Над мной 6 лет издевались в школе. «Не могу забыть, как надо мной издевались в школе. Она очень сильно волновалась, как отреагируют на нее одноклассницы

Издевательством в школе могло быть и колкое слово «буллинг «- это и обзывание, и словесное унижение, а могло быть и похуже — физическое. С появлением интернета издеваться дети научились и через социальные сети, распуская сплетни и распространяя видео/фото издёвки.

Издевательства в школе

Дети на все обращают внимание: как ты одеваешься, как говоришь, кто твои родители, что ты кушаешь и как ты вообще живешь, и это сразу становится возможностью подкалывать и находить слабые, ранимые места. А когда ты попробуешь что-то ответить, так готовы еще и прижать тебя к стенке.

Порой оскорблений словами становится мало, тогда подростки переходят к физической силе. Дернуть за волосы, поставить подножку, копнуть, ударить книжкой по голове. Такие издевки всегда сопровождаются насмешками и словесными унижениями. Знакомо правда? Понимаешь, они так делают ради прикола, тем более, если ты не можешь дать сдачи. Им как-то все-равно, что тебе стыдно или больно. Даже, если ты попытаешься защититься, то они считают, что как это ты посмел противостоять и надо тебя проучить.

Иногда дети бойкотируют какого-то ребенка, будто он пустое место. Не разговаривают с ним, вообще не обращают внимание на его присутствие. Также для прикола одноклассники насильственно заставляют что-то делать, раздеться например, угрожая расправиться или что-то отбирают. Бывают случаи, что бьют телефон, рвут тетради, отбирают деньги или вещи.

Дети безжалостней взрослых, поскольку они еще не знают той границы боли и жестокости.

Что делать родителям, если обижают их ребенка

Клинический психолог Вероника Степанова рассказывает какие дети становятся объектом буллинга в школе и что делать родителям, если заметили признаки издевательств над их ребенком:

Некоторые родители не обращают на ребенка внимания, не учат его, и он растет в семье, но одинок. Эту агрессию надо куда-то выплеснуть. Эту обиду он возмещает на тебя. А если еще и связался с уличной компанией, и живет по уличным законам, то пытается унизить слабаков, поскольку они ничтожны.

Если в семье царит любовь и поддержка, но в школе его унижали, то ребенок тоже начинает обижать других, чтобы стать сильнее или возмести обиду. Присмотрись к своим одноклассника и ты заметишь, что всегда найдется кто-то крутой, «главарь» класса, который пытается поддерживать свой авторитет, считая это правильным. Другие же ребята подражают ему, хотят тоже быть крутыми.

В душе эти дети также переживают и волнуются как и ты, только они поняли, что издевательством над другим можно прикрыть свой страх и свою неуверенность. Это, знаешь, по чем сразу видно? Когда даешь таким отпор, они сразу трусят и теряются.

Представь, перемена, скучно. Как можно повеселиться? Да, для некоторых, это развлечение, кого-то подколоть, поиздеваться, тем более, что все это воспринимают, как игру, что-то веселое. Даже, если и другим такое и не нравится, можешь быть уверен, что они не будут протестовать, поскольку сами бояться оказаться на твоем месте.

Мальчики часто обижают девочек. Так знай, что им они могут и нравится, но проявлять чувства они не умеют, симпатия вызывает внутренний дискомфорт, но сами этого они не осознают и не понимают. А что нам не понятно, то чуждо.

Агрессия возникает при зависти и ревности, когда ребенок осознает свое чувство, но стыдиться его, поэтому защищается путем издевательства над лучшим.

Просто пойми, что если над тобой издеваются, то это значит, что ты в чем-то лучше их, хотя не ты, не они сами не могут этого понять. Это придает уверенность в себе, правда.

Что обычно заводит детей издеваться над кем-то

  • Семья в которой тебя любят родители и балуют — значит любимчик, лучший за других, а это вызывает зависть и ревность.
  • Неблагополучная семья или бедная, значит бомж и отстой — тоже не такой как все.
  • Одежда всегда говорит о твоем достатке. Если одет по-бедному или странно. Отличаешься и не подходишь по статусу, хотя и неизвестно, как они действительно живут. Круто одеваешься — тоже ревность.
  • Гаджеты, ты можешь оказаться изгоем и хвастунишкой, поскольку тебе завидуют. А если не имеешь, как у других, то соответственно не можешь быть в их кругу.
  • Внешность и как ты себя воспринимаешь, широкое поле для издевок. Главное, чтобы ты себя любил и уважал, а иначе будут и прозвища и издевательства. Неуверенный в себе — неудачник, уверенный в себе — зазнайка. Красивый — ревность, некрасивый — отстой.
  • Интересы могут послужить основой для насмешек, а также твои взгляды. Но, все равно, не отступай и будь самим собой.

Как видишь, в любом случае ты можешь стать вороной и неудачником для агрессоров. Так зачем тогда беспокоиться о их мнении?! Всем понравиться невозможно. Просто осознай это!

Как бороться с агрессорами и как себя вести

  • Холодное игнорирование.
  • Провокаторы рассчитывают на твое истерическое возмущение, что тебя это заденет за живое, пробуют, что на тебя подействует. Если не будет ответной реакции, то они отступят.

Как бы не было тяжело и больно, не спеши отвечать и возмущаться.

Выслушай претензии или оскорбление, оцени трезво его значимость и правдивость, обдумай и выскажи ответ. Да, они снова будут пробовать, но и ты не сдавайся. Поверь, так несколько раз сделаешь, и они отступят.

  • Меньше контактировать или, наоборот, побольше обращайся к ними, с просьбой, без страха, чтобы они поняли, что ты их не избегаешь из-за страха, что не боишься.
  • Заведи друзей, или объединитесь все те, кого обижают — вы будете сильней и храбрей.
  • Если они ожидают от тебя каких-то действий или эмоций — не давай им этого, сделай что-то другое. Хотят вывести, чтобы заплакал — а ты засмейся, заставляют что-то сделать — предложи что-то другое.

Просто пойми, что если обидчики что-то делают с тобой, значит им чего-то не хватает — попробуй им это дать. Предложи что-то интересное, отвлеки их на что-то другое, заинтересуй их чем-то. Обычно жертвами становятся неуверенные в себе — так развивай уверенность: узнавай что-то новое, займись интересным, сконцентрируйся на том, что у тебя получается.

  • Если уже невыносимо, то дай отпор: понимаешь, обидчики привыкли, что ты слаб и не дашь отпор, поэтому расслаблены и переоценивают свои силы. Твой отпор поставит их в тупик и они сильно испугаются. Кстати, не бойся кому-то сказать, даже если тебя запугивают никому не говорить. Если начинают возмущаться, то знай, что они слабеют.

Как бы тебе не было больно, не мсти — это опасно.

Если они тебя запугивают, значит очень сильно бояться и знают, что им за это будет. Пойми, нет такого понятия, как стукач — ты не станешь хуже и то, что ты никому не скажешь твои обидчики не оценят и лучше к тебе относиться не станут. Порой, они сами не осознают опасность своих поступков, поэтому без взрослых не обойтись. Поверь, после встряски от родителей, у них пропадет желание к тебе вязаться. Кстати, открою еще тебе один секрет: те, кто были жертвами издевательств в школе много достигли в жизни. Так, что в жизни все изменяется, поэтому верь в будущее и всегда верь в себя.

Похожие записи:

Всем хорошо известно, что дразнилки, обзывания, а иной раз и избиения, делают школьную жизнь некоторых ребят просто невыносимой. Не в состоянии справиться с непреодолимыми издевательствами сверстников подросток каждый день отправляется в школу, как на каторгу. Дружеские отношения с ребятами, так необходимые в этом возрасте, выстроить не удается, успеваемость падает, ведь мысли подростка совсем не об учебе.

Что можно сделать в этом случае? Как прекратить издевательства над собой?

Во-первых, давай разберемся в причинах такого негативного к тебе отношения. Они могут быть различны.

1. Издеваются над теми, кто проявляет слабость. Если это про тебя, тогда важно учиться давать отпор, проявлять уверенность, на издевки можно отвечать с юмором. Чтобы освоить новые тактики поведения, необходимо тренироваться. Лучше, если тебе поможет друг или родитель (человек, которому ты доверяешь), и вы попробуете с ним разыграть ситуацию, когда в ответ на обидные слова или действия ты ответишь уверенно, твердо, остроумно. Можно провести такую тренировку и без помощи другого человека, перед зеркалом. Но все-таки обратная связь со стороны бывает очень полезна. Именно поэтому для ребят проводятся специальные занятия - тренинги, где можно в группе учиться новым способам общения. Такие тренинги для подростков проводятся и в нашем центре "Преображение".

2. Важно ценить себя. Неуверенность чувствуется издалека, а вот человека, уважающего себя, не так-то просто обидеть. Вместо того, чтобы выискивать в себе недостатки, учись ценить свои достоинства. Не давай унижать себя. И кстати, не всегда стоит давать списать «домашку» по первому требованию. Здорово быть отзывчивым, но слишком добрых людей почему-то в современных школах называют «тряпками». Обязательно составь список (хотя бы из 20 пунктов) своих достоинств: умений, черт характера, личностных качеств, внешних проявлений, которые ты в себе ценишь, и периодически его перечитывай. Это помогает укреплять самооценку.

3. Посмотри вокруг и ответь на вопрос: «С кем я дружу?». Друзей можно выбирать, а в сложных ситуациях, как известно, раскрывается истинный характер. Случается, что подростки дружат с кем-то только потому, что это «престижно», но если в обмен на престиж твой друг над тобой смеется, вряд ли его можно таковым считать.

4. Случается, что смешки и издевки появляются не на пустом месте, а в ответ на твое собственное агрессивное поведение. Если это так, стоит задуматься, что ты сам можешь делать по-другому, чтобы издевательства прекратились? Не лезть первым в драку.

5. Самое главное - это самому быть сильным. И речь идет не столько о физической силе (хотя по статистике над ребятами, занимающимися спортом, издеваются намного реже), а о внутренней силе. Тогда, как остальные ищут опоры в лидере, ты можешь учиться искать опору в себе. Проявляй самостоятельность, учись брать на себя ответственность за себя и свои поступки, предлагай и отстаивай свои идеи и тогда у тебя у самого будет шанс стать лидером. Что же касается физической силы, тебе будет действительно полезно заняться спортом, окрепнув физически, ты почувствуешь себя увереннее и сильнее.

Разумеется, силу и уверенность за час не обрести. Их нужно развивать, работая над собой. Поэтому ниже ещё несколько рекомендаций, которые ты можешь использовать, пока занимаешься спортом и развиваешь внутреннюю стойкость.

6. Врага надо знать в лицо. Среди обидчиков всегда есть лидер, который раскаляет огонь издевательств, и есть «приближенные» к нему, то есть ребята, для которых важно покровительство этого лидера. Они, как правило, поддакивают лидеру. Здесь есть 2 пути решения:

a. воздействовать на лидера: ты, конечно, можешь попробовать поговорить с ним, но вряд ли такой «лидер» пойдет с тобой на конструктивный диалог, поэтому более реалистичным будет вариант b.

b. воздействовать на «приближенных»: в этом случае можно надавить на поддакивающих ребят, объяснить, что лидер ими управляет, а они ведутся, будто у них вообще нет собственного мнения. Только общаться с ними по этому поводу нужно по очереди и наедине. Лидер без «приближенных» бессилен.

7. Ни в коем случае нельзя быть частью толпы - никогда не участвуй в издевательствах сам. Подросток, не имеющий собственного мнения, становится очень уязвимым.

8. Остроумие - уникальная защита от издевательства. Если ты решишь дать обидчику остроумный отпор в ответ на его издевку, важно чтобы в этом отпоре не было угрозы или оскорбления, иначе, чем ты отличаешься от него?

