Правила игры баскетбол. Как научиться играть в баскетбол: краткие правила Как научиться играть баскетбол девушке

В состав каждой команды входят 5 основных и 5-7 (на крупных турнирах) постоянных запасных игроков, которые могут вступать в игру только после остановки игры и свистка судьи.

Если команда, владеющая мячом, имеет право на замену при каждой остановке игры, то команда, не владеющая мячом, имеет право на замену только в случае отскока мяча и тайм-аута или когда команда, владеющая мячом, делает замену.

Время игры.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 2 тайма по 20 мин чистого времени.

Перерыв между таймами составляет 10 мин. Если по истечении времени матча команды набрали одинаковое количество очков, то дается дополнительное время (5 мин) для выявления победителя.

Тайм-аут.

Каждая команда имеет право на 2 тайм-аута в каждом тайме и на 1 тайм-аут в дополнительное время. Тренеры обычно используют тайм-аут для того, чтобы дать игрокам тактические наставления и сделать замену.

Начало игры.

Игра начинается с того, что в центре площадки судья бросает мяч вверх между 2 игроками, каждый из которых пытается отбить мяч своей команде. Остальные игроки команды находятся вне центрального круга или в передней зоне.

Правила перемещения.

Согласно этому правилу игрок, получивший мяч, имеет право сделать только 2 шага (точнее, 2 контакта с полом). Касание пола в момент приема мяча (также ловля мяча на месте) засчитывается за 1-й контакт. Прыжок с места с мячом в руке является нарушением правила перемещения. Особенно часто это правило нарушается во время пробежек, в начале и в конце дриблинга.

Дриблинг.

В определенный момент спортсмен может применять дриблинг только 1 раз. Как только спортсмен дотронется до мяча двумя руками или возьмет его одной или другой рукой - дриблинг заканчивается. Если спортсмен вновь продолжает ведение мяча, то это считается нарушением правил (дубль-дриблинг). Мяч передается команде соперника, которая вводит его в игру из-за боковой линии.

Остановочный мяч.

Остановочным мячом называется такая игровая ситуация, при которой с мячом соприкасаются по 1 или по 2 игрока каждой команды и мяч выводится из игры. В этом случае игра продолжается спорным вбрасыванием.

Мяч вне игры.

Если мяч или игрок с мячом касается ограничительных линий площадки или пола, предмета или человека вне площадки, то судья дает команду «вне игры».

В том случае, если положение вне игры определить сложно, т. е. если оба боковых судьи придерживаются различных мнений или если судьи не смогли определить, по вине которой из команд было вызвано положение вне игры, игра продолжается спорным вбрасыванием.

Вбрасывание.

После остановки игры в случае «вне игры» или технических ошибок (нарушение правила перемещения, дубль-дриблинг, нарушение правила 3 сек и т. д.) мяч вводится в игру путем вбрасывания из-за боковой линии. В случае успешного броска в корзину происходит вбрасывание из-за лицевой линии.

Оценки.

Бросок мяча в корзину засчитывается в том случае, если мяч падает через кольцо и сетку сверху вниз. За каждый успешный бросок, осуществленный в процессе игры, команда получает 2 очка, за каждый удачный штрафной бросок - 1 очко.

Правило фола.

Одним из важнейших правил баскетбола является правило фола (в переводе с английского - «ошибка»). Различаются персональные в технические фолы.

К персональным фолам относится любое преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, удары, блокировка руками и ногами и т. д.). В подобных случаях мяч передается противнику для вбрасывания. После 11-го фола за полупериод фол во время неудачного броска соперника карается 2 штрафными бросками.

Кроме того, все персональные замечания заносятся в личную карточку спортсмена. Если одновременно 2 игрока команды получают замечание, то соперник получает право на 2 штрафных броска. В большинстве случаев штрафной бросок выполняет тот игрок, по отношению к которому были нарушены правила.

