Аналитический склад ума - упражнения для развития аналитического мышления. Как развить аналитические способности: пошаговая инструкция Как развить в аналитические способности

Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.

Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.

Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.

Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.

Введение. Исходная проблема

Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?

Ответ вполне ясен - нет, не значит.

Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?

Три вида интеллекта и три вида управленческих решений

В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.

Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.

На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.

На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.

И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.

Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.

Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.

Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.

Чем отличаются принятые решения на практике?

Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.

Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.

Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.

Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.

Таким образом, Вы видите, что:

  • В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
  • У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
  • Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений

Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.

Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей

Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.

При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.

Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.

Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.

Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.

В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.

Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»

Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.

1. Сильные стороны

Наличие модели безбюджетного бюджетирования

2. Слабые стороны

Отсутствие резервов

3. Возможности

Неподготовленность конкурентов

  1. Возможность планового опережения. Следовательно:
  2. Перераспределение бюджета - снижение издержек в сочетании с агрессивным маркетингом.
  1. Риск падения вместе с рынком. Следовательно:
  2. Применение маркетинговых методов партизанской войны и асимметричного удара.

Падение покупательной способности

  1. Возможность переориентации. Следовательно:
  2. Замещение ассортимента на более доступные продукты.
  1. Риск падения продаж. Следовательно:
  2. Временное повышение уровня товарного кредита у поставщиков.

Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:

1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»

1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :

1.2.1. средний или оптимальный вариант

1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения

1.2.3. лучший или оптимистический вариант

1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.

ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:

2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :

2.1.1. описание полученного действующего фактора

2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)

2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4

2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:

3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат

3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли

3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :

3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)

3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой

3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой

3.3.4. Обе суммы складываются между собой

3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов

3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :

3.4.1. принятие решения,

3.4.2. коррекция решения,

3.4.3. отказ от решения (проекта)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.

4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий

4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .

4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .

Выводы

  1. Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
  2. Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Способность к анализу

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также – личностные особенности. Популярный пункт – наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности – это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума – это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть – обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое – дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос – достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте bidbi.ru. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями. Более всего это ценится в таких профессиях, как:

Аналитики или аудиторы;

Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль – прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное – стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности – необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума – тест. Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике – достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

«Почему я принял такое решение?»

«Какие последствия моего выбора?»

«Можно ли было поступить по-другому?»

«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле – опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет – тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше – оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден – развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

  • Следующая:Умение работать в команде
  • Предыдущая:Лояльность

Еще в этой категории

Сообщить о нарушении

HTML код (сайт, блог):

Платные услуги

  • Пока нет информации

Новые

Все права защищены!

Все логотипы и торговые марки на сайте BIDBI.ru являются собственностью их владельцев.

ИспользованиеБИДБИ или подача объявлений на сайте означает принятие условий пользовательского

Аналитические способности

Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.

Как проверить аналитические способности?

Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.

В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с нимминут.

Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.

Как развить аналитические способности?

Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.

Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.

Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:

  1. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов? (ОТВЕТ: столько же).
  2. Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между 50-центовой монетой и пятидолларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру? (ОТВЕТ: ему бы перестали давать деньги).

Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Аналитические способности и способы их развития

Что такое аналитические способности? Когда мы считаем, что у человека аналитический склад ума, это подразумевает, что его рассуждения отличаются логичностью и структурированностью. Такое мышление позволяет собрать все полученные факты, проанализировать их, выстроить четкую последовательную цепочку и сделать выводы, которые в большинстве случаев окажутся верными. Таким образом, аналитические способности – это талант логично мыслить.

Аналитические способности – это дар природы или результат тренировок?

Опытные педагоги с уверенностью скажут, что особенности мышления проявляются еще в раннем детстве. Кто-то из малышей с удовольствием сочиняет сказки и небылицы, а кто-то впадает в ступор, услышав задание нарисовать фантастическое животное. В школе аналитику легко даются точные науки (алгебра, физика), а вот на уроке литературы учитель может быть крайне недоволен таким учеником. Аналитические навыки – это способность вычислять связи между предметами и явлениями (даже если они не очевидны), дифференцировать важные и второстепенные детали, применять методы дедукции (от общего к частному) и индукции (наоборот, от частного к общему).

Работодатели и HR-специалисты ценят наличие аналитического склада мышления у соискателей. Если у человека развиты аналитические способности, гарантировано, что это поможет ему в профессии маркетолога, логиста, экономиста, специалиста IT-сферы и др. Безусловно, аналитический склад ума – это генетическая особенность каждого конкретного человека. Но навыки построения логичной мыслительной цепочки и анализа любой ситуации можно и нужно развивать.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы научиться мыслить логически, необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Анализируйте все, что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

Как развить аналитический склад ума с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Стандартный алгоритм решения любой задачи

  1. Поставьте цель.
  2. Соберите максимум информации.
  3. Определите первичные связи.
  4. Предположите варианты развития событий, создайте рабочую гипотезу.
  5. Проверьте гипотезу.
  6. Действуйте.

Люди с аналитическим складом ума отличаются способностью решать большое количество логических задач, не испытывая при этом особой интеллектуальной нагрузки. Если для вас выстраивание алгоритмов и установление связей между предметами стало развлечением, а не тяжелой умственной работой, считайте, что вы развили у себя способности к аналитике. В видео представлены некоторые упражнения.

Развитие аналитических навыков

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач? Как повысить эффективность работы, требующей аналитического подхода? Эти вопросы мы с вами рассмотрим в данной статье, основная цель которой - наметить конкретные шаги и определить инструменты, которые помогут вам быстрее и качественнее выполнять свою работу, применяя и развивая свои аналитические способности.

Давайте начнем с определения понятий.

Анализ (аналитический подход) это:

Выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

Игнорирование несущественных деталей

Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами

Аналитические навыки - способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка продуктов и технологий, стратегическое планирование, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. А нужны ли это навыки, например, специалисту отдела маркетинга или менеджеру по обслуживанию клиентов?

Давайте рассмотрим такой пример.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «А»:

«Мы заказывали 20 упаковок продукта „Х“, а нам привезли только 15».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке, выясняет наличие продукта на складе. Да, все верно - заказ на 20 упаковок, привезли 15, продукт на складе есть. Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «B»:

«Мы заказывали продукт „X“, а нам привезли продукт „Y“».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке. Да, все точно - заказан продукт «Х», привезли «Y». Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В обоих случаях проблема решена быстро, клиент «более или менее» доволен.

И никакие аналитические навыки не потребовались. Правильно? Правильно, но не совсем.

Показанное «оперативное» решение проблемы, может быть эффективным в краткосрочной перспективе. Но такой подход, не учитывающий причины возникновения проблемы, в долгосрочной перспективе оказывается совершенно несостоятельным. С такой моделью работы наш менеджер будет обречен на постоянное устранение ошибок отдела поставок. В то время как применение аналитического подхода поможет ему понять и устранить причины появления этих ошибок. Что приведет к снижению количества рекламаций и повышению качества обслуживания.

Таким образом, в любом виде деятельности применение аналитических навыков позволяет находить такие решения проблемы, которые устраняют саму причину ее возникновения.

Можно ли развивать аналитические навыки? Да, как и любые другие навыки.

Конечно, здесь нужно учитывать два фактора:

Текущий уровень развития навыка данного человека

Предельный уровень развития навыка (потенциал), задаваемый генетически

Чем больше разрыв между этими двумя уровнями, тем более результативными будут усилия по развитию навыка.

Мы с вами рассмотрим два основных подхода к развитию аналитических навыков и, соответственно, к повышению эффективности аналитической деятельности:

рис. 1. Два подхода к развитию аналитических навыков

Функцию упражнений могут выполнять любые профессиональные задачи, которые вы решаете с применением аналитического подхода. Это может быть составление бюджета, анализ продаж, планирование ассортимента.

Конечно, для развития аналитических навыков можно использовать и формальные упражнения. Например, одно из упражнений, которые мы используем на тренинге - «Логическая цепочка»:

Упражнение «Логическая цепочка»

Задание: определите количество общеобразовательных школ в вашем городе.

Время на выполнение - 20 минут.

Вам нужно составить логическую цепочку, звеньями которой будет информация, хранящаяся в вашей памяти или производные от нее данные. Никакими дополнительными источниками (книги, справочники, журналы, Интернет, телевизор, звонок другу.) пользоваться нельзя. Причем, лучше составить не одну цепочку, а несколько, и сравнить полученные оценки.

Возможный вариант цепочки:

Численность населения города

Какой процент составляют дети школьного возраста от общей численности населения

Среднее количество учеников в классе

Среднее количество классов в школе

Количество школ в городе

И, конечно, классический вариант упражнений для развития аналитических навыков - бизнес-кейсы.

Как видно из рис. 1, грамотное применение инструментов позволяет кардинально усилить природные способности и добиться выдающихся результатов.

Обзор инструментов мы с вами начнем с Алгоритма анализа ситуации.

Алгоритм анализа проблемной ситуации:

Цель, критерии выполнения

Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Варианты решений - Рабочая гипотеза

Проверка гипотезы - Информация

Давайте подробнее обсудим элементы алгоритма.

1 Цель, критерии выполнения

Прежде чем начинать исследование ситуации, необходимо определить, какова цель данного исследования, какой результат вы хотите получить. На этом этапе важно не только сформулировать цель, но и понять, каковы критерии ее выполнения, определить, с помощью каких индикаторов вы сможете узнать, насколько успешно выполняется поставленная задача.

Компания «Х» занимается производством и продажей продукции «Y».

Компания находится на грани банкротства - количество клиентов сократилось, объем продаж снизился, средств на счетах не хватает на текущие расходы.

Цель анализа: понять причины сложившейся ситуации, определить действия, необходимые для вывода компании из кризиса.

Критерии достижения цели: намеченные шаги должны обеспечивать определенные плановые показатели по таким параметрам, как:

Движение денежных средств (cash flow)

На данном этапе вы выполняете первую операцию, указанную в определении аналитического подхода - «разделение предмета, явления, проблемы на составные части».

Для компании «Х» из нашего примера можно выделить такие составляющие:

Теперь следует перейти к сбору информации, описывающей проблемную ситуацию, структурируя ее по выделенным направлениям.

Инструмент, который будет очень полезным на данном этапе - принцип MECE.

Принцип MECE - Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive

(Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие - ВИСИ).

Данный принцип требует, чтобы составляющие, которые вы выделяете при анализе проблемы, удовлетворяли двум условиям:

Между частями не должно быть пересечений (они должны быть взаимно исключающими)

Если сложить все части вместе, проблема будет описана полностью (части являются совместно исчерпывающими)

3 Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Цель данного этапа - создать упрощенную модель проблемной ситуации и перейти от хаоса огромного количества фактов с неопределенными взаимосвязями к системе с небольшим количеством понятных закономерностей.

От вас требуется из всего многообразия собранных фактов выделить наиболее важные с точки зрения выполнения поставленных задач. Ключевые факторы - это факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерии достижения цели (в нашем примере это влияние на оборот, прибыль и движение денежных средств).

4 Варианты решений -> Рабочая гипотеза

После построения модели проблемной ситуации вы готовы к тому, чтобы начинать поиск вариантов решений, которые приведут к достижению поставленной цели.

Например (для компании «Х»):

Повышение оборота можно получить за счет расширения ассортимента, снижения цены, улучшения качества продукта, расширения дистрибьюции, усиления рекламной поддержки и т. д.

Каждый вариант решения должен учитывать все критерии достижения цели, то есть, в нашем случае, кроме увеличения оборота должны выполняться условия увеличения прибыли и оптимизации движения денежных средств.

Из нескольких вариантов решения в качестве рабочей гипотезы следует выбрать один, наилучшим образом удовлетворяющий всем заданным критериям.

5 Проверка гипотезы -> Информация

На данном этапе вы предполагаете, что выбранная вами рабочая гипотеза - оптимальное решение для улучшения ситуации. Как это проверить? Нужно снова заняться сбором и обработкой информации, чтобы подтвердить или опровергнуть те предположения, на которых строится выбранное вами решение.

Если данные, которые вы получили на предыдущем шаге, соответствуют вашим ожиданиям, рабочая гипотеза становится результатом вашего анализа - вы определили набор действий, которые должны привести к достижению цели. Окончательной проверкой ваших рекомендаций будет применение их на практике и контроль ключевых параметров (оборот, прибыль, движение денежных средств).

Если полученные данные не соответствуют вашим ожиданиям, следует вернуться на шаг 4 (Варианты решений -> Рабочая гипотеза), снова рассмотреть возможные варианты, сформулировать следующую рабочую гипотезу и двигаться далее по алгоритму.

Еще один инструмент, повышающий эффективность аналитической работы.

Техника SWOT-анализа был предложена профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

В качестве предмета SWOT-анализа может выступать компания, рабочая группа, предлагаемое решение и т. д.

рис. 2. Факторы SWOT-анализа

Силы и Слабости - это внутренние характеристики организации, на которые она может повлиять.

К внутренним факторам относятся:

Возможности и Угрозы связаны с характеристиками внешней среды, на них организация непосредственно повлиять не может.

К внешним факторам относятся:

SWOT-анализ предлагает вам готовую структуру для исследования.

Фактически, здесь уже выполнены две основные операции, указанные в определении аналитического подхода:

Разделение предмета, явления, проблемы на составные части

Выделение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

От вас требуется только наполнить предложенную структуру конкретными данными и проанализировать полученную модель.

Удобный инструмент визуализации всего процесса анализа и особенно этапа выделения ключевых факторов и взаимосвязей.

Пример Логического дерева представлен на рис. 3.

Вы начинаете его строить сверху вниз, помещая в самый верхний прямоугольник цель анализа. Соответственно, каждый следующий уровень дерева - это направления/действия, которые вносят свой вклад в достижение поставленной цели.

рис. 3. Логическое дерево

Количество уровней по каждой ветви дерева определяется необходимой вам степенью детализации. Построив логическое дерево, вы получите не только наглядную модель для анализа, но и готовую схему для презентации его результатов.

В данной статье мы с вами кратко рассмотрели два подхода к развитию аналитических навыков и к повышению эффективности аналитической деятельности.

Конечно, инструменты, о которых мы поговорили - это лишь малая часть того, что успешно применяется в процессе анализа.

Более подробно ознакомиться с данной темой вы можете на сайте www.colloquium.ru

Итан Расиел, «Метод McKinsey». Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005 г.


При найме сотрудников работодатели часто включают аналитические навыки в перечень важнейших. И это неспроста - сегодня уметь работать с большими объемами данных, анализировать и выделять главное, надо работникам многих профессий. и, написание отчетов, решение технических проблем и даже умение вести разговор - малая часть тех сфер, где нужны аналитические способности. Если вам кажется, что это скучно и уныло, то знайте: развитое также требует этих навыков.

Насколько сильны ваши аналитические навыки при решении проблем? Не слишком уверены в своем ответе? С регулярной практикой они могут быть усилены и развиты. Дальше поговорим как раз об этом.

Что такое аналитические навыки

Аналитические навыки - это способность визуализировать, формулировать, концептуализировать и разрешать проблемные ситуации, принимая разумные решения с учетом имеющейся информации. Вот краткий список умений и способностей, которые составляют и в то же время способствуют развитию аналитических навыков.

Разбивать проблемы на составляющие части

Многие люди «застревают», когда пытаются решить большую проблему. Аналитические навыки помогают разбивать проблемы на мелкие части, которые легче решить. Это экономит время и энергию.

Собирать и оценивать информацию

Также известный как информационная грамотность, этот навык позволяет отделять зерна от плевел. В буквальном смысле это способность отбирать и оперировать актуальной и правильной информацией, работать с источниками, делать обоснованные выводы.

Эффективно управлять информацией

Сегодня важно уметь управлять большим количеством информации. Этот набор навыков включает в себя как работу непосредственно с информацией, так и развитые организационные способности.

Искать альтернативы и решения

Со временем каждый человек осознает, что существует множество путей, ведущих к успеху в жизни и бизнесе. Обладая развитыми аналитическими навыками, вы будете вооружены эффективным инструментом для поиска решений и альтернатив.

В целом, аналитические навыки используются в следующих ситуациях:

  • Для решения комплексных проблем
  • Принятия обоснованных решений
  • Обобщения статистических данных
  • Выявления тенденций
  • Упорядочения процессов
  • Эффективного выполнения проектов
  • Анализа и диагностики проблемы
  • Для исследований или анализа данных

Если вы не ученый, детектив или математик, какая польза от аналитических навыков для вас? В личной жизни можно выявить тенденции и шаблоны поведения, чтобы лучше и познавать окружающий мир, эффективно общаться с людьми, ставить жизненные эксперименты, объяснять свою точку зрения.

Когда вы научитесь мыслить аналитически, то автоматически подтянете навыки и творческого мышления. А также будете цениться работодателями за свои умения решать сложные проблемы. Последний пункт осветим отдельно.

Какие вопросы задают на собеседовании?

Вот несколько типичных вопросов, которые задают на собеседовании, чтобы проверить аналитические способности соискателя.

  1. Какие шаги нужно совершить, чтобы изучить проблему, а затем принять верное решение?
  2. Расскажите мне про случай из своей предыдущей работы, когда вы обнаружили более эффективный метод для выполнения типичной задачи.
  3. Можете ли вы привести мне пример небольшой проблемы, которую вы выявили и решили, прежде чем она превратилась в серьезную проблему?
  4. Опишите задачи, с которыми вы сталкивались ранее и которые требовали аналитических способностей.
  5. Вспомните проблемную ситуацию, требующую быстрого решения. Как вы ее разрешили.
  6. Были ли случаи, когда ваш анализ ситуации и принятое решение ухудшали ее состояние, и вы терпели неудачу? Что бы вы сейчас сделали иначе?
  7. Какое самое сложное аналитическое задание, вы выполняли когда-либо?

От ответов на эти вопросы отчасти зависит, возьмут ли вас на работу. Причем оцениваться будет не столько ваш опыт, сколько умение рассуждать прямо сейчас: построение фраз, логика в повествовании и умение делать правильные умозаключения.