9. Фраза, которая работает, когда человек долго наезжает:

«Ок, что ты хочешь всем этим добиться? Определись уже, чего тебе от меня надо?» Не жди ответа, эта фраза направлена на то, чтобы просто ввести собеседника в ступор. Хотя не исключено, что он действительно задумается о мотивах своего поведения.

10. Ещё один способ, помогающий отвлечь собеседника, переключить его внимание. Вспомнить какие-либо факты из жизни оппонента, когда с ним поступили так же, как он поступает сейчас, спросить - что он тогда больше всего хотел сделать и как он думает, что ты сейчас хочешь сделать.

Возможно, на первый взгляд некоторые рекомендации покажутся трудноисполнимыми, так как даже для того, чтобы подойти к кому-то из сверстников, участвующих в издевательствах, а уж тем более что-то сказать, нужна уверенность в себе и собственных силах. Кроме того даже они не универсальны: с кем-то сработают, а с кем-то - нет. Именно поэтому одной из основных и первостепенных задач является развитие уверенности в себе через отработку навыков выхода из сложных конфликтных ситуаций, тренировку противостояния психологическому давлению. В результате такой работы над собой ты станешь не только более гибким в общении, но и научишься отстаивать свою позицию, договариваться, противостоять давлению и манипуляциям и, конечно, сможешь быстро и легко выходить даже из самых сложных конфликтов.

А помочь тебе научиться быть сильным и уверенным могут родители или психологи центра "Преображение". Обращайся!

Центр социальной поддержки молодежи "Преображение" находится по адресу: г. Кинешма, пер.Дунаевского, д.16. Тел. - 3-68-00

Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

Почему это происходит?

Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

Кто становится объектом травли?

При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

Чем помочь ребенку?

Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

О том, что делать, если над ребенком издеваются в школе расскажет психолог Елена Смирнова. Как правильно вести себя родителям, чтобы издевательства прекратились.


Она бывает нескольких видов:

  • Вербальная . Жертве придумывают оскорбительные прозвища, унижая ее и оскорбляя этим. Обидные слова тут – главное оружие. При
  • вербальной травле возможно параллельный кратковременный бойкот врагами или же полный отказ от общения с изгоем.
  • Физическое насилие . Избиение жертвы, ежедневные удары как бы «невзначай», порча или отнятие у изгоя личных вещей.
  • Киберзапугивание . Этот метод достаточно распространен в последнее время. Травля в интернете проявляется через анонимные угрозы,
    с помощью взлома страниц и через публикацию скриншотов и видео с жертвой запугивания.

Но чаще всего эти виды насилия идут в совокупности.

Как распознать потенциального агрессора?

Если внимательно проследить за компанией или классом, то агрессора легко вычислить невооруженным глазом. Он чаще смеется над коллективом или отдельными людьми. Возможно, просто подхватывает смех одним из первых, если зачинщиками травли являются разные люди. Именно такие активные дети склонны к насилию.

На желание поиздеваться влияют социальные, экономические и даже климатические обстоятельства. Но чаще всего ребенок способен вымещать свои проблемы на других, если к нему так же относятся дома, он имеет сложности в семье или живет в неблагоприятных условиях. Отсюда выливается и еще одна причина – недостаток внимания в семье. Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание, и травит своей агрессией других.

Часто в роли агрессоров выступают лидеры, которые реализовывают себя не за счет действительно положительных качеств, а за счет издевательств над сверстниками. И очень печально, что другие дети подхватывают его действия. Такие лидеры не в состоянии реализоваться в учебе или спорте, они способны лишь травить более слабых детей. Никогда они не будут приставать к сильным или старшим, потому что быстро лишатся лидерского качества, пусть и такого сомнительного.

Агрессорами могут быть не только парни, но и девочки. Мужская агрессия проявляется чаще всего драками, а женская – сплетнями и издевательствами.

Как бороться с агрессией?

Пресекать такое поведение нужно при первых же проявлениях. Если травля происходит в школьных стенах, учительница должна встать , над которым издеваются сверстники. С агрессором и заводилой необходимо поработать отдельно.

