Традиционный костюмный комплекс удмуртов. Одежда удмуртов: женские головные уборы Удмуртская рубаха

Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

Слайд 2

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

Л.А.Молчанова

Слайд 3

Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

Слайд 4

Удмуртская одежда шилась из:

  • холста сукна овчины

В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

  • северный южный
  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

    Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

    Слайд 7

    Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

    Слайд 8

    Костюм Азелинского времени 3-5 века

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

    Слайд 9

    Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

    Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

    Слайд 11

    Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

    Слайд 12

    Женский и девичий костюмы 16-18 вв.

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

    Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

    Слайд 14

    Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.

  • Слайд 15

    Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.

  • Слайд 16

    Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

    Слайд 17

    Завятский (арский) костюмный комплекс.19 – середина 20 в.

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

    В пище удмуртов наблюдается сочетание степных скотоводческих традиций с обычаями земледельца - жителя лесной полосы северовостока Европы.

    Основой питания удмуртов является хлеб (нянь) из ржаной или пшеничной муки, раньше его пекли большей частью из ячменной муки с примесью различных суррогатов. Разнообразны традиционные хлебные изделия удмуртов: лепешки (табань), пресные ватрушки с начинкой из рубленого мяса, яиц и лука (перепеч), пироги со всевозможной начинкой (куа-самнянъ), блины (мылъым) и т. п. Варят различные каши (жук) - ячневую, пшенную и другие, приправляя их маслом или салом.

    Подобно соседним народам - татарам, казахам я башкирам - удмурты широко пользуются мукой для приправы различных жидких блюд. Например, они приготовляют толокно, которое едят разведенное квасом, водой или кислым молоком, делают пельмени с начинкой из картофеля и мяса, варят своеобразную лапшу - нугыли, приготовляемую из кислого теста.

    Из горячих жидких блюд распространена похлебка шыд с крупой и горохом.

    Молочная пища, которая в дореволюционное время занимала незначительное место в питании удмуртской семьи, теперь с развитием животноводства получила большое распространение. Масло, сметана, творог стали каждодневными продуктами питания колхозника-удмурта. Обычным продуктом стало и мясо, которое, как и молоко, раньше было лакомством. В силу старых охотничьих традиций для удмуртов привычно употребление в пищу мяса лесных диких животных и птиц.

    С развитием огородничества большое значение в питании удмуртов приобрели картофель и овощи: лук, капуста, огурцы, помидоры.

    В качестве напитков^аспространены чай, кофе, подслащенная медом вода (шербет) и квас (сюкасъ); по праздникам пьют домашнее пиво (сур).

    В наше время многие удмуртские колхозы имеют общественные хлебопекарни и столовые. В сельских и районных магазинах колхозники покупают сахар, кондитерские и макаронные изделия, крупы и т. п.

    Одежда

    Одежда удмуртов в прошлом была почти исключительно домашнего производства. Шили ее из белого холста, пестряди и сукон. Изготовлением тканей занимались женщины. Белый холст со второй половины XIX в. стал вытесняться пестрядью, и белая одежда уже в 1930-х годах встречалась редко, в основном у старшего поколения.

    Мужской удмуртский костюм утратил национальную специфику значительно раньше, чем женский, и уже в XVIII в. почти не отличался от одежды русских крестьян. Он состоял из рубахи (дэрем), сшитой из домотканой пестряди, а позднее из фабричной ткани, и штанов (эрезъ) из синего холста или сукна. Рубаха была туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником и разрезом на правой стороне груди, длиной 60- 70 см. Ее носили поверх штанов и подпоясывали плетеным или кожаным поясом. Старики носили на поясе кожаную сумочку тылдурсы, в которой хранили огниво и трут, а впоследствии спички. У удмуртов южных районов туникообразная рубаха была значительно длиннее (85-90 см) и шире, с разрезом посередине груди, отложным воротником и завязками вместо пуговиц. Такую рубаху носили поверх штанов, без пояса. Этот тип рубахи сближается со старинной рубахой башкир и татар.

    Мужские штаны северных и южных удмуртов были несколько различны по покрою. В центральных и северных районах Удмуртии штанины сшивали из перегнутых по продольной нитке холстин, вставляя между ними два треугольника. Верхний край штанов загибали и продевали шнурок, которым штаны удерживались на талии. Позднее штаны стали делать на обшивке, с карманами, разрезом спереди и застежкой на пуговицах. В южных районах Удмуртии штаны шили с широким шагом, как у казахов, башкир и татар. Их носили низко под животом, прикрывая длинной рубахой.

    Летней верхней одеждой служил белый холщовый халат (шортдэ- рем), но более распространен был зипун - отрезной в талии суконный кафтан (сукман, дукес); его подпоясывали ремнем.

