Техника фотографирования с окна самолета в небе. Как фотографировать самолеты. Используйте точечный экспозамер

Ему захотелось узнать что нибудь "интересного про споттинг". Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется "фотографировать цветочки ", а фотографировать самолеты называется "споттинг ". Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг - это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин - это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии - это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.


Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки - это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года, идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий "Авиационный споттинг в Домодедово"

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;


Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».

Споттинг (от английского слова «spot» - «увидеть», «опознать») - особый вид хобби, смысл которого заключается в фотографировании и опознании летательных аппаратов, чаще всего самолётов, по их бортовым номерам. Местом съемки обычно служит аэропорт или мелкий аэродром. Ну а самый распространенный вид съемки - фотографирование садящихся самолетов.

Сегодняшний споттинг будет проходить в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.



Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Скайэкспресс садится:

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в России официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года.

Ту-154 Аэрофлота выруливает на взлет:

Оренбургские авиалинии:

Аэрофлот:

Этот самолет летел 9 часов из Сеула в Петербург:

ТУ-154 можно узнать издалека по черному следу от двигателей:

Этот самолет был построен в 1990 году. А ЮТэир его купила в 2006 когда ему было уже 16 лет. Это все можно узнать по его регистрационному номеру:

Отличный самолет Ил-86. Производился серийно в1980-1993 годах на авиационном заводе Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. Этот экземпляр уже на пенсии:

Диспетчерский центр Пулково и два из пяти стаканов здания аэропорта:

Закат в тот вечер был очень прекрасный:

Еще несколько фотографий с других мест.

Также, фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии:

Или вот такой:

Индийские авиалинии:

На сегодня про споттинг все.

Кто хотел некрасивых фотографий самолетов начала века в моем исполнении?

Весной 2000 года я пришла в журнал "Вестник авиации и космонавтики" в качестве заведующей редакцией. Должность такую страшную мне присвоили на предыдущем месте работы - в РИЦ "Авиантик", из которого меня благополучно выгнали за посылание шефа-самодура по известному адресу.
Спасибо Дмитрию Владимировичу за то, что выгнал не в никуда, а пропиарил меня коллеге - Сергею Скрынникову , который был главным редактором журнала "Вестник авиации и космонавтики".

В мои обязанности входило: разбор фоток, отснятых Сергеем, сканирование, систематизация фотоархива, создание слайд-шоу с фотографиями по темам (авиасалоны например) и типам самолетов, работа с электронной почтой (по модему тогда еще) и куча всякой мелочи, типа расшифровки интервью (фу), стояние на стенде на выставках, продажа журналов и т.д. и т.п.

Шеф мой, Сергей Скрынников , входил в десятку лучших авиационных фотографов мира. Я мало что понимала в фотографировании самолетов, но когда перед глазами постоянно мелькают хорошие снимки, волей-неволей начинаешь понимать, с какого ракурса и какие виды считаются наиболее востребованными.

Сергей был еще и летающим фотографом! Он садился на авианосец вместе с Пугачевым на Су-33, объездил почти все авиабазы бывшего СССР и все мировые авиасалоны.

Здесь же, в журнале, состоялась моя первая поездка в заграничную командировку. И не куда-нибудь, а в Париж на Ле Бурже-2001! Я там даже что-то поснимала на первую цифрозеркалку, которую Сергей привез из Сингапура.
SONY делала карточки размером 1600х1200 пикселей на мемори-стик или дискеты. На дискету влезало аж 4 фотки. Затвор срабатывал через 3 секунды после нажатия, а фотография писалась секунд 15. На карточку объемом 256 мб лезло несравнимо больше, но она стоила несколько сот баксов и была вечно забита фотками, которые не успевались сбрасываться на винт.

Потом поснимала чуток на МАКСе-2001 , эти фотки здесь и показываю.

В декабре 2002 Сергей погиб в авиакатастрофе Ан-140 под иранским Исфаханом.
Журнал, которым он руководил последние годы жизни, остался без главного редактора, фотографа, коммерческого директора, а главное - без отличного мужика и души всего коллектива...
Через какое-то время, придя в себя, мы продолжили работу. Журналу надо было выходить, многие нас тогда поддержали. Я с корреспондентом начала ходить на пресс-конференции, чтобы делать пару фотографий для иллюстрации статей.

