Военные пенсионеры получают две пенсии. Расчет второй пенсии военным пенсионерам: калькулятор. Как самому рассчитать будущие выплаты

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

3 Определение данного отношения упрощает последующие вычисления, поскольку величина расчетного пенсионного капитала, согласно п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Военными пенсионерами признаются граждане, которым назначается пенсия от Министерства обороны. Пенсия назначается за выслугу лет или в связи с инвалидностью, полученной во время службы. С 2008 года эти граждане могут получать 2 пенсии - «военную» и «гражданскую».

Военнослужащие уходят на «военную» пенсию намного раньше, чем гражданские лица. Многие потом устраиваются на работу «на гражданке» и получают заработную плату. Следовательно, работодатель должен отчислять за них, как и за любого другого работника, страховые взносы в пенсионный фонд. Они идут на формирование «гражданской» пенсии.

Военная пенсия - это социальная или трудовая? Военная пенсия назначается за выслугу лет или за приобретённую во время службы инвалидность. Военная пенсия за выслугу лет складывается из окладов по должности и воинскому званию, учитывая выслугу лет. Поэтому такую пенсию можно приравнять к трудовой. Ведь у военнослужащих стажем считается именно выслуга лет. Социальной пенсии (для военных пенсионеров) не существует.

Бывший военнослужащий, имеет право получить «вторую» пенсию при выполнении 3 обязательных условий:

  • достигнуть пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • иметь минимальный стаж для назначения гражданской пенсии. Этот стаж не должен был учитываться при назначении этому же человеку его военной пенсии. В 2016 году минимальный размер страхового стажа для назначения пенсии - 7 лет. В последующие годы, до 2025 года, она будет увеличиваться на 1 год, и составит, соответственно, 15 лет;
  • иметь минимальное количество пенсионных баллов. Их величина зависит от страховых взносов, уплаченных работодателем за работника. В 2016 году минимальное количество баллов для пенсии в РФ - 9. До 2025 года они будут постоянно увеличиваться.

Если бывший военный трудился после назначения ему военной пенсии на предприятиях и в условиях труда, которые попадают под назначение льготной или досрочной пенсии, то это условие выполняется государством, точно так же, как и для всех гражданских лиц.

Для назначения второй пенсия для военнослужащих после 60 лет необходимо обратиться в отделение пенсионного фонда по месту жительства. При этом он должен иметь при себе документы:

  • заявление о назначении пенсии;
  • свой паспорт;
  • СНИЛС;
  • справку из ПФР, который обеспечивает выплаты по линии Министерства обороны. Этот документ должен содержать в себе сведения о дате назначения заявителю военной пенсии, а также «военном» стаже;
  • документы, которые подтверждают «гражданский» трудовой стаж.

«Гражданская» пенсия у бывших военнослужащих не содержит в себе фиксированную выплату, которая есть у всех пенсионеров, которые получают только эту пенсию. В 2016 году размер такой выплаты составляет 4558, 98 рублей.

Расчет пенсии

Вторая пенсия военным пенсионерам назначается только с 01.01.2007 года, независимо от того, с какого момента возникло право на неё. Её размер рассчитывается только на основании пенсионных баллов.

Если основной гражданский стаж пришёлся на период до 2002 года, то пенсионные баллы будут рассчитываться, исходя из среднемесячной заработной платы за любые 5 лет до 2002 года.

Размер второй пенсии рассчитывается по следующей формуле:
КПБ * СПБ, где КПБ - количество накопленных пенсионных баллов, а СПБ - стоимость 1 пенсионного балла на момент расчёта.

Как начисляется пенсия работающим военным пенсионерам

Если военный пенсионер продолжает работать «на гражданке» после достижения необходимого возраста, то каждый год идёт перерасчёт пенсии, в зависимости от накопленных пенсионных баллов за прошедший год.

Если военный пенсионер умрёт, его гражданскую пенсию могут получать его нетрудоспособные родственники, которые получают пенсию по потере кормильца по линии Министерства обороны.

Военным предоставляется возможность выходить на заслуженный отдых до того, как был установлен законом пенсионный возраст. Так что денежные средства им перечисляют за стаж или .

Но даже при таких условиях некоторые граждане желают продлить срок службы в различных структурах, заняться предпринимательством или трудится в промышленной сфере. При наступлении 60 лет им назначается второе пенсионное пособие для военных пенсионеров.

Что это такое?

