Верят ли дети в Деда Мороза? Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Поскольку вы здесь…

Новогодние праздники все ближе, а это значит, пришло время для чудес и сказок, главной из которых, несомненно, является история про Деда Мороза. Именно в Новый год и Рождество детям рассказывают о добром старичке, который живет вечно, имеет дом на Северном полюсе, знает, чего хочет каждый ребенок в мире, ездит на санях, запряженных оленями или лошадками, и входит в ваш дом через дымоход, чтобы оставить подарки всем, кто был послушным в этом году.

Учитывая множество нелепостей и противоречий в этой истории, даже удивительно, что маленькие дети продолжают в нее верить. Тем не менее исследования ученых показывают, что 83% 5-летних малышей верят, что Дед Мороз является реальным. Но почему?

Эволюционное преимущество?

В основе этого парадокса лежит очень простой вопрос о характере ребенка младшего возраста, который, по своей сути, является очень доверчивым. Дети в этом возрасте доверяют родителям, и поэтому принимают их слова за правду, даже если история кажется нерациональной взрослому человеку.

Известный автор и этолог Ричард Докинз в 1995 году написал эссе, в котором предположил, что дети по своей природе очень доверчивы и склонны верить практически во все. Он даже писал, что такая доверчивость может быть эволюционным преимуществом для детей.

Докинз приводит вполне убедительный пример маленького ребенка, проживающего вблизи болота, которое кишит аллигаторами. С точки зрения Докинза, ребенок, который настроен скептически и склонен критически оценивать советы своих родителей не купаться в этом болоте, имеет гораздо меньше шансов на выживание, чем малыш, который бездумно следует всему, что говорят взрослые.

Такой взгляд на маленьких детей, которые являются доверчивыми по своей природе, разделяют многие ученые, в том числе философ 18-го века Томас Рид, а также современные психологи, которые утверждают, что дети чаще всего доверяют всему, что им говорят.

Дети не очень отличаются от взрослых

Тем не менее современные исследования показывают, что дети являются рационально мыслящими и вдумчиво воспринимают новую информацию. На самом деле они используют большинство тех же инструментов, что и взрослые, чтобы решить, во что верить.

Итак, какими же инструментами пользуются взрослые? А есть ли доказательства того, что дети также обладают ими?

Одним из доказательств является внимание к контексту, в который встроена новая информация. Второе доказательство - привычка сопоставлять новую информацию с уже существующей базой знаний. И третье - это способность оценивать опыт других людей.

Рассмотрим контекст

Представьте себе, что вы читаете статью о новом виде рыб в двух очень разных источниках. В первом случае вы нашли эту статью в популярном журнале, который увидели в супермаркете. Во втором вы читаете копию статьи в National Geographic, со ссылками на официальный журнал научного общества. Скорее всего, контекст, окружающий эту новую информацию, будет иметь решающее значение для формирования вашего суждения о реальности этой доселе неизвестной рыбы.

Дети часто оказываются в такой ситуации. Мы рассказываем им о животных, которых они никогда раньше не видели. Некоторые дети слышат о них в фантастическом контексте, когда им говорят, к примеру, о драконах или призраках. Другие дети узнают о новом о животном мире в научном контексте.

Согласно исследованиям, дети в возрасте четырех лет были склонны утверждать, что нереальные животные действительно существуют, когда им рассказывали о них в научном контексте, а не в фантастическом.

Как дети используют знания и опыт

Одним из основных способов, с помощью которого мы, взрослые, узнаем о новых вещах, являются рассказы других людей. Представьте себе, что вы узнаете о новом виде рыб от морского биолога и от вашего ближайшего соседа, который часто угощает вас рассказами о том, как его похитили инопланетяне. Вы будете основываться на собственной оценке знаний и достоверности этих источников, что и определит ваши убеждения об истинности существования этой рыбы.

В одном исследовательском проекте ученые показали маленьким детям новых животных, существование которых было реальным (например, рыба, которая живет в океане), невозможным (например, рыба, которая живет на Луне), или маловероятным (рыба размером с автомобиль). Тогда детям предлагали самостоятельно выяснить, действительно ли эти животные существуют, и обратиться за помощью к кому-либо. Дети могли спросить совета либо в работника зоопарка (который является экспертом), либо повара (не специалиста).

