой рассказывали о такой необыкновенной встрече…
Когда мне было три года, через меня перепрыгнула корова -наша Зорька, которую мама пришла подоить. Я сидела на корточках, а корова, вдруг, взбрыкнула, побежала и перепрыгнула через меня – с тех пор, наверное, я плохо вырастала,- есть такая народная примета! Уже в возрасте шести лет моя младшая сестра была выше меня на пол-головы, а потом и, вовсе, переросла на 10 сантиметров. А, я так мелкой и осталась – метр с кепкой!
А еще, меня клевал индюк! Огромный такой, страшный и крикливый! Тряс своей ярко-красной бородкой и жутко так кричал! А я – маленькая, в бардовом пальтишке, шапка на глаза сдвинулась…Почему не убежала, сейчас и не помню. Наверное, от страха и ужаса, не смогла с места сдвинуться! Говорят, индюки, как и быки, красный и бордовый цвет терпеть не могут, вот и – нападают.
Странное дело, воспоминания посыпались, как из рога изобилия! Вот что значит, заставить память немного напрячься…
…Вижу отца своего с
высоты кабины комбайна. Он внизу что-то ремонтирует, а я забралась наверх.
Кричу ему сверху: «Папка!»
Он от удивления роняет большой гаечный ключ, который
падает со стуком: «Ты как туда забралась?»
А вот, наказал он меня или нет – не
помню, мне было года три в ту пору.
Наша семья: отец с матерью, бабушка с дедом, я и сестра жили в маленьком селе, затерянном среди сопок в степи, где-то, недалеко, находился военный аэродром. Однажды, выйдя из дома я испугалась так, что маме пришлось меня «ладить» у какого-то дедки, он шептал надо мной заговоры и лил воду. Испугалась огромного ревущего самолета, который, казалось, падает на меня всей своей стальной массой. С тех пор боюсь низко летящих самолетов, их рев вызывает у меня панический ужас.
Родители моей мамы – Евгений Иванович и Мария Петровна жили вместе с нами. Дедушка был заядлый рыбак и мастер на все руки. Делал все сам: стулья, этажерки, даже ванну из алюминия! Бабушка Маня – домохозяйка – мастерица. В былые времена овчинные полушубки для военных шила сама на руках, без всякой машинки. Помню её яркие и красивые лоскутные одеяла, тоже сшитые на руках! Мы с сестрой так любили разглядывать эти разноцветные лоскуточки… А, какие вкусности она готовила! Остались в памяти ее блины из рыбьей икры, ярко- оранжевого цвета и необыкновенные печенюшки – «ночешники», которые так и таяли во рту. Когда мы с сестрой были совсем маленькими, дедушка катал нас по снегу в той самой алюминиевой ванне, а еще рисовал на снегу разных сказочных героев, огромных размеров. Однажды, когда дедушка рисовал, мы с сестрой увидели сидящего на столбе электрика, так напугались, заорали благим матом: «Бабайка, бабайка!» - и пустились наутек…
Дедушка с рыбалки приносил всегда очень много разной рыбы и вываливал ее, большой кучей, на брезент в сенцах. Однажды я увидела, что рыба живая, шевелится и открывает рот. Подошла поближе, присела на корточки и – засунула пальчик в открытую пасть! Она сомкнула зубастые челюсти… Это была щука!
Когда
мне шел шестой год семья наша переехала поближе к городу, в небольшой поселок.
Запомнилась такая картинка: на зеленой травке ярко- желтые цыплятки пасутся, мы
с сестрой прилегли рядом на покрывале, а деревья вокруг большие-пребольшие! Это
был привал на Агинском хребте. Дорога дальняя, ехали целый день. Так мы из
степных краев оказались в лесном поселке, где началась совсем другая жизнь…
В 1 класс школы мы с сестрой пошли вместе: в 1966 году мне уже было почти восемь, а сестре еще не исполнилось семи лет. Но, 25 ноября ей исполнилось семь, а мне восемь – только 6 декабря. И вот в этот короткий промежуток времени -11 дней мы с ней обе были одного,- семилетнего возраста! А всё потому, что мама родила нас с разницей в 11 месяцев. И хотя, мы с ней совсем не похожи внешне, нас в детстве и юности считали двойняшками.
В то время в поселке, не было никакого общественного транспорта, впрочем, как и везде, кроме города; в школу ходили пешком на другой конец поселка, где-то минут сорок пути. При этом нужно было пересечь шоссе (по-нынешнему – федеральную трассу) и железную дорогу, которая круто уходила за сопку, поэтому с той стороны, идущего поезда, издалека не было видно. Гремящий железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости, возникал всегда как-то неожиданно. На этом участке железной дороги часто происходили несчастные случаи, в основном с детьми. Соседский мальчик Андрюша, второклассник, трагически погиб, когда, возвращаясь из школы, перебегал железную дорогу…
А
вот - другая история: в первый раз в первый класс мама нас привела сама- это
был всего лишь один день. А потом уже мы с сестрой ходили одни, так как мама
работала, а бабушка была старенькая. Мама показала нам на часах, в какое время
нужно было выходить, чтобы не опоздать.
Однажды, я перепутала стрелки
часов и стала подгонять сестру, чтоб быстрее идти на урок. Она сопротивлялась,
я схватила её за косу и потащила силой. Так и волокла почти всю дорогу. Дошли до школы – она закрыта. Оказалось – пришли на целый час раньше!
Мама
воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда
темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же
сердце убегало в пятки.
Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд
оказывает на меня магическое действие… На протяжении 36-ти лет, с юности, я
курила, но всегда пряталась от мамы. И она об этом не знала, хотя, может быть,
догадывалась…
Сейчас моей маме 81 год. И я очень скучаю по ее любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь от нее вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…
Где-то в начальных классах я не могла решить задачу и попросила маму помочь. Она какое-то время мне объясняла, понять я не могла, потом терпение мамы лопнуло, она взяла меня за косу и «натыкала» головой в тетрадь. Больше мама никогда и ничего мне не объясняла. Кстати, и я со своими детьми уроки не делала, всегда говорила, что знания приобретать - это прежде всего, в их интересах…
После
8 класса мы с сестрой сдавали экзамены.
Мама сказала: «Сдадите на пятерки –
куплю коробку «Птичьего молока».
Мы постарались – сдали на пятерки все четыре
экзамена! Только вот после восьмого класса я пошла в техникум, а сестра
продолжала учебу и закончила 10 классов.
Как меня уговаривала директор школы,
чтобы не уходила, училась дальше! Но я уперлась: мне нужно быстрей выучиться,
чтобы маме помогать!
Ага, «помогла»: закончила техникум и родила
ребенка…Вообще-то я хотела поступать в театральное училище в другом городе,
куда нужно было ехать поездом почти сутки. Но, вероятно, маме страшно было
отпускать пятнадцатилетнюю девчонку, в такую даль. Поэтому, вместе с тетей они
уговорили меня поступить в строительный техникум, главное, что находилось это учебное
заведение в городе рядом, всего в сорока километрах от нашего поселка.
Впервые
на сцену я вышла в первом классе, была ведущей какого-то ответственного
концерта. А еще и песенку пела - «Любитель - рыболов» называется.
Песни орать,
надо сказать, с сестрой мы очень любили! Куда-нибудь в лес едем с папкой на
мотоцикле – поем во всё горло, потом он на автобусе работал, маленьком таком, с
носом – едем, болтает нас по салону, а мы- поём, нам всё нипочем!
За
наше «песенное творчество», однажды, чуть было, не выгнали из пионерского
лагеря, - это было после третьего класса. Кто-то научил нас песенке про козу,
где упоминалось слово «попа». Вот мы с сестрой качаемся на качелях, громко поем
эту песню, ребятишки рядом хохочут. А, проходящая мимо, старшая вожатая, услышала,
и потащила нас к директору лагеря. Было ужасно стыдно и страшно!
По
окончании первого класса, мама перевела нас в школу №2, которая находилась
совсем на другом конце поселка, но, так же далеко, как и первая.
Но, хотя бы,
через железную дорогу не нужно было переходить. Ну, а, шоссе пересекали каждый
день.
Однажды, мы шли со школы, а, несущаяся мимо машина, сбила большую собаку,
прямо у нас на глазах! Собака была еще жива, мы ее оттащили на обочину, не
знали, как помочь… Немного погодя, собака умерла… Как мы плакали с сестрой
тогда…
В
школе я училась с удовольствием и почти отлично, была «любимчиком» у
преподавателей.
Учительница литературы Александра Алексеевна вела кружок, где я
была «примой»: читала стихи, играла главные роли в спектаклях.
Спектакли
ставили на тему литературных произведений. Помню, в воинской части играли
постановку по мотивам поэмы А. Пушкина «Алеко».
Я была главной героиней
–Земфирой, которая в конце спектакля погибает от ножа ревнивца. Сраженная, я
упала на сцену – занавес закрылся. Аплодисменты. Видимо, не выйдя из образа, я
не успеваю встать, а занавес вновь открылся! Я лежу…Зал покатился со смеху…
Все
свое детство была искренне уверена – что я – исключительный человек, не такая
как все, особенная! Наверное, поэтому со мной и происходили разные истории,
когда у остальных было все в порядке. Так, в первом классе, зимой, всех повели
на экскурсию на замершую реку Ингода.
Я умудрилась лизнуть крупную льдинку и,
намертво, приморозить к ней язык. Пришлось отрывать, с кровью и болью!
Когда училась в третьем классе, мы ходили в
дальний поход на речку Кручина, учительница нам рассказывала и показывала много
интересного.
А когда переходили речку, перепрыгивая по крупным камням,
поскользнувшись на мокром валуне, одна из всех,- я- свалилась в воду!
Учительнице пришлось разводить костер и сушить мою мокрую одежду.
Другая
история с костром, уже более трагичная. Наша школа принимала участие в
военно-спортивной игре «Зарница», я была шестиклассницей.
Игра была районного
масштаба, поэтому нас привезли на автобусах за город, где-то в районе поселка
Смоленка расположился палаточный городок.
Меня назначили дежурной по кухне: на
большом костре в двух ведрах готовили кашу и варили чай. Большим черпаком я
взялась размешивать кашу, а она на дне пригорела. Потянула посильнее черпак - и
два ведра: с кипятком и кашей,- опрокинулись на меня вместе с таганом!
Кипятком
мне ошпарило обе ноги, «по самое не хочу» … Классная руководительница,
растерявшись, стала заворачивать на мне трико…вместе с кожей. Как не случилось
у меня заражения крови- удивляюсь до сих пор!
Старший пионервожатый на руках
унес меня в палатку, где долгое время, в ожидании скорой, я периодически
впадала в забытье от ужасной боли и страха.
На следующий день, уже в больнице,
меня опрашивал милиционер, как все произошло.
Слабым голосом отвечаю: «Я
мешала…»
Он улыбается- «Кто мешает –того бьют!»