Обоюдное замечание игроки получают в случае одновременного нарушения правил по отношению друг к другу. В этом случае происходит спорное вбрасывание. Каждый игрок, получивший 5 персональных или технических замечаний, должен покинуть площадку. В случае грубых и преднамеренных нарушений правил спортсмен может быть дисквалифицирован. Но в том и в другом случае команда имеет право на замену.

Начиная с 1976 г. особо строго штрафуются фолы нападающих при броске по корзине. Если из-за фола мяч не попадает в корзину, нападающий получает право на 2 штрафных броска. Если при выполнении 1-го или 2-го штрафного броска мяч не попадает в корзину, нападающий получает право еще на 1 штрафной бросок (всего 3).

Если, несмотря на фол, игрок забрасывает мяч в корзину, то этот бросок засчитывается и игрок получает дополнительно еще 1 штрафной бросок.

Технический фол назначается в случае неспортивного поведения игрока и наказывается 2 штрафными бросками, которые выполняет любой игрок команды соперника.

Правила времени.

Некоторые из правил времени крайне важны. Через 30 сек после вбрасывания атака должна быть завершена броском в корзину соперника (правило 30 сек). Правило 3 сек гласит, что нападающий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3 сек. Для вбрасывания и для осуществления свободного броска игроку отводится 5 сек. При нарушении правил времени мяч отдается сопернику для вбрасывания.

Правило 10 сек подразумевает, что атакующая команда обязана после вбрасывания, проведенного на ее половине площадки, не дольше чем через 10 сек довести мяч до половины соперника, и после этого атакующая команда не может возвратить мяч на свою половину.

Баскетбол был придуман в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название баскетбол (basket- корзина, ball- мяч). Несколько позднее, в 1892 г. Нейсмит разработал первые тринадцать пунктов баскетбольных правил, действующих в той или иной мере, по сей день. Довольно скоро, после проведения первых матчей, эти правила претерпели первую эволюцию. В частности, одна из причин изменения правил баскетбола заключалась в том, что были введены щиты, к которым стали прикрепляться корзины.

Дальнейшее развитее игры повело за собой и совершенствование правил. Так, в 1893г. впервые появились железные кольца с сеткой, на следующий год была увеличена длина окружности мяча до 76,2 - 81,3 см. В 1895 г. были введены штрафные броски с расстояния 5 м 25 см. Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1986 г.

Вскоре после своего появления баскетбол приобрел большую популярность в США. Несколько позднее с баскетболом познакомились и в ряде других стран, а затем игра распространилась по всему миру.

В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Из США баскетбол попал сначала в страны Востока - в Японию, Китай, Филиппины, а затем в страны Европы и южной Америки.


Баскетбол. Правила баскетбола

Здесь представлены некоторые выдержки из официальных правил баскетбола. В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.

Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.

Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

По правилам баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры - пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.

Мяч становится живым, когда:
- Во время спорного броска мяч правильно отбит одним из спорящих.
- Во время штрафного броска судья передает мяч в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок.
- Во время вбрасывания из-за пределов площадки мяч находится в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.

Мяч становится мертвым, когда:

  • Любой мяч заброшен с игры или со штрафного броска.
  • Звучит свисток судьи, когда мяч живой.
  • Очевидно, что мяч не попадёт в корзину при штрафном броске, за которым последует:
    - Другой штрафной бросок.
    - Дальнейшее наказание.
  • Звучит сигнал об окончании каждого периода игры или дополнительного периода.
  • Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда, мяч живой.
  • Мяча, который уже находится в полёте при броске в корзину, касается игрок какой-либо команды, после того, как:
    - Судья дал свисток.
    - Истекло время периода или дополнительного периода.
    - Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.

Мяч не становится мертвым и бросок с площадки, если он точен, засчитывается, когда:

  • Мяч находится в полёте при броске в корзину с площадки, когда судья дает свисток или звучит сигнал игровых часов, или устройства 24 секунд.
  • Мяч находится в полете при штрафном броске, когда судья дает свисток при любом нарушении, кроме нарушения игрока, выполняющего штрафной бросок.
  • Соперник совершает фол в тот момент, когда мяч всё еще контролируется игроком, который находится в процессе броска в корзину и который заканчивает свой бросок продолженным движением, начавшимся до того, как был совершен.