12 принципов аналитического мышления

Придерживайтесь следующих принципов, когда сталкиваетесь с проблемой и пытаетесь найти эффективное решение:

  • Собирайте информацию, которая связана с темой или проблемой.
  • Фокусируйтесь на фактах и доказательствах, а не мнении и домыслах.
  • Тщательно изучайте информацию.
  • Дайте точное определение проблеме.
  • Разделяйте сложную информацию на простые фрагменты.
  • Ищите шаблоны и выявляйте тенденции.
  • Определите причину и следствие.
  • Научитесь понимать связи между понятиями и их взаимосвязь.
  • Устраняйте лишнюю и постороннюю информацию.
  • Организуйте информацию.
  • Делайте обоснованные выводы.

Некоторые проблемы не требуют следования этим принципам, потому что слишком просты и очевидны. Другие же являются комплексными и решаются очень долго. Но следуя данным принципам, вы значительно повышаете шансы на итоговый успех.

Как развить аналитические навыки

Играйте в аналитические игры

Существует много игр, которые помогут вам улучшить аналитические способности. Некоторые из наиболее популярных:

  • Шахматы
  • Паззлы
  • Нарды
  • Судоку
  • Различные головоломки

Существует множество онлайн-игр, упражнений и тренажеров для развития аналитического мышления. Такие есть, к примеру, в нашей программе « », а также включены в .

Составляйте списки, ментальные карты и таблицы

Мы все сталкиваемся с массой проблем, большинство из которых связаны друг с другом. Как не запутаться в этом массиве информации и как увидеть пересечения и тенденции? Для этого существуют списки, ментальные карты и таблицы. Эти практичные инструменты помогут управлять собой и стать более организованным.

Тренировать аналитические навыки можно, создавая подобные списки:

  • Список своих ценностей и жизненных правил
  • Список дел
  • Список того, чего нельзя делать
  • Список для чтения
  • Список фильмов
  • Список привычек, которые нужно себе привить
  • Список привычек, от которых стоит избавиться

Точно так же вы можете составлять таблицы своих расходов и доходов или рацион питания. Подумайте о той сфере своей жизни, где есть большое количество информации и категорий. Затем составьте таблицу или график, чтобы упростить их.

О ментальных картах можно больше узнать из .

Используйте технику «Пяти почему»

Эта простая и мощная техника позволит сосредоточиться на том, что действительно важно.

Найдите основную причину проблемы. Задавайте себе вопрос «Почему?» всякий раз, когда столкнулись с чем-то непонятным или сложным. Причина может скрываться настолько глубоко, что для ее обнаружения нужно копать очень долго. Например, причина плохих продаж может быть не в качестве услуг или товаров, а в том, что сайт долго грузится или заявки долго обрабатываются.

Используйте технику SWOT

Созданный Альбертом Хамфри еще в 1960-х инструмент, выдержал проверку временем и остается все также полезным. Вы можете использовать его двумя способами - как простой ледокол (так называемый icebreaker), помогающий команде собраться вместе, чтобы начать разработку стратегии, или более сложным способом, как серьезный инструмент для решения целого комплекса проблем.

Используя эту технику, вы создаете целую стратегию, а не пытаетесь бороться с одной проблемой.

Посмотрим, как можно использовать этот аналитический инструмент для саморазвития.

Сильные стороны

Задайте себе следующие вопросы:

  • Какие у вас преимущества?
  • Что вы делаете лучше, чем кто-либо еще?
  • Какие уникальные и дешевые ресурсы можно использовать?
  • Что другие люди считают вашими сильными сторонам?

Ответив на них, вы сможете оценить свою личность с точки зрения умений.

Слабые стороны

  • Что вы можете в себе улучшить?
  • Чего вам следует избегать?
  • Что другие люди считают вашими недостатками?

Третий вопрос особенно важен. Мы так привыкли, что знаем о себе все, что игнорируем мнение других. Со стороны некоторые проблемы легче заметить.

Возможности

Ответьте на следующие вопросы:

  • Какие возможности у вас есть на данный момент?
  • Можно ли превратить свои недостатки в достоинства?
  • Какие мировые тенденции в саморазвитии существуют и что можно использовать?

Чтобы увидеть возможности, нужно исследовать много информации, классифицировать ее и делать выводы. Понятие «тенденция» означает, что вы тщательно изучаете всю картину и пытаетесь найти в ней что-то общее.

Угрозы

Ответьте на следующие вопросы:

  • С какими угрозами вы сталкиваетесь?
  • Будут ли ваши навыки и знания востребованы через 5 лет?
  • Способны ли технологические изменения повредить вашей жизни и карьере?
  • Есть ли у вас долги?

При проведении анализа будьте реалистичны и строги. Чем более честными будут ответы, тем более правильные выводы вы сможете сделать.

Инструмент SWOT также можно использовать при анализе и создании стратегии для своего бизнеса.

Научитесь программировать

Знание того, как «общаться» с машинами, является одним из самых ценных навыков, которыми человек может обладать сегодня. Программирование также повышает когнитивные и аналитические навыки.

Все, о чем мы говорили в этой статье, задействуется при написании кода.

Играйте в игру «Аргумент - контраргумент»

Для этого даже не нужен напарник, хотя это и желательно. Запишите на листе бумаги все свои убеждения или те мнения, в которых уверены. Подкрепите все это аргументами. А теперь найдите к каждому из них по десять контраргументов. Попытайтесь защитить противоположную точку зрения.

Вот чего вы достигнете, проделав это упражнение, согласно Скотту Фитцжеральду: «Тест на первоклассный интеллект вы пройдете тогда, когда научитесь удерживать в уме две противоположные идеи и по-прежнему сохранять способность думать».

Регулярно проводите эксперименты

Станьте своего рода ученым, который проводит , собирая информацию разного рода. Запишите свои предположения о том, как вы намереваетесь доказать или опровергнуть теорию, а затем проведите их.

Например, выясните, как нужно вести себя в конфликте, чтобы погасить его. Можно:

  • Отвечать упреком на упрек
  • Сохранять спокойствие
  • Задавать вопросы
  • Шутить
  • Удерживаться от критики

Каждое подобное действие имеет свои последствия. Подробно запишите, к чему привела та или иная тактика. Анализируйте, что все это могло бы значить. Это поможет находить эффективные способы общения с другими людьми.

Просмотрите 100 статей на определенную тему и запишите главные мысли

Это отличное упражнение для получения общей картины определенной темы и расширения кругозора. Когда вы просматриваете статьи, обратите внимание на повторяющиеся и уникальные идеи в структуре, семантике и ясности языка.

Представьте, что после выполненной работы у вас будут десятки точек зрения на один вопрос. Необязательно с ними соглашаться, важно знать, что они существуют. Это дает огромное преимущество в полемике и защите своей точки зрения.

Анализируйте, что происходит в комнате, полной людей

Особенно, если вы их не знаете. Анализируйте отношения между ними, намерения, определенные слова и жесты. Представьте себя детективом, который пытается понять, что происходит в комнате. Можете играть в эту игру в клубе, в зале ожидания или в любом другом месте, когда вы оказываетесь в группе людей.

Опишите различные процессы в своей жизни

Хотите сохранить свою память как можно более свежей в течение дня? Один из способов добиться этого - проанализировать процессы, какие происходят с вами за сутки. Важно все: действия, фразы, события, поведение, конфликты.

Когда вы собираете информацию, не пытайтесь ее трактовать каким-либо образом. Просто записывайте. В конце недели можно сделать определенные выводы. Таким образом, вы прокачаете свои аналитические навыки, а также начнете понимать, что происходит в вашей жизни.

Создайте стратегию своей жизни

Величайшие полководцы были стратегами и обладали отличными аналитическими навыками. Они постоянно меняли угол зрения и рассматривали ситуацию то в деталях, то как общую картину.

Чтобы играть в любую стратегическую игру, вы должны понимать правила (и какие из них вы можете нарушить), других игроков и их цели. Потребуется грамотная стратегия для того, чтобы получить желаемое. Иногда придется пожертвовать сиюминутным удовольствием. Но пусть вас вдохновит то, что все великие люди так делали. Они умели терпеть и выжидать, чтобы появиться на сцене в самый важный момент.

Перечисленные и описанные выше методы развития аналитических способностей являются наиболее распространенными. Вот список дополнительных советов:

  • Попытайтесь нарисовать идею или проблему, о которой сейчас думаете.
  • Попробуйте сделать графики разных тенденций по годам или месяцам.
  • Перечислите различные аргументы для реализации какой-нибудь своей идеи.
  • Объясняйте сложные концепции простым языком, используя метафоры и аналогии.
  • Создавайте списки «за и против» для любого решения.

Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее ваш мозг привыкает к аналитическому мышлению. Не забывайте, что практика приводит к совершенству.

Книги

Развитие аналитических навыков требует чтения, особенно сложного. Следующие книги помогут вам перейти на новый уровень. Помните: будет тяжело.

  • «Как люди думают» Дмитрий Чернышев.
  • «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей» Роджер Сайп.
  • «Головоломки Шерлока Холмса» Ричард В. Галланд.
  • «Научи свой мозг работать» Мэтью Макдональд.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Зарядка для мозгов. Повысь свой IQ» Джоэл Леви.
  • «5 минут на размышление» Ян Перельман.
  • «Быстрый счет» Ян Перельман.
  • «Занимательные задачи и опыты» Ян Перельман.
  • «Развитие критического мышления» Дайана Халперн.

Творческие способности помогут вам получить блестящие идеи, создать впечатляющие вещи и быть уникальными. Они помогут выделиться. Но творческие усилия и инновации всегда должны подкрепляться правильной стратегией и совершенным исполнением. Вот когда вам помогут аналитические способности. Они являются основой для построения гибкого плана и механизма обратной связи, который позволит воплотить в жизнь даже самые сложные и невероятные решения.

Желаем вам удачи!

Аналитические способности включают в себя в большей степени работу с компьютерными технологиями, различными документами и программами. Работа с людьми здесь проявляется в меньшей степени. Поэтому крайне важно, чтобы человек нашел себя и свое место в жизни, потому как много людей, проработав большую часть своей быстротекущей жизни, начинают осознавать, что именно к конкретной работе у них не лежит душа.

Вообще, аналитические способности у соискателя вызывают большой интерес у работодателей. Все дело в том, что это ценное качество присутствует в таких профессиях, как логисты, менеджеры, экономисты, аналитики, специалисты в сфере продаж, - а эти сотрудники для фирмы являются ценным кадровым звеном. Именно поэтому работодатели уделяют особое внимание к организованности, гибкости ума, сосредоточенности к деталям и аналитическим данным потенциального сотрудника.

В настоящее время аналитический склад ума нужен главным образом, тем сотрудникам, которые работают с большим потоком информации. Поэтому такой сотрудник обязан уметь анализировать весь объем информации, проектировать и прогнозировать вероятность возникновения тех или иных ситуаций, также оценивать и структурировать поступающие данные. Именно поэтому если мы желаем достигнуть высот в своей карьере, то нам очень важно развивать в себе аналитические способности. Для этого необходимо выполнять следующие действия:

  1. Существует много различных тренингов, направленных на развитие своих аналитических способностей. Следует, в целях саморазвития посетить их и выявить свои сильные и слабые стороны.
  2. Необходимо чаще давать себе различные задания, направленные на логику и анализ, к ним могут относиться и шахматы, и разгадывание кроссвордов, компьютерные игры, изучение игры на музыкальном инструменте или курсы иностранных языков.
  3. Обязательно необходимо уделить особое внимание своему питанию. Нехватка витаминов и микроэлементов может сказаться на мыслительных процессах. Чтобы улучшить работу мозга и тем самым развивать аналитические способности необходимо включить в свой рацион, такие продукты как, ягоды, какао, орехи, рыбу и красное вино. Читайте подробнее в заметке о правильном питании .
  4. Также большое влияние на наше восприятие информации оказывает способность к фантазированию и додумыванию какой либо ситуации, для этого как нельзя лучше подходит чтение книг. Книга является источником большого количества знаний, поэтому чтение поможет в развитии аналитических способностей у человека.
  5. Режим , как связующее звено между питанием, нагрузками и способностью организма работать максимально эффективно.

Бла, бла, бла… В настоящий век развития технологий и конкуренции во всех сферах - аналитические способности человека во многом упрощают ему жизнь и являются важнейшем качеством умственного склада ума. Развитие аналитических способностей помогает справляться с большим потоком, поступающей информации и способствует умению правильно резюмировать сказанное и увиденное. Это своеобразная палочка - выручалочка для людей всех уровней и профессий.

Аналитическое мышление – это способность человека анализировать и синтезировать информацию. По своему действию такой тип мышления тесно связан с логикой и проявляется в тщательности рассмотрения проблемы или конкретной ситуации, ее анализе, взвешивание всех положительных и отрицательных сторон. О том, что оно представляет собой, какие есть способы его развития и пойдет речь в данной статье.

Аналитическое мышление: что это такое

Аналитическое мышление необходимо для наилучшего понимания, запоминания, обработки информации в уме, ее запоминания и последующего воспроизведения и применения на практике. Люди с аналитическим складом ума способны строить планы, прогнозы, принимать точные и обдуманные решения, на основе своего прошлого опыта, что очень цениться многими работодателями. Такое мышление необходимо развивать для планирования своего будущего основываясь на анализе прошлых успехов и неудач в жизни.

Оно включает в себя два основных процесса:

  • формальный , при котором человек анализирует информацию, синтезирует ее, делает выводы и закрепляет результаты в своей памяти. Такой процесс базируется на законах физики и математики, для которых характерны четкие свойства строения, признаки материальных предметов и объектов.
  • творческий , во время которого человек ищет новую информацию. Его отличает способность воспринимать стороны нематериального мира, которые находятся вне опыта и знаний человека (интуиция).

ВАЖНО! Аналитический тип мышления основан на всестороннем и систематическом изучении вопросов и проблем, которые имеют определенные критерии. Данному типу мышления свойственна тщательная и методичная работа с деталями проблемы.

Навыки аналитики необходимы для запоминания информации, ее анализа, чтобы сделать вывод и принять решение. В частности, помогает:

  • решать сложные бытовые, профессиональные проблемы;
  • быстро выявлять главное и второстепенное, плюсы и минусы в событиях;
  • систематизировать получаемый опыт;
  • создавать выводы на основе полученной информации;
  • планировать дальнейшую свою деятельность на основе решений;
  • разделять процесс достижения цели на этапы и последовательно их выполнять.

Развитие аналитического мышления (упражнения для тренировки)

Развитие аналитического мышления – это довольно интересный процесс. В этом помогают решение задач по физике, математике, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, головоломок, игра в шахматы, маджонг, компьютерные игры на логику (прохождение квестов, стратегии), чтение книг детективного характера.

Психологами разработаны специальные упражнения для его развития, которые необходимо выполнять ежедневно. Они помогают развивать способность к анализу, систематизировать жизнь и достигнуть успеха в определенных областях.

Вот некоторые из них:

  1. Решение проблемы. Следует придумать не очень сложную проблему и поставить для себя цель быстро и эффективно решить ее. Для этого нужно придумать несколько вариантов решения, проанализировать их, определить самые понятные и близкие для себя. Для этого нужно задать себе множество вопросов (истоки возникновения проблемы, свое отношение к ней, что будет, если решить проблему конкретным способом, как отреагируют на это окружающие, какие будут для них и для вас последствия). На основании ответов на эти вопросы нужно сделать вывод, стоит ли развивать такой вариант решения проблемы. Из всех вариантов нужно выбрать самый лучший и проанализировать его.
  2. Перенос. Стоит учиться анализировать поступки других людей, ситуацию в мире, свои действия. Для этого необходимо потренироваться сначала на любимых книжных или киногероях. Следует поставить себя на их место и подумать, поему они поступили так или иначе в определенной ситуации, как можно было бы сделать лучше и что получилось бы в итоге. Со временем склонность к анализу закрепится, будет намного проще анализировать любые ситуации, если понимать, почему они произошли в жизни.
  3. Моделирование ситуации. Можно придумать как реальную, так и нереальную ситуацию. Например, нужно развить свой бизнес с нуля. Следует подумать, с чего начать свое дело, куда обратиться за первоначальной информацией по этому вопросу, каков будет стартовый капитал, где его найти и так далее. Затем продумать, какие препятствия не позволят начать свой бизнес. В конце решить, нужно ли вообще начинать свое дело и если да, то подробно составить шаги по достижению цели, основываясь на анализе всей полученной информации.
  4. Антипозиция. Хорошо помогает анализ противоположной позиции. Для этого потребуется напарник и небольшое жюри из 2-3 человек. Цель тренинга заключается в споре двух людей на заданную тему. Сначала один высказывает свои аргументы за или против предложенной ситуации. Другой должен проанализировать полученные данные и построить свою речь таким образом, чтобы никто из жюри не смог понять, кто является автором аргументации.
  5. Игры. Развить навыки аналитического мышления можно в игровой форме. Хорошо помогает собирание пазлов, которые помимо аналитического развивают еще и творческое мышление.

Самые обычные настольные игры помогаю развить мышление аналитика. Для этого прекрасно подходит игра «Монополия», в которой нужно не просто бросать кубики, а делать сложные расчеты по ведению своего бизнеса, следить за действиями своих конкурентов, анализировать их, предполагая, как будет развиваться ситуация и что нужно сделать. То есть вырабатывать тактику и стратегию.

Умение анализировать мысли вполне возможно выработать. Для его развития стоит выполнять небольшие упражнения в повседневных условиях.

А именно:

  • систематизировать свою жизнь на основе анализа ежедневных событий;
  • стараться усмотреть закономерность в каждом событии;
  • считать в уме, делать выводы, искать причины событий, происходящих вокруг;
  • воспринимая любую информацию, нужно выделять из нее только важные факты, сопоставлять их, стараясь не отвлекаться на эмоции.

Постепенно можно будет заметить, что мышление становится более гибким, склонность анализировать развилась, стало легче понимать, что происходит в жизни и почему это случилось.

Считается, что его развить труднее, чем способность к творчеству. Умение анализировать подразумевает способность разделять информацию на части, анализировать части информации и всю ее в целом, недостающие звенья дополнять путем логических умозаключений. Без этого невозможно рационально построить свое будущее, основываясь на опыте, анализе своей жизни, общей ситуации в стране и мире.