Сценарий развлечения "путешествия по традициям и играм народов россии". Сценарий развлечения ко дню коренных и малочисленных народов Международный день коренных народов мира сценарий

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше – кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые… У всех разные волосы, – и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. Изучать культуру и быт народов мира – это не только увлекательно и интересно, но и полезно, ведь именно в разнообразии народов на земле хранится источник мудрости и доброты.
А я вам раскрою одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с разными народами мира! Готовы!? Тогда слушайте…
«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

И сегодня я хотела бы рассказать вам об играх разных народов и даже поиграть в них всем вместе!

1.Русская народная игра «Поймай рыбку» – (СКАКАЛКА)
Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» – он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.
2.Украинская народная игра «Аисты» (МЕЛ)
В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.
3.Туркменская народная игра «Хромая курица» (старт и финиш)
Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.
4.Аргентинская народная игра “Поезд” (Свисток)
Перед игрой участники делятся на водящего “паровоз” и остальных игроков “вагоны”. На большой площадке игроки, каждый себе “выбирает место – депо” – стул скамейка и т.д.
В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.

5.Австрийская народная игра «Найди платок»(Платок)
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» – в непосредственной близости от него, «огонь» – тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.
6.Английская игра «Саймон говорит»
Один игрок, ведущий, берёт на себя роль «Саймона» и отдаёт приказы остальным игрокам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»;. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Суть состоит в том, что приказ должен обязательно начинаться со слов «Саймон говорит…», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает. Также если игрок замешкавшись не сразу исполняет верно отданный приказ, он также выходит из игры. Последний оставшийся игрок побеждает. Если последние оставшиеся участники выполняют неверный приказ и выбывают, тогда победившим считается сам «Саймон».

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, – это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье,и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы … непобедимы!
Молодцы, и за активное участие, любознательность и большой интерес, я хочу вас отблагодарить и раздать вам призы.
РАЗДАЮТСЯ ПРИЗЫ.
Спасибо за участие, ждём вас снова, в нашей игровой комнате!

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия - не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране - 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

ООН предложила отмечать как международный день коренных народов мира, начиная с 1994 года. Важная дата установлена в честь первой встречи 1992 года рабочей группы по обширной проблематике: бедность, болезни, высокая смертность, дискриминация.

Сейчас в мире около 370 млн. представителей народов, исконно обитающих на своих землях, причем живущих в самых разных уголках планеты. Примерно 90 современных стран могут говорить о том, что на их территории есть их представители. Для общей численности населения размер невелик – всего 5%, тем значимее другие цифры. Они - носители более 5 тысяч культур и языков, что является подавляющим большинством среди общемирового количества. Поэтому так важно помочь им сохранить самобытность, культурные особенности, традиции.

Для этого необходимо, прежде всего, соблюдать территориальные права малочисленного населения. Но в эпоху индустриализации, активной добычи природных ресурсов, ставшей для многих государств приоритетным фактором, сохранить собственность и независимость очень непросто. Активное ущемление прав и свобод началось довольно давно – в эпоху расцвета колонизации 15-го века. И уже к сегодняшнему дню большинство оказалось под угрозой исчезновения.

В России существует особый единый перечень таких народов, установленный правительством, согласно которому 47 малочисленных народностей проживают на территории государства, составляя меньше процента от общей численности. Но если некоторые, такие как ненцы, которых более 40 тысяч человек, считаются довольно внушительной народностью по количеству, то вот кереки с Чукотки или води из Ленинградской области – исчезающие представители.

До 1940-х годов в России даже в официальных документах использовалось неполиткорректные именования – «туземцы» или «инородцы», а другие страны использовали название «аборигены». Так поступали США, теперь называя индейцев «коренными американцами». Но никакая замена терминов не компенсирует последствия европейской колонизации, в результате которой многие погибли или переселены в резервации, лишившись возможности традиционного образа существования.

ООН пытается помочь во многих вопросах, в частности в 2007 году была принята отдельная Декларация о коренных народах, признании их свобод и равенств, возможности жить своей политической и экономической волей, иметь свою землю. Был разработан Общесистемный план мероприятий в 2015 году, но без активной поддержки мировой общественности, особенно на местном уровне, выполнить все условия невозможно. Поэтому специальный международный день о защите прав на неприкосновенную самобытность коренных народов всего мира – один из способов совместными усилиями попытаться решить проблемы.