Ученые обнаружили, что дети верили только в реальных животных, а не в вымышленных. Свое решение они приняли путем сравнения новой информации и существующих знаний. А вот решая, могли ли животные, существование которых казалось маловероятным, быть настоящими, они были более склонны верить работникам зоопарка, а не повару. Другими словами, дети используют опыт так же, как это делают взрослые.

Причина в родителях

Если дети такие умные, почему они верят в Деда Мороза?

Причина проста: родители и другие взрослые идут на многое, чтобы поддерживать этот миф. В недавнем исследовании ученые обнаружили, что 84% родителей по крайней мере дважды приглашают Деда Мороза к своему ребенку во время новогодних и рождественских праздников. Кроме того, в этот же период Дед Мороз приходит в детские сады, его можно увидеть по телевизору и даже просто встретить на улице.

Почему мы делаем так много, чтобы поддержать веру детей в сказку? Ответ на этот вопрос простой: дети не бездумно доверчивые, и поэтому не верят всему, что мы им говорим. Таким образом, мы, взрослые, должны предоставить им доказательства - живых Дедов Морозов в торговых центрах, на рождественских утренниках и на улицах, морозные рисунки на окнах, подарки и сюрпризы утром под ёлкой.

Как дети оценивают новую информацию

С учетом этих усилий детям очень сложно не верить в новогоднюю сказку. В вере в Деда Мороза дети, по сути, проявляют свои научные навыки мышления.

Во-первых, они оценивают источники информации. Как показывают результаты исследований, дети более склонны верить взрослым относительно того, что реально.

Во-вторых, они используют доказательства (например, подарки под ёлкой утром), чтобы прийти к выводу о существовании Деда Мороза. В-третьих, исследование показывает, что по мере взросления дети обращают все больше внимания на нелепости в мифе о Деде Морозе, например, как старый человек может пройти через небольшой дымоход, или как олени или лошади могут летать.

Хотите знать, что сказать ребенку?

Некоторые родители могут задаться вопросом, вредят ли они своим детям, поддерживая миф о сказочном Деде. Существуют аргументы как за, так и против этой новогодней лжи, а некоторые психологи даже утверждают, что это может привести к возникновению недоверия к родителям и другим взрослым.

Итак, что нужно делать родителям?

На самом деле нет никаких доказательств того, что вера в Деда Мороза существенно влияет на формирование у детей доверия к родителям. Кроме того, у детей всегда есть возможность узнать правду, и «расследование» этой истории помогает малышам научиться использовать свои дедуктивные способности.

Так что, если вы не знаете, стоит ли приглашать Деда Мороза в свой дом на Новый год, можете сделать это. Ваши дети будут в порядке. И они могут даже узнать что-то новое.

Верит ли ваш ребенок в Деда Мороза?

Ребенок живет сказочным мироощущением. Весь мир для него - чудо. До определенного возраста он не понимает законов, по которым существует этот мир, и в его представлении все происходит волшебным образом. Разрушение веры в Деда Мороза - это одно из первых столкновений с миром взрослых, с суровой реальностью, где сказке нет места.

Новый год – не просто застолье с друзьями и родственниками, не день рождения, когда подарок вручается только одному имениннику, это самый сказочный и волшебный праздник взрослых и детей. Разноцветные шарики, гирлянды, предпраздничная суета, подготовка подарков близким – все это заряжает положительными эмоциями.

Помню, мне было лет пять, когда в канун Нового года к нам в квартиру постучался Дед Мороз! У него была красная шуба, белая борода и, почему-то, шапка-ушанка. Я онемела от самого факта, что он смог выкроить время, чтобы прийти именно ко мне. Затем я кое-как рассказала Деду стишок и получила заслуженный подарок. После того, как за гостем закрылась дверь и мама ушла в другую комнату, я выглянула на лестничную площадку, чтобы проверить, не приснилось ли мне все это. Каково же было мое удивление, когда я увидела, как Дед Мороз заходит в соседскую квартиру, ведь там не было маленьких детей.

Не все родители поддерживают веру своих малышей в Деда Мороза. Одни считают, что не следует лгать ребенку - в любом случае он когда-нибудь узнает правду и сильно разочаруется. Такие родители не хотят, чтобы потом, когда ребенок вырастет, он сомневался во всех вещах, которым они его учили. Другие считают, что дети должны ценить усилия своих родителей, которые стараются подарить к Новому году что-то приятное и обрадовать своего ребенка. Верит ли ваш ребенок в Деда Мороза? Если верит - не стоит разрушать его детскую веру в сказку.

Ребенок живет сказочным мироощущением. Весь мир для него - чудо. До определенного возраста он не понимает законов, по которым существует этот мир, и в его представлении все происходит волшебным образом. Разрушение веры в Деда Мороза - это одно из первых столкновений с миром взрослых, с суровой реальностью, где сказке нет места. Но именно детская вера в чудо, в то, что все возможно, что все желания могут исполниться, будет защищать вашего малыша.

Помните ли Вы, как в детстве, едва открыв глаза утром 1 января, сломя голову бросались под елку искать подарки? И удивлялись удивительной прозорливости доброго старика, который неизменно из года в год приносил желаемое? Помните ли вы, как писали письмо Деду Морозу, как старательно учили стишок и считали дни, оставшиеся до волшебной новогодней ночи? Я помню. А еще помню, как гадала и не понимала, как за одну ночь Дед Мороз успевает посетить все елки в мире? Как в его мешке помещается столько подарков? Почему на каждом утреннике присутствует Дед Мороз, и он всегда разный? Помню, как поняла, что всегда подарки под елку клали мои родители, что Дед Мороз – это волшебная сказка, добрая и чудесная, в которую хочется продолжать верить всю жизнь. Помню и подружку Свету, которая последней в классе узнала горькую правду и долго не хотела с ней соглашаться, мужественно снося насмешки одноклассников.

мы в первый год не звали деда мороза, в 2 гоа(как раз посе дня рождения) к нам пришел дед мороз!!! мы его очнь ждали, учили стихи… загадывали желания, НО когда его увидели, немного оторопели пзвали его к нашей расивой елочке и… КАК ТОЛЬКО ЗАХОТЛИ РАССКАЗАТЬ СТИШО… все наши переживания перешли в истерический рёв… она (моя дочка) не изпгала, она с ним разговривала и трогала его, все нормально… но как только хотела рассказать стих, снова впадала в истерику…
В ЭТОМ ГОД НА ГОДА!! МЫ ТАК ЖЕ ЖДАЛИ ДЕДА МОРОЗА!!!И УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ ВСЕ ХОРОШО!!! она неного поялась но потом мы и спели и сплясали, и стихи рссказали!!!
ДА МЫ ВЕРИМ В ДЕДА МОРОЗА!!! И ЖДЕМ ЕГО СНОВА!!

«Вы меня обманывали, Деда Мороза не существует!» Что нужно отвечать ребенку на такие вопросы? Medialeaks поговорил с практикующим детским психологом Максимом Прохоровым из Психологического центра на Волхонке о том, как вера в чудо важна и взрослым, и детям.

Как важна для ребенка вера в Деда Мороза? В чудеса? На что эта детская вера влияет в будущем?

Вера в чудеса крайне важна, даже взрослым людям иногда очень полезно поверить в чудо. Кто-то верит в сверхъестественные вещи, кто-то в Бога. Но суть не в этом. Суть в том, что иногда важно верить, что чудо есть, так как это помогает двигаться дальше. А ребенок вообще живет немножко в другой реальности. У него еще нет границ между реальностью и выдуманным миром, они размыты. И это абсолютно нормально до какого-то возраста. Ребенок еще только учится тестировать реальность, понимать, где что. Поэтому Дед Мороз - это важно и здорово, вера в него - это вера в чудо. Вера в то, что есть кто-то, кто думает о тебе целый год.

Многие родители задают мне вопрос о том, стоит ли детям говорить про Деда Мороза, и зачем это делать. Хочется быть честными с детьми, а также хочется быть хорошими родителями, и вопрос обмана все чаще висит в воздухе. Ведь ребенок рано или поздно узнает, что Дед Мороз — это всего лишь дядька с бородой из ваты, и счастье лопнет как мыльный пузырь.

Верит ли Ваш ребёнок в Деда Мороза? Сегодня моя девятилетняя дочь задала мне вопрос: «А правда, что Деда Мороза нет, а вместо него вы с папой покупаете мне подарки?». Я растерялась и спросила её, почему она так думает. оказалось, что девочка из класса сказала Кате, что Деда Мороза нет. Тогда я ответила дочери, что Дед Мороз есть для тех, кто в него верит. Дочка осталась удовлетворена ответом, добавив, что если бы подарки подкладывали родители, то пол в её комнате скрипел бы, а так как скрипа в новогоднюю ночь она не слышит, значит всё-таки это Дед Мороз. Сама я не помню во сколько лет узнала, что Деда Мороза нет. Вот теперь думаю, а может стоило сказать ребёнку правду? А по-вашему, во сколько лет ребёнок должен узнать, что Дед Мороз не существует? свой вариант оставляйте в комментарияхво сколько лет ребёнок должен узнать, что Дед Мороз не существует?

Мой старший сын тоже очень долго верил в деда Мороза, лет до 11-12 точно. И каждый Новый год мы с мужем ухищрялись подогревать подольше его веру. Всегда после боя курантов мы открывали форточку и шли на улицу смотреть на фейерверки, а когда приходили, то подарки уже лежали под елочкой. Был момент, когда кто-то из одноклассников начал всем доказывать, что д. Мороза не существует, сын пришел домой и рассказал, что оказывается это родители под елку подарки кладут. Но никак понять не мог понять как у нас под елкой оказывались подарки, ведь уходим мы все вместе и приходим вместе! Ну никак до него не доходило… Ну так вот, надо было нам снова заставить верить ребенка в чудеса. И мы придумали. Я сказала сыну написать письмо д. Морозу, и сказала, что сама отправлю. Написал, мы естественно прочли, что он хотел, а он хотел как мы и предполагали телефон.Купили, вставили заранее симку забили туда номер соседа и подписали как «Дед Мороз» (естественно заранее договорившись с соседом).

Всем жуткого и ужасного денёчка, мои дорогие соплеменники! Весь год мы ждали этого события, и вот он, настал этот день….ДЕНЬ, когда мы наконец-то сможем вырваться на свободу в мир людей и полакомиться свежими, невинными душами! *звучит зловещий смех
В разных странах и на разных континентах эта ночь называется по-разному. У преемников древних славян - это Велесова ночь, у потомков древних кельтов, которые отныне живут по всей Европе и даже на континенте Северной Америки это канун дня всех святых, которые современные жители прозвали Хэллоуином, в Китае - это праздник Дэн Цзе - день поминания предков, а в Мексике «Эль Диа де лос Муэртос», что переводится как дни мёртвых. Заканчиваются эти дни пикниками на могилах почивших родственников. Так что 2 ноября, закончим наше пиршество, пожалуй в Мексике

Тут все присутсвующие начинают заинтересованно и неспешно выбираться из своих тёмных укрытий и издавать одобрительные звуки, а кто-то даже пытается апплодировать своими разглагающимися конечностями.

Позвольте представиться! Я - Суккуб. Многие считают меня женщиной, но спешу разочаровать - на самом деле я бесполое создание, и лишь принимаю образ сексуальной обольстительницы, и так как я умело считываю людские мысли и желания, я абсолютно точно угадываю предпочтения своей жертвы и являюсь к нему именно в том образе, от которого он не сможет устоять. Люди зовут меня сущим дьяволом в женском обличии Мои самые лакомые кусочки - это честные и добропорядочные христиане, католики, протестанты и иудеи. О, Властелин Тьмы! Вы просто не представляете какое мне доставляет удовольствие склонять этих воздерживающихся к такому сладкому греху прелюбодеяния! Благодаря смятению и страху жертвы я способна удачно парализовать его, исказить его восприятие реальности и получить то, что мне необходимо. Ведь результатом нашего еротического акта может стать не только моё наполнение одной из мощнейших сексуальных энергий, но и оплодотворение, в результате которого появляются на свет маги, колдуны и ведьмы.

Кто же ещё отправится с нами на Землю, дабы воцарился хаос и ужас во имя нашей братии?!

199

Жаба Джабба

Здравствуйте! Я Ящер, и я - аноним (ваша реплика - здравствуйте, Ящер! - и аплодисменты)
Пришла я к вам с повинной головой по такому поводу. Вчерашняя анонимная тема "Сестра увела парня" - моя. Задумано это было давненько, группа поддержки анонимов с 1 по 10 номер была собрана заранее. Какая будет тема, они не знали, но были готовы по сигналу броситься в бой. Ура вам, дорогие сообщницы! А так же ура вам, стихийно присоединившиеся как грибочки после дождя Анонимы с №11 и далее)
Что касается темы. Дамы, я была уверена на 100, что в истории уведенного жениха с кривым органом и "мне же из него не стрелять" хоть кто-нибудь опознает старый анекдот. Мне его папа рассказал. Моточки из носочков и манера нырять мокрым в постель добыты из гугла по запросу "дурацкие привычки мужчин". Мои только Вильгельмы.
Чего мы этим добились? Да ничего. Повеселились, отвели душу, я удостоилась наконец звания тупого зеленого создания (не Ящера, а другого) Я считаю, что получилось довольно весело и массово.
Еще раз ура всем вовлеченным и присоединившимся!

191

Аноним

Ну вот не смейтесь)
Ребенок 3 года. 17 кг, рост 100. Пуза нет, она крепкая, мы оба с мужем не тонкокостные. Всегда ела хорошо. Ест с общего стола.

Но последние пару недель... Всегда голодная. Обед дома когда - тарелка супа (причем суп это не водичка с картошечкой, а густой, с мясом), потом говорит что хочет еще бутерброд. Съедает 2 бутерброда с мясом. Просит еще...

Ужин котлета, гарнир, немного овощей свежих. Через пару часов кефир и еще просит есть... Даю или сырники, или творог.
Да, она не кусачничает. У нас завтра, обед, полдник и ужин. Между приемами пищи только пьет воду.

Сразу скажу, что глистов нет, только на днях брали справку в бассейн, все сдавали.
Вот что это? Какой-то скачок роста?

154

Просто Единорог зомби

история не моя-подружкина
она развелась года 2 назад, причины были, на мой взгляд-серьезные
потом, мы около года не виделись
когда встретились, рассказала она, что БМ купил квартиру в ипотеку в одном подъезде с ней (она на 4-м. он-на 10-м). общая квартира осталась ей и ребенку по брачному договору.
если честно, я дико смеялась))
вопрос, вот зачем?
П.С. она и ребенок видели его поутру с новой......пассией......

139

Лошадка

Сегодня или вчера была тема как тетя застала племянника 16 лет с девочкой с прямыми намекали что было. А у меня вот такая ситуация.... Пишет мне на днях племянник что забыл сделать ин. яз. нужно срочно 2 задания. а мама (бабушка у нас учитель) мне было неудобно я попросила мужа. ему скинула задания. они с мамой моей сделали, ему все скинули.

Суть не в этом, а в том что 40 лет приколист пошутил над 14 лет подростком и написал ему с тебя Пивас...-и упорно говорит это была шутка. это подросток понял буквально или... я не знаю. и привез ему банку пива.... я говорю как купил (ну деньги мелкие есть) но до 18 же не продают. он смеется. ладно.. он ночевал у нас (так как на утро к репетитору.от нас ближе) утром идет ставит открытую банку в холодильник.... я....не поняла.... ну а что... я вот.. зато спал хорошо... подожди это как...... короче... я ничего не смогла ответить. и я до сих пор в каком -то легком шоке......

Думаю. говорить брату..... пусть "секет" каким домой приходит. . но он может меня выдать..... и просто наорать на него. наказать.... а нужно то другое.....тогда подросток перестанет мне доверять (мы с ним не плохо контачим..... и сейчас упорно пытаемся донести до него что пора браться за ум и подтягивать учебу.. но мотивации нет. - хотя хорошист.) а тут пиво... вроде же не на улице. а дома. а если бы плохо стало.... что делать.. с братом разговаривать?

136

Дед Мороз – один из самых положительных сказочных героев. Он добрый, сильный, мудрый, щедрый и справедливый. У него много помощников, которые отлично работают в команде и всегда готовы прийти на выручку и помочь доставить подарки детям из разных стран. Поскольку ребенок познает мир, в том числе, и при помощи сказок, такой персонаж является хорошим примером для подражания. Он учит быть добрым, толерантным, делиться с близкими и друзьями. Поступки Деда Мороза помогают ребенку понять, как важно обладать положительными чертами характера.

Развивает терпение

Вера в Деда Мороза развивает терпение: ведь новогодние праздники бывают всего один раз в году, и встречи с ними нужно дождаться. Особенно важно то, что терпение в данном случае – это не просто ожидание, оно приправлено предвкушением праздника и ярких событий. А позитивный настрой полезен для гармоничного развития эмоционального фона ребенка.

Учит заявлять о своих чувствах и потребностях

В большинстве семей есть новогодняя традиция – писать письмо Деду Морозу. Каждый ребенок мечтает о каком-то подарке, но не всегда может рассказать о нем из-за чувства стеснения, неуверенности, боязни быть непонятым или даже незнания того, что о своем желании можно заявить. Обращение к сказочному персонажу полезно тем, что позволяет родителям лучше понять чувства и потребности ребенка. Также в письме дети рассказывают о своих хороших делах, это помогает научиться самостоятельно оценивать свои поступки и подводить итоги сделанного за прошедший год.

Позволяет проявлять заботу

В Новый год подарки достаются не только детям, но всем, кто их окружает: родственникам, друзьям, воспитателям в саду. Ребенок в письмах Деду Морозу может попросить подарки и для других членов семьи, тем самым проявляя внимание и заботу о них. Подобные стремления важно поощрять и развивать. Развернув коробку и обнаружив желанную вещь, скажите: «Как здорово, что ты попросил для меня этот подарок! Я так давно его хотел!»

В письме Морозу дети рассказывают о своих хороших делах: это помогает научиться самостоятельно оценивать свои поступки

В процессе подготовки к новогоднему торжеству предлагайте ребенку сделать вместе с кем-то из родителей подарки для брата, сестры, бабушки или дедушки. Это может быть что угодно: выпечка, аппликация или стихотворение. Совместная подготовка не только сблизит вас с ребенком, но и подарит ему чувство сопричастности волшебству и настоящего счастья от возможности порадовать других.

Помогает справляться с разочарованиями

Не всегда на Новый год ребенок получает те подарки, которые он хотел. Тогда разочарование неизбежно. Но и здесь на помощь готов прийти добрый Дед Мороз. Он может написать послание о том, что часть презентов не удалось доставить из-за плохой погоды. Если вы готовы подарить недостающее на день рожденья или другой праздник, пусть Дед Мороз обязательно упомянет об этом и сдержит слово.

Развивает фантазию

Дед Мороз – символ праздника, который дарит исключительно радость. Вспомните: запах мандаринов, переливающаяся в свете гирлянд елка, хлопушки и фейерверки, долгожданные подарки, развлечения, возможность не спать допоздна... Эти мгновения запоминаются на всю жизнь, согревая на протяжении многих лет. Благодаря главному зимнему персонажу ребенок учится мечтать, верить в чудеса и в то, что его желания сбываются. Кроме того, вера в Деда Мороза развивает фантазию ребенка. Этого позитивного навыка часто не хватает во взрослой жизни.

Важно не манипулировать верой ребенка в доброго сказочного героя. Пусть Дед Мороз ассоциируется только с радостью

Важно не манипулировать верой в доброго сказочного героя, не пугать ребенка рассказами, что он обиделся и не придет к нему или не принесет подарок из-за его шалостей. Пусть этот персонаж всегда ассоциируется только с праздником и радостью.

Чтобы избежать капризов или разочарований ребенка по поводу полученного новогоднего подарка, можно:

1. Помочь ребенку написать письмо Деду Морозу и незаметно координировать его желания и просьбы.

2. Предложить готовый список с конкретными подарками, составленный в соответствии с вашими возможностями.

3. Сказать ребенку, что все дети хотят получить подарки, и если каждый будет просить что-то дорогое, то у Мороза может просто не хватить подарков для всех.

Все это важно, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным. Пусть эта ночь запомнится ему только позитивом. Ведь детские воспоминания во многом формируют в нас ощущение счастья.

Об эксперте

Психолог, основательница школы психологических тренингов «Happy академия».

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.