В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Процесс броска начинается, когда игрок предпринимает обычное движение, предшествующее этому броску и по мнению судьи, он начал попытку забросить мяч в корзину соперника броском, броском сверху или добиванием. Процесс броска продолжается до тех пор, пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда соперник держит руки бросающего так, что он не может выпустить мяч, однако, даже в этом случае, по мнению судьи, игрок может выполнять попытку броска. В этом случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего.

Нет никакой связи между числом правильно сделанных шагов и процессом броска. В случае броска в прыжке, процесс броска продолжается до тех пор, пока не завершится попытка броска, (т. е. пока мяч не покинет руку бросающего и обе ноги игрока не коснутся пола.

Чтобы фол считался совершенным против игрока, находящегося в процессе броска, этот фол должен произойти, по мнению судьи, после того, как игрок начал непрерывное движение рукой и/или телом в попытке броска с игры.
Непрерывное движение:
- Начинается, когда мяч находится в руках игрока и бросковое движение, обычно направленное вверх, уже началось.
- Может включать движение рук и/или тела, используемое игроком в попытке броска с игры.
- Заканчивается, если сделано новое движение.
Если критерии, касающиеся непрерывного движения, перечисленные выше, выполняются, то игрок считается находящимся в процессе броска.

Мяч, заброшенный с площадки, засчитывается команде, атакующей корзину, в которую он заброшен, следующим образом:
- За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается одно очко.
- За мяч, заброшенный с игры, из 2-х очковой зоны засчитывается два очка.
- За мяч, заброшенный из 3-х очковой зоны, засчитывается три очка.
Если игрок случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, очки записываются капитану соперников.
Если игрок умышленно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, это является нарушением и очки не засчитываются.
Если игрок заставляет мяч войти в корзину снизу, это является нарушением.

Игрок находится за пределами площадки, когда любая часть его тела касается пола или любого предмета, кроме игрока на, над или за ограничивающими линиями.

Мяч находится за пределами площадки, когда он касается:
- Игрока или любого другого лица, находящегося за пределами площадки.
- Пола или любого другого предмета на, над или за ограничивающими линиями.
- Конструкции, поддерживающей щит, задней стороны щита или любого объекта над и/или за щитом.

По правилам баскетбола ведение мяча начинается, когда игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившим случайную потерю мяча.

Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:
броска по корзине,
касания мяча соперником,
передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой игрок.

Пробежка - запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье.

Поворот происходит, когда игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.

Если игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках - это нарушение.

Игрок не должен оставаться более трех секунд подряд в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует живой мяч на площадке и игровые часы включены. Исключение должно быть сделано игроку, который:
- пытается выйти из ограниченной зоны.
- находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер по команде производит бросок и мяч покинул или покидает руки бросающего.
- находясь в ограниченной зоне менее трех секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.

Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение восьми секунд перевести мяч в свою передовую зону.

Каждый раз, когда игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четырех секунд.

Фол - это несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и/или неспортивного поведения. Здесь приведены лишь некоторые важные выдержки из правил баскетбола. Вообще, официальные правила баскетбола Международной Федерации Баскетбола - это большое стостраничное руководство, в котором изложены все нюансы правил.

Популярная ранее игра в баскетбол и сейчас не утрачиват своей актуальности, несмотря на то, что появились новые виды спорта. Начиная с тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года, официальные матчи проходят в помещениях закрытых, хотя до этого времени разрешалось играть и на открытом воздухе.

Правила игры в баскетбол существенно отличаются от правил других видов спорта. Матч начинается с центра поля подбрасыванием мяча судьей, который бросает его вверх, четко между двумя соперниками. Как только игроки коснулись мяча, игровое время начинает свой отсчет. После того, как звучит судейский свисток, время останавливается, затем возобновляется, когда судья таким же способом разрешает продолжать игру.

На проведение атаки командам отведено не более двадцати четырех секунд, таковы правила игры в баскетбол. За этим следит специальный оператор. Существует так называемая «трехсекундная зона» соперника, в которой игрок команды, которая атакует, может находиться не более трех секунд.

Ничья в баскетболе не допускается. Если победитель не определен за отведенное для игры время, назначается дополнительно пятиминутный тайм, называемый «овертаймом», и так происходит до того времени, пока не будет выявлен победитель.

Все броски оцениваются двумя очками, за исключением одного, который производится за дугой, специально отмеченной. За такой бросок игрок получает три очка.

За время игры судья нередко разыгрывает спорный мяч. Спорная ситуация возникает в следующих моментах: при владении мячом сразу двумя соперниками, не уступающими его друг другу; если судья не может определить, какой игрок коснулся мяча последним, перед тем, как мяч покинул игровую площадку; если мяч застрянет между кольцом и щитом.

Техника ведения мяча имеет некоторые ограничения. После дриблинга (технического владения мячом) игроку разрешается сделать два шага с ним в руках, причем, не ударяя им о поверхность пола. Затем игрок обязан отдать его партнеру по команде или сделать бросок по кольцу. Если же игрок нарушил правила игры в баскетбол, сделав третий шаг, мяч передается команде соперника. В случае, если игрок останавливается, удерживая мяч в руках, не делая броска, не отдавая паса, и затем продолжая игру, фиксируется «двойное ведение». Это нарушение карается передачей мяча сопернику. Если же во время остановки баскетболист, владеющий мячом, постукивает им о пол, затем продолжает дриблинг, нарушение в этом не усматривается. Ведение допускается как правой, так и левой рукой. Двумя руками одновременно мяч нельзя вести - это считается нарушением правил, после этого он отдается команде соперника.

Каждая команда на поле может выставить только пять человек. Остальные пять-семь находятся на скамейке запасных и ожидают замену. Замены могут быть произведены в любом количестве, но только во время остановки секундомера.

Правила игры в баскетбол запрещают соперника бить по рукам, обхватывать его руками, тем самым блокируя его движения, толкаться, наступать на ноги. За любое из этих нарушений баскетболист получает персональное предупреждение, а замечание карается фолом. При получении игроком пяти фолов, он удаляется с поля до конца игры с

Конечно же, приятно смотреть на справедливый баскетбол, правила игры которого не допускают споров с судьей, потасовок, грубой формы выяснения отношений. За все эти нарушения баскетболисты, как, впрочем, и тренеры, получают технический фол. При более серьезном нарушении объявляется дисквалифицирующий фол, который предусматривает дисквалификацию игрока до конца игры.

За грубое нарушение назначается штрафной бросок в кольцо провинившейся команды. Его может выполнить как пострадавший, так и его партнер по команде. Бросок осуществляется с расстояния шести метров от щита с отведенной отметки. Каждое попадание в кольцо приносит игроку и его команде одно очко.

Почти все игроки знают, как играть в баскетбол и не нарушать при этом правила. Однако не всем удается сдержать свои эмоции. А ведь игра очень азартная и увлекательная, и наблюдать за ней - сплошное удовольствие и масса положительных эмоций.

Прыжок вверх с разбега толчком одной ногой

Перед отталкиванием вверх делается удлиненный шаг. Следующий за ним более короткий шаг выполняется стопорящим движением толчковой ноги перекатом с пятки на носок. Игрок выпрыгивает вверх, разгибая толчковую ногу при одновременном взмахе вверх вперед другой. Руки сопровождающим движением снизу вверх вытягиваются в наивысшую точку взлета. Обучаясь этому прыжку, важно проследить, чтобы колено маховой ноги после толчка не оставалось согнутым.

Бег с изменением направления

Изