В чем ходили ранее стиляги. Стиляги кто такие стиляги советская молодёжная субкультура. Угасание движения стиляг


Стилягами называли представителей советской субкультуры, стиль одежды которых отличается экстравагантностью, необычностью, во многом он похож на западную моду в 40-60 годах, также имеет некоторые черты стиля рокабилли. В современной действительности к этому стилю относятся винтажная одежда, аксессуары и другие предметы, которые отражают то время, когда существовала субкультура стиляг. В СССР в конце 1940-начале 1960 годов стиляги были очень популярной группой среди молодежи, для них был характерен нонконфиризм, они всячески следовали моде запада, копировали его стиль, слушали такую же музыку. У стиляг был даже свой собственный сленг.

История возникновения субкультуры

Впервые стиляги появились еще в 1940 годах, они собой олицетворяли некий протест против устоявшихся принципов и стереотипов советского общества. Стиляги отличались от других субкультур подчеркнутым цинизмом, аполитичностью, отрицанием правил морали того времени. Из Западной Европы были привезены множество «трофейных» журналов, одежды, обуви, бижутерии и аксессуаров, которые уже были неактуальны на западе, но стали основами гардероба советских стиляг.

Когда впервые появилось название субкультуры

В первый раз термин «стиляга» был использован в 1949 году, в одноименном произведении Беляева. Он был потом размещен в качестве заметки в журнале «Крокодил». В этом очерке описывалась ситуация, в которой на школьном балу появился молодой человек, разодетый в стиле западной культуры, он был необычайно горделив, его пестрый облик привлекал внимание. Персонаж отличался невежеством поведения, имел глубокие познания в зарубежных танцевальных движениях, чем и вызвал насмешку и жалость у современных студентов. У «стиляги» была подруга Мумочка, которая по виду, казалось, только сошла с обложки модного журнала. Именно это произведение дало толчок началу кампании против западного влияния. Многие считают, что название «стиляги» означает «копировать чужой стиль», не зря среди исполнителей джаза была популярна фраза «дуть стилягу» - подражать кому-либо.

Как общество относилась к представителям субкультуры

Многие стиляги с 50 годов подвергались различным преследованиям. Их постоянно высмеивали в прессе, на комсомольских собраниях о них часто говорили, многие дружинники специально дежурили на улицах с целью «отлавливания» стиляг. Им даже отрезали волосы, трогали и портили предметы их гардероба. Насильственным методом их отводили в полицейский участок, где делали фотографии для статей. Немного лучше отношение к стилягам стало в период выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году, потом во время приезда Кристиана Диора с моделями в 1959 году, затем – на фестивале молодежи в 1957 году. Именно в такие моменты стиляг практически прекращали преследовать, однако потом начинали вновь.

Угасание популярности субкультуры

К середине 1960 годов субкультура стиляг стала постепенно угасать. Многие считают, что представителей стиля 1960 годов уже нельзя назвать стилягами, но, несмотря на это, так их называли еще десять лет.

Основные черты стиляг

У представителей субкультуры имеются их специфический внешний вид, поведение, свои предпочтения в мире музыки. Во многом влияние на стиль оказали фильмы «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты», «Серенада Солнечной Долины».

Одежда стиляг

Стиляги носят мешковатые пиджаки самых разнообразных расцветок и оттенков, широкополые шляпы, носки ярких цветов, шелковые рубашки, ботинки с острым носом, галстуки с изображениями обезьян, драконов, свитера с рисунками оленей. Немного позже стиляги стали носить более элегантные наряды, например, брюки-дудочки 22 см, которые являлись противоположностью 32 советским см, джинсы, зонты-трость. К началу 60 годов стиляги стали себя называть «штатники». В это время популярными были пальто в английском стиле, шерстяные костюмы, солдатские ботинки в американском стиле. У девушек стиляг не было своего личного стиля, во многом они копировали его из модных журналов, носили пышные юбки, иногда использовали узкие, цветочные блузы яркого оттенка, туфли с длинным носком. Стиляги богатые часто приобретали вещи у иностранцев, носили уникальные вещи, заказывали индивидуальный пошив. Бедные стиляги носили брезентовые плащи и пальто, на ботинки наклеивали каучуковую подошву. Стильными предметами считались иностранные авторучки, зажигалки и портсигары, карты с изображениями пин-ап girl.

Прическа и макияж

Стиляги носили тонкие усы, начесанные «коки» на лбу. Девушки красились интенсивнее и ярче обычных советских женщин, особенно любили использовать яркие помады, подведенные глаза. Из причесок были модны завитые волосы, уложенные вокруг головы, а в 60 годах стала модна начесанная «бабетта».

Манеры

Поведение стиляг многие расценивали как развязные, они отличались свободной походкой, высоко поднимали голову. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам города. Тогда они и демонстрировали свои костюмы и образ стиляг.

Особенности стиляг

Одним из атрибутов стиляг был саксофон, он олицетворял музыку свободных людей. Стиляги предпочитали слушать джаз. У них был свой сленг, который они переиначивали на русский лад:

Джакеток, от jacket – пиджак.

Таек – tie – галстук.

Хэток – hat – шляпа.

Совпаршив – одежда советского производства

Шузы – shoes – обувь на высокой подошве.

Современный стиль

Стиляги в наше время носят заметные аксессуары, мужчины надевают яркие носки с брюками-дудочками, цветной галстук, яркую рубашку. Женщины любят узкие или короткие платья с приталенным верхом и пышным подолом. Цвет может быть однотонным или разноцветным. Туфли могут быть на плоской подошве или на каблуке. Они должны сочетаться с цветом ремня или сумки, изготавливаются чаще всего из лаковой кожи. Из украшений девушки-стиляги любят носить пластиковую яркую бижутерию, обручи, заколки. Прическа может быть выполнена из локонов и крупных кудрей. Также любят использовать «ракушку». Макияж делают ярким – помада и стрелки на глазах.

Стиляги – это интересно, необычно и экстравагантно.

Видео:

Доброго времени суток, Игорь!

История стиляг

Стиляги - советская молодёжная субкультура конца 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно американский) образ жизни. Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, определённым цинизмом в суждениях, отрицательным, а скорее даже безразличным отношением к некоторым советским моральным нормам. Они выделялись из толпы благодаря их яркой и местами нелепой одежде, а также определенному сленгу. Также они проявляли повышенный интерес к западной культуре, особенно это касалось музыки и танцев. Стиляги в качестве субкультуры проявили себя как своеобразный стихийный протест против навязываемых норм и стереотипов поведения, а также против единообразия как такового.

Сам термин "стиляга" впервые появился в ходе движения по борьбе с космополитизмом в конце 1940-х, когда любое проникновение зарубежной культуры воспринималось враждебно, а всякое проявление интереса к Западу считалось очень оскорбительным действием. Первые, кто был назван "стилягами" (или их еще называют "золотой молодежью"), были дети элиты, и положение родителей защищало их от настоящих преследований. Но простые люди, которые обвинялись в преклонении перед Западом, часто становились жертвами гонений.

Пожалуй, чаще всего нападки на стиляг были связаны с так называемыми рейдами добровольной дружины. Естественно, целью дружинников были не только лишь стиляги; эти добровольческие отряды (патрули из комсомола, народные дружины, "бригадмилы" - бригады, содействующие милиции) тщательно высматривали нарушителей общественного порядка всех видов.

На практике само понятие "порядок", равно как и понятие "нарушитель", не было четким, наоборот, оно постоянно подвергалось изменению: добровольные дружинники сами решали, что есть порядок, кто его нарушает, кто есть хулиган или стиляга. Тех, кого они, однако, клеймили данным статусом, ожидали различные наказания. Хулиганство и тунеядство вовсе были запрещены законом и наказывались очень сурово, вплоть до лишения свободы. Принадлежность же к стилягам не указывалась в уголовном кодексе и рассматривалась чаще всего, как "антиобщественное проявление в быту". Но тех, кого все-таки клеймили "стилягами", чаще всего задерживали и отводили в отделение милиции или комсомол, насильно стригли, рвали одежду, фотографировали для "антистиляжных" постеров.