Родители обеих сторон должны быть введены в курс проблемы сразу же, потому как они чаще всего узнают о травле своего ребенка или своим ребенком последними. И уже тогда, когда ситуация слишком запущена.

Почему родители узнают об этом последними? Тут все просто. Агрессоры дома ведут себя иначе, а пострадавшие могут просто промолчать о таких ситуациях перед родными.

Как понять, что ваш ребенок стал объектом издевательств?

Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с ним об этом, но осторожно. Разговор ведите в спокойном тоне, видел в вас защитника. Расспросите его об отношениях с одноклассниками, учителями и другими детьми. Если в семье царит доверие, то ребенок не будет скрывать информации об издевательствах, ведь увидит в лице родителей поддержку.

Жертвы агрессии жалуются на плохой сон и аппетит, могут развиться проблемы, которые касаются не только психики. У ребенка может резко меняться настроение, появляется тревожность, заикание и нервный тик.

Если каждое утро ребенок отказывается идти в школу и плачет при расспросах – это прямой признак травли. Обратите внимание на шарканье ногами. Оно указывает на то, что ребенок испытывает стресс. При физическом насилии на теле можно обнаружить синяки, ссадины, порезы.

Действия ребенка, если его или его друзей травят в школе

В первую очередь – рассказать родителям, не обращая внимания на то, что сверстники припугнули о том, что если он расскажет – будет хуже. При активном и адекватном подключении родителей обеих сторон будет наказан виновный, а травля закончится, практически и не начавшись. В ином случае родители помогут с переходом в другое учебное заведение, что поможет решить проблему.

Если травля вербальная , главное – не поддаваться на провокации. Не отвечайте грубостью на грубость. Игнорирование поможет вам оставить ни с чем обидчиков.

Если травят друга – не бросайте его. Переметнуться на вражескую сторону проще простого, но ничего героического в этом нет. Когда жертва чувствует поддержку, ей пережить издевательства намного легче, чем когда она одна. Всегда защищайте друг друга.

Не нужно терпеть травлю. Если у вашего ребенка обнаружились такие проблемы в школе, а учителя не реагируют, единственный выход — перевод ребенка в другую школу. Повышайте самооценку ученика, не критикуйте. В запущенном случае будет верным показать психологу.

  1. Следите за поведением. Если вы учитель, то для борьбы с издевательствами и травлей важна бдительность. Следите за поведением ваших учеников не только в классе, но также в коридоре и на улице. Так вы сразу заметите агрессивное поведение.

    • Следите за учениками, отдыхающими на перемене. Слушайте, как они общаются друг с другом. Прислушивайтесь к наличию в речи оскорблений и уничижительных реплик. Также нужно следить за их физическим взаимодействием – щипание, шлепки, толчки и другие признаки агрессии.
    • Следите за местами, где ученикам кажется, что их никто не видит. Травля одних учеников другими чаще всего происходит в туалетах, на лестницах и в коридорах. Вы не сможете неотрывно смотреть за ними, но всегда ходите по этим местам в свободную минуту. Также попросите об этом других учителей и делитесь друг с другом информацией о замеченных проблемах.
  2. Обходитесь без ярлыков. Ученики чувствительны к ярлыкам вроде “задира”. Если происходит разговор с родителями, то многие займут оборонительную позицию, если вы обвините их ребенка в агрессивном поведении. Заметив такое поведение, говорите именно о конкретных действиях такого ученика. Не называйте его травлей, чтобы предотвратить ненужное сопротивление, которое помешает вам найти эффективное решение проблемы.