Этот вид пособия, который выплачивается государством и носит регулятивный характер. Этот вид могут получить граждане пенсионного возраста согласно такими критериям, как выслуга лет, нетрудоспособность, наступившая в результате служебных травм.

Кому положена?

Вторая пенсия выплачивается только при соблюдении определенных условий:

  1. Возраст. Для женщин, проходивших службу, он составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет.
  2. Выслуга лет. Минимальный стаж равняется 8 лет.
  3. Размер коэффициентов. Они индивидуальны для каждого гражданина. На сегодняшний день эта цифра составляет 11,4.
  4. Необходимо подтвердить, что гражданин, проходящий военную службу, получает пенсионное обеспечение, поэтому претендует на получение второго.

Размер

Расчет социальной пенсии для бывших военнослужащих, достигшим в 60 лет простой и понятный, так что справиться с ним сможет любой человек, претендующий на пособие.

Все нюансы расчета обозначены в ФЗ №400 . Именно в этом законе указана формула, применяемая для :

Размер пособия = Количество индивидуальных баллов * Стоимость 1 балла

Благодаря этой формуле каждый гражданин можно самостоятельно рассчитать . Гладя на формулу, становится понятно, что размер дополнительного пособия определяется с учетом количества баллов, накопленных за ранее выполненную работу.

Количество баллов зависит от нескольких факторов:

  • срок трудового стажа;
  • размер заработной платы, которая должна быть официальной.

Представленной формулой для вычисления пенсии могут пользоваться военные, которые начали вести трудовую деятельность в 2015 году. Для тех граждан, которые начали работать раньше, используется конвертирование пенсионных прав в соответствующие балы.

При расчете отсутствует минимальная фиксированная выплата, так что ее начисление происходит при учете стажа и заработной платы человека. При расчете из трудового стажа исключают некоторые периоды:


Размер пенсионной выплаты будет не слишком большим, так как при расчёте принимается во внимание короткий период стажа, следовательно, и количество баллов невысокое.

Рассмотрим более подробнее процесс расчета пенсии военным пенсионерам на таком примере:

Человек проходил службу в МВД, окончил работу в 2007 году, а дальше трудоустроился в коммерческую компанию на основании стандартного соглашения. В 2016 году ему исполнилось 60 лет, и он может претендовать на получение стандартной пенсии назначенной по достижению этого возраста. С 2007 года он проработал 9 лет, а для 2016 года минимальным остается показатель 7 лет.

Средняя заработная плата за это время равна 28000 рублей, а в ПФ за 9 лет были проведены перечисления, размер которых 483840 рублей. Для расчета среднегодовых отчислений в ПФ необходимо 483840/9= 53760 рублей. в 2016 года максимальная база, на основании которой рассчитывают взносы, составляет 796 000 рублей.

Из этой суммы взносы составят 127360 рублей, так что общее количество баллов за год равняется: (53760/127360) *10=4,22. За 9 отработанных лет количество баллов равно: 4,22*9=37,98. Один балл стоит 74,71 рубля, так что размер пособия вычисляется следующим образом: 74,72*37,98=2838 рублей.

Оформление

Чтобы оформить соцпенсию, военным пенсионерам необходимо подготовить набор документов:


После написания заявления по установленному образцу и сбора всей документации гражданин может подавать бумаги в ПФ следующими способами:

  1. лично, посетив отделение ПФ;
  2. через доверителя, но тогда придется оформить на него и нотариально заверить доверенность;
  3. при помощи кадровой службы по месту работы;
  4. через почту;
  5. обращение в МФЦ, который является посредником;
  6. через интернет, воспользовавшись порталом Госуслуг (только заранее требуется зарегистрироваться и авторизоваться в системе).

Самостоятельно заниматься оформлением пособия военный пенсионер не обязан, но только пособие не будет назначено без заявления, написанного лично им.

Денежные выплаты ветеранам

Что же такое денежные выплаты участникам и ветеранам боевых действий на территории бывшего Советского Союза, РФ и других государств,и как они осуществляются? Оплата происходит из государственной казны и регламентируется законодательством.

Начисление пенсии для каждой группы военных регулируется различными законами:


Размер пособия рассчитывается с учетом должностного оклада или размера трудового стажа. За участие в боевых действиях, полученную нетрудоспособность или достижение конкретного возраста полагается надбавка. Ее размер определяется с учетом общей величины пенсионных выплат или по расчетному показателю, который равен величине .