Ежегодно подводятся итоги с положительными результатами. Показательными являются страны Латинской Америки, такие как Эквадор, Мексика, которые предприняли реальные шаги в нужном направлении. Такие государства, как Чили, Австралия, Новая Зеландия, заявили о намерении внести специальные поправки в Конституцию о признании малых народов на своей территории. Показали пример Филиппины, приняв аналогичный закон в 2007 году.

Конкретные проекты и программы представляются вниманию общественности, причем ежегодно тематика меняется. В особую дату есть возможность обсудить проблематику всем вместе, и делегатам исконных народов, правозащитных организаций и их друзьям, на торжественном мероприятии, которое устраивает ООН.

9 августа проходит последнее время познавательно и интересно. Выставки народных промыслов, занятий, экспозиции предметов быта, фольклорные концерты, мастер-классы по прикладному творчеству, национальные виды спорта и кухни познакомят желающих с особенностями культуры, искусства, образа жизни.

Современному человеку есть чему поучиться у коренных народов – удивительному, гармоничному взаимодействию с окружающей природой. Поэтому экологические организации первыми поддержали и продолжают оказывать помощь этническим группам. Этот праздник учит как с помощью взаимного уважения обычаев и духовных традиций можно достичь добра и мира для всего населения планеты.

Сценарий национального праздника «День коренных малочисленных народов севера»

Цель : Пропаганда и сохранение ненецкой культуры, организация досуга коренного населения.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ямало-ненецкий Автономный Округ. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? … Правильно! Живут ненцы в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. И сегодня мы отмечаем праздник день коренных малочисленных народов севера. Пусть этот праздник подарит вам радость, смех, улыбки и хорошее настроение!
Песня «Сенгакоця»
ВЕДУЩИЙ: Малые народы Севера. Если всех вместе собрать – Миллионы с миллионами, Тысячи с тысячами, они займут полземли.

Край далекий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, -это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе. А знакомиться мы будем через песни. Ведь именно через песни передаются чувства, настроение и характер. Я объявляю конкурс песен «Песни разные и все прекрасные» Приглашаю желающих принять участие на сцену.
Проводится конкурс песен
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим наших исполнительниц аплодисментами. Помимо песен, существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. И поэтому мы сейчас поиграем в эти игры.
Игры народов севера.
ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника у нас проводились конкурсы фотоколлажа «Я и моя семья – разные народы», конкурс выставка-рецепт «Секреты национальной кухни», конкурс декоративно-прикладного искусства «Чудеса из бересты» и конечно же конкурс песен «Песни разные и все прекрасные». Результаты конкурсов известны и для награждения победителей приглашается ________________.
Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к своему завершению и я желаю вам не забывать свои традиции. Для вас дарят свой танец дети клубного формирования Дома культуры «Фольклор».
Танец
ВЕДУЩИЙ: До новых встреч!

Издавна считалось, что коренные народы - это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.

Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.

Когда отмечают

Международный день коренных народов отмечается 9 августа. 23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 49/214 утвердила ежегодное его празднование.

Кто празднует

Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.

История и традиции праздника

В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1992-й Международным годом Колумба, что привело к протестам и возмущению жителей Америки, особенно коренного населения. Пытаясь погасить волнения, в 1992 году она объявила о посвящении 1993-го Международному дню коренных народов мира. Заседание рабочей группы состоялось именно 9 августа.

Первое Международное десятилетие раскрыло проблему данных народов и заинтересовало глав разных стран. Резолюция № 59/174 от 20 декабря 2004 года дала основание проводить второе Международное десятилетие. 13 сентября 2007 года была ратифицирована Декларация о правах коренных народов, которая закрепила их юридическое существование и права.

Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов.

В России в 2019 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий или проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи, которое транслируется в прямом эфире.

Северный Кавказ - родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они в Дагестане и Чечне.

3 коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев - 169 и водь - 33.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Сценарий национального праздника народа Ханты

«Вороний день»

для детей подготовительных групп.

Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить понимать изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера. Вот уже несколько лет вновь отмечают народный праздник “Вороний день” – день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи урока.

Образовательные.

    Познакомить детей с обычаями и традициями народов

    сочетание цветов и оттенков.

Развивающие.

    Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов. Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

    В процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое

Воспитывающие.

    Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

    Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Предварительная работа с детьми:

    внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение “Северные мелодии”.

Литературный ряд : легенды, сказки, северный фольклор.

Действующие лица: Бабушка (Щащи)

Женщины и дети в национальных костюмах.