И понеслось.

Первой самостоятельной съемкой в январе 2003 стала работа на презентации М-101Т Гжель в Жуковском.
А потом чуть ли не каждую неделю были прессухи, съемки, какие-то выставки, откуда хоть чуть-чуть, но фотографии требовались. Я поначалу снимала на Olympus E-20 (Сергей купил его, как только он вышел) на 601-й Никон со штатным 28-135 и свой Зенит, а в 2004 купила с гонораров первую цифрозеркалку Canon10D.
Собственно, где-то года с 2004 у меня и начало что-то получаться. Но это уже другая история, а здесь я рассказала, с чего все начиналось

Несколько непутёво получилось, может потом причешу текст.
В общем, как-то так.

02. МРИЯ

03. Ан-70

04. Су-34, новинка

05. Помню, в павильонах был ад, все сидели на траве

06. Сейчас на этой поляне VIP-стоянка

07. Cу-30. Я пока только учусь отличать МиГ от Сушки

08. Впервые Второй раз на МАКСе

09. Тоже впервые

10. Ил-76MF

11. Ан-30

12. Шары позже должны были выполнять роль обложки для диска с фотографиями

13. Мне долгое время эта фотка очень нравилась

14. Посетитель

15. Ту-95МС, этот самолет мне сразу понравился!

16. А на Ту-160 я стала западать года с 2005

17. Эту фотку я считаю удачной по композиции

18. А ведь сплошные новинки в 2001-и показывали! МиГ-АТ

19. Еще одна заставка для CD

20. Тот самый Ан-140

Несколько дней назад моя плановая работа оказалась под угрозой срыва. То есть, после обеденного сна я занял место за рабочим столом с намерением продуктивно поработать. Однако высшие силы решили, что мне гораздо лучше заняться фотоохотой за гражданскими самолетами. Их трасса с запада на восток и обратно проходит почти как раз над моим домом, так что вместо того, чтобы заниматься делами я то и дело хватал фотоаппарат с и фотографировать следы самолетов в небе. Некоторые фотографии получились весьма занятными, да и опыт некоторый наработался. Так что, если вам интересна эта тема, присаживайтесь поудобнее и давайте начнем.

Думаю, мне стоит сразу немного вас расстроить. Для съемки самолетов в небе и, собственно, их следов, требуется телеобъектив. Некоторые компактные фотоаппараты сейчас имеют объективы с очень-очень длинными фокусными расстояниями. Например, фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 имеет 30-кратный (!) зум. Если нажать на ее рычажок, то, кажется, "наезд" длится бесконечно. Когда заканчивается оптический 30-кратный зум, включается "интеллектуальный", который приближает картинку еще вдвое ближе. С одной стороны это очень здорово - практически у вас в руках миниатюрный телескоп с возможностью фотосъемки:

Однако владельцы таких суперзумов не понаслышке знают, что такое "мыльные" фотографии и цифровой шум. Дело в том, что такие объективы практически никогда не дают одинаково хорошую чистую и четкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

Поэтому вам придется мириться с тем, что фото будет получаться очень далеким по качеству от того, что может предложить цифровая зеркалка с хорошим длиннофокусным объективом. Все фотографии в этом обзоре сделаны полноматричной зеркалкой Canon EOS 5D MarkII с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM . Это далеко не компактная и тяжелая конструкция пока дает более качественную картинку, чем любой компактный фотоаппарат.

Подозреваю, что у вас пока может и не быть подобной техникии, однако в свое время я разорился и купил ее именно после прочтения подобных статей и разглядывания примеров фотографий. Возможно и вы в самом ближайшем будущем сделаете такой же шаг и, надеюсь, не пожалеете об этом.

Все началось с того, как я увидел, что два самолета летели практически параллельными курсами. Совсем близко друг к другу. Думаю, их пассажиры видели друг друга в иллюминаторы. Но вдруг что-то случилось и самолеты начали разлетаться в разные стороны.

Не дожидаясь, пока они отдалятся друг от друга на большое расстояние, я сделал первый снимок. Благо фотоаппарат с присоединенным телеобъективом был практически под рукой.

