Приобщение детей к зож в детском саду. Образовательный портал. Ход проведения мастер-класса

Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Наш детский сад работал в системе эксперимента по данному направлению в течение трех лет. Все три года группа, где я работаю, являлась экспериментальной. В своей работе мы использовали такое понятие (слайд), как «культура здорового образа жизни». Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: (слайд)

  • Психологическое здоровье,
  • Физическое здоровье,
  • Соматическое здоровье,
  • Нравственное здоровье,
  • Духовное здоровье.

В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличии тревожности, низкой самооценке и др.) и нарушениях в поведении (расторможенности, негативизме, конфликтности, агрессивности и т.д.).

В связи с этим мы с педагогом - психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе (слайд)

  • Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
  • Обучение рефлексивным умениям;
  • Формирование потребности в саморазвитии.

Так, в группе для детей 4-го года жизни, в 2006 - 2007 учебном году, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение». (слайд)

Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло» (слайд)

Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки», (слайд)

Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя» (слайд)

Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций» (слайд)

Для сохранения психологического здоровья в группе для детей 5-го года жизни мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить» (слайд)

Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг» (слайд)

Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому» (слайд)

Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций» (слайд)

В старшем дошкольном возрасте основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются: (слайд)

  • Проведение специально разработанных, комплексных (совместно с психологом), занятий с детьми;
  • Работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы;
  • Психологические игры и упражнения на формирование у детей положительных эмоций, а также на коррекцию негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность;
  • Игры и упражнения на повышение самооценки;
  • Решение проблемно-практических ситуаций;
  • Игры-драматизации;
  • Подвижные игры;
  • Чтение и анализ сказок;
  • Беседы;
  • Творческие игры;
  • Сочинение сказок;
  • Коллективное рисование.

Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д. (слайд).

Часто мною используются минутки покоя:

  • посидим молча с закрытыми глазами;
  • посидим и полюбуемся на горящую свечу;
  • ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
  • помечтаем под эту прекрасную музыку.

Совместно с педагогом - психологом ДОУ разработаны варианты цветовых рефлексий «Здоровячок», «Мое настроение». (слайд)

Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы мы с физинструктором использовали различные комплексы гимнастики: (слайд) утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. (слайд) Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)

Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.

В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. В группе (слайд) имеется физкультурный уголок, в котором сосредоточены дидактические пособия, схемы, график, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с детьми и родителями мы изготовили нестандартное оборудование, тренажеры.

С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия:

Например, для укрепления зрения детей я использую: (слайд)

  • зрительные гимнастики, которые дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой;
  • тренировочные упражнения для глаз;
  • массаж глаз, который помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

(слайд) Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, которые повышают не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствуют, мобилизуют резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: (слайд) потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников». (слайд) Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, все это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное от занятий время.

В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.

В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ.

В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).

На занятиях решается ряд задач: (слайд)

Развивающая задача

  • развивать у детей познавательные психологические процессы;
  • помочь осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению человека;

Образовательная задача

  • дать детям знания о строении своего тела, внутренних органов и систем, их взаимосвязи с природными факторами.

Воспитательная задача

  • дать детям уверенности в себе;
  • создать бережное отношение к своему здоровью.

Так на занятиях «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приема пищи» дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. На занятиях «Зеленая аптека» воспитанники знакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята заново узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используются в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Я использую в режиме дня образовательные ситуации, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основы безопасности жизнедеятельности.

Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: (слайд) самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.

Для формирования знаньевого компонента культуры ЗОЖ в группе создан мини-музей «Волшебница вода». Одна из целей создания мини-музея: показать значение воды в жизни человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.

Также мною разработан перспективный план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ.

Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. (слайд) Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

(слайд) Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары.

На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д.

Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья».

Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.

Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека.

Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми, которые подробно разработаны. Провожу наблюдение за поведением ребенк5а в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1-2 недель). В соответствии с итогами диагностики строится дальнейшая работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Ефремина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: пгт. Нижний Одес
Наименование материала: Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Приобщение детей к здоровому образу жизни"
Дата публикации: 16.01.2018
Раздел: среднее профессиональное

Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста

«Приобщение детей к здоровому образу жизни»

от 15.02.2016 г.

председатель: Ефремина О.В. - воспитатель

секретарь: Красикова Е.В. - родитель

присутствовало: 15 человек

подготовка к мастер-классу:

Подготовка помещения для проведения мастер-класса.