Чтобы в процессе расчета или оформлении пенсии не возникли сложности, нужно принимать во внимание следующие нюансы:

  1. Военное обеспечение могут назначить только тем гражданам, которые служили в воинских структурах государственной власти.
  2. Величина содержания рассчитывается на основании заработной платы и корректирующих коэффициентов.
  3. В 2018 году повысится страховое обеспечение, а еще стоимость ИПК, которая учитывается при расчете размера пособия.
  4. Уже в январе по распоряжению Президента состоится индексация военных окладов.
  5. В апреле повысится государственное содержание по нетрудоспособности и .
  6. Рост военного содержания может произойти по причине прибавки к окладам военных.

Военный гражданин имеет право получать два : по старости и в 60 лет специальное военное пособие. Но для этого ему нужно иметь определенный стаж. Кроме этого, при расчете размера выплаты учитывается и величина заработной платы, которую пенсионер получила после того, как ушел с военной службы.

Видео по теме

Узнать о второй пенсии для военных пенсионеров можно также в данном ролике:

Закона от 12.02.1993 N 4468-1).

Такие пенсионеры имеют право не только на военную пенсию, но и на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для ее назначения (п. 6 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Полагающуюся страховую пенсию по старости еще называют «вторая пенсия». Получение ее происходит уже по линии ПФР.

При каких условиях полагается страховая пенсия по старости

Многие военнослужащие, становясь пенсионерами, к примеру в возрасте 50 лет, после увольнения со службы продолжают трудовую деятельность на должностях, не относящихся к военным. В этом случае работодатель производит за них страховые взносы. Также может быть, что военный пенсионер является индивидуальным предпринимателем и платит страховые взносы сам за себя.

В результате уплаты страховых взносов на индивидуальном лицевом счете военного пенсионера образуется пенсионный капитал, который при наступлении необходимых условий выплачивается ему в качестве страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).

К необходимым условиям для получения в 2017 г. права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) относятся (ст. 8 , ч. 1 — 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1):

  • достижение общеустановленного пенсионного возраста: 55 или 60 лет (соответственно для женщин и мужчин (для госслужащих — 55 лет и 6 месяцев или 60 лет и 6 месяцев));
  • наличие минимально установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) — 11,4;
  • наличие минимального размера страхового стажа — восемь лет.

В страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ);

Обратите внимание!

Некоторым категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости полагается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения пенсии. Так, на получение страховой пенсии по старости раньше могут рассчитывать, например, работники Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или занятые на вредных или тяжелых работах, а также военные пенсионеры, которые в период прохождения службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных техногенных катастроф и стали в связи с этим инвалидами вследствие военной травмы (ст. ст. 30 , 31 , п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ; ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 8 Закона N 4468-1; Апелляционное определение Мосгорсуда от 06.10.2015 по делу N 33-32982/2015).

Куда обращаться за назначением страховой пенсии по старости

По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Вы можете обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и необходимым комплектом документов в отделение ПФР как непосредственно, так и через работодателя, по почте, через МФЦ по вашему месту жительства, если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем услуг, предоставляемых в МФЦ (п. п. 3 , Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н; п. 5 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н).

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в отделение ПФР по своему месту пребывания на территории РФ.

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в отделение ПФР по месту своего фактического проживания (п. п. 5 , Правил N 884н).

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается через Интернет с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационной системы ПФР «Личный кабинет застрахованного лица» (п. 4 Правил N 884н).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть представлены в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, заверенных нотариусом или иным уполномоченным лицом, и содержать достоверные сведения (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ). Также документы можно представить в электронной форме (п. п. 51 , Перечня N 958н).

Вы можете обратиться за страховой пенсией по старости в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Отделение ПФР может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости и до наступления у вас пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п. п. 18 , Правил N 884н).


Военные пенсионеры получают военную пенсию по линии силовых ведомств (Министерства обороны, МВД, ФСБ и ряда других силовых ведомств): за выслугу лет или по инвалидности.

Многие военные пенсионеры после увольнения с военной службы и получения военной пенсии продолжают трудовую деятельность в качестве либо наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе, либо в качестве индивидуальных предпринимателей.

В этом случае при соблюдении определенных условий у них возникает также право на получение второй - страховой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда России.

Право военных пенсионеров на страховую пенсию по старости

Для получения военным пенсионером права на страховую пенсию по старости военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования и на его страховой индивидуальный лицевой счет (СНИЛС) должны поступать страховые взносы.

Сведения о

Гражданском стаже,
- начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносах,
- размере заработной платы, а также
- периодах работы в гражданских организациях,

Отраженные на страховом индивидуальном лицевом счете (СНИЛС) в Пенсионном фонде, и будут определять право военного пенсионера на страховую пенсию по старости и возможную выплату за счет средств пенсионных накоплений.

Номер страхового индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования («зеленной карточке»).

Ее можно получить лично обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания.

Для этого необходимо заполнить анкету застрахованного лица и предъявить документ, удостоверяющий личность.

Условия назначения военному пенсионеру страховой пенсии по старости

В соответствии с новым порядком формирования и расчета пенсии, который поэтапно вводится с 1 января 2015 года, военным пенсионерам может быть назначена страховая пенсия по старости по линии Пенсионного фонда РФ при одновременном соблюдении определенных условий.

Справочно.
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Из законодательства уходит понятие «трудовая пенсия». Она трансформируется в страховую пенсию, назначение которой будет осуществляться по новой пенсионной формуле.
В соответствии с новой пенсионной формулой пенсионный капитал граждан каждый год будет фиксироваться в пенсионных баллах – индивидуальных пенсионных коэффициентах.
В рубли накопленные пенсионные баллы будут переводиться при назначении страховой пенсии. На момент выхода на страховую пенсию пенсионные баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла. Эта стоимость пенсионных балов будет ежегодно увеличиваться.

Условия назначения военному пенсионеру страховой пенсии по старости:

Достижение общеустановленного возраста – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.

Например, в случае работы в условиях Севера, труда в «тяжелых условиях» и т. д.

Наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (стажа на «гражданке»).

До 1 января 2015 года он составлял 5 лет, с 1 января 2015 года он составляет 6 лет, а начиная с 1 января 2016 года будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (заметьте, ни о каком увеличении пенсионного возраста чиновники не говорят?).

Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов)

На 2015 год минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) установлена в размере 6,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году.

Соблюдение этого условия не требовалось от тех военных пенсионеров, кто обратился в Пенсионный фонд за назначением страховой пенсии по старости до 2015 года.

Наличие установленной военной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства.

Справочно.
При исчислении страхового и общего трудового стажа военным пенсионерам для назначения страховой пенсии по старости в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Документы, необходимые для назначения военному пенсионеру страховой пенсии по старости

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту его регистрации.

Если адрес проживания военного пенсионера не подтвержден регистрацией, то по месту его фактического проживания.

Необходимо для назначения военному пенсионеру страховой пенсии по старости представить в Пенсионный фонд заявление и следующие документы:

Паспорт;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- справку из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства.
Эта справка должна содержать данные о том, с какой даты военный пенсионер получает военную пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению военной пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера военной пенсии за выслугу лет;
- документы, подтверждающие «гражданский» стаж (трудовую книжку, трудовой договор, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, и т. д.).

Военные пенсионеры, имеющие периоды работы в гражданских учреждениях до 2002 года, могут представить документы, подтверждающие среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.

У военных пенсионеров пенсионные накопления (и соответственно накопительная пенсия) могут формироваться в следующих случаях:

- если они граждане 1967 года рождения и моложе, за которых уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию во время работы в гражданских организациях;
- если они являются владельцами сертификата на материнский (семейный) капитал и направили его средства на накопление будущей пенсии;
- если они являются участниками Программы государственного софинансирования пенсий;
- если они мужчины 1953–1966 года рождения или женщины 1957–1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию во время работы в гражданских организациях.

В случае если военный пенсионер уже вышел на досрочную трудовую пенсию по старости, но пенсионные накопления ему еще не выплачивались, у него есть право обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства (или в негосударственный пенсионный фонд, если его пенсионные накопления формируются там) с заявлением об установлении выплаты за счет средств пенсионных накоплений, паспортом и свидетельством обязательного пенсионного страхования.

Если военный пенсионер, имеющий средства пенсионных накоплений, впервые обращается за назначением страховой пенсии по старости, ему одновременно могут назначить страховую пенсию и определить вид выплаты средств пенсионных накоплений:

Единовременная выплата,
- срочная выплата,
- выплата накопительной пенсии.

Особенности назначения и выплаты военным пенсионерам страховой пенсии по старости:

Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учета фиксированной выплаты (фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле).
Страховая пенсия по старости, выплачиваемая военному пенсионеру, ежегодно индексируется государством.
Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать в гражданских учреждениях,