Относитесь к женщинам с уважением. Как быть джентльменом 73 вещи которыми должен руководствоваться джентльмен

Искусство быть джентльменом медленно отмирает. Современные способы мышления нацелены на то, чтобы стать более прогрессивными, продвинутыми в плане технологий, а вот истинные ценности как-то забылись. Нет ничего плохого в том, чтобы жить сегодняшними понятиями и идти в ногу со временем. Но какие-то фундаментальные основы поведенческого характера знать и помнить ни для кого не будет лишним.

В статье пойдет речь о том, как стать джентльменом. Мы используем руководство для джентльмена почти двухвековой давности - и увидим, что эти правила вполне применимы и к сегодняшним взаимоотношениям.

Что значит быть джентльменом?

Это значит, в первую очередь, быть хорошим и воспитанным человеком. Это хорошее отношение окружающих, приоритет при приеме на работу, благожелательное отношение коллег. Женщины предпочитают мужчин с устойчивым и сильным характером, потому что это признак стабильности и серьезных намерений. Дополнительные советы по тому, как стать джентльменом, вы прочитаете далее. Возможно, кому-то эти советы покажутся старомодными и неактуальными, у кого-то они вызовут улыбку, и все же в них много смысла.

Леди и джентльмены

Отношением к женщине во все времена определялось воспитание, которым обладает мужчина. «73 вещи, которыми должен руководствоваться джентльмен» - это полное руководство, содержащее советы на все случаи жизни, которые могут произойти во взаимоотношениях двух полов. Многие советы звучат сегодня наивно, но стоит вдуматься: разве не на них до сих пор держится мир в семье, в любви?

Вот некоторые правила поведения для джентльмена, которые надлежит соблюдать человеку, считающему себя таковым.

Верность, умение уступать и многое другое

Начинается свод правил с того, что следует хранить верность своей избраннице. Неприлично джентльмену оглядываться на других прелестниц, если рядом находится его дама. А за номером два - смелость признать свою ошибку, если вы неправы. И даже если вы чаще бываете правы - не бойтесь уступить своей слабой половине.

А что делать, если она плачет? "Не смейте терять самообладание, - требует руководство, - лучше утешьте ее, возьмите ласково за руку, чтобы она почувствовала себя спокойно и безопасно".

Что такое любовь?

"Любовь - это полное доверие", - говорит нам руководство для джентльмена. Если любишь - надо доверять, не вспоминая о том, что в прошлом вас кто-то предал. И не приведи Господь сравнивать ее с другими девушками! А уж сравнение с теми, кто был у вас прежде - это вообще опасно! Тем более джентльмен никогда не станет расспрашивать свою даму сердца о мужчинах из ее прошлой жизни. И еще полезный совет: настоящий мужчина не дает обещаний, которые он потом не сможет выполнить.

И пишите ей чаще, как советуют умудренные опытом предки. Пусть это будет лишь записка с пожеланием доброго утра или доброй ночи - это тронет ее. Да, в наше время люди чаще пишут сообщения по телефону или письма по электронной почте, но ведь суть от этого не меняется! Мы учимся, как оставаться джентльменом сегодня, а не сто лет назад.

А как же дружба?

Да, бывает и так, что, увлекшись молодой особой, юноша забывает обо всем, и даже о лучших друзьях. В руководстве для джентльменов есть и об этом упоминание: "Проводите с ней много прекрасного времени, но не загубите тем временем свою дружбу! Ведь джентльмен - это рыцарь, а рыцари превыше всего ставят дружбу и верность".

Кстати, по-рыцарски рекомендуется вести себя и с дамой. К примеру, не следует забывать открывать ей дверцу кареты (сегодня - машины), подавать ей руку, помогая сесть или выйти из транспорта, перейти через улицу. Разве это устаревший обычай?

Если же дама - ваша супруга, относитесь к ней с неизменным уважением. Будьте тактичны. Берегите ее и заботьтесь о ней, и тогда она будет заботиться о вас.

Женщины любят ушами

Это выражение знают все - дамы любят слышать приятные вещи, комплименты, признания в любви. Но здесь немного не о том. Джентльмен должен уметь не только говорить, но и слушать. Слушайте ее, не пренебрегайте тем, что она вам говорит. Иначе не оберетесь большой обиды. Да, старое руководство очень пригодится джентльмену, которому надо научиться быть хорошим слушателем!

Вежливость - что это?

Собственно, любое правило из данного руководства построено на вежливости. Есть в нем, например, такой совет: смейтесь над ее шутками, даже если вам не смешно! А если она допускает ошибки, или они были в ее прошлом - не вздумайте ее винить или упрекать. И никогда не оправдывайтесь, если сами допустили ошибку, лучше признайте ее.

Невежливо опаздывать на свидание. В руководстве об этом пишут так: «Она приходит первой. Всегда. Время от времени. Конец истории».

Кое-что с юмором

Руководство для джентльмена дает и некоторые смешные советы. Например: «Деритесь с ней подушками, но не слишком увлекайтесь». А вот о плохой привычке некоторых джентльменов говорить дурно за спиной у своей дамы написано крайне лаконично: «Плохая идея, мой друг!»

И чем не современное напоминание: никогда джентльмен не попросит свою даму что-нибудь ему подарить, а сам при этом никогда не забудет про ее день рождения.

Джентльмен всегда аккуратен

Нет, это не памятка для детей. Это напоминание джентльменам о том, что волосы всегда должны быть чистыми, а ногти - аккуратно подстриженными. Гигиена всего тела - это важная составляющая вашего имиджа. Женщины не любят неряшливых и туповатых парней, это написано в руководстве для джентльмена.

Не заставляйте ее!

Именно так гласит один из пунктов руководства для истинных джентльменов. Если вам хочется посидеть за пинтой пива (или посмотреть футбольный матч - для наших современников), а ей хочется отправиться за покупками в дорогой магазин - придется согласиться с ней. Шопинг важнее.

А что же делает джентльмен, если его дама не может уснуть? Он не предлагает ей виски или водки, нет, он начинает рассказывать ей интересные истории, от которых ее станет клонить ко сну!

И уж точно полезный совет для джентльмена: никогда не шлепайте свою женщину! А если она вас шлепнет - что ж, возможно, вы это заслужили. Очень хочется надеяться, что речь во всех случаях будет идти именно об игривых шлепках. Ударить женщину - об этом нет ни слова в данном руководстве, потому что во все времена это считалось позором для мужчины. А для того, кто считает себя джентльменом - подавно.

И вообще, если вы любите ее…

Если вы любите ее, и вы - джентльмен, вы будете не только говорить ей об этом, но и показывать - всегда, во всем! Не позволяйте ей уходить домой в одиночку, целуйте ей руки, смотрите вместе с ней на закат. И мудрость всех времен и народов: принимайте свою даму такой, какая она есть.

Правила поведения для джентльмена - это бесконечный перечень рекомендаций, в которых есть доля шутки, доля юмора, но в основном они пригодятся молодым (и не очень молодым) мужчинам на все случаи жизни. Хотите идеальных отношений с вашей девушкой, женой, просто подругой? Будьте внимательны, предупредительны, прощайте ей мелкие капризы и уступайте в мелочах. И тогда вы получите в ответ гораздо больше.

Напоследок

Вы не поверите, о чем гласит последний, 73-й пункт свода правил настоящего джентльмена. Он призывает… щекотать друг друга вместе со своей дамой и в конце концов дать ей победить. И это неспроста. Это говорит о том, что эти правила, несмотря на всю серьезность, содержат большую долю иронии. Хотя это не повод не воспринимать их всерьез.

Первое правило гласит: ни при каких жизненных обстоятельствах джентльмен не должен показывать свои эмоции, замешательство. Драматизм, суета, личные переживания по поводу жизненных невзгод – это не для него. Но постоянное совершенствование своих знаний, стремление познать окружающий мир во всех его проявлениях – это то, к чему постоянно стремится джентльмен.

Правило номер два: хочешь быть джентльменом – меняй стиль общения. Общение – одно из необходимых условий для создания благоприятного впечатления о себе. И здесь нужно обладать внушительным словарным арсеналом, хорошими манерами, чтобы не опуститься до языка улиц.

Третье правило касается . Истинному джентльмену не нужно объяснять, что плевать в пол, извлекать громкие рыки, выражаться нецензурными словами – неприлично. Даже носовым платком галантный мужчина должен пользоваться незаметно для остальных.

Настало время поговорить о внешнем виде настоящего джентльмена. Согласно правилу номер четыре, чтобы быть на высоте, нужно ходить непринужденно, легко, с высоко поднятой головой.

Джентльмен познается в общении с женщиной

Истинный джентльмен всегда вежлив, внимателен и обходителен с женщинами. Для него уступить даме место или встать, когда она входит в комнату – это естественно и не наигранно. Где бы ни находился мужчина: на званом обеде, в компании друзей или на деловом приеме - ведет он себя по-джентльменски. Распознать джентльмена можно именно по тому, как он относится к слабому полу. Это было простое, но нужное правило под номером пять.

Правило шестое: воспитанность и хорошие манеры не означают, что нужно всегда держать свои эмоции на замке. Истинный джентльмен имеет отличное чувство юмора, но никогда не позволит себе посмеяться над другими. Провожать женщину до входной двери – это святая обязанность джентльмена. Но лишь за ней остается право решать: входить ему в дом или нет.

Современный джентльмен может позволить себе не носить французские запонки, пальто умеренной длины, трость, но владеть иностранными языками, быть знакомым с искусством, классической музыкой, игрой в гольф - обязан. Манеры, изящные жесты, красивая походка должны идти изнутри, дополняя образ истинного джентльмена. Настоящий джентльмен – это человек, который, даже споткнувшись, не произнесет плохого слова.

“Все хотят быть Кэри Грантом. Даже я сам хочу им быть”, - говорил актер в одном из интервью. Но в каждой шутке есть доля шутки: Кэри Грант – идеал невозмутимого и остроумного джентльмена, каким его представляли в середине ХХ века, и идеал актера, каким его представляли в “золотой век” Голливуда - был выдуман и создан человеком, когда-то носившим это имя. В день рождения актера проект Weekend сформулировал 7 правил, которые помогли Кэри Гранту стать тем, кем он хотел.

1. Сменить имя на более подходящее

Псевдоним “Кэри Грант” актеру подарили на студии Paramount в 1931 году, он был созвучен имени другой звезды того времени – Гэри Куперу, даже инициалы были похожи C.G. и G.C. До этого почти 27 лет он жил под фамилией Лич и именем… Арчибальд!

Сам Арчи Лич тоже не был в восторге от своих паспортных данных. Он родился в Бристоле в семье, как принято говорить, “среднего достатка”, его отец Элиас Лич был портным на швейной фабрике. Что касается матери, ее трагическая судьба пересказана множеством биографов актера: он был еще совсем маленьким, когда мать поместили в лечебницу для душевнобольных. Отношения с отцом после этого не заладились, и в 14 лет Арчи Лич сбежал из дома и присоединился к бродячей труппе акробатов. Вместе с этой труппой в начале 1920-х годов акробат, мим и жонглер Арчи Лич оказался по другую сторону океана – в Нью-Йорке, где продавал галстуки и ходил на бродвейские прослушивания в ожидании своего счастливого часа.

“Я провел большую часть своей жизни, разрываясь между Арчи Личем и Кэри Грантом: не будучи уверенным ни в одном из них и сомневаясь в обоих. Я притворялся кем-то, кем хотел быть, до тех пор, пока не стал этим человеком. Или он стал мной”.

Свои первые более-менее заметные роли в кино он сыграл в паре с Мэй Уэст в фильмах “Она обошлась с ним нечестно” и “Я не ангел”. В начале своей карьеры в кино он зарабатывал немногим больше статистов: играя роль лейтенанта Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” (1932), он получал 450 долларов в неделю, а за роль Черепахи Квази в экранизации “Алисы в стране чудес” (1933) – 750 долларов в неделю, и это при том, что ради роли ему приходилось забираться внутрь весьма экстравагантного костюма…

2. Трепетно относиться к своему внешнему виду

Имя Кэри Гранта стало синонимом хорошо одетого мужчины. Его считали педантом в плане одежды: сохранилось даже письмо Гранта одному их своих портных, где он критикует присланную рубашку за слишком короткий воротничок. Сам же актер себя никогда не считал особым модником и следовал завету отца, служившего в свое время портным: “Мой отец всегда говорил: пусть видят тебя, а не костюм. Он должен быть вторичным”.

© Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros.

Кэри Грант в фильме “Ночь и день”, 1946 год

Тем не менее, в 1960-х в журнале This Week вышла статья Кэри Гранта, где он рассуждал о принципах, которым стоит следовать, если хочешь достойно одеваться.

“Я уверен, что мужская одежда - так же, как женская - должна подчеркивать достоинства фигуры и скрывать недостатки. Во всех случаях самый надежный стиль поведения - это золотая середина, вдумчивая благоразумность. Одежда должна быть комфортной, понятной и не вызывающей беспокойства”.

Вот, кстати, и пара практических советов от Кэри Гранта из этой статьи.

  • Одна пара дорогих ботинок лучше, чем четыре пары дешевых: “Мой отец когда-то дал мне отличный совет, который сослужил мне прекрасную службу в те времена, когда мои заработки были невысоки. Он сказал: лучше купить одну хорошую, пусть и дорогую пару обуви, чем четыре дешевых. Пара ботинок, сделанная из хорошей кожи, при надлежащем уходе запросто переживет те четыре. То же самое с костюмами. Просто покупайте то лучшее, что вы можете себе позволить, даже если это значит, что вы будете покупать намного меньше”.
  • Аккуратнее с рукавами: “Если рукава слишком широки (непропорционально широки по сравнению с обычными), образуется слишком глубокая пройма. Даже не думайте о покупке, если вы среднего или худощавого телосложения - вы будете неплохо выглядеть со спины, но ужасно спереди с рукавами, которые постоянно перекашиваются, когда вы поднимаете руки. Вещи с глубокой проймой популярны, например, среди рабочих, потому что одна и та же куртка подходит многим людям” .
  • Если выбирать только один костюм, то лучше темный: “Что же следует покупать? Итак, если ваш бюджет ограничен и вы можете позволить себе лишь один костюм, я бы выбрал что-то ненавязчивое. Темно-синий, почти черный, из легкой ткани, подходящий как для дня, так и для вечера. Я предлагаю остановиться на легкой ткани, потому что сегодня большинство ресторанов, офисов, магазинов и театров хорошо отапливаются и осенью, и зимой. К своему удивлению, я обнаружил, что это так даже в Москве. Так что холодная одежда будет причинять вам неудобство, только если вы находитесь на улице” .

Безусловно, Грант одевался согласно моде своего времени. В 1940-х это были строгие темные костюмы в полоску, как у его героя-альфонса из “Подозрения” (1941). В 1960-х мягкие двубортные пиджаки и узкие галстуки, в таких он убегает от наемных убийц в фильмах “На север, через северо-запад” (1959) или “Шарада” (1963). Неизменные фетровые шляпы-федоры, которые его герои сдвигают на глаза в попытке “замаскироваться”: так делал Мортимер в ленте “Мышьяк и старые кружева”, когда тайно женился на своей возлюбленной, из-под такой шляпы поглядывал его Девлин, когда шпионил в “Дурной славе”. Главное, что роднит этих героев и самого актера – безупречные костюмы и белые рубашки.