Оборудования и материал:

Чум, костер, береза- дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда, колокольчики.

Ход праздника:

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Дети: Бабушка, откуда появился костер?

Бабушка: От искорки. Б ез огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети: Бабушка, а снег откуда?

Бабушка: «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!

Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

Исполняется песня «Колыбельная»

(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)

Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

Танец «Яклув» общий с детьми.

Бабушка: По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое- затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву играют игру с вороной)

Игра «Порни- порни, нёв-нёв»

(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи)

Дети:

На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!

Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!

Носят серенький жилет,

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.

Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подарки!

Женщины исполняют национальную пеню под звуки шумовых интсрументов.

(дети разносят по залу сушки)

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия. Фестиваль народов мира Холкина Наталия Андреевна зам. директора по ВР

Фестиваль народов Мира. Цель: снижение уровня ксенофобии и формирование толерантности в школьном коллективе. Задачи: ● Снижение социально­психологической напряженности в обществе; ● Создание условий для развития межнационального общения и навыков публичных выступлений; ● нашего мира; ● ● ● Расширение знаний по истории разных стран мира; Изучение традиций и обрядов народов мира; Профилактика асоциального поведения молодежи. Ознакомление участников фестиваля с богатым многообразием культур Форма: фестиваль. Оборудование: проектор, экран, звуковая аппаратура, ноутбук. Структура: 1. Подготовительный этап 2. Проведение мероприятия 3. Подведение итогов Ход мероприятия 1. Подготовительный этап Деятельность педагога­организатора:  анкетирование с целью выявления современной ситуации в школьном коллективе в отношении ксенофобии и толерантности;  интеграция учителей­предметников и классных руководителей для подготовки учащихся к фестивалю;  составление программы мероприятия;  подбор литературы, интернет­источников для подготовки учащихся;  подготовка актового зала, аппаратуры;  репетиция с ведущим, звукорежиссером. Деятельность учащихся:

 подготовка танца;  составление презентации о различных странах и народах мира. 2. Проведение мероприятия Культура и образование два взаимосвязанных процесса. Культура сейчас интегрировалась настолько, что всякое образовательное пространство – это полилог культуры. Понятие культура трактуют как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета. Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки о добре и зле, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки ­ это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, значит утратить почву под собой. Упрочнение культура межнационального общения стало одной из задач в нашей школе. Культура межнационального общения это, прежде всего знание обычаев своего и других народов. Многонациональный состав учащихся школы сложен, поэтому такие проблемы как толерантность, гуманизм, терпимость очень актуальны. 16 ноября – Всемирный день толерантности Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими. Хенрик Ягодзинский Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества. К сожалению, в последнее время еще наблюдается рост числа этих негативных проявлений. И одной из причин нетерпимости является непринятие различий с точки зрения самобытности того или иного народа, хотя интересы и мнения этих народов зачастую не расходятся. Такие случаи должны быть своеобразными

уроками толерантности для других и, прежде всего, вызывать опасения у каждого человека. Мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас с уважением научится относиться к представителю любой этнической культуры, принципы терпимости – это основа толерантного сосуществования людей. Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности. Толерантность. Что это такое? ­ Если спросит кто­нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность ­ это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что­то, где­то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность ­ слово для живых! Мы все такие разные и это КРУТО! Уже традицией в нашей школе стал Фестиваль народов Мира, приуроченный к Всемирному дню толерантности. Такой фестиваль воспитывает уважение к культуре и быту других народов, упрочняет культуру межнационального общения, а также такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, отзывчивость. Каждый участник Фестиваля (5­11 класс) представляет одну из стран 5 континентов. Каждый участник фестиваля должен представить: I . Презентацию о стране Презентация должна состоять из 9 слайдов, отражающих особенности представляемой страны:

1.местоположение страны 2. климатические условия 3.язык 4. национальный костюм 5.отличительная особенность страны 6.образование 7.обычаи 8.национальную кухню 9. выдающиеся исторические личности Оценивание презентации осуществляется по номинациям: 1. Нестандартное оформление 2. Простой и лаконичный дизайн 3. Самая информационная 4. Самая красочная II . Выступление с народным танцем. Оценивание народного танца осуществляется по номинациям: 1.Артистичность, выразительность. 2. Внешний вид, костюмы. 3.Исполнительское мастерство 4.Музыкальное оформление. 5.Оригинальность программы. 6. Широта раскрытия темы своего выступления Для проведения конкурса создается Жюри Фестиваля. Подведение итогов. Награждение победителя Фестиваля переходящим кубком и дипломом; призеров Фестиваля дипломами, всех участников грамотами.