    Зимой мужчины носили дубленые полушубки, нередко крытые сукном, а отправляясь в дорогу, надевали азям - длинную широкую одежду из домашнего полусукна с большим запахом. Аналогичная дорожная одежда бытовала и у соседнего русского населения. В наши дни удмурты носят одежду из фабричных тканей и очень часто покупают готовую.

    Головцым убором мужчин служила раньше валяная шляпа кустарного изготовления, теперь носят фетровые фабричные шляпы и кепи. Зимой ходят в мерлушковых и бараньих шапках-ушанках.

    В прошлом широко была распространена плетеная лыковая обувь. Удмуртские лапти отличались по форме и плетению от русских, они значительно легче, в особенности женские. Их плели на разных колодках (для правой и левой ноги), с остроконечным носком и прямым переплетением лык в верхней части носка, который на женских лаптях украшали полосками жести или клеенки. На каждой стороне удмуртского лаптя, как и русского, имелись лыковые петли, в которые пропускались лыковые или шерстяные оборы. Теперь в лаптях никто не ходит. Все удмурты носят фабричную обувь - сапоги, ботинки и т. п.

    Женщины в качестве верхнего платья и нательной одежды носили рубаху (дэрем), существенно различавшуюся по покрою и материалу в разных районах. У северных удмурток и бесермянок еще недавно (в XIX - первой четверти XX в.) бытовали рубахи из белого холста, туникообразного *покроя, с вышивкой. Теперь женщины средних лет носят платье из фабричной ткани, но покрой его часто остается традиционным. Многие пожилые удмуртки продолжают носить рубаху на кокетке; верхнюю часть ее делают из ситца, а нижнюю из более грубого цветного холста. Старухи- бесермянки еще сохраняют иногда белую рубаху.

    В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (ала- ча); по покрою она отличалась от бытовавшей в северных районах. Здесь рубаха была значительно шире в подоле, бока ее состояли из четырех более коротких скошенных кусков холста, сшитых попарно. Рукава - прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник - стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носила нагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

    Под рубахой|удмуртки южных районов носили штаны, по покрою аналогичные мужским. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

    Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник (айшет, азъкышет).

    Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем - длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

    У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан (зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами. Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу (пась) из дубленых овчин. Теперь традиционную верхнюю одежду заменили готовые пальто и костюмы.

    Старинные головные уборы удмурток были очень разнообразны. Ношение того или другого головного убора, как и прически, было связано с определенным возрастом и положением женщины в семье. Различались головные уборы девушек, замужних женщин и старух.

    По форме и внешнему виду женские головные уборы могут быть разделены на четыре группы. К первой группе отнесем покрывала, платки, полотенца; ко второй - повязки, налобники, венки; к третьей - мягкие шапки, чепцы; к четвертой - высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. В последнюю группу входит айшон - старинный головной убор замужней удмуртки конусообразной или цилиндрической формы, на берестяной основе, покрытый холстом и украшенный вышивкой, цветными лентами и монетами. Бытование айшона по этнографическим материалам прослеживается на протяжении XVIII и XIX вв. среди удмурток Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской *губ. Местами он встречался и в начале нашего века (с. Кар- лыган, ныне Марийская АССР).

    Аналогичные уборы в форме усеченного конуса или цилиндра известны многим народам Восточной Европы и Средней Азии. К айшону близки головной убор «шурка» луговых мари, «панга» мордвы, «саукеле» казахов, некоторые типы русского кокошника.

    Интересна девичья шапочка такъя, сшитая из холста, обшитая кумачом и украшенная монетами или бисером. Она бытовала у удмурток еще в начале нашего века. У бесермянок такъя удерживалась значительно дольше. Из женских головных уборов к группе шапок можно отнести хошпу бесермянок. Это круглая холщовая шапка с открытым верхом, вся зашитая монетами. Такъя и хошпу бесермянок близки к головным уборам чувашек и башкирок, у которых они известны под теми же названиями.

    Замужние удмуртки в Увинском, Боткинском и некоторых других районах носили похожие на чепец мягкие шапочки (подурга, йыркышет) из холста, отделанные позументом и разноцветными полосками ситца. По форме и общему виду они напоминают русский повойник или сборник.

    Разнообразны налобные повязки удмурток. Такого вида головные уборы широко бытуют также у марийцев, мордвы, чувашей, башкир, татар и у многих славянских народов. Это вышитые полоски холста, обшитые позументом, монетами и блестками. Носили их и девушки, и замужние женщины.

    Широко были распространены платки и покрывала, причем наиболее старой формой удмуртского платка можно считать домотканую холщовую косынку куинъ серго («три угла»), обшитую кумачом, цусочками сукна и ситца, украшенную вышивкой и позументом. Девушки носили косынки поверх такъи, женщины поверх подурги, а впоследствии и без этих головных уборов непосредственно на голове. Косынка куинь серго была известна почти повсеместно на территории Удмуртии еще в первой четверти XX в. В южных районах нынешней Удмуртской АССР и среди удмурток, живущих на территории Марийской и Башкирской АССР, бытовало покрывало сюлык из тяжелой парчовой ткани, на подкладке, отороченное бахромой. Сюлык набрасывали на айшон, а впоследствии стали использовать и без него как свадебное покрывало.

    К группе покрывал относится также чалма - льняное или хлопчатобумажное полотенце с затканными яркими концами. Чалму носили замужние женщины до наступления старости. Ею повязывали голову и концы спускали на спину. Бесермянки носили полотенчатый головной убор - кышон.

    В настоящее время все эти головные уборы вышли из употребления. Самым распространенным современным головным убором девушек и замужних женщин является платок - ситцевый, шелковый, шерстяной; носят также различные шапочки, шарфы, береты, покупаемые в магазинах.

    В прошлом удмуртки носили разнообразные металлические украшения, нагрудники, сделанные из монет, перевязи, цепочки, а также браслеты, кольца, серьги и подвески к косам. Традиция носить украшения сохраняется у сельских жителей, но сами украшения несколько изменились. Девушки и женщины носят бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.

    Одежда удмуртов: женские головные уборы

    Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.

    В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.).
    Фотография автора. 2002

    В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в крае­ведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника. Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения. По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов. Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш. ) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.

    Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
    Фотография автора. 2002

    В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком. По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением. Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.

    Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления. Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш. ), в других местах его называли сюлык. Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном 1 .

    Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.

    Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области 2 . Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений 3 .

    Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину 4 . Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора 5 . И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования 6 .

    Причёска женщины, носившей головной убор шымакш

    Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе 7 .

    Примечания

    1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.
    2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
    3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
    4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
    5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
    6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
    7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.

    Утямышева Юлия

    Одежда и праздники удмуртского народа

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней

    общеобразовательной школы с. Новая Смаиль Малмыжского

    района. Учебно-исследовательская работа.

    Одежда и праздники

    удмуртского народа.

    Работу выполнила ученица 9

    Класса Утямышева Юлия

    МКОУСОШ с. Новая Смаиль

    ул. Школьная,2.

    Руководитель:

    Гильмутдинов Ильяс Гайфуллович

    учитель географии МКОУСОШ

    с. Новая Смаиль

    2012 год.

    Стр.

    Введение 3

    I. Национальный удмуртский костюм 4-5

    Одежда южных и северных удмуртов Слободского района

    И Кировской области в сравнении 6-7

    II. Календарно - обрядные праздники:

    А) Великий пост. Пасха; 8

    Б) Троицкая неделя. Семик. 8

    III. Традиционные блюда. 9

    IV. Песни и пляски в жизни удмуртов. 10

    Заключение. 11

    Приложение.

    Литература. 12

    Введение.

    На пригорке - родная деревня.

    Хорошо у меня на душе.

    Речка Китячка меж старых деревьев

    Деловито шуршит в тишине.

    Наслаждался простором и тишью,

    И чувствовал сердцем, что я

    В этом радостном крае - не лишний

    И душа отдыхала моя. (ФедорВасильев).

    Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Цель жизни каждого поколения - создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я считаю, что люди, благодаря немалым трудам, в какой - то мере выполнили свой долг перед прошлым и будущим и внесли достойный вклад в копилку ценностей, жизненно необходимых каждому поколению.

    Я провела исследовательскую работу о традициях, обычаях и национальной одежде удмуртов. Также, я в своей работе отметила важнейшие обрядовые праздники удмуртского народа. Я горжусь своим народом и считаю, что мы должны знать и помнить быт и религию наших предков.

    Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда и праздники занимают важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы.

    Исходя из этого, объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.

    Предмет моей исследовательской работы - исчезновение удмуртских обрядов и традиций.

    Цель исследования - изучить обычаи удмуртского народа, путем сравнения одежды и традиций северных и южных удмуртов.

    Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

    Расспросить жителей моей деревни, записать интересные факты;

    Мой народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и мы сами забываем свой язык. Я написала эту работу, чтобы затронуть забытые народом праздники и традиции. На мой взгляд, выбранная мною тема, актуальна на сегодняшний день. Я могу предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. При написании этой работы возникли небольшие трудности при сборе материала. При написании работы мне очень помогли заведующая Пор - Китякской библиотекой Трухина Алевтина Николаевна, моя бабушка Асанова Евдокия Тихоновна и долгожительница нашей деревни Камаева Татьяна Семёновна (1915).