Кэри Грант в фильме “Подозрение”, 1941 год

Еще одна характерная особенность Кэри Гранта – загар, причем настолько сильный, что на некоторых фотографиях актер выглядит и в правду “забронзовевшим”. В вопросе солнечных ванн он был столь же придирчив, как и в любом другом: только натуральный загар, никаких специальных средств или солярия.

При этом Гранту от природы была присуща элегантная небрежность, с которой ему удавалось носить не только смокинги и цилиндры, но и выкручиваться из “непредвиденных ситуаций” на экране и в жизни, лишь приподнимая бровь в знак удивления.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/20th Century Fox Film Corporation

Мерилин Монро и Кэри Грант в фильме “Обезьяньи проделки”, 1952 год

3. Не зацикливаться на деньгах

Родители Кэри Гранта, как известно, никогда были богаты, да и сам актер в первые годы своей нью-йоркской жизни перебивался случайными заработками. Это научило его рационально относиться к деньгам. В Голливуде он долгое время был единственным независимым актером, не имевшим агента и самостоятельно заключавшим контракты со студиями. И если в начале 1930-х годов он зарабатывал в среднем 450 долларов в неделю, то, например, роль в знаменитой хичкоковской ленте “На север через северо-запад” принесла ему 450 000 долларов, плюс 315 000 долларов сверхурочных и процент от прибыли; а гонорары последних фильмов составляли уже несколько миллионов.

Но при всей свое разумности и экономности Грант никогда не был скрягой, он часто принимал участие в благотворительных акциях. Например, весь свой гонорар за роль в комедии “Мышьяк и старые кружева” - 100 000 долларов – он передал в американский Фонд помощи жертвам Второй мировой войны.

В 1942 году Кэри Грант женился на Барбаре Хаттон, богатой наследнице, чье состояние составляло несколько десятков миллионов долларов. Для обоих это был не первый брак, и первые два бывших супруга Барбары не стеснялись запускать руку, а то и обе, в ее кошелек.

“Я знаю, что нас называли Cash and Cary (“Наличка” и Кэри, прозвище вдвойне обидное еще и потому, что в английском созвучно “cash and carry” - “заплати и уноси”, как называют универмаги самообслуживания – прим. ред.), но я никогда не просил у Барбары ни пенни. Я женился не ради денег, слава богу, это правда. Возможно, что когда я женился, то не руководствовался здравым смыслом, но деньги не играли здесь никакой роли”.

Американская светская львица Барбара Хаттон, 1931 год

Действительно, Кэри Грант был единственным из семи мужей Барбары, который не взял ни цента из ее денег, заботился о ее сыне больше, чем его собственный отец граф вон Харденберг и старался поддерживать ее даже после развода, насколько она позволяла.

В то время как состояние его экс-супруги уменьшалось на глазах из-за ее расточительности, Грант своими доходами тоже старался распоряжаться с умом, вкладывая в их в акции и доходные предприятия. На пенсии он вошел в совет директоров косметической компании Fabergé (в 1989 году компания была куплена концерном Unilever, и бренд перестал существовать).

4. Любить женщин

Всего Кэри Грант был пять раз женат, а количество романов, кажется и вовсе не сосчитать. В кино его партнершами были самые известные красавицы своего времени: Мэрилин Монро и Ингрид Бергман, Джоан Фонтейн и Джинджер Роджерс.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Paramount Pictures/Warner Independent/Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Кэри Грант с актрисами Джинджер Роджерс (в фильме “Мартышкин труд”), Ингрид Бергман (в фильме “Дурная слава”) и Эвой Мари Сейнт (в фильме “На север через северо-запад”)

Говорили, что на съемках “Плавучего дома” он безумно влюбился в Софи Лорен, которая была моложе его на 31 год, но та выбрала Карло Понти, чем разбила бедняге Гранту сердце. И при всем этом в течение жизни актера не утихали слухи о его гомосексуальности.

Грант комментировал подобные выпады и вопросы со своей обычной сдержанностью: “У меня нет планов писать собственную автобиографию, я оставляю эту работу другим. Уверен, они смогут сделать из меня гомосексуалиста, нацистского шпиона или еще кого-нибудь”.

Его первой супругой стала актриса Вирджиния Черрилл, та самая, что сыграла слепую цветочницу в чаплинских “Огнях большого города”. Они прожили вместе всего год, во время развода актриса обвинила Гранта в бытовом насилии, он не стал комментировать этот факт во время процесса, но пресса немедленно подхватила историю. После развода актер впал в затяжную депрессию, начал лечиться у психоаналитика. Впоследствии в течение всей жизни Грант не раз обращался к специалистам, принимал сильнодействующие средства и даже наркотики. Тот факт, что он какое-то время принимал ЛСД, подтверждает в своей книге и его дочь Дженнифер.