После этого я начал более часто поглядывать в окно. В тот день самолеты летали очень часто и мне удалось нащелкать немало интересных кадров:

Некоторые следы со временем превращались в причудливые белые загогулины.

1. Матрица фотоаппарата должна быть чистой

При съемке обычных сцен пыль на матрице цифрового фотоаппарата иногда совершенно незаметна. Она просто теряется в пестроте самого снимка. Однако, если мы хотим получать красивые качественные фотографии неба, матрица должна содержаться в стерильной чистоте.

Этого к сожалению нельзя сказать о моей матрице. Если присмотреться можно легко заметить небольшие серые пятна. Это мельчайшие пылинки на матрице. Они будут у на матрице в любом случае, мы живем не в вакууме, но надо стараться не доводить их количество до абсурда. Кстати, если вы считаете, что пыль на матрице это "беда" только зеркальных фотоаппаратов, ошибаетесь. В некоторых компактах из-за непродуманности конструкции пыль тоже попадает на матрицу.

Но если в зеркалках ее можно без особого труда удалить, то в случае с компактными фотоаппаратами эта проблема может быть решена только в сервисном центре. За отдельную плату разумеется.

2. Не фотографируем через стекло

Признаюсь, несколько раз я поленился открыть окно, за что и поплатился. Обратите внимание: на некоторых снимках перед самолетом имеется некая белая область - как будто отражение инверсионного следа. Это и есть отражение. Когда в оконном блоке три стекла, то при съемке через них каждое вносит небольшое искажение. В результате мы видим картинку несколько размытой. Но это полбеды. Главная проблема - фантомные повторы ярких объектов.

Гораздо более это выражено при ночной фотосъемке, когда каждый огонек на улице дублируется три раза:

При дневной съемке это заметно меньше, но все равно заметно. Поэтому не ленитесь открыть окно для получения идеального кадра.

3. Не ленимся фотографировать

Когда-то давно я уже писал, что главный враг фотографа - это . Иногда мы видим что-то интересное, но утешаем себя, что можем сфотографировать это когда-нибудь потом. Признайтесь, с вами же тоже такое бывает.

4. Снимаем в формате RAW

Если бы вы увидели исходные варианты тех фотографий, которые я представил выше, то никогда бы не поверили, что снимки сделаны профессиональным фотоаппаратом.

Вот как отвечает на этот вопрос Википедия:

"Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием.

Также споттингом может называться наблюдение за другими видами транспортных средств — железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и тп.

Для споттера является важным определить, тип самолета и его бортовой номер. Местом съемки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. При распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы.

Авиационный споттинг и авиационная фотография не являются синонимами. Фотографирование для споттинга, лишь часть увлечения, но не его основа.[источник не указан 240 дней] Некоторые споттеры, особенно на Западе, как и в начале возникновения этого хобби, ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели ."

Такой вид спотинга с блокнотом и подзорной трубой я не встречал в России. Думаю, если он есть, то не у нас. Или, если он был, то трансформировался.

Сейчас же распространен вид споттинга с фотоаппаратом (и даже с двумя) и главная задача сфотографировать интересный для споттера самолет, борт, инфраструктуру или даже авиационный пейзаж. Кому то важно просто сфотографировать самолет, даже пренебрегая качеством фото, кто то обязательно оставляет себе фотографии только максимального качества, а кто то гоняется только за креативными и уникальными кадрами (это высший пилотаж на мой взгляд))). В любом случае споттеров объединяет авиация и фотоаппарат.

Итак, чего же хотят споттеры от своего занятия?
Первое и основное - фотографии!

А фотографии чего? Все ли самолеты им интересны? Где они снимают? Как они попадают в аэропорты и аэродромы?
Фотографии самые важные для споттера где запечатлен самолет. Для новичков важен любой самолет, главное, чтобы его поймать в свой кадр. В дальнейшем своего развития, многие самолеты и авиакомпании ему становятся не интересны, т.к. на жестком диске скапливает одинаковых фотографий довольно большое и, прямо скажем, не нужное количество.