Преследования стиляг не прекращались в течение 40-х - 50-х гг. Они "бросали вызов" серой массе общества, и потому их поступки и действия приравнивались к преступлениям, а они сами - к преступникам. Следует отметить, что преследования были совершенно незаконными, а некоторые пункты очень явно противоречили установленному законодательству. Например, тех стиляг, чьи имена упоминались в журнале "Крокодил", в различных фельетонах, если они были студентами, исключали из университетов. Также на улицах на них устраивалась настоящая охота. Со слов одного из бывших преследователей Егора Яковлева, можно точно представить себе эту ситуацию - они просто патрулировали улицу, приезжали на машинах, причем и не старались скрываться, чтобы их не узнали. На руках преследователей были повязки, чтобы все видели, кто они такие. И любого стилягу, которого замечали, они задерживали и уводили в отделение.

Борьба со стилягами была довольно затяжной и не особо успешной. Но неужели стиляги настолько мешали властям, что было задействовано столько сил и времени? Стиляги и правда противились советской власти, ЦК КПСС. И оппозиционерами они были, во-первых, потому, что отношение к власти у них было абсолютно безразличное - их интересовало совершенно другое: где бы найти себе новый яркий наряд или где достать новую заводную пластинку. Советская же идеология не терпела такого отношения. Отсюда и такие террористические методы борьбы.

Также стоит отметить элитарный аспект. Стиляги, отстраняя себя от серой общественной массы, представляли себя как некого рода элитарную группу. Вопрос о формировании элиты в советском обществе также не мог осуществляться без контроля коммунистической партии. И, естественно, никто бы не позволил оставлять такие вопросы на собственное усмотрение граждан.

Но, так или иначе, результат этой борьбы был невыигрышным для советского государства. Почему? Тут прежде всего стоит отметить, что борьба со стилягами была одной из сталинских кампаний. Как известно из истории, все его кампании готовились основательно и исполнялись приблизительно за три года. И эта кампания не стала исключением: избиение стиляг, исключение их из университетов и комсомола - все продолжалось в нарастающем темпе на протяжении периода до 1953 года, конца эпохи Сталина.

На этом и закончим небольшой экскурс в историю стиляг.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.


В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма "Стиляги" :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

Стиляга? Кто он?

Тот, кто хотел модно одеваться. Тот, кто хотел выделяться из общей серой массы толпы. Тот, кто не мог заработать на красивую жизнь, но очень хотел ею жить. У этого слова нет точного определения, но есть целое поколение наших мам, пап, бабушек и дедушек, которые с гордостью называли себя - Стилягами.

Происхождение и вхождение слова "Стиляга" в обиход советского человека имеет свою дату - 10 марта 1949 года. Именно в этот день вышел номер журнала «Крокодил», где повествовалась история про молодого человека, который пришел в школу разодетый как стиляга, а все смеялись над его глупым видом.

До этого Стиляги называли себя "штатниками" - т.е. те, кто подражает моде США.

Но суть не в этом, главное что и тех и других советская власть не признавала, всячески угнетая и принижая.

Стиляги, а точнее еще "штатники", появились в СССР еще до войны, когда начали активно развиваться международные контакты, а как известно, у каждого дипломата были семьи и дети, которым привозились красивые и модные вещи той страны, в которой работал отец или мать. Остальные подстраивались под желаемое.

Но лучше углубимся в эту тему подробнее.

Почему люди выбирали для себя такой стиль? Все просто. Они хотели быть не такими как все, чувствовать себя свободными, богатыми людьми, не подчинясь общим правилам.

Стиляги подразделялись на два социально-финансовых класса. Первые - это дети дипломатов, которым привозили лучшие наряды и они зачастую даже не знали их истинную цену, вторые - простые работяги, отдававшие две-три зарплаты за пару узких брюк.

Первые появившиеся стиляги напоминали больше бродячих клоунов, чем стильных людей, их кредо - чем ярче, тем лучше. Широкие штаны, разноцветные куртки или безразмерные пиджаки замысловатых цветов, яркие носки, широкополые шляпы и галстуки.

Со временем, стиль стал усовершенствоваться. Брюки дудочки, широкоплечий приталенный пиджак, узкий галстук маленьким узлом, яркие рубашки-гавайки, обувь на высокой платформе и отличительная прическа "кок". Девушке было значительно легче преобразоваться в стилягу - яркое платье, или же узкая юбка, а так же прическа "венчик мира" на голове или же высоко поднятая прическа, державшаяся на сахарном сиропе. Еще два "шиковых" элемента моды стиляг - это зонтик тросточка и свитер с вышитыми оленями, как у героев запрещенных фильмов.

Так, за короткое время, разноцветные клоуны превратились в действительно стильных юношей и девушек, которые прятались по закрытым клубам и слушали музыку с запрещенных в стране иностранных пластинок, отплясывая, как сказали бы политработники, "неприличные танцы". Но такой завершенный образ пришел лишь в конце 1950х годов и, по словам сотрудников КГБ, стало намного сложнее отличать истинного стилягу от иностранца.

Советское правительство с самого начала образования субкультуры старалось искоренить его, считая, что это отрицательно сказывается на советской молодежи и является «низкопоклонством перед Западом».

Самые первые стиляги появились в портовых городах, куда приходили иностранные суда, например в Одесу или Игарку в Краснодарском крае. Там молодежь могла купить или выменять клетчатые пиджаки, цветные рубашки и сигареты. А вот столичные модники переплачивали втридорога и постоянно находились на грани поимки сотрудниками КГБ, так как пытались наладить контакт с иностранцами.

Конечно многое шили на дому, а те кто не умел, обращались за помощью к предприимчивым портным. Вот только если портных взявших такой заказ ловили, то наказание было более чем суровым ст. 107 УК РСФСР (спекуляция), за которую грозило наказание с лишением свободы от 5 до 10 лет. Да и любой пошив на дому с коммерческими целями приравнивали к спекуляции.

Обувь вообще была отдельной темой. Ботинки на высокой подошве, которую в народе называли "манная каша", весили 2,5 килограмма и стоили до 500 рублей, самые изысканные модели мог себе позволить ребенок не каждого дипломата. Хотя и тут помогали сапожники, которые брали безусловно дорого, но все же дешевле чем оригинал.

В провинции стилягам жилось намного труднее, ведь донести "куда следует" мог каждый второй. И если парни еще как то могли отстоять себя, то девушка надевшая юбку выше колен или обувь на платформе считалась отбросим и развратом общества. Да и вещи достать намного сложнее, а следовательно и дороже.

Собирались стиляги на Бродах (Бродвеях). В каждом миллионнике была такая улица. Улица Горького и площадь Пушкина в Москве. Невский проспект в Ленинграде, Улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе, Проспект Мира в Красноярске и тд.

В провинциальных городах стиляги кучковались на танцплощадках и в парках, что, кстати, как и в столице показывало демонстративность стиляг и их протест обществу, в плане выбора общественного места для сборов.

А еще стиляг считали пионерами "сексуальной революции" в советском союзе. Ведь они без стеснения могли просто обняться на улице.

Эра стиляг угасла с приходом нового движения - Битломании. Но тем не менее этот выдающийся период до сих пор вспоминается с улыбкой на глазах и с восторженными рассказами о том, как было интересно, красиво, стильно, но в какой-то мере опасно.

История субкультуры

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов




Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Впервые термин был использован в 1949 году



Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.




Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.





Угасание движения стиляг



Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.



Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда


Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.



Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.


К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.



Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.



У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».



Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры


Стиляги имели особенные манеры движений

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг



Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка


Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.