    Национальный удмуртский костюм.

    Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Известный писатель - этнограф Всеволод Лебедев не случайно, наверное, писал: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась.» Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки (дэремы) и верхние рубашки (шортдэремы) укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно - родственным надзором находилась обрядовая одежда (нерге дись). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды, у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая. К обрядовым относится свадебная (сюан дись) и погребальная (кулэм мурт дись).

    Есть три великих вечных цвета.

    Красный, черный, белый.

    Солнце красное,

    Земля чёрная,

    И всё это - белый свет.

    Божественные три цвета -

    Белый, красный, чёрный.

    Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук - служило оберегом от несчастья. Оберег - предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто - ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней. Мне хочется расск азать и про мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины

    носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс - оберег.

    Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти, придавали мужскому костюму национальный колорит. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В качестве верхней одежды носили «зыбын» и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой - суконный кафтан «дукес» и шубу «пась». Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Девушки носили шапочку такъю и различные головные повязки; замужние женщины - сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки «йыркерттэт», полотенца - «чалмы», высокой шапки из бересты - «айшона» со спадающим на спину покрывалом - «сюлыкош». Пожилая женщина вместо «чалмы» и «айшона» носила «пелькышет» - холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.

    Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы, на личике представлено как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток. Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения. Кроме колец, серег, браслетов, бус носили еще и нагрудные украшения из монет, полудрагоценных камней, бусин, подвесок - оберегов. Украшения передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше. Подновлялись лишь при необходимости. Вот почему в них есть и архаичные черты - не только нагрудная, но и наспинная части, родовые амулеты (талисманы).

    Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом. Я могу утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.

    Одежда северных и южных удмуртов в сравнении.

    Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные, южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями. Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником (азькышет) без груди. У южных удмуртов к этому времени одежда сохранялась лишь в качестве ритуального, для остальных случаев шили дэрем (платье) из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны (зыбын, дукес, сукман) и шубы (пась). Обувь - узорные чулки, вязаные (пыдвыл) или сшитые холщовые носки (чуглэс), лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки (ката), валенки (гын сапег). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные - неотрезными и без сборок, но приталенными.

    В наборе удмуртских головных уборов - налобная повязка (йыр керттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон). На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок (кышет), налобная повязка (уко туг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера (чыртывесь, чыртыкыш, уксе тирлык); чересплечные перевязи (камали, бутьмар); серьги (пель угы); цепочки (жильы); кольца, перстни (зундэс); браслеты (поскес); бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах . Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

    Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха - косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами (кускерттон, путо). Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи (бинялтон, ыштыр), лапти (кут), сапоги (сурон сапег), валенки (гын сапег). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские

    платья (дэрем) из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского тип а.

    Календарно - обрядные праздники.

    Важную роль в жизни удмуртов играют календарно - обрядные праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Обрядное содержание календарных праздников состояла из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванные отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Весенне-летний цикл (гырыны потон, акашка, гербер, куарсур) был связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на дружные всходы нового урожая. В основе осенних обрядов (виль жук, сизьыл юон, кутсан быдтон) - благодарение в честь собранного урожая, утверждение дальнейшего благополучия. Новый год удмуртского земледельца начинался весной, с началом нового земледельческого сезона.

    Великий пост. Пасха.

    Пасха - главный удмуртский праздник. К ней готовятся заранее: копят яйца, которые красят луковой шелухой, накануне пекут куличи, варят пшеничную кашу. Празднуют его неделю. Первый день ходят по родству, один род к другому не заходит. Во второй день пожилые уходят в Пор - Китяк, в гости, а молодежь из двух деревень в Удмурт - Китяк с песней и пляской, ходят по домам, а в третий день меняются местами. Во время этих пасхальных праздников устраивают соревнования на лошадях и бег среди населения, хороводы, игры, качания на качелях. Обычно хороводы водит молодежь.

    Троицкая неделя. Семик.

    После пасхи седьмая неделя называется Троицкой. Каждый вечер молодежь собиралась возле качели до Троицы. Вечером, перед Троицей их снимали. Мероприятие было очень зрелищным. Снимать качели доставалось самому ловкому. После снятия молодежь шла обходить поля с песнями и плясками и возвращалась только под утро, где их встречало старшее поколение.

    Основная обрядность этой недели связана с растительностью, а также с поминанием умерших предков. Поминки устраиваются в Семик (четверг на Троицкой неделе). Ходят на кладбища, едят поминальную еду: блины, рыбные пироги, яйца, конфеты, оставляют эту еду на могилах. Возможно, древние корни Троицкой и Семицкой обрядности связаны с принесением жертвы предкам.

    Традиционные блюда удмуртов.

    Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. В рацион включают дикорастущие дары природы: грибы (губи), ягоды (будос емыш), различные травы (турын - куар). В сушёном и солёном виде их заготавливают на зиму. Традиционные хлебные изделия: подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), в прошлом из гречишной и овсяной муки, теперь чаще пшеничные, блины с маслом и кашей (жуко мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной; всевозможные пироги из кислого и пресного теста. Одно из любимых блюд - пельмени (пельнянь), мясные, капустные, творожные. Варят различные супы (шыд): с лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой, уху; весной - щи из дикорастущей зелени, например, крапивы (пушнерен шыд). Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши (жук) из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные блюда: простокваша, ряженка (йолпыд, чырс йол). Как и блюда из яиц, масло (вой) и сметана (йолвыл, нокы) в прошлом были ритуальной пищей.

    Приложение № 1

    Песни и пляски в жизни удмуртов.

    Я считаю, что песня, как никакой другой жанр фольклора, занимает исключительно важное место в жизни удмуртов. Песня сопровождала удмурта с рождения до самой смерти. «Улон - вылон» - цикл жизненного бытия, все его важнейшие этапы были отмечены песенными ритуалами, признанными способствовать успешному прохождению человеком его кругооборота жизни. Цикл жизни удмурта включал три свадьбы: свадьбу младенца, когда человек обручается со всем белым светом; свадьба в обычном понимании, когда человек обручается со своим суженым; свадьба - похороны, когда человек обручается с землей, с потусторонним миром. Появление человека отмечали песнями. Приходили родственники, соседи с вкусными подарками в честь новорожденного, одним из самых дорогих подарков считалась специально сложенная песня, в которой славили родившегося младенца, желали ему добра, радости.

    С достижением возраста «быдэ вуэм» (когда человек считался готовым к семейной жизни), начинали готовиться к свадьбе. Много было разных хлопот, важное место среди них занимали песенные. Весь свадебный ритуал строился как своего рода состязание двух хоров: со стороны жениха и со стороны невесты. Лишь в конце свадьбы оба хора могли спеть общую мелодию, символизируя единство семьи.

    Когда человек завершал свой жизненный цикл, готовили последнюю, безвозвратную свадьбу - похороны. Часто хоронили в подвенечном платье, пели любимые песни покойного.

    Когда парень достигал совершеннолетия, он отправлялся в армию, перед этим юноша вбивал в матицу дома серебряную монету, а по возвращении выдергивал ее оттуда зубами. Считалось, что он теперь достиг возраста «кын корт куртчан дыр», «возраста, когда он может перекусить стылое железо», то есть в расцвете сил. Пока солдат находился на службе, его портрет берегли, не забывали. Ведь человек живет до тех пор, пока его помнят, пока не умолкла, не потерялась его песня. К сожалению, многие удмуртские песни сейчас уже безвозвратно умолкли, навсегда затерялись в океане забвения. И все - таки, думается, народная песня не умолкнет, пока живет народ. Вопреки многому мой народ ещё поет. Хочется верить, надеяться, что все к лучшему. Мы, удмурты, совсем немногочисленный народ, очень не многое, наверное, зависит не от нас в мире.

    По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь и танцевать.

    Популярные удмуртские танцы - хождение по кругу с танцевальными движениями (кругэн эктон), парный перепляс (ваче эктон), женский танец покаток (ширъян), мужской танец (тыпыртон), фигурные танцы типа кадрили. Удмуртские танцы исполнялись с магическими словами и песнопением во время праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски. Существовали ритуальные танцы календарных обрядов. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время праздников, вся деревня собиралась возле какого - нибудь двора и пела песни, плясала под гармошку. 10

    Приложение № 3.

    ШУДОН ПОЛ ГУРЪЁЗ.

    1. Ай - кай но арлэн ортчемез, ай - кай, -

    Кускись путолэн но юсьтэмез, ай - кай.

    2. Посьтоно но путо мед ик посьтоз,

    Ортчонтэм ик но даур лусал ке, ай - кай.

    3. Гурезь но бамын сьод пушнер, ай - кай,

    Солэн гынэ шараз сьод сутэр, ай - кай.

    4. Сьод сутэр кадь ик синъёсыд, ай - кай,

    Горд намер но кадь ик бамъесыд, ай - кай.

    ПЕРЕВОД:

    ХОРОВОДНО - ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

    1. Ай - кай год, да проходит (так быстро), ай - кай,-

    Словно кушак изнашивается, ай - кай.

    2. Кушак (который должен износиться) пусть износится,

    Лишь бы годы наши (молодые) не проходили, ай - кай.

    3. На склоне горы оза густая крапива, ай - кай,-

    В ее зарослях черная смородина, ай - кай.