Сценарий Фестиваля народов Мира. Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас в этом зале на «Фестивале народов Мира». Наша планета огромна и всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны. В них живут люди разных национальностей. Они различны по цвету кожи и языку, на котором говорят. Но всех их объединяет то, что все жители любят петь песни, танцевать, в стихах и поэмах прославлять свою страну. В каждой из них можно увидеть удивительные места, познакомиться с зажигающими танцами, отведать вкусную еду, услышать непривычную речь. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по странам и континентам. Ведущий 2: И начнем мы его с России – моей родины, которая славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным, хлебосольным народом. Зашумели березы, Закачались красиво! Это значит, друзья, мы попали в Россию. (на сцену приглашаются представители России, встречаем аплодисментами учащихся 9Б класса) Ведущий 1: Официально Армения – одна из самых древних стран в мире (первые сведения о ней относятся к V веку до н. э.). А неофициально страна возникла, когда Ной пришвартовал свой ковчег у горы Арарат. (встречаем гостей из Армении учащихся 6Б класса)

Ведущий 2: Святая земля, так называю страну, о которой сейчас пойдет речь. Эта страна называется Израиль. Здесь, кажется, сама вечность впиталась в землю и проросла храмами трех мировых религий: иудаизма, ислама и христианства. Из Иерусалима вознесся пророк Мухаммед. Здесь Иисус с тяжелым крестом на плечах прошел свой скорбный путь к месту казни – горе Голгофе. (перед вами гости святой земли учащиеся 5А класса) Ведущий 1: В Греции все есть. И прежде всего – в ней есть множество Греций. Одна из них напоминает остров­музей, другая – театральную декорацию, третья – незатейливую провинцию. Белые монастыри на скалах над глубокими бухтами, тенистые террасы, бело­голубые домики – это и есть Эллада, страна трех тысяч островов. (на сцену приглашаются представители страны, где рождаются мифы учащихся 9В класса) Ведущий 2: А теперь давайте переместимся почти к середине Земли, где находится страна­загадка, сюда стремятся попасть многие. По пыльным индийским дорогам путешествуют очень разные люди. Это страна ярких цветов, лоскутных покрывал, сари, резных фигурок богов и слонов, специй, кешью и многого другого… (гости из далекой и загадочной страны Индии ­ учащиеся 9А класса) Ведущий 1: Увидеть Париж и умереть! – крылатая фраза, любимая поэтами и людьми искусства. Кроме этого Франция всегда будет ассоциироваться с Орлеанской девой, тремя мушкетерами и шестнадцатью Людовиками, парижскими тайнами, интригами и морем эмоций. (встречаем гостей страны старинных замков учащихся 7Г класса) Ведущий 2: А эта страна знаменита на весь мир щедростью румяных хозяек в цветочных венках, угощающих ароматными варениками, хороводами девиц в изумрудных полях, веселыми плясками и шумными ярмарками. (встречаем гостей из Украины учащихся 5Г класса) Ведущий 1: Великий Рим… Одной из самой грандиозной достопримечательностью является Колизей – это самый большой из сохранившихся амфитеатров. В современном Риме можно прогуляться по центру города, попить кофе с круассанами, съесть настоящую итальянскую пиццу, наслаждаться вкуснейшим в мире итальянским мороженым. (встречаем гостей из Италии учащихся 8А класса) Ведущий 2: А вот еще одна удивительная страна. Широкая шляпа, коррида, быки, Знойные парни взялись за грудки. И Доны Педро, Родригесы есть, Их здесь в Испании не перечесть.