Где-то
в «Одноклассниках», недавно увидела фотографии ребят из пионерского лагеря
«Огонек», в котором отдыхала несколько лет подряд на летних каникулах. И сразу
волной захлестнуло щемящее воспоминание пионерского детства…
Запах прогретой
солнцем хвои и соснового бора; огромные сосны, через ветки которых золотыми
лучами льется солнечный свет; ежедневные построения и линейки с поднятием
флага; звездное небо, в которое летят искры высоченного прощального костра –
всё это было так прекрасно, романтично, удивительно!
И
фотографии весеннего буйства нашего Забайкальского багульника навевают на меня,
не менее романтичные, воспоминания…
Наша улица заканчивалась лесом. В середине
мая, только войдя в лесок, состоящий, в основном, из сосен, попадаешь сразу в
необъятное розово- сиреневое море багула! Необыкновенный лесной запах вызывал
восторг, головокружение! Синие «ургуйки» - подснежники под ногами, а вокруг –
куда не бросишь взгляд – цветущие кусты багульника, выше наших голов. Мы
срывали нежные розовые цветочки, напихивали их в рот и жевали - кисловатые на вкус они были тогда лучшим
лакомством! А еще делали из цветков «розочки»: на тонюсенькую веточку нанизывали
один за другим, получался «цветок- роза», который сначала сравнивали, у кого
красивее, а потом съедали… Ни о каких клещах тогда не слышали, ничего и никого
не боялись!
Теперь уже и нет того леса, всё вырубили, зато постоянно слышим
тревожные сводки о клещах, и о том, что пропадают дети…Грустно…
С
раннего детства общество воспитывало во мне «командирские» задатки.
В детском саду мне
вручили маленький бубен-барабан, извлекая звуки из которого, я шагала впереди
юных воспитанников. А когда всех в группе ставили лицом к стене, за какую-то
провинность, меня оставляли «надзирателем» за малолетними нарушителями
детсадовской дисциплины.
Сейчас думаю, спасибо,
хоть доносить не заставляли, а то и не знаю, что бы из меня выросло.
В младших классах школы я
была сначала командиром «звездочки», затем командиром класса. В пионерском
лагере - командиром отряда, в школе - командиром пионерской дружины. Даже когда
вступила в комсомол, так и оставили командиром дружины, до окончания восьмого
класса с гордостью носила комсомольский значок и пионерский галстук.
Вот почему, я думаю, у меня до сих пор явно выраженные
лидерские качества, с которыми, все сознательные годы, я пытаюсь бороться,
правда, с переменным успехом.
Возможно поэтому и в строительном техникуме, и в институте культуры где, позднее, получала образование, обязанности «старосты» группы меня благополучно миновали. Зато все свое свободное время, обучаясь в техникуме, я активно посвящала занятиям в драматическом кружке, которым руководила преподаватель технической дисциплины Вера Сергеевна Плавинская. Какие замечательные спектакли мы ставили! И не раз занимали призовые места на областных конкурсах.
Однажды на репетицию в техникуме руководитель пригласила свою подругу- маму известных и очень популярных в ту пору артистов Юрия и Виталия Соломиных. Мы - драмкружковцы, натерпелись страху тогда перед таким ответственным выступлением! К слову, у самой Веры Сергеевны Плавинской сын был актером и снялся в одной из ролей фильма «Строговы», который был показан по телевидению и собрал огромную зрительскую аудиторию. Актер Алексей Плавинский - был тоже зрителем той самой памятной репетиции.
Как лучших самодеятельных артистов драмкружка меня пригласили в труппу народного театра при Доме офицеров, имевшего тогда хорошую репутацию в городе. Но, побывав на репетиции, испугавшись строгости режиссера – старой громкоголосой тетеньки, я так и не стала актрисой.
В техникуме я училась
почти отлично: техническая механика, сопромат и высшая математика давались мне
легко. Над чертежами на нескольких листах ватмана корпела ночами, вычерчивала
очень внимательно и качественно.
Однажды, когда моя
курсовая работа была почти закончена, а это -девятиэтажный дом в трех
проекциях, где было тщательно прорисовано каждое окно на фасаде, младшая сестра,
поругавшись со мной, масляными руками беспощадно нанесла на эти фасады жуткие
пятна.
Что потом было! Я схватила кухонный нож и, не помню, сколько времени,
гоняла несчастную сестру вокруг стола, на котором лежала уничтоженная курсовая.
Моя подруга Ирина, бывшая старостой группы, а
ныне заведующая отделением нашей альма-матер, говорит теперь своим студентам:
«Когда-то со мной училась девушка, у нее была лучшая графика на курсе, а теперь
она стала артисткой». «Артисткой» - это, конечно, сильно сказано.
В институте
культуры, где я позже получила профессию «режиссер массовых праздников» и моей голубой
мечтой было создать театрализованное представление на тридцатитысячном
стадионе. Но, увы! Голубая мечта так и осталась призрачной….
Разве что, в следующем моем земном воплощении?..
Наша староста группы на
отделении «Промышленное и гражданское строительство» - Ирина –
была разносторонне одаренной девушкой.
Училась на пятерки, участвовала в
самодеятельности, пела под гитару, сама сочиняла стихи и музыку. Став взрослой,
родила и воспитала четырех очаровательных девочек, теперь она бабушка шестерых
внуков! При этом осталась оптимистичной, доброй и отзывчивой, яркой и
творческой натурой!
Еще один яркий эпизод периода учебы в техникуме. Точнее, мы уже не учились, а проходили преддипломную производственную практику на строительстве областной клинической больницы. Это был большой объект с девятиэтажными зданиями, соединенными воедино. Наверное, с высоты птичьего полета это выглядит как гигантская буква Ш. Наша группа практикантов, в основном, девчонок, работала на одном из блоков в бригаде каменщиков. В обязанности практикантов входило подносить кирпичи рабочим, кладущим стены и перегородки. Мы, худенькие семнадцатилетние девушки, грузили на себя по пять кирпичей, и прогибаясь от тяжести, тащили…Одна студентка была беременна, хоть и скрывала это от нас, но всё стало явным, когда у неё случился выкидыш от поднятия тяжестей…
А потом
нас перевели на другой блок, где нужно было заливать бетонные полы. Привезут
самосвал готового бетона, вываливают в кучу, и в течение получаса эту кучу
нужно было растащить совковыми лопатами по площадке, выровнять рейкой, которую
тянули двое, прикладывая немалые физические усилия.
Наши пацаны из группы вечно
были где-то заняты, а мы, «девчушки – пичужки» оставались одни с этой бетонной
кучей, которая вот-вот застынет, и, черпая огромной совковой лопатой бетон,
таскали эту неимоверную тяжесть.
До сих пор в глазах стоит картинка: моя
подружка Дина, малюсенькая такая, как подросток, зачерпнула лопатой бетон, а
поднять не может – силы закончились! Потом, кое-как вытянула лопату, идет,
шатаясь; донесла до места- плюхнула лопату – выдохнула с облегчением и смехом!
Смеялись,-
не плакать же!
Хотя,
один раз, случай был – хоть плачь! Был у нас на стройке прораб, противный
такой, вечно орал на практикантов. Мы все его очень боялись.
Работая на
стройке, я подружилась с Наташкой-
крановщицей.
Однажды, в обеденный перерыв, она кричит мне из будки
башенного крана: «Хочешь покатаю?»
Конечно же, я согласилась. Кран огромной
высоты – выше девятиэтажного дома, Наташки из будки почти не видно – но, я
полезла по винтовой лестнице! Вниз смотреть боюсь, голова кружится…
Когда до
Наташки остался один пролет, вдруг, снизу слышу истерический голос прораба:
«Слезай сейчас же!»
А Наташка сверху: «Лезь, давай!»
Память
стерла, что было дальше: что я сделала и как очутилась на земле, но знаю, что
за нарушение техники безопасности, меня чуть не отчислили из техникума, хотя
была почти отличницей.
Через много лет, будучи уже взрослой женщиной с двумя
детьми, встретилась случайно с тем прорабом – и он меня узнал! Мне было как-то
неловко…
Прораба боялись до жути, но, тем не менее, умудрялись работать в купальниках, когда нас в конце апреля перевели работать на кровлю какого-то подсобного помещения. Загорали на крыше, пока не видел прораб! Нужно было подъемником поднимать керамзит на кровлю, и рассыпать его толстым слоем, подгоняя под уровень. Так наши «догадливые» мальчики, чтобы меньше класть керамзита, вниз складывали какие-то плоские деревянные ящики, засыпали сверху керамзитом. Обман все-таки раскрылся, а что за это было всем нам, как-то забылось…
Говорят,
что дружба, возникшая в детстве, юности, с годами только крепнет. Но, как часто
это бывает, люди разъезжаются по городам и весям, и о дружбе остаются
воспоминания, и только…
Мне же повезло в жизни! Подружки мои с техникума, хоть
и живут от меня далеко, подружками и остались до сих времен.
Даже, наверное,
больше, чем подружки – родные души, родственницы!
С одной
из них, Людой, ещё в школе учились, в параллельных классах. Но, тогда ещё, не
дружили. Просто знакомые и – всё!
А в техникуме оказались в одной группе,
вместе жили в «общаге», вместе ездили домой на электричке.
Люда – человек
целеустремленный, самодостаточный, за всё, что не бралась – всё всегда делает
отлично, на совесть. Вот и в техникуме была круглой отличницей, закончила с
красным дипломом.
Не то что я, мне всегда чуть-чуть, чего-то, да не хватает. До
диплома с отличием не хватило одиннадцать сотых балла! Убеждали пересдать один
предмет, но я же – упертая, не согласилась!
Еще одна
подружка – Дина. Как была маленькой, худенькой в молодости, такой же стройной и
юной осталась, хоть сейчас ей уже за пятьдесят.
Мы подружились с ней на
практике, но, учились в разных группах. Сейчас и не припомню, какой у нас был
общий интерес, что нас объединило – мы ведь такие разные! Но, разве дело в
этом?
Дина – с юности мастерица, рукодельница, отличная швея. На мой юбилей
подарила шикарное платье, которое сшила без примерки, только спросив по
телефону мои основные параметры в сантиметрах. Удивлению и восхищению моему не
было предела, когда она, придя на праздник, вынула из крохотного подарочного
пакетика платье и сказала: «Пойдем, переоденемся!». Весь вечер я «блистала» в
прямом и переносном смысле, получила массу комплиментов и огромный заряд
энергии на долгое время.
Пока
учились в техникуме - дружили крепко, я часто бывала у нее в гостях, она,
иногда приезжала ко мне.
Однажды устроили с ней «фотосессию» у нас в
палисаднике. У меня был фотоаппарат «Смена», сама фотографировала, проявляла
пленку и печатала, но какие замечательные черно- белые снимки получались! Храню
до сих пор!
Фото возле цветущей черемухи, на траве, на белом фоне
оштукатуренного гаража…
Делали фото в «фате»: капроновую накидку с подушек
(тогда это было принято во многих домах – накрывать подушки) - завязывали,
подворачивали. Приспосабливали на голову – ну, чем не фата? В руках – хрустальный
бокал с водой, томный взгляд и поворот головы…
А еще помню, когда я вышла замуж,
приехала к Дине в гости со своим мужем. Он – красавец, с черными длинными
ресницами вокруг темно-зеленых миндалевидных глаз, с роскошными густыми,
вьющимися волосами, отпущенными по моде тех лет.
Дина говорит: «Давайте
посмотрим, сколько спичек на ресницах удержится?» Стала укладывать – поместилось
пять штук! Потом она взяла расческу, и стала причёсывать ему волосы. Странное
дело – я ничуть не ревновала!
Всё это было…было…
Осталось лишь
вспоминать…
Мое первое воспоминание – день рождения брата: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец вез бабушку, дедушку и меня в больницу в Хайленд парке в Иллинойсе. Мы ехали туда, чтобы увидеть новорожденного брата.
Я помню, как меня привели в палату, где лежала мама, и как я подошел, чтобы заглянуть в люльку. Но лучше всего я запомнил, какая программа шла тогда по телевизору. Это были последние две минуты мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Я даже помню, какая была серия.
В сентиментальные моменты жизни я чувствую, что запомнил рождение брата, потому что это было первое событие, заслуживающее, чтобы о нем помнили. Возможно, в этом есть доля правды: исследование в области ранней памяти демонстрируют, что воспоминания часто начинаются со значимых событий, и рождение брата – классический пример.
Но дело не только в важности момента: первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту около 3,5 лет. На момент рождения брата мне было как раз столько.
Когда я говорю о первом воспоминании, конечно же, я имею в виду первое осознанное воспоминание.
Кэрол Петерсон, профессор психологии Memorial University Newfoundland, доказала, что маленькие дети могут помнить события с 20-мясячного возраста, но эти воспоминания в большинстве случаев стираются к 4-7 годам.
«Мы привыкли думать, что причина, по которой у нас отсутствуют ранние воспоминания, в том, что у детей нет системы памяти, или они просто все очень быстро забывают, но это оказалось неправдой, – говорит Петерсон. – У детей хорошая память, но сохранятся ли воспоминания, зависит от нескольких факторов».
Два наиболее значимых, как объясняет Петерсон, это подкрепление воспоминаний эмоциями и их связность. То есть наделены ли истории, которые всплывают в нашей памяти, смыслом. Конечно, мы можем помнить и не только события, но именно события чаще всего становятся основой для наших первых воспоминаний.
В самом деле, когда я спросил специалиста в области психологии развития Стивена Резника о причинах детской «амнезии», он не согласился с употребленным мной термином. По его мнению, это устаревший взгляд на вещи.
Резник, который работает в University of North Carolina-Chapel Hill, напомнил, что вскоре после рождения младенцы начинают запоминать лица и реагировать на знакомых людей. Это результат работы так называемой опознающей памяти. Способность понимать слова и учиться говорить зависит от оперативной памяти, которая формируется, примерно, к шести месяцам. Более сложные формы памяти развиваются к третьему году жизни: например, смысловая память, которая позволяет запоминать абстрактные понятия.
«Когда люди говорят, что младенцы ничего не помнят, они имеют в виду событийную память», – объясняет Резник. В то время как наша способность помнить события, произошедшие с нами, зависит от более сложной «ментальной инфраструктуры», чем другие виды памяти.
Здесь очень важен контекст. Чтобы запомнить событие, ребенку нужен целый набор понятий. Так, чтобы запомнить день рождение брата, я должен был знать, что такое «больница», «брат», «люлька» и даже «Паровозик Томас и его друзья».
Более того, чтобы это воспоминание не забылось, оно должно было сохраниться в моей памяти в том же языковом коде, который я использую сейчас, будучи взрослым человеком. То есть у меня могли быть и более ранние воспоминания, но сформированные зачаточными, доречевыми способами. Однако по мере овладения языком мозг развивался, и эти ранние воспоминания стали недоступны. И так с каждым из нас.
Что же мы теряем, когда стираются наши первые воспоминания? Я, например, потерял целую страну.
Моя семья эмигрировала в Америку из Англии в июне 1991 года, но у меня не сохранились никакие воспоминания о Честере – городе моего рождения. Я рос, узнавая об Англии из телепрограмм, а также кулинарных привычек, акцента и языка родителей. Я знал Англию как культуру, но не как место или родину…
Однажды чтобы удостовериться в подлинности моего первого воспоминания, я позвонил отцу расспросить о деталях. Я опасался, что выдумал приезд бабушки и дедушки, но оказалось, они действительно прилетали повидать новорожденного внука.
Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, но принимая во внимание, что это была зима, и темнело рано, я мог принять вечер за ночь. Он также подтвердил, что в палате были люлька и телевизор, но сомневался в одной важной детали – в том, что по телевизору шел «Паровозик Томас и его друзья»».
Правда, в данном случае можно сказать, что эта деталь закономерно врезалась в память трехлетнего ребенка и выпала из воспоминаний отца новорожденного. Было бы весьма странно добавить такой факт спустя годы. Ложные воспоминания действительно существуют, но их конструирование начинается гораздо позже в жизни.
В исследованиях, которые провела Петерсон, маленьким детям рассказывали о якобы произошедших в их жизни событиях, но почти все отделили реальность от выдумки. Причина, по которой дети более старшего возраста и взрослые начинают латать дыры в своих воспоминаниях выдуманными деталями, как объясняет Петерсон, заключается в том, что память конструируется нашим мозгом, а не просто представляет череду воспоминаний. Память помогает нам познавать мир, но для этого нужны цельные, а не обрывочные воспоминания.
У меня есть воспоминание о событии, которое хронологически предшествует рождению брата. Я туманно вижу себя сидящим между родителями в самолете, летящим в Америку. Но это не воспоминание от первого лица, в отличие от моего воспоминания о посещении больницы.
Скорее, это «ментальный снимок» со стороны, сделанный, а лучше сказать сконструированный, моим мозгом. Но интересно, что мой мозг упустил важную деталь: в моем воспоминании мама не беременна, хотя на тот момент живот уже должен был быть заметен.
Примечательно, что не только истории, которые конструирует наш мозг, меняют наши воспоминания, но и наоборот. В 2012 году я полетел в Англию, чтобы увидеть город, в котором родился. Проведя в Честере меньше дня, я чувствовал, что город был удивительно знаком мне. Это ощущение было неуловимым, но безошибочным. Я был дома!
Было ли так потому, что Честер в моем взрослом сознании занимал важное место как город рождения, или же эти чувства были спровоцированы реальными доречевыми воспоминаниями?
По мнению Резника, вероятно последнее, так как опознающая память наиболее устойчива. В моем случае, «воспоминания» о городе рождения, которые я сформировал в младенческом возрасте, вполне могли сохраняться все эти годы, пусть и смутными.
Когда люди в Честере спрашивали меня, что делает одинокий американец в маленьком английском городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда родом».
Впервые в жизни я почувствовал, что ничего внутри не сопротивлялось этим словам. Теперь я уже не помню, шутил ли вслед: «А что, по моему акценту не заметно?» Но со временем, я думаю, эта деталь может стать частью моего воспоминания. Ведь так история выглядит интереснее.
— В чем сила, брат?
— Сила — в детстве!
- Насколько ценны детские воспоминания?
- Как вспомнить детство?
- Что скрывает детская память?
Все мы родом из детства, именно тогда мы начинаем познавать мир, учимся делать первые шаги, отличать добро от зла. Это время, когда нам не нужно думать о проблемах, мы всецело отдаёмся себе, беззаботно проводя часы, играя с друзьями или просто занимаясь своими важными делами.
К сожалению, не для всех детство было временем счастья и радости, не все были окружены безусловной любовью и заботой. Есть такие люди, которые отказываются вспоминать время, когда они были малышами, так как это болезненно для них, и они не хотят травмировать себя ещё раз.
Институт Реинкарнационики делает особый акцент на важности детских воспоминаний. Для этого существует ряд причин, которые и объясняют необходимость помнить своё детство.
Почему же именно детство?
Научившись в совершенстве пользоваться своей памятью, вы легко можете вернуться в любой момент детства, пусть даже не самый приятный, и с помощью инструментов реинкарнационики исследовать эту ситуацию и вынести для себя необходимые уроки.
Именно с детства мы начинаем постигать мир таким, каков он есть вокруг нас, получаем необходимые навыки, создаём свой опыт, делаем первые шаги, формируем характер.
Именно в детстве мы создаём для себя ту картину мира, которую видим сейчас, и не важно, нравится она нам или нет, эта картина уже существует.
И если она нас не совсем устраивает, и мы всячески стараемся что-либо изменить, без путешествия в детство не обойтись, мы не сможем найти те тончайшие нити, которые ведут к истоку наших проблем.
Что, если воспоминания о детстве причиняют боль?
Детские воспоминания хранят в себе не только счастливые и беззаботные моменты, но и неприятные, а иногда и трагические. И вполне естественно возникает вопрос: “Так ли необходимо возвращаться в эти неприятные воспоминания, которые до сих пор наполнены негативными эмоциями? ”
Все неприятности из детства оставили свой отпечаток на нашем восприятии себя и окружающих, они послужили причиной фобий и комплексов, и самое неприятное — они до сих пор вредят нашей жизни.
Замечали вы когда-нибудь, что некоторые моменты в жизни имеют привычку повторяться? Казалось бы, урок пройден, всё понято, всё решено, сделан шаг вперёд. Но через год эта же ситуация повторяется с необычайной точностью, только с другими людьми и другими обстоятельствами, но суть одна.
Чтобы решить эту проблему раз и навсегда, необходимо вернуться в детство и проанализировать все происходящие там события с высоты вашего жизненного опыта. Поверьте, всё будет выглядеть совсем иначе.
«Вспомнила из детства действительно позитивные вещи. Я помнила, в основном, только негатив. Но сегодня во время занятия стала вспоминать, оказывается было все не совсем уж и плохо.» — Марал Устенова, студентка I курса Института Реинкарнационики.
А как же быть, если детских воспоминаний вообще нет, значит, и вспоминать нечего?
Отсутствие воспоминаний также может сигнализировать , с которой необходимо обязательно работать. Что же такого было в детстве, что мозг предпочёл всё это спрятать в самый дальний архив памяти?
Удивительно то, что наше подсознание ничего не забывает и берёт весь пройденный опыт как шаблон выработанных действий. Чтобы изменить этот шаблон, который совсем не подходит к нашей настоящей жизни, необходимо вспомнить, что же было заложено ранее, и поменять эту программу.
Для тех, кому не удаётся легко восстановить в памяти моменты детства, Институт Реинкарнационики даёт великолепные техники и инструменты, чтобы не только поднять пласт детских воспоминаний, но и отработать их в нужном направлении.
“Занятие оказалось очень интересным для меня. Совершенно неожиданно всплыли воспоминания, которых не ожидала. Всегда говорила, что детство помню плохо. Оказалось - кое-что таки помню!!!” — Наталья Демирова, студентка I курса Института Реинкарнационики.
“Я человек абсолютно не спортивный, люблю пассивный отдых, каково же было мое удивление, когда я вспомнила, что все свое детство, вплоть до 9 класса, я занималась туризмом! Ничего не помнила! Воспоминания были нечеткие, на уровне осознания, без картинок, вспышками кратковременными.
А еще был волейбол, спортивная стрельба, лыжи! Я не была спортсменкой, но я всем этим занималась! Почему все стерлось из памяти?” — Елена Кулачкова, студентка I курса Института Реинкарнационики.
Источник безусловной любви
К счастью, далеко не у всех детство может ассоциироваться с обидами и болью. Для большинства людей детство — это источник безусловной любви, к которому всегда приятно вернуться.
Очень важно найти в своих детских воспоминаниях ресурсные моменты и брать из них необходимые чувства и ощущения. Это поможет вам справляться со всеми задачами и испытаниями, которые поставила перед вами жизнь.
Что это значит — “ресурсы” нашего детства? Ребёнок для большинства родителей — это подарок, преподнесённый им свыше, поэтому они стараются оградить своё чадо от всех мирских проблем, окружив своей любовью и заботой.
Достаточно вспомнить прикосновение маминых рук или ощутить её аромат, который малыш легко запоминает. Такие ощущения остаются в памяти надолго, и при желании можно их восстановить, прочувствовать, вернуться в детство и ощутить себя самым любимым существом на свете.
Возможно, вам нравится вспоминать любимую , рассказанную на ночь, и поцелуй мамы перед сном? А может быть, ваш ресурс заложен в детских играх, дружбе, отношениях с родителями, бабушкой и дедушкой? Там, где не стоят ограничения и условности взрослой жизни, там, где тебя любят и понимают просто так, потому что ты есть.
Когда вам будет грустно и возникнет ощущение одиночества, отсутствия любви, вы всегда можете вернуться в эти воспоминания и подзарядиться этим замечательным чувством. Оно не требует от вас отдачи, ведь на то она и есть безусловная любовь. Такие жизненные ресурсы мы можем отыскать исключительно в нашем детстве.
“Мне вспомнилась моя бабушка, воспоминания было из тела и зрительные, эмоций было меньше, ничего не заготавливала, т.к. была полностью в происходящем, и какая-то волна добра и любви из детства накрыла меня.
Спасибо отвечающей, это был хороший пример для начинающих - открытости и готовности взаимодействовать… атмосфера была доброжелательная и располагающая.” — Ирина Кемельман, студентка I курса Института Реинкарнационики.
“Теперь я поняла, что значит “погрузиться” — это полностью оказаться в том моменте, в том воспоминании. Я “хапнула” из детства хороший ресурс уверенности в себе, нахождения в потоке, азарта, чувства “я могу”, уверенности в том, что все у меня получится. Я изменила своё внутреннее состояние, и реальность преобразуется. ” — Ольга Титова, студентка I курса Института Реинкарнационики.
Вернуть чувство исследователя
Бонусом к жизненному опыту всегда идёт привычка анализировать каждый шаг, прежде чем сделать его. С одной стороны, это правильно, ведь мы ограждаем себя от ненужных действий, тем самым пытаясь избегать ошибок. Но если взглянуть на всё это с противоположной стороны, то можно увидеть, что иногда нужно решаться на необдуманные действия, которые поначалу могут показаться вам неправильными.
Тут можно привести пример с электронными почтовыми ящиками. Очень часто нужные письма отправляются в спам, а возможно, среди них есть письмо с уникальными знаниями, но вы никогда не узнаете этого, ведь вы так и не прочли его. Вот так и мы анализируем свои шаги, и часто не решаемся сделать что-то такое, что наш мозг отправляет в папку “спам”.
Вспомните себя в детстве , ведь вы не были такими “мастерами анализа”, уверена, что вы тоже делали ребёнком что-то такое, на что сейчас бы точно не решились. Вы узнавали мир, иногда делали ошибки, при этом открывая для себя что-то новое.
Так, может быть, не надо пытаться анализировать и продумывать абсолютно всё? Включите в себе бесстрашного исследователя, и пусть ваш жизненный опыт станет для вас надёжным помощником, а не источником преград.
«Помню, садик, зима, мне к шести годам подходит. Желание лизнуть железо, на себе испытать, как это бывает. Попробовала, язык прилип, нянечка бежит с кувшином теплой воды. Я теперь точно знаю, так делать нельзя. Язык болит, но это нормально, для меня это исследование». — Наталья Мясникова, студентка I курса Института Реинкарнационики.
Почувствовать себя победителем
Как часто вы себя ощущаете победителем? Часто, иногда или вообще никогда? Тогда обязательно стоит вернуться в детство. Оно вам точно напомнит те “сладкие” моменты победы, которые вы совершали почти каждый день и уже успели позабыть.
Ведь детство наполнено моментами победы, и в первую очередь, над собой. Это первое сказанное слово, первый шаг, правильно завязанные шнурки, первая самостоятельная поездка на велосипеде, умение держаться на воде без помощи взрослых — это тоже бывает когда-то в первый раз.
Потом следует детский сад, школа, где дух соперничества всегда присутствует. На каждом уроке, с каждым решённым примером, обязательно приходит ощущение победы.
Если не учёба, тогда обязательно спорт, кто не любил в детстве увлекательные игры, эстафеты!? Возможно, кто-то ездил на соревнования и становился победителем.
Когда вам будет казаться, что у вас ничего не получается, вы всегда можете вспомнить свои детские победы, пусть они станут для вас мотивацией и верой, что все у вас получится. Если бы мы в самом раннем возрасте побоялись сделать первый шаг, произнести первое слово, кем бы мы были сейчас?
“…вспомнила, как я сама училась плавать в реке, вспомнила, как сама себе давала задание продержаться на воде, проплыть 1, 3, 5 метров… И вспомнилось ощущение удовлетворения и гордость за полученный результат - научилась плавать!” — Наталья Джумайло, студентка I курса Института Реинкарнационики.
Реинкарнационика в помощь
Институт Реинкарнационики помогает каждому человеку восстановить свою память, найти важное ресурсное состояние и решить запрос или задачу, с которыми вы пришли в это пространство.
“Самая главная фишка Реинкарнационики — это, безусловно, не прошлые жизни, а пространство между жизнями ”, — Марис Дрешманис.
Это то самое пространство, которое и определяет задачи нашей действующей реальности. Именно оттуда вы можете получить ценные ответы на все свои вопросы. Там вы сможете узнать своё истинное и выбрать для этого свой путь.
Но первые шаги в Реинкарнационике начинаются именно с воспоминаний детства. Это тот самый трамплин, с которого все начинается. Без этого этапа полноценное путешествие по памяти своей души будет затруднительно.
С помощью Реинкарнационики вы можете решить свои проблемы, получить ответы на вопросы, научиться доверять себе и самостоятельно, без посторонней помощи извлекать для себя ценнейшую информацию из своего подсознания.
И первое, с чего начинается ваше путешествие в Мир воспоминаний, — это детство.
В каждого человека наверняка есть несколько самых незабываемых воспоминаний родом из детства. Несомненно, есть и не очень приятные воспоминания, но есть и такие, которые всегда будут греть душу и вызывать улыбку. Чтоб ваши дети в будущем имели как можно больше приятных детских воспоминаний, вам необходимо действовать следующим образом:
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Откройте ребенку мир книги. Совместное чтение способствует развитию фантазии и мышление, производит приятные впечатления и оставляет неизгладимые воспоминания о совместных сказочных путешествиях.
- Научитесь слушать и слышать своего ребенка. Даже один раз попросив ребенка подождать с вопросом или просьбой, вы можете сильно обидеть его. Не нужно просить, чтоб ребенок немного подождал, ответьте сейчас, потому что потом будет поздно, не актуально. Да и вряд ли вы через пятнадцать минут станете более свободными. Очень типично для современных родителей занять ребенка чем угодно, только чтоб он не отнимал их драгоценное время и не отрывал их от работы. Но все они забывают о том, что ребенок важнее всяких дел, что работа может подождать, а ребенок растет лишенным внимания и заботы.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. В крепких объятиях мамы малыш чувствует все родительское тепло, заботу. Постоянные объятия позволяют расти ему беспечным уверенным в себе человеком, и придают некое чувство защищенности.
- Создайте свой маленький семейный ритуал, традицию, которая не только станет приятным развлечением и времяпрепровождением, но и оставит неизгладимый след в памяти вашего ребенка. Потом он сможет рассказывать о нем своим детям и внукам.
- Ужинайте всей семьей. В силу сумасшедшего ритма современной жизни довольно тяжело собраться семьей в полном ее составе и поужинать вместе. Но очень важно, чтоб хоть один прием пищи проходил в кругу семьи. Это положительно повлияет на взаимоотношения между членами семьи и доставит множество приятных эмоций.
- Не стесняйтесь говорить ребенку о своих чувствах к нему. Многие родители считают это излишеством и, что такое проявление эмоций может избаловать малыша, но это совсем не так. Каждому человеку приятно и важно слышать и знать, что его любят. Это вселяет чувство уверенности и повышает самооценку.
- Устраивайте праздники. Совместные приготовления и празднования сделают вашу жизнь насыщеннее и ярче. Отмечайте маленькие успехи и большие достижения своего ребенка, дарите ему праздник. Это будет стимулировать его на новые свершения. Не забывайте поддерживать его во всех его начинаниях.
- Играйте со своими детьми. Редко можно встретить маму, которая погоняет мяча или сварит кашку из песка со своим чадом. А детям нужно, чтоб взрослые разделяли их интересы. Если вам скучно играть в кукол или катать машинки, придумайте занятие, которое будет интересным для всех членов семьи. Ведь так мило веселиться вместе! Это объединит членов семьи, доставит море удовольствия и заставит вас почувствовать себя вновь ребенком. Таким наивным, беззаботным и искренним.
- Выполняйте обещанное. Многие родители часто обещают, но не выполняют обещанного. Это сильно ранит ребенка, и он перестает доверять им, что приводит к тому, что он сам начинает врать. Также непростительно забывать памятные и важные даты из жизни ребенка. Например, День рождения или новогодний утренник. Поверьте, если вы в силу своей занятости пропустили важный день или событие, ребенка это может сильно ранить.
- Любите своих детей. Не только на словах, но и на деле. Показывайте им, как они вам дороги, насколько важны для вас и ваш ребенок будет несказанно счастлив.
Только родители могут повлиять на будущее своих детей и чтобы оно было счастливым, дарите детям любовь, заботу, ласку, разговаривайте с ними. Пока они маленькие, они нуждаются в вас. И только от вас зависит насколько яркими будут детские воспоминания ваших детей!
Читаем также:
- Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста — ;
- Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся — ;
- Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? — ;
- Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? — ;
- Ситуации, когда у родителей сдают нервы, в основном, типичные. Попробуем разобраться, почему мы срываемся на ребенка, и как этого избежать. —
- Ваш ребенок подрос, и порой ведет себя настолько плохо, что начинает выводить вас из терпения. Вам кажется, что он четко знает, какие у вас самые уязвимые в душе болевые точки, и нарочно на них нажимает, просто из вредности. —