Подготовка оборудования и материалов, необходимых для проведения мастер-класса,

Оформление памяток для родителей «игровой самомассаж для детей»

повестка дня:

- приветственное слово воспитателя,

Закаливающие мероприятия с детьми и их виды,

Обсуждение с родителями о приобщении детей к здоровому образу жизни,

Раздача памяток для родителей.

Цель :

оказание

практической

помощи родителям дошкольников

приобщения

к здоровому образу жизни.

Задачи:

акцентировать

внимание родителей на

проблеме

формирования

привычки

к здоровому образу жизни;

Раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и ДОУ в приобщении детей к ЗОЖ;

Дать родителям практические советы.

Ход проведения мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительский мастер-класс,

чтобы поговорить о важной теме – процесс формирования навыков здорового образа жизни у

ваших детей. Вы самые близкие люди для них и именно вы должны стать их незаменимыми

помощниками в этом непростом деле. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить

ребят от вредных привычек в будущем, привить необходимую во взрослой жизни привычку к

здоровому образу жизни.

Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы

будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех:

«Для меня здоровый образ жизни – это…» (Ответы родителей)

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и

укрепление здоровья. Не зря говорится в народе: «В здоровом теле – здоровый дух!» Давайте и мы

с вами укрепим свое здоровье. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно

делать совместно с детьми.

Физкультминутка:

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в детском

то целесообразным и

продолжения

формирования

привычки

к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. К таким мероприятиям

относится

самомассаж,

применять

средство

профилактики

некоторых

заболеваний. Показано, что стимуляция биологически активных точек нормализует подвижность

нервных процессов и повышает адаптационные возможности организма. Массаж активных зон –

это метод самолечения вполне доступный для освоения не только взрослыми, но и детьми.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько видов самомассажа.

Один из них – это

массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных

точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты

Повторяйте за мной движения

Необходимо начинать с разогрева ладоней и ушей – это обеспечит быстрый прилив крови. Тща-

тельно потрите ладони друг о друга и приложите их к ушам на пару минут. Затем аккуратными, но

интенсивными движениями «верх-вниз» помогите ушам согреться.

Обхватите мочку уха при помощи большого и указательного пальцев, надавите 5-7 раз на нее,

затем помассируйте ее, двигаясь по кругу.

Медленно продвигайтесь вверх от мочки по наружному краю, массируя его в поперечном

направлении.

Достигнув серединки уха напротив козелка, сложите ухо пополам, как бы накрывая слуховой

проход. Держите несколько секунд, пока не почувствуете сильное тепло. И так 5-7 раз.

Нащупайте поперечный хрящ, окаймляющий внутреннюю часть ушной раковины. Это необхо -

димо для мобилизации всех отделов позвоночника. Обхватите его двумя пальцами и активно раз-

минайте, применяя надавливания и растирания.

При сниженном иммунитете и частых рецидивах болезней носоглотки, уха и глаз дополнитель -

но оттягивайте мочку уха.

Во время обострения простудных заболеваний уделяйте особое внимание проработке козелка.

Для этого вставьте большой палец в слуховой проход, а указательным зажмите козелок. Нужно не

просто надавливать на него, а интенсивно разминать до появления прилива тепла.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей

среднего

старшего

дошкольного

возраста.

стимуляции

активных

расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

«Поиграем с ножками»

Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

Основная часть

большого

остальных

обхватить

зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре

Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Известно, что интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к

благоприятствует

психоэмоциональной

устойчивости

физическому здоровью,

повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж рук «Поиграем с ручками»

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помечали»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Наши детки могут нас не только радовать, но и огорчать. Давайте поделимся своими советами,

о том, как поднять себе настроение. Встанем в один большой тесный круг. Подумайте, вспомните,

что вам необходимо для поднятия настроения? Передаем друг другу энергию через рукопожатие и

говорим свою ассоциацию (например: шоколад, хорошая музыка, ванна, фрукты). Запомните эти

советы и используйте в жизни.

Закаливающее дыхание - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его

заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей

младшего возраста, но может быть, использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3

раза в день.

«Помоги носику собраться на прогулку»

салфетку

тщательно

самостоятельно или с помощью взрослого.

1. «Носик гуляет» - Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять

и хорошо дышать носу.

2. «Носик балуется» - На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим

и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

3 . «Носик нюхает приятный запах» - Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и

левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

4. «Носик поет песенку» - На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям

носа и поет: «Ба-бо-бу».