    • Говорите о конкретных замеченных действиях и почему вы считаете это проблемой. Например, не нужно говорить “Андрей, я заметила, что ты издевался над Максимом в спортивном зале”. Вместо этого скажите непосредственно о проблемном поведении: “Андрей, я заметила, что ты комментировал вес Максима, когда вы занимались в спортивном зале”.
    • Важно, чтобы ученик, который ведет себя неподобающе, осознал неправомерность своего поведения и возможные последствия. Например, скажите ему: “Вес – это весьма щекотливая тема, а обращать внимание на вес другого человека очень некрасиво и оскорбительно”. Если у вас в школе предусмотрены конкретные наказания за неподобающее поведение, то сообщите о них. Скажите следующее: “Согласно памятке о поведении учащихся, ты будешь должен поговорить со школьным психологом и принести письменные извинения Максиму”.
    • Также необходимо понимать, что забияки могут воспитываться в разных условиях. Возможно, такое поведение вызвано проблемами в семье. Проявляйте терпимость. Представьте это как возможность исправиться. Например: “Я знаю, что ты не хотел никого оскорбить. Полагаю, что наш разговор позволит тебе сделать выводы и не допускать подобных оплошностей в будущем”.
  3. Хвалите за хорошее поведение. Всегда проще указывать на недостатки. Ученикам необходимо поощрение за хорошее поведение. Помимо разговоров после инцидентов, не забывайте хвалить учеников за хорошее поведение. Отмечайте доброту и сострадание и приводите такое поведение в качестве примера.

    • Дети и подростки могут обозлиться, если всегда наказывать их за плохое поведение, но никогда не хвалить за хорошее. Вам может показаться, что нет смысла хвалить детей, поступающих как должно, но следует понимать, что задиры часто проверяют границы. Они могут не понимать, что такое правильное поведение. Этому также нужно учить.
    • Всегда отмечайте учеников, которые ведут себя хорошо. Например, можно сказать следующее: “Андрей, я видела, как ты помогал Алине решить задачу по математике. Просто прекрасно, что ты помогаешь другим. Ты поступил очень хорошо, ведь Алине иногда неловко, когда у нее что-то не получается”.
    • Отмечая хорошее поведение, вы показываете, как ученики должны вести себя. Если хвалить их за добрые дела, то повышается вероятность, что ученики будут обходиться без агрессии и вести себя хорошо.
  4. Разговаривайте с родителями. Если агрессия не прекращается, то пора посвятить в это родителей. Это непросто, ведь родители часто не хотят признавать, что их ребенок ведет себя неподобающе. Но без участия родителей в решении ситуации не обойтись.

    • Не используйте в беседе с родителями слова вроде “задиры” и “забияки”. Они несут целый ряд негативных оттенков. Даже если это слово точно описывает вашего ученика, оно препятствует эффективному решению проблемы. Сосредоточьтесь на конкретных аспектах поведения.
    • В беседе с родителями используйте разносторонний подход. Говорите об отношении ребенка к школе и друзьям, поведении и успеваемости. Все эти факторы влияют на отношения между учениками. Задавайте родителям вопросы о ребенке и предлагайте свои варианты решения.
    • Разговаривая с родителями, старайтесь выглядеть союзником, а не судьей. Направляйте разговор в положительное русло. Подчеркивайте, что вы хотите помочь ребенку справляться с эмоциями положительным образом. Можно начать разговор так: “Я переживаю за всех своих учеников, включая вашего сына. Хотелось бы, чтобы он поменялся в лучшую сторону и стал примером для других учеников”.
  5. Поощряйте открытое общение. Наконец, поощряйте открытое общение в классе и за его пределами. Ученики и родители должны видеть в вас заслуживающего доверия человека, к которому они могут обратиться за советом или помощью. Так вы будете лучше контролировать ситуацию в классе.

    • Не откладывайте решение. Поговорите с родителями сразу при возникновении проблемы. Если ученик расстроен или раздражен, узнайте, в чем дело. Отнеситесь к нему с сопереживанием. Повторяйте услышанное, чтобы показать свое понимание.
    • Приглашайте родителей к диалогу. В начале учебного года сообщите всем родителям свой номер телефона и адрес электронной почты. Скажите, что они могут обращаться к вам по любому вопросу. Так родители смогут оперативно связаться с вами, если над их ребенком кто-то будет издеваться. Даже самый бдительный человек иногда упускает детали.