Его следующий брак с миллионершей Барбарой Хаттон продлился чуть дольше, 3 года, и все это время был одной из самых популярных тем таблоидов. Как мы уже писали, богатство Барбары привлекало к ней главным образом охотников за приданым и благородство Кэри в вопросе денег, по идее, должно было сделать этот брак более крепким, однако в июле 1945 года Хаттон подала на развод, назвав в качестве причины то, что “Грант не любил ее друзей”. Действительно, во время их совместной жизни главной темой для споров были многочисленные вечеринки и “халявщики”, окружавшие Хаттон и жившие за ее счет. Тем не менее, экс-супруги остались друзьями.

“Каждый следующий брак кажется труднее предыдущего. Но я с большим энтузиазмом принимаю “наказание” и каждый раз “наступаю на эти грабли”, чтобы получить очередную порцию страданий. И не спрашивайте меня, почему”.

Кэри недолго оставался одиноким: в 1948 году на съемках фильма “Каждая девушка должна выйти замуж” он познакомился с британской актрисой Бетси Дрейк, и через год они поженились. Этот брак примечателен тем, что стал самым длинным для Гранта, они прожили вместе 13 лет, а также тем, что именно Дрейк “познакомила” его с препаратом под названием ЛСД. Они развелись в 1962 году.

Три года спустя 61-летний Грант снова пошел под венец с 26-летней красавицей Дайан Кэннон, которая помогла актеру справиться с наркотической зависимостью и родила ему единственную дочь Дженнифер. Но и этот брак продержался всего пару лет. В пятый и последний раз Грант женился в возрасте 77 лет Барбаре Харрис, которая была на 47 лет моложе его и на тот момент работала PR-менеджером одного британского отеля. Свадьба была скромной, проходила она 15 апреля 1981 года в доме жениха в Беверли Хиллс, а среди приглашенных были только дочь Гранта Дженнифер, его адвокат Стенли Фокс с женой и филиппинец-дворецкий, работавший тогда у Гранта, тоже с супругой. После смерти актера в 1986 году его наследство было разделено между дочерью и последней женой.

5. Всегда оставаться положительным персонажем

Один из главных фактов актерской биографии Кэри Гранта – он никогда не играл злодеев. В комедии “Мышьяк и старые кружева” его герой театральный критик Мортимер оказывается единственным вменяемым членом безумной семейки. По сюжету, его тетушки, известные на весь Бруклин своей благовоспитанностью, оказывается травят одиноких людей и закапывают их в подвале своего дома, а помогает им в этом деле безумный брат Мортимера, возомнивший себя президентом Рузвельтом и периодически “копающий” в подвале Панамский канал, да и второй брат оказывается убийцей.

Грант был одним из любимых актеров Хичкока, но даже мастеру саспенса не удалось превратить его в антигероя. В фильме “Поймать вора”, где партнершей Гранта была Грейс Келли, он играет бывшего вора Джона Роби по кличке Кот, которого подозревают в серии краж драгоценностей, прокатившейся по Французской Ривьере. И хотя все улики против Кота, к концу фильма ему удается оправдать себя.

Единственным случаем, когда Хичкоку удалось добавить каплю сомнения к безупречному кинообразу Гранта, стал фильм 1941 года “Подозрение”. Грант играет здесь бездельника и повесу Джонни Эйсгарта. В пригородном поезде он знакомится с Линой (Джоан Фонтейн), скромной дочкой отставного английского генерала, живущей с родителями в небольшом сельском имении. Лина без памяти влюбляется в Джонни и сбегает с ним. Вернувшись из свадебного путешествия, героиня осознает, что у ее мужа ни гроша за душой, он игрок и по уши в долгах. Она начинает подозревать мужа, что тот женился на ней ради приданого, которое оказалось на деле не таким большим, как он рассчитывал, а таинственная смерть лучшего друга Джонни и его увлечение детективами убеждает Лину в том, что она должна стать следующей жертвой супруга.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/RKO Radio Pictures Inc.

Кэри Грант и Джоан Фонтейн в фильме “Подозрение”, 1941 год

Кульминацией фильма становится сцена, в которой герои несутся в машине по опасному участку дороги, идущей вдоль побережья, и Лина чуть не срывается в обрыв из-за случайно открывшейся дверцы машины. В тот момент не сразу ясно, пытается Джонни ее спасти или убить. На самом деле, Хичкок изначально задумывал превратить героя Гранта в убийцу и весь фильм логически подводил к такой концовке. Однако продюсеры воспротивились, посчитав, что это может плохо сказаться на имидже актера в будущем, и потребовали изменить финал: в результате все заканчивается хорошо, хотя сомнения в честности героя у зрителя все равно остаются.

В жизни актера дела обстоят похожим образом, несмотря на обвинения бывших жен в побоях или изменах, несмотря на проблемы с наркотиками и кучу прочих слухов, окружавших его всю жизнь, Кэри Гранту удалось сохранить репутацию “хорошего парня”.

6. Сохранять чувство юмора в самых суровых ситуациях

“Коньком” Кэри Гранта в кино всегда были комедии, как “Мышьяк и старые кружева” или “Воспитание крошки”, и даже триллерам Хичкока он добавлял нужную долю юмора. В фильме “На север через северо-запад” он умудряется “вставить свои пять копеек” на допросе у незнакомцев, принявших его за шпиона. Когда один из них запирает его в библиотеке со словами: “Подождешь здесь”, герой отвечает: “Не возвращайтесь! Книги моя страсть”. А чего стоит его “испуганный” взгляд в финале “Поймать вора”, когда героиня Грейс Келли сообщает ему, что ее маме понравится в его доме!