5 . «Погреем носик» - Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет

ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Босохождение. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем.

Повышает

устойчивость

организма

колебаниям

температуры

переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно

начинать в теплый период года.

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку, траве

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве,

асфальту

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

Подготовительная

Ходьба и бег по различным видам почвы,

покрытиям земли

От 5 мин и

неограниченно

Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет

– хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю».

Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….(Обсуждение)

Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в

детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку,

организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.

Родителям раздаются памятки.

Быть здоровым, молодым и красивым - это талант! И он есть у каждого, кто понял, что сохранение здоровья - дело рук самого человека.

Ф.Л. Доленко

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью или даже жизни. В России в год погибает по «неестественным» причинам около 35 тысяч человек, т.е. возрастает уровень агрессивности окружающей среды, как природной, так и социальной. Анализируя возможности охраны здоровья учащихся и педагогов от этих воздействии, следует отметить, что принятое их обозначение как «внешкольных» нередко приводит к недооценке их роли.

Многие педагоги считают, что поскольку эти опасности угрожают ребенку преимущественно за пределами школы, то и беспокоиться об этом должно государство, родители подростков.

Однако важнейшая задача школы - помочь подростку самому грамотно заботится о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к специалистам. Решение этих вопросов также нуждается в эффективности здоровье сберегающих образовательных технологии.

Что такое здоровье сберегающие технологии (ЗОТ)? Это -

· системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

· качественная характеристика педагогических технологии по критерию их воздействия на здоровье учащегося и педагогов;

· технологическая основа здоровье сберегающей технологии.

Здоровье сберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.

Главная цель использования здоровье сберегающих технологии - здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя это цель трудно достижимая. Дело не только в том, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к учащемуся, который необходим для эффективной заботы о его здоровье, но и в воспитательном воздействии педагога. Полноценное воспитание - это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером. Поэтому очень важно отметить неразрывную связь здоровья ребенка и здоровья учителя.

Отношение педагогов к факторам, негативно воздействующим на здоровье своих учеников, но не связанных напрямую с работой школы, может проявиться в трех различных формах:

· Безразличное отношение, игнорирование их воздействий по принципу «это от меня не зависти» что неизбежно ведет к резкому возрастанию риска для здоровья и жизни ребенка.

· Гиперопекающее (тревожно-патерналистическое) отношение, при котором во всех проявлениях окружающего мира видится угроза, а ученик воспринимается как совершенно беззащитное существо. В стремлении уберечь ребенка от любых опасностей такие учителя, врачи и родители переусердствуют, не заботясь о развитии его собственных сил организма, формируя и у ребенка такое же тревожно-недоверчивое отношение к миру.

· Конструктивное отношение, учитывающее собственные силы ребенка, отвечающее известному положению: «Измени то, что можешь, и измени свое отношение к тому, что изменить не в силах».

Это гибкое сочетание двух тактик адаптации - приспособления и приспосабливания. Именно такое отношение можно рассматривать, как оптимальное, воспитывая его проявление и у педагогов, и у родителей.

Безусловно, подростковый возраст - важный этап индивидуального развития, на который распространяются все общие правила и закономерности, характерные для растущего организма. Вместе с тем в нем много своеобразного отличительного, свойственного только данному возрастному периоду.

Подготовка подростков к жизни и труду - одна из главных целей физического воспитания. Подросток, который ведет здоровый образ жизни и сам получает огромное моральное удовлетворение.

Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение на отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Первые помогают педагогу решать нравственные задачи воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, чтение книг, посещение кино и театров, художественная самодеятельность и техническое творчество, физическая культура и спорт.

Наиболее ценное средство воспитания подростков - подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх, и в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер молодого человека.

Чтение, коллекционирование, занятия спортом, просмотры кинофильмов и спектаклей и т.п. формируют духовный мир подростка. Эта сторона нравственного воспитания ни в коем случае не должна быть пущена на самотек и проходить стихийно.

Типичная ошибка, когда, уповая на то или иное средство воспитания, педагоги считают. Что оно автоматически формирует черты характера. Ни одно средство воспитания само по себе не может содействовать воспитанию нравственности подростка. Так физическая культура и спорт становятся подлинными источниками воздействия только тогда, когда они осуществляются не ради личных, корыстных интересов, а направлены на всеобщее благо.

Подросток растет в коллективе и не может, относится безразлично к мнению друзей. Общественное мнение коллектива - эффективное средство коррекции поведения подростка.

Велика сила человеческого слова. Но регулятором поведения подростков оно становится только тогда. Когда направлено на чувства и волю. Когда педагог знает, чем они живут и что их волнует. Морализирование, чтение нотации, обращение к одному лишь сознанию молодого человека, как правило, воспитательного эффекта не дает.

Воодушевленность, заинтересованность педагога моментально передаются подросткам, заставляя серьезно относится к сказанному. Равнодушный же тон беседы делают ее совершенно бесполезной. Безразличие, неуважение к педагогу вызывает не только его равнодушный, но и назидательный тон, а также речевые штампы, затасканные фразы. Улыбки появляются на лицах подростков, когда тренер оправдывает их ожидания и вместо «чемпион» говорит «золотой парень», прибавляет эпитет «мужественный», бокс называет «спортом смелых».

Положительные привычки - одно из условии счастливой жизни человека. Поступок, требовавший раньше раздумий, иногда самоприказа, став привычкой, совершается без колебании и волевых усилии. Отрицательные привычки губительны для человека, приносят несчастье его близким и окружающим.

Воспитание положительных привычек у подростка начинается с приучения его к дисциплине и строгому порядку. Помогут в этом занятия физкультурой и спортом. Ведь педагогически правильно организованная спортивная деятельность - школа нравственного опыта юных.

Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни.

Так в 1992 году вышел совместный приказ двух министерств, который часто называют «революционным» и согласно которому значительно улучшилась система диагностики состояния здоровья школьников. В 1995 году была введена специальность «Валеология», после чего в школах появились соответствующие специалисты, на которых была возложена ответственность за работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В 2000 году приказом № 241 Министерство здравоохранения утвердило «Медицинскую карту ребенка» для образовательного учреждения. Год спустя вышел приказ № 371 «О штатных нормативных медицинского персонала…», согласно которому одна ставка школьного врача рассчитана на 1200 учащихся, а ставка медсестры - на 500.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребенок». В 2002 году появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся, зафиксирована персональная ответственность директора школы за результаты этой работы.

По мнению ряда авторитетных ученых (Ю.Т. Лисицын, В.П. Петленко и д.р.), доля экологических факторов составляет 154 - 20% среди всех факторов, определяющих здоровье человека. В атмосфере крупных городов кислорода остается в 5 -10 раз меньше, чем за городом. Особо актуальны эти проблемы для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического неблагополучия или даже бедствия.

Подростковый организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучении, растительной пищи, впитывающей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия, и помогать организму бороться с их последствиями (активизировать саногенные процессы).

Поэтому задача школы по защите здоровья подростков от неблагоприятных экологических факторов и приобщению их к здоровому образу жизни включает:

· Информационно-просветительскую работу с подростками - повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды (на уроках биологии, экологии, валеологии путем интеграции этих вопросов в предметное содержание других курсов);

· Воспитательную работу по формированию экологической культуры подростков (работа на пришкольном участке, озеленение и уборка территории, во время турпоходов, специальных акции по защите природы и т.д.);

· Повышение уровня адаптационных возможностей, «наращивание» защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять патогенным воздействиям (витаминопрофилактика, прием антиоксидантов, закаливание и т.д.);

· Создание в образовательном учреждении условии, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды (дополнительная очистка воды для пищеблока, очистка воздуха в классных помещениях, грамотное озеленение территории и помещения школы).

Эта работа составляет единое целое с санитарно-гигиеническими мероприятиями.

По уровню травматизма населения наша страна намного опережает все развитые страны. Но и без чрезвычайных ситуации, техногенные причины ухудшения здоровья - в числе важнейших (дырявые и ржавые трубопроводы, пройдя по которым питьевая вода обогащается ядовитыми «включениями»).

По эти вопросам о здоровье, а также о здоровом образе жизни подросткам в школе должны рассказывать и обучать как преподаватели ОБЖ, валеологии, так и руководители образовательных учреждении.

Общее положение в стране не может прямо или косвенно не отразиться на гражданах, а тем более на подростках. Куда более существенно. Что это создает у подростков предпосылки чувства обиженности, обделенности, что сказывается на их здоровье (состояние фрустрации, депрессии, неврозы) и способствует проявлению зависимости и уныния, которые даже церковь относит к числу самых разрушительных.

Все это можно предотвратить, заблаговременно сформировав у подростка иерархию ценностей, в которой материальные блага не занимали бы блага главенствующее положение. Поэтому вопросы медико-психологической профилактики и воспитания культуры здоровья тесно переплетаются со многими разделами курсов граждановедения, правоведения, школьной экономики, что подтверждает целесообразность проведения интегрированных занятии и в тоже время приобщения подростков к здоровому образу жизни. Также занимаясь формированием иерархии ценностей личности, повышая субъективную ценность здоровья, нельзя не касаться вопросов смысла и целей жизни, способов, которыми эти цели достигаются.

Проблема выбора средств для достижения целей - междисциплинарная и в первую очередь воспитательная. Важно, чтобы подростки понимали, что даже при скромном бюджете семьи расходы на укрепление здоровья, на профилактику заболеваний, ведения здорового образа жизни, должны быть приоритетными. Кто-то из мудрых сказал, что человека гораздо лучше характеризует не то, как он зарабатывает деньги, а то, как он их тратит. Заработанные преступным путем состояния не приносят радости, а сеют вокруг страх, горе, разочарование и смерть. Будучи правильно усвоена подростками такая позиция позволит им избежать стремления обрести «начальный капитал» любыми средствами. Эти воспитательные задачи можно решить и в рамках формирования культуры здоровья, используя естественный для каждого подростка интерес к своему здоровью.

Помочь подросткам развиваться в контексте настоящей культуры, в том числе коммуникативной, уберечь их личность, психику от деформации и разрушения можно, если заменить существующий приоритет обучения подростков приоритетом их воспитания в процессе получения образования, причем построенных на современных психолого-педагогических технологиях, альтернативных морализаторству. Одним из элементов такого преобразования школы может стать введение учебно-развивающего курса культуры и психологии здоровья.

Большой вред подростку наносит ситуация, когда он по нескольку часов подряд бездумно внимает сменяющим друг друга на экране программам. Один из самых психотравматических факторов влияние телевизионных просмотров на психическое и физическое здоровье подростков - содержание того, что они смотрят. Таким образом, время нахождения перед экраном и содержание просматриваемых программ - это критерии, по которым следует оценивать величину риска неблагоприятного воздействия телепросмотров на психическое здоровье. На физическое здоровье влияют также условия просмотра - поза, расстояние от экрана и продолжительность самого просмотра. Подросткам надо помогать отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемукулатуры», делать выбор в пользу первых, воспитывать у них хороший художественный вкус. Специалисты рекомендуют родителям подростков не только ограничивать просмотр телепередач и время, проведенное за компьютером, но и следить за содержанием того, что их чадо видит на экране.

Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей этого понятия.

К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья подростка, охватывающая все его составляющие. Для решения этой задачи необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов, не ангажированных представителей церкви.

По данным многих социологических опросов, именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, соседи - обычно составляют референтную группу более значимую для него, чем родители и педагоги, и оказывающую сильное влияние на формирование личности, установок, принятие тех или иных решении, выбор форм проведения досуга, формирование привычек, в том числе вредных. Только установление доверительных взаимоотношении в семье позволяет родителям быть в курсе дел своего ребенка и реально влиять на его решение, предупреждать совершение ошибок.

Школе не всегда удается значимо повлиять на образ жизни своих воспитанников. Во многом это обусловлено ее неспособностью воспринять новые реалии жизни. За период смены одного поколения другим (20-25 лет) жизнь человека разительно переменилась, и рекомендации педагогов, психологов, гигиенистов советской поры в наше время все чаще «дают сбой». Почти наполовину здоровье подростка зависит от образа его жизни, поэтому различные факторы, характеризующие жизнь учащегося вне школы, воздействия, которым он подвергается, должны фиксироваться и учитываться школой для получения объективных результатов мониторинга и для повышения эффективности работы с подростками и их родителями. Особую важность приобретает эта информация, если подросток попадает в группу риска, если имеющиеся у него отклонения находятся в прямой зависимости от образа жизни. Поэтому в карте индивидуальных показателей учащегося (КИПУ) должны быть соответствующие графы, которые следует учитывать при разработке психолого-педагогического и валеологического сопровождения подростка.

Многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности, уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную угрозу генофонду нации, нашему будущему. Сил у общества и системы образования достаточно - надо только уметь собрать их воедино и грамотно распорядиться. А главное вести - здоровый образ жизни всему обществу, тогда и подросткам будет на кого равняться.

Здоровый образ жизни это:
1. Рациональное правильное питание.
2. Рациональный режим дня.
3. Рациональная физическая нагрузка.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

Рациональное правильное питание.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Рациональный режим дня.
Физиологические и педагогические основы режима дня.
Оздоровительное и воспитательное значение режима.
Условия его эффективной реализации.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) Регулярное питание;
3) Полноценный сон;
4) Достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим- средство воспитания; правильный режим должен отличаться: определенностью, точностью и не допускать исключений.


Задачи воспитания и обучения:
1) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
2) Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
3) Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.
4) Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.
5) Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.
6) Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
7) Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.
8) Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.
9) Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.
10) Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.
11) Добиваться активного движения киста руки при броске.
12) Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
13) Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
14) Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).
15) Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.
16) Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
17) Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
18) Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.
19) Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
20) Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.
21) Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

Закаливание.
Эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)
Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой -24-25С, затем теплой - 36С и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоровливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28С и воды не менее 22С.

Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.
Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
-кризисом семейного воспитания;
-невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
-пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

Агрессивное поведение - нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

Муравьева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №58
Населённый пункт: г.Апатиты Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»
Дата публикации: 27.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»

Подготовила:

Муравьева Елена Геннадьевна

воспитатель МБДОУ №58

«здоровье»

множество

определений.

популярным,

наиболее

признать

определение,

данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне

применить

здоровью

условиях

экономической

нестабильности

социального

напряжения.

современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М.

Громбахом

определение

здоровья

«степени

приближения»

здоровью,

позволяет

человеку

выполнять

социальные

Историк медицины, профессор Генри Сигерист говорит нам о том, что

отличается

гармоническим

развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной

Здоровье

означает

отсутствие

болезней:

положительное,

жизнерадостное

выполнение

обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека».

Здоровый

отдельного

человека

профилактики болезней и укрепления здоровья. Академик

Юрий Петрович

Лисицын дает следующее определение здоровому образу жизни: "Здоровый

жизнедеятельности

человека,

направленный

сохранение и укрепление его здоровья".

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. По

словам Б.Н.Чумакова, «купить здоровье нельзя, его можно только заработать

собственным постоянными усилиями». Но для того чтобы сохранить здоровье

ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с

создания

атмосферы,

наполненной

потребностями,

традициями и привычками здорового образа жизни.

валеологического

характера,

заложенные

детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной

мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Представители

философско-социологического

направления

Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров

рассматривают

здоровый

глобальный

социальный

аспект, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич,

Виленский,

Мартынюк,

Кобелянская

«здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии

человека,

мотивации.

(например,

биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на

решение одной задачи - укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый

является

предпосылкой

развития

сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и

полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением

характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной

жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического,

политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в

состоянии здоровья.

Здоровый

отдельного

человека

профилактики

болезней

укрепления

здоровья.

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической

подготовки,

морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни должен включать:

настрой на здоровый образ жизни;

достаточную двигательную активность;

умение регулировать свое психическое состояние;

правильное питание;

четкий режим жизни;

выполнение гигиенических требований;

умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя

при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения

законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве,

возрастом

становятся

выраженными

ограничению

возможностей

снижению

работоспособности

серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому

образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка.

Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является

первостепенной

государства.

Главнейшим

определяющим

фактором

здоровья

разумный,

осознанный

действий

формирования здоровья и здорового образа жизни.

Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший

становления

человека

здоровья.

дошкольном

возрасте

закладываются

элементарной

культуры

здоровья,

происходит

становление

здоровьесберегающей

компетентности.

особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего

здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников

к здоровому образу жизни

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе

дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей

сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве

закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост

и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые

привычки,

приобретаются

физические

качества,

вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ

Формируются

компоненты

здорового

относятся

следующие:

двигательная

активность,

благоприятная

обстановка

профилактика

болезней,

закаливание,

отсутствие вредных привычек.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания

ребенка-дошкольника

реализованы

взаимодействия

социальных

институтов

детского

Исключительную

воспитания

подчеркивает

Конвенция

модернизации

российского

образования

подчеркивается,

образовательное

учреждение

остаются

важнейшими

социальными

институтами,

обеспечивающими

воспитание

развитие ребенка.

Отсюда вытекают цель и задачи работы по приобщению родителей и детей

к здоровому образу жизни: Формирование у детей и родителей привычки к

здоровому

привлечение

родителей

формированию

закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о

культуре здоровья.

Задачи заключаются в следующем:

Формирование потребностей семьи в здоровом образе жизни.

получить

родителям

укрепления

здоровья их детей.

Дать представление о возможном влиянии детско– родительских

отношений на формирование необходимых для ребенка критериев

здорового образа жизни.

Совместная

деятельность

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка,

формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической

культуры имеет не только педагогическое, но и глубоко социальное значение.

Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее безопасности.

исследования

современных

педиатров,

физиологов,

психологов показывают, что основы здоровья дошкольника закладываются в

является

жизнедеятельности

происходит

первичная

социализация,

складывается

привычный

жизни, отношение к духовным ценностям.

Современная семья испытывает целый ряд социальных, педагогических

проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка,

на его психологическое благополучие и физическое здоровье. Рост количества

детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой,

но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных

традиций и характера двигательного режима.

Основное

направление

родителей

педагогов

вернуться

истинной ценности – здоровому образу жизни, привить ребёнку с малых лет

правильное

отношение

здоровью,

полезные, соответствующие здоровью факторы и отказаться от вредных.

выше сказанное

п о к а з ат е л е й:

наследственность

окружающая

воспитание,

воспитание

является наиболее поддающимся изменению показателем.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к здоровому образу

предполагает

внимание

взрослых

проблеме

укрепления

физического, но и психологического и социального здоровья детей дошкольного

возраста.

Технология

образовательной

формированию

навыков здорового образа жизни построена на основе: диагностики освоения

культуры здоровья у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в

педагогическом процессе ОУ; изменение традиционной позиции воспитателей

и родителей на позицию партнера, участника, помощника; взаимодействия всех

субъектов педагогического процесса, в приобщении дошкольников к здоровому

образу жизни; создание здоровьесберегающей предметно – пространственной

развивающей среды в ДОУ; реализации идей здорового образа жизни в семьях

воспитанников.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по

приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, педагоги используют

разные формы взаимодействия: родительские собрания, совместные праздники,

досуги, Дни открытых дверей, встречи-консультации с родителями, совместные

игры с родителями и детьми. Для эмоционального сплочения родителей с

детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей

родителей

педагогов

проводятся

совместные

физкультурные

проведение

гимнастик

совместные

прогулки

воспитателя с родителями и детьми.

Работа воспитателей дошкольного учреждения по воспитанию культуры

здоровья дошкольников может проводиться на разном содержании. Например,

народного

оздоровления,

современные

технологии

оздоровления

дошкольников или театрализации как средство воспитания у детей культуры

здоровья. Важно, чтобы это содержание включало интересные для детей формы

организации, учитывало не только аспекты физического, но и психического

здоровья, строилось на основе сотрудничества с родителями.

Таким образом, каждый родитель хочет видеть своего ребенка сильным,

бодрым, энергичным чтобы он умел кататься на велосипеде, хорошо плавать,

головными

самочувствие,

являются

причинами

отставания

неуспеваемости,

настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело,

научится заботиться о нем, не вредить своему организму, а наоборот – помогать

ему. Хотелось бы отметить, что развитие ребенка

тесно связано с образом

жизни семьи, родители являются во всем примером для своего ребенка.

И именно родителям необходимо заботиться о правильном физическом

развитии

регулярно

заниматься

физкультурой,

приобщать

здоровому образу жизни. Педагоги должны оказывать родителям помощь в

приобретении необходимых теоретических и практических знаний, чтобы в

домашних условиях взрослые могли закрепить полученные ребенком знания и

навыки. Только совместные усилия воспитателей и родителей помогут нам

воспитать здоровых детей!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать!

Эти строки из стихотворения говорят нам о том, что воспитателям детских

садов необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди родителей

воспитанников, консультировать по вопросам оздоровления, развивать контакт

родителями

воспитывать

ответственности,

сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.

Список литературы

Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в

ДОУ. - М., 2004.

Коновалова

Организация

воспитательной

оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.

Востриков

Физкультурно-образовательные

предпосылки

здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск,

Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная

ситуация // Валеология. - 2006.

Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление

ДОУ. - 2006. - №7.

Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями //

Управление ДОУ. - 2004. - №3.

Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая

работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

Формирование

личности

дошкольника

средствами

физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3 –

Евдокимова

Педагогическая

поддержка

воспитании

дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

10. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.