(перед вами гости страны зажигательных танцев учащиеся 8В класса) Ведущий 1: Куба ­ страна вечного лета и праздника, страна уникальная. Этот остров всегда останется мечтой. Свободная, шумная, веселая, она просто создана для тех, кто не мыслит свою жизнь без бурных вечеринок, танцев, всевозможных развлечений. Здесь ищут экстрима любители приключений; тут останавливаются парочками и по одному с целью уединиться, пожить вдали от цивилизации, в гармонии с природой. (встречаем представителей страны вечного праздника учащихся 11А класса). Ведущий 2: Как и в 19 веке Статуя Свободы встречала тысячи кораблей с переселенцами, прибывающими в Америку в поисках лучшей жизни, так и сейчас исторический памятник притягивает миллионы туристов начинающих свое путешествия с Нью­Йорка. Невероятное количество небоскребов американских городов просто потрясает. (представители страны небоскребов учащиеся 5Б класса встречаем аплодисментами) Ведущий 1: Каждый город Соединенных Штатов уникален и не повторим. Города и их жители разительно отличаются по мере передвижения с востока на запад и с севера на юг. Нью­Йорк и Лос­Анджелес, Сан­Франциско и Бостон, Лас­Вегас и Чикаго, этот список можно продолжать очень долго, каждый город подарит море положительных эмоций. Где еще на планете вы встретите такой город как Лас­Вегас? Только тут можно в полной мере ощутить себя свободным в прямом смысле этого слова. (вновь представители Соединенных Штатов учащиеся 6Г класса) Ведущий 2: Бразилия ­ самое большое по площади и населению государство в Южной Америке. На первый взгляд Бразилия кажется местом расслабленной от жаркого солнца жизни, футбола и карнавала круглый год. Но эти ценности бразильской действительности ­ только часть ее многогранного настоящего. (гости страны контрастов учащиеся 6В класса) Ведущий 1: Румыния ­ страна с богатым прошлым, интересной культурой и очаровательной природой. Сотни племен, прокатившихся через эту территорию в эпоху Великого переселения народов, передали этой земле свою культуру и свои самобытные традиции. (встречаем румынских цыган учащихся 6А класса) Ведущий2: Вокруг пустыни. То жёлтые и нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Мглистое небо дышит зноем, ни воды, ни кустика зелени. Это Африка...А здесь - сплошная зелёная стена джунглей, пройти через которую можно только с топором. Здесь круглый год буйная зелень, рядом, на одной ветке, цветы и плоды. Это тоже Африка. (гости с континента явных противопоставлений учащиеся 7Б класса)

Ведущий 1: Чехия - удивительная страна, страна со старинной историей, захватывающей дух архитектурой, необычной кухней и приветливыми людьми. (представители страны самых приветливых людей учащиеся 5В класса) Ведущий 2: Польша ­ расположена в самом сердце Европы. Она отличается богатой природой, ценными архитектурными и историческими памятниками. Многие уголки страны сохранили свою первозданную красоту, что довольно редко встречается в густонаселенной Европе. (представители одного из крупнейших европейских государств, которое всегда было связующим звеном между Востоком и Западом учащиеся 7В класса) Ведущий 1: Произнося название этой страны, каждый представляет только то, что хочется именно ему: реки и озера, олени и Санта Клаус, снежные склоны и лыжи, доброжелательные и неторопливые жители, ну и, конечно же, рыбалка. Все это Финляндия. (гости с Родины Санта Клауса учащиеся 8Б класса встречаем) Ведущий 2: Великобритания ­ страна, полная природных контрастов: это вересковые пустоши и синие озера Шотландии, крутые обрывы южного и западного побережья, величественные горы и зеленые долины Уэльса, холмы и благоустроенные парки центральной Англии. Это родина великого Шекспира, легендарного Робин Гуда, знаменитой ливерпульской четверки "Битлз", которые известны по всему миру. (перед вами представители страны природных контрастов учащиеся 7А класса) Ведущий 1: Дорогие друзья завершить наше увлекательнейшее путешествие нам бы хотелось в стране, с которой мы его и начали: 1. Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела! 2. Словно птица в небе синем, Распахнувши два крыла, 1. Ты согрела полпланеты – Сто народов! Сто племен! 2. Мы – твои родные дети Пусть синеет небосклон! 1. Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва, Проживаем в добром мире Как на дереве листва. 2. И еще десятки разных Наций, сел и городов! Вместе: Этот день – наш общий праздник! Этот край – наш общий дом!

(на сцене представители моей замечательной Родины ­ России, учащиеся 10А класса) Ведущий 2: Толерантность – слово иностранное, Но для всех понятное давно Будь терпимым к дальнему иль странному Отстраненным, будто бы в кино. Речь здесь не идет о равнодушии И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом, нам совсем не повредит. Ведущий 1: Будь терпимым ко всему иному К вере, взглядам, мыслям и одеждам И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда. Что мы можем жить такие разные, В этом мире вечного движения А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения. Ведущий 2: Всех участников нашего фестиваля я приглашаю подняться на сцену и исполнить песню «Мир похож на цветной луг».