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros. Pictures

Кэри Грант в фильме “Мышьяк и старые кружева”, 1944 год

При этом, Грант считал комедию одним из самых сложных для актера жанров.

“Секрет хорошей комедии в том, чтобы она выглядела естественно в любых обстоятельствах. Кино - самое сложное из этих обстоятельств. Стоя на сцене, ты хотя бы знаешь, смеются в зале или нет. А во время съемок фильма невозможно угадать будущую реакцию, остается только пытаться верно все рассчитать и разместить в правильном месте и надеяться, что через месяц, когда картину покажут в кино, окажется, что все было рассчитано правильно. Это сложно и требует опыта. Я навсегда запомнил фразу, которую произнес на смертном одре актер Альфред Мэттьюс (известный в Англии театральный актер – прим. ред.): “Умирать тяжело, но не так тяжело, как играть в комедии”.

7. Стареть красиво

С возрастом из смазливого юноши он превратился в сурового красавца с волевым подбородком, а седина, лишь добавляла ему шарма в глазах поклонниц. Но сам актер, не стремился молодиться, несмотря на молодость своих жен.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans

Англо-американский актёр Кэри Грант на фото 1930-х годов и 1950-х

Известно, что Ян Флеминг держал в голове образ Кэри Гранта, когда придумывал своего легендарного агента 007 Джеймса Бонда. И именно его писатель предложил на роль для первого фильма “Доктор Но” (1962), но актер, которому на тот момент исполнилось 58 лет, счел себя слишком старым для роли шпиона-ловеласа и отказался.

“Когда люди говорят тебе, что ты молодо выглядишь, они также говорят о том, насколько ты стар”

Год спустя он снялся в фильме “Шарада” вместе с Одри Хепберн, которая была моложе его на 25 лет. Соглашаясь на эту роль, он вновь посчитал себя слишком старым, чтобы изображать “героя-любовника” бегающего за молоденькой старлеткой, и попросил внести изменения в сценарий, дабы подчеркнуть их разницу в возрасте: в результате не он бегает за героиней Хепберн, а наоборот, она “преследует” его.

В 1966 году Грант принял решение “уйти на пенсию” и больше не возвращался в кино, не смотря на уговоры Билли Уайлдера и Стэнли Кубрика, и занялся косметическим бизнесом.

“Моя жизненная формула проста: я встаю утром и иду спать ночью. Между этим я нахожу для себя лучшее занятие, которое могу придумать”.

Кэри Грант умер в 1986 году, его тело было кремировано, а прах, по желанию покойного, развеян над Тихим океаном.

Эскиз гравюры для Journal des dames et des modes («Журнал дам и мод»). 1803-1804 годы Скачать стикеры для Telegram, сделанные на основе изображений из главного модного журнала Франции, можно .

Внешний вид джентльмена

Будьте осторожны в выборе одежды. Неизвестно, кто встретится вам сего-дня, так что лучше не покидать дом вовсе, чем покидать его плохо одетым. Яркие цвета и обилие украшений не подобают джентльмену.

Коробочка для табака, часы, запонки, пуговицы на рукаве, цепочка для часов и одно кольцо — это все драгоценности, которые может позволить себе носить хорошо одетый мужчина.

Наймите хорошего портного, ведь костюм из грубого сукна, который хорошо скроен и идеально вам подходит, будет куда более элегантной деталью вашего гардероба, чем плохо сделанная вещь из самой дорогой материи.

Каждая деталь вашего костюма должна быть аккуратной. От завитка волос и до кончика ботинка все должно производить впечатление совершенства. Од-на-ко после того, как вы взглянули на себя в зеркало перед выходом, вы дол-ж---ны забыть о своей одежде. Нет ничего хуже мужчины, суетящегося в обществе из-за внешнего вида, — закатывающего рукава, поигрывающего усами, оттяги-вающего ворот или постоянно поправляющего узел галстука. Одевшись, не пы-тайтесь что-либо изменить в своем костюме до тех пор, пока вновь не ока--же-тесь в гардеробной.

Пусть ваши волосы, борода и усы всегда будут идеально гладки, хорошо уло-жены и безупречно чисты.

Утренний наряд. 1803 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Деловой костюм. 1808 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Джентльмен за столом

Может показаться, что прием пищи — чрезвычайно простая вещь, однако нет другой такой ситуации, в которой джентльмен и вульгарный человек раз-нятся столь сильно, как за столом.

Благовоспитанный человек, получая приглашение отобедать с другом, отве-чает на него без промедления, вне зависимости от того, принимает он его или нет.

Если вы пришли по приглашению и обнаружили, что среди гостей нет дам, вы можете отправиться к столу с любым джентльменом, стоящим рядом с ва-ми, либо с тем, с кем вы беседовали в момент, когда вас позвали к столу. Если ваш компаньон старше вас, на него распространяются те же правила учтивости, какими бы вы руководствовались, будь он дамой.