    4. Глаза твои, словно черная смородина, ай - кай,

    Щеки твои, словно ягоды костяники, ай - кай.

    СЕМЫК СЯЛЕ.

    1. Тэтэ сяськадэ бичатэк кыли,

    Али уз тоизы шуыса,

    Верано кылме вератэк кыли,

    Али уз кошкы шуыса.

    2. Кыдёкык адске, чиль - дол адске

    Та кебитэдлэн тунганэз.

    Кыдёкын кылиське, мусо кылиське

    Милям туганлэн куараез.

    ПЕРЕВОД:

    ТРОИЦКАЯ ПЕСНЯ .

    1. Цветы, не собрав, оставила,

    «Еще не отцветут,» - думала.

    Желаемые слова недосказала,

    «Еще не уйдет,» - думала.

    2. Издалека виден, блестит - переливается,

    Замок на этом магазине,

    Издалека слышны, милыми кажутся

    Заключение.

    Когда я начала писать эту работу, я не предполагала, что обычаи и традиции моего народа настолько богаты, своеобразны, редки. Я считаю, что каждый народ создавал свою культуру по - разному, в зависимости от тех материальных и социальных условий, от той природы, среди которой протекала его жизнь. Моя работа - культурное наследие народа. Я убедилась, что работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила удмуртской одежде и праздникам. Изучив культуру своего народа, я выяснила, что старинные обряды и традиции остаются в прошлом, забываются и редко кто может их вспомнить. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, его письменность, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому хоть капельку своих сил и знаний, но я думаю, что найдутся такие ученики, которых заинтересует моя работа и они продолжат изучение праздников и национального удмуртского костюма.

    Я думаю, что при работе над этой темой, я смогла заглянуть в прошлое своего народа. К сожалению, мы - удмурты, совсем немногочисленный народ, но мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наши обычаи, традиции и в частности народ. Я очень благодарна тем, кто помогал мне при написании этой работы и от всей души желаю им крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни.

    Литература.

    I. 1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

    2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

    3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

    4. «Кенеш», 2007г.

    5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

    II. При сборе материала мне помогли:

    1. Асанова Евдокия Тихоновна;

    2. Камаева Татьяна Семеновна;

    3. Трухина Алевтина Николаевна.

    Красный сюлык. Женские нагрудные украшения.

    Южные удмурты. Серебро, кораллы, бисер, стекло.

    Южные удмурты.

    Нагрудное чересплечное

    женское украшение.

    Женщины в национальных одеждах.

    Серьги. Серебро, литье. Женская рубаха.

    Дэрем. Платье - рубашка. Северные удмурты .

    Приложение № 2

    СЮАН ЗОУТ.

    1. Жужыт но жужыт гурезь но йылад

    Озорник чожед пи поттэ, ай,

    Пиез Бен вуоз но, лобзоз но кашкоз,

    Анаез кылёз бордыса, ай.

    2. Кубиста вылэ ву ин кисьталэ,

    Кубиста вуэз яратэ, ай.

    Анай - атайлы зёч кыл вералэ,

    Анай соос зёч кылэз ярато, ай.

    3. Бончае кешыр пунтытэн гинэ,

    Ой тод бакчалэсь небытсэ, ай.

    Ачим Бен анай луытэк гинэ,

    Ой тод анайлэсь кадырдэ, ай кай.

    ПЕРЕВОД:

    СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ.

    1. На вершине высокой да высокой горы

    Озерная утка птенцов выводит, ай.

    Детки да подрастут, да улетят, да насовсем,

    Мать останется в слезах, ай.

    1. Капусту водой поливайте,

    Капуста воду любит, ай.

    Отцу с матерью добрые слова говорите,

    Мать доброе слово любит, ай.

    1. Не посадив в огороде морковь,

    Не узнала, какая мягкая в огороде земля.

    Пока сама да матерью не стала,

    Не познала материнского уважения, ай хай.

    Приложение № 4.

    СЕМЫН ДЫРЬЯ ВОЗЬ ВЫЛЫН КЫРЗАН.

    1. Жужыт, жужыт юртъёстыно,

    Югыт жуась тыльёсты,

    Ортчыса кошким, шултыса кошким,

    Секыт вылэм умъёсты.

    2. Вало дурти, возьёс вылти

    Ветли огнам кырзаса,

    Киям бычай льомпу сяська,

    Ас гажанли малпаса.

    ПЕРЕВОД:

    ЛУГОВАЯ ПЕСНЯ (ТРОИЦА).

    1. Высокий, высокий ваш дом да,

    Ярко горящие ваши огни

    (Ваш дом) когда прошли, свистнули,

    Крепкий («тяжелый), оказывается, ваш сон.

    2. Вдаль Валы по лугам

    Бродила я, песню напевая,

    Собирала черемуховый цвет,

    О своем любимом думая.

    Приложение № 5.

    ЧАСТУШКАОС.

    1. Ву Берга но, ву Берга но,

    Ву вылын шукы Берга.

    Сюлмы малпаса бордэ но,

    Синкыми уг поты.

    1. Кошкись вуэ кошкисько вал

    Чабкас пасьта боз понна.

    Пинал дырли быдтисько

    Сьод синкашо пи понна.

    3. Голькыт, чагыр сяська пушкын

    Жот - жот кырза учыед

    Жот - жот кырзась учыед казь,

    Жот - жот гажа сюлэмы.

    ПЕРЕВОД:

    ЧАСТУШКИ.

    1. Вода кружит да, вода кружит да,

    По воде пена кружит.

    Душа в раздумьях плачет да,

    А слезы не идут.

    2. В бурный поток чуть не не упала было

    Из - за ткани шириной в ладонь.

    Молодость свою гублю

    Из - за чернобрового парня.

    1. Среди розовых, голубых цветов

    Громко поет соловей,

    Как громко поющий соловей,

    Сильно любит мое сердце.

    Национальный костюм любого народа — это не только выражение его ментальности, но и защитная оболочка от сглаза и других неприятностей. Первые письменные представления о наряде удмуртов появились в 1726 году после того, как их земли посетила экспедиция немецкого медика и соратника Петра I Даниэля Мессершмидта. Он описал предметы костюма, которые с того времени практически не изменились.

    История костюма

    Дети удмуртов с пеленок приучаются к трудолюбию и аккуратности. Девочки уже в 6 лет начинают собирать приданое. Такое трудолюбие отмечается в деталях и аксессуарах национального наряда. В каждом доме уважающего себя удмурта был ткацкий станок. Девушки к 16 годам могли пользоваться им так виртуозно, что в своем сундуке с приданным имели не меньше 40 нарядов.

    Традиционная одежда удмуртов внешне очень схожа с современными туниками. Так как этот финно-угорский народ делиться на северных и южных удмуртов, то и их традиционную одежду можно разделить по географическому принципу. Причем такое отличие заключается не только в фасоне и цветовой гамме, но и в материалах, используемых для изготовления одежды.

    Северные удмурты шили свои наряды преимущественно из льна, а южные и конопляной ткани. Кроме того, традиционными материалами для верхней одежды были овечья шерсть, а позднее шелк.

    Женский народный костюм

    Летний женский гардероб северной удмуртки обязательно должен иметь:

    • распашной кафтан (шортдэрем)
    • рубаху (дэрем).
    • фартук (азькышет)
    • нагрудник (муресазь)

    Различались костюмы южных и северных удмурток и по цветовой гамме. Для северных районов традиционными цветами были: белый, черный и красный. Первоначально краску для ткани удмурты добывали из растений и минералов. Позже, они стали покупать ее у проезжающих через их земли купцов.

    На территории проживания южных удмуртов таких путей было больше. Что отразилось и на цветовой гамме нарядов. Он был боле пестрым, по отношению к северным соседям. Основными цветами их костюма были красный, зеленый и коричневый. Однако на свадьбу южная удмуртка обязательно надевала наряд белого цвета. Который символизировал чистоту. Для усиления «эффекта», ткань которая использовалась для пошива свадебной одежды, несколько раз выдерживалась на сильном морозе. После такой «обработки» она приобретала светящуюся белизну.

    Женский костюм южной удмуртки состоит из:

    • рубахи
    • фартука
    • нагрудника
    • летней верхней одежда из тонкой ткани
    • кафтана-безрукавки
    • кафтана из полушерстяной ткани
    • кафтана из шерстяного сукна

    При изготовлении традиционного удмуртского костюма очень большое внимание уделялось вышивке. Она присутствовала не только на женской, но и на детской и мужской одежде. Искусные мастерицы знали до 20 видов швов. Интересно, что когда некоторые женщины стали шить праздничную одежду на заказ, они помечали свои работы особым знаком – связкой ниток. И если другая женщина копировала понравившейся ей наряд, она должна была на нем оставить «торговый знак» того, кто придумал эту модель.

    В традиционной одежде удмурток рукава рубахи должны иметь вышитые узоры. Они не только придавали костюму более интересный и законченный вид, но и служили оберегом от сглаза. Узоры, используемые в такой вышивке, называются: рога барана, полет утки, глаз голубя и т.п.

    Фасон костюма южной удмуртки имел форму трапецию с обязательно зауженными рукавами. Низ у платья украшался широкой оборкой, выполняющей декоративную функцию. Для обрядовых церемоний во время праздников поверх костюма надевался нагрудник с серебряными монетами.

    Во время вынашивания первенца, удмуртка на людях должна носить красное платье в клеточку. В одном из поверий удмуртского народа говориться, что чем больше на платье клеточек, тем больше сможет родить жена детей своему мужу. Вышитые обереги помещались на фартук беременной женщины и защищали ее и ребенка от недобрых взглядов.

    Рубаху удмуртка носила вместе с кафтаном. Он имел короткие рукава, через которые продевались рукава рубахи, украшенные вышивкой. У каждой такой пары имелся нагрудник, который использовался только с ними.

    Этот аксессуар гардероба представлял собой кусок ткани в форме прямоугольника 20×30 см. Существовали нагрудники для повсеместного использования и для проведения различных праздничных обрядов. Главным отличием этого аксессуара является вышивка. Так для проведения свадебной церемонии на нагруднике обязательно должна быть вышита восьмиконечная звезда.

    Первоначально нагрудник вышивался яркими нитками, на смену которым пришел шелк. В XIX веке, в удмуртском национальном костюме его заменил нагрудник, который шился из разноцветных лоскутков. Его дополняли вышивкой, монетами или красивыми пуговицами.

    Также важным атрибутом такого костюма являлся передник без грудки. Такой аксессуар отделывался тесемками, кружевами и конечно вышивкой. На специальном станке к такому переднику плелись узорные завязки. Ими дополняли костюм во время праздников.

    Очень часто к удмуртскому народному костюму относят одежду бесермян. Их наряд имеет много общего с описываемой одеждой, но также в нем имеются и свои оригинальные черты. В одежде бесермян очень много уделяется вышивкой золотой нитью.

    После того, как девушка принадлежавшая к этой народности, выходила замуж, она должна была спрятать свое лицо от всех, кроме мужа. Для этого в традиционном наряде бесермян имеется специальная шапочка с кисточками – щулык. Также под запретом открытые части тела. Бесермянский традиционный костюм глухой, под подбородок.

    У удмуртских замужних женщин таких запретов не было. Но, отличить девушку, вышедшую замуж от незамужней, можно было по головному убору. До замужества девушки носили холстяные овальный или круглые шапочки. После замужества девушка должна была покрыть голову вышитым полотенцем (на севере) или специальной налобной повязкой (на юге).

    Мужской костюм удмуртов

    Мужчины удмурты носили белые или пестрые холщовые рубахи до колен. Их подпоясывали красивым плетеным поясом. Для праздничных церемоний он имел яркую радужную расцветку. На рабочей одежде вместо плетеного пояса использовался кожаный ремень со скобкой для крепления топора. Такой наряд дополнялся свободными штанами, пошитыми из белой и синей ткани.

    Внешне, мужской удмуртский костюм не отличался от традиционного русского костюма. Как и в женском наряде, на рубахах удмуртов большого значение уделялось вышивке. Она отображала символы, которые были связаны с «профессией» владельца, а также узоры-обереги.

    Зимой, поверх рубахи мужчины надевали кафтаны. Праздничный вариант этой одежды был укорочен. Его длина доходила до талии. Повседневный кафтан не укорачивался, но был притален.

    В качестве повседневной обуви удмурты использовали лапти. В отличие от традиционной русской обуви, удмуртские лапти заострялись к носу. Эта рабочая обувь использовалась в качестве ежедневной. На праздники мужчины надевали кожаные сапоги. Зимой – валенки.

    Современный удмуртский костюм

    Во время роста фабричного производства, традиционный костюм перестал быть основной одеждой удмуртов. Его использовали только во время праздников и различных обрядовых церемоний. Но, сегодня традиционная одежда вновь становится популярна. Современные модельеры используют в своих коллекциях рубашки и платья в традиционную клетку, символические орнаменты, пестрые пояса, изготовленные вручную и расшитые монетами аксессуары.

    «Возврат к истокам» у этого финно-угорского народа произошел на волне самодеятельности. Театральные или эстрадные коллективы стали сами изготавливать для себя наряды основываясь на описании из различных письменных источников или сохраненных в краеведческих музеях экспонатов.

    Мода на традиционную одежду заставило руководство Удмуртского государственного университета 20 лет назад открыть новый факультет — «Художественное проектирование костюма». Выпускники которого и стали использовать узнаваемые узоры и орнаменты в повседневной одежде и различных аксессуарах.

    Сегодня в тренде легкие платья из штапеля и льна. Они с одной стороны отражают вековые традиции удмуртского народа, а с другой мировые тенденции. Такие платья можно использовать в качестве повседневной одежды. Существуют более строгие варианты для работы в офисе и нарядные для похода на светские мероприятия.