На пример: В Москве такие авиакомпании как Трансаэро, Сибирь, Ютэир, Аэрофлот, есть практически у каждого споттера со стандартными самолетами типа Boieng и Airbus. Так же много других, более мелких авиакомпаний, которые примелькались и уже не так интересны. Что же тогда снимать? На этот вопрос отвечу так: советско-российский авиапром уже, как раритет в небе и даже на земле, а значит менее доступен и проявляет особый интерес для споттера. Российский рынок авиаперевозок тоже постоянно расширяется и все новые и новые авиакомпании заходят на наш рынок, а это новые борта и новые ливреии (уникальный окрас самолета для каждой авиакомпании). Встретить такой борт в первом прилете в Россию тоже вызывает огромный интерес у ценителей этого хобби.

В основном большую часть своей ловли интересных кадров споттер проводит за забором аэродрома, зачастую пролезая, как партизан по полям, по лесам, по болотам и т.д. Многие места уже известны и "тропа проложена", что облегчает задачу добраться до удобной точки съемки. Вот из таких мест фотографы и ведут свою съемку "по самолетам". Интереснее, всего снимать взлеты и посадки - это прирететнее зачастую, чем снять самолет в небе. Но не мало кадров на фоне красивейшего неба, которые вызывают восторг от просмотра!

Не редко в наше время проводятся официальный споттинги аэропортами страны, которые приглашают споттеров-фотографов к себе в гости и проводят его в маленькую цитадель авиации, где можно снять совсем другие кадры, нежели "под забором" и побывать там, куда далеко не всех пускают...

Самый лояльный для споттеров аэродром это Международный Аэропорт Домодедово . Он несколько раз в год открывает свои двери для любителей авиационной фотографии. А так же устраивает так называемый "детский споттинг"! Спасибо за это администрации аэропорта и организаторам, за то что позволяете прикоснутся к авиации всем ее ценителям и развить любовь к авиации у подрастающего поколения! Если кому то интересно, как попасть на такой споттинг, то рекомендую периодически мониторить вот эту страничку www.domodedovo.ru в разделе пресс-центр , где будет выложенная информация с приглашением на очередной споттинг и от вас потребуется только отправить заявку на указанную электронную почту и смиренно ждать аккредитации. Не бойтесь! Это не страшно! Главное желание и наличие фотоаппарата! Правда споттинги подразделяются на те, куда приглашают фотографов уже более или менне зарекомендовавших себя в этом занятии. И есть споттинги для новичков и для детей (с родителями обязательно). Вот на такие споттинги может попасть любой и если понравится, то в дальнейшем велика вероятность попасть на споттинг с матерыми (акулами) авиационной фотографии)))

Но это не значит, что другие аэропорты не проводят сие мероприятие так же, как и Домодедово. В наши дни, практически все крупные аэропорты России проводят официальные споттинги и в гости к ним можно попасть точно таким же путем о котором я рассказал выше.

Завершая мой пост, хотел бы закончить его еще одной редкой и интересной группой наблюдения/фотографирования - это военная авиация! К ней сложнее подобраться. Возле военных аэродромов могут и "палкой погнать"!))) И сложнее пробраться к удобной точке съемки. А так же много боевых, крылатых машин, которых, в принципе, "не водится" в ваших краях! И поймать их случайно там где их быть не должно - это писк!)) Или же приходится приезжать "в места их обитания" и ловить их уже там. Но это отдельная история, об этом можно много рассказывать и не всем еще такое нужно)

Споттинг - это вид занятий, который подразумевает под собой активный отдых, занятие фотографией, увлечение авиацией, гонка за уникальными кадрами или уникальными самолетами/бортами/пейзажами/видами. Т.е. другими словами это ОХОТА ! Только охотимся мы не с оружием и не на живых существ, а на железных птиц с фотоаппаратами на перевес!)))

Так кто такие споттеры?
Это охотники за авиацией!)

Если Вас заинтересовало это занятие - присоединяйтесь! Будет интересно!;)

В ЖЖ Вы можете много найти споттеров и почитать их замечательные блоги и, само собой, насладится отличными фотографиями! А так же добавить их в друзья и переодически просматривать новые посты и узнавать новости, которые зачастую важны для споттинга)

P.S. Фотографируйте! Увлекайтесь! И любите авиацию!:)

Не большой коллажик, да простят меня споттеры!)))