Покрывать грудь салфеткой — привычка устаревшая, а теперь еще и почитае-мая вульгарной.

Никогда не следует засучивать рукава, будто вы собираетесь вымыть руки. Иные мужчины поступают так, однако это знак дурного воспитания.

Если в листьях салата или же на тарелке с фруктами вы увидите червя или насекомое, передайте ее прислуге без какого-либо комментария. Вам принесут другую.

Много есть — омерзительно. Впрочем, если вы съедите слишком мало, ваш хозяин может подумать, что вам отвратительно его угощение.

Всегда используйте общие ложечку для соли, щипцы для сахара и нож для мас-ла. Используя свой собственный нож, ложку или пальцы, вы демон-стри-руете шокирующую потребность в хорошем воспитании.

Помните, что ваша вилка служит только для того, чтобы подносить пищу с тарелки ко рту, и что джентльмен никогда не ест с ножа.

Никогда не дуйте на суп, если он горяч, а дождитесь, пока он остынет.

Никогда не заказывайте суп дважды.

Всегда утирайте губы перед тем, как пить из бокала, ибо ничто не выглядит столь дурно, как жир с ваших губ, отпечатанный на стекле.

Соблюдайте трезвость; никогда не пейте за столом более одного вида вина и вообще не проявляйте усердия в этом вопросе.

Не кладите фрукты или конфеты в карман, чтобы забрать их с собой.

Джентльмен на улице

Не курите на улице до наступления темноты и вынимайте сигару изо рта, если встретили даму.

Прогуливаясь с дамой или джентльменом, который старше вас, позвольте им идти по той части улицы, что ближе к домам.

Гуляя с дамой или просто проходя мимо нее, следите за тем, чтобы не насту-пить ей на платье.

Вы можете поклониться даме, сидящей у окна, когда идете по улице, но вам не следует приветствовать поклоном даму, если вы сидите у окна, а она идет по улице.

В случае нежданного дождя вам следует (если обстоятельства делают это уме-стным) предложить свой зонт даме, которая не имеет зонта. Если она при-нимает зонт и спрашивает ваш адрес, чтобы его вернуть, оставьте зонт ей. Если она настаивает, что не желает вовсе лишать вас зонта, вы можете предложить сопроводить ее до дома, однако в таком случае по пути не следует заводить бе-седу. Когда впоследствии вы будете покидать ее, позвольте ей поблагодарить вас, уверьте, что для вас было честью оказаться к ее услугам, после чего про-щай-тесь и уходите.

При встрече на улице этикет не обязывает джентльмена снимать перчатки, чтобы пожать руку даме, кроме случаев, когда на ее руке нет перчаток.

Если вы приветствуете кого-то , снимая шляпу, нет никакой нужды одновре-менно с этим склоняться в поклоне, кроме случаев, когда вы хотите выглядеть особенно почтительно и благоговейно, как бывает при встрече с епископом.

Если некто низкого происхождения приветствует вас, приподнимая шляпу, вам следует сделать в ответ то же самое.

Не останавливайтесь и не присоединяйтесь к толпе, собравшейся вокруг уличного представления или музыканта, если не хотите сойти за сельского жителя, выбравшегося в город на праздник.

Наряд для бала. 1800 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Наряды для бала. 1832 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Джентльмен на балу

Из всех развлечений, доступных молодым людям, нет более радостного, чем танцы.

Если вам выслали приглашение на бал, отвечайте на него без промедления.

Если вы явились на бал один, не следует целиком посвящать себя одной даме. Ваше внимание должно быть разделено поровну между несколькими; также помните, что ни при каких обстоятельствах нельзя танцевать дважды с одним и тем же партнером.

Приглашая даму на танец, используйте фразу: «Почтите ли вы меня своей рукой для кадрили?» или же «Могу ли я иметь честь танцевать этот танец с вами?». Такие фразы более уместны ныне, чем «Могу ли я иметь удоволь-ствие…» или «Доставите ли вы мне удовольствие танцевать с вами?».

Когда вы танцуете с дамой, которую видите впервые, вам не следует говорить с ней.

Если дама отказала вам в танце с нею, не следует просить о том же сидящую рядом. Не следует также сразу же отправляться к другой даме, а стоит некото-рое время пообщаться с той, к которой вы изначально обращались с предложе-нием. Затем следует на какое-то время присоединиться к джентльменам, и лишь после этого вы можете искать себе другого партнера для танца.

Никогда не танцуйте без перчаток. Это незыблемое правило.

Если вы сопровождаете жену на бал, ни в коем случае не танцуйте с ней.

Если бал дают в вашем доме или же в доме вашего ближайшего родствен-ни-ка, вашей заботой становится обеспечение партнерами всех дам — молодых и старых, прекрасных и уродливых. Однако партнером самых старых и самых уродливых, скорее всего, придется стать вам.

Не следует быть в числе тех, кто покидает бал в последнюю очередь. Куда лучше покинуть его раньше, ведь, оставаясь на балу слишком долго, вы даете другим повод решить, что приглашения на балы приходят вам нечасто и сейчас вы хотите получить от редкой возможности как можно больше.

Никогда не отбивайте ритм музыки ногой или тростью. Нет ничего более от-вратительного.

Вам следует говорить «фортепиано», а не «пиано-форте».

Джентльмен беседует

Мужчины, которые способны говорить лишь о забавных мелочах, редко бу-дут популярны у женщин старше 25 лет.

Вовсе необязательно выкладывать все, что вам известно. То, что джентль-мен говорит, должно быть тем, во что он верит.

Избегайте жаргона. Он не украшает, а пятнает разговор.

Крайней степенью грубости следует считать произнесенную в большой ком-пании фразу, которая понятна лишь одному человеку. Крикнуть: «Джордж, я вче-ра встретил Д. Л., и он сказал, что возьмет это под свой контроль!» — так же грубо, как подойти к Джорджу и шепнуть что-то на ухо.

Если вы в компании одних лишь джентльменов, никогда не просите кого-либо спеть или рассказать историю.

Человек нечасто может позволить себе рассказывать истории в обществе; они, как правило, утомительны и для многих присутствующих могут оказаться «дважды рассказанной сказкой». Короткий блистательный анекдот, который применим к разговору, — это все, что воспитанный человек может себе позволить.

На званом вечере вам никогда не следует говорить с мужчиной о его профес-сии. Так, ни к чему заводить разговор о политике с журналистом; о лихорад-ке — с врачом; о ценных бумагах — с маклером; а также (если, конечно, вы не хо-тите вызвать крайнюю степень его изумления) об образовании — со студентом.

Никогда не спрашивайте о цене вещи. Эту страшную ошибку чаще всего совершают нувориши.

Джентльмен пишет письма

Нет другой такой же важной дисциплины, нет другого столь же важного способа общения с мужчинами, нет другого подобного качества, которое делает джентльмена джентльменом, как способность написать хорошее письмо.

Излагайте мысли своими словами, никогда не заимствуя чужих. Если вас уличат в плагиате, вам никогда не удастся восстановить свою репутацию оригинального человека.

Отправляя письмо с запросом, всегда вкладывайте марку для ответа. Если вы обеспокоили вашего респондента необходимостью изыскать для вас какую-то информацию, у вас нет права вынуждать его оплачивать почтовые услуги.

В письмо с просьбой об автографе всегда должна быть вложена марка для от-вета. В подобном письме также необходимы комплиментарные слова, объяс-няю-щие ценность для вас этого имени. Вы можете указать на дела и поступки знаменитости, сделавшие его имя таким желанным.

Приглашения следует посылать с вашим слугой или клерком. Нет ничего более вульгарного, чем отправить приглашение с посыльным, к тому же так повышается риск того, что приглашение может опоздать.

Если вы впервые приглашаете даму присоединиться к вам в конной поездке, прогулке или посещении публичных мест, вам также следует пригласить ее мать, сестру или иную леди из той же семьи, однако же если у вас есть мать или сестра, с которой эта дама хорошо знакома, то в приглашении вам следует указать, что ваша мать или сестра будут сопровождать ее в поездке.

Написанная красивым почерком визитная карта — самый элегантный ва-риант для джентльмена, следом за которой идет карта тисненая. Отпечатанная карта используется крайне редко и никакой элегантности в ней нет.

Костюмы для прогулок и охоты. 1834 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Придворное платье. 1805 год Journal des dames et des modes, Costume parisien / Rijksmuseum

Джентльмен и его слуги

Слуги — это необходимое зло.

Нельзя просить за столом о какой-либо помощи джентльмена или леди; все-гда следует обращаться к слугам.

Никогда и ни при каких обстоятельствах, будь то званый ужин или просто обед с семьей, не разговаривайте со слугами. Также не следует отпускать какие-либо ремарки по поводу одного из них, обращенные к гостям, ибо нет лучшего способа показать вашу невоспитанность. Следует спокойным и серь-езным тоном отдавать слугам короткие распоряжения и терпеливо ждать, когда они будут исполнены.

Некоторые леди имеют привычку обсуждать с друзьями сложности найма хорошего слуги. Это показатель крайней степени невоспитанности. Такие темы никогда не должны быть предметом разговора.

Джентльмен и общество

Если вежливость — это маска, как уверяют многие философы, то эта маска принесет вам любовь и уважение, отчего ее лучше носить, нежели держать в стороне.

Существует разница между вежливостью и этикетом. Истинная вежли-вость — врожденное свойство, каковое можно найти даже в дикарях, однако же этикет — это внешнее выражение вежливости, сводящееся к правилам, дей-ствую-щим в хорошем обществе.

Если вы бедны, но общество принимает вас благодаря заслугам вашей семьи или вашим талантам, избегайте ловушки, в каковую часто попадают молодые люди, начиная жить не по средствам.

Если вы потеряли состояние или позицию в обществе, мудрее ретироваться из него самостоятельно, чем ждать, когда оно вынудит вас уйти.

Выставку «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века» можно посетить в Государственном историческом музее до 28 июля 2017 года.

Источники

  • Hartley C. B. The Gentlemen’s Book of Etiquette, and Manual of Politeness.
  • A Gentleman. The Laws of Etiquette, or Short Rules and Reflections for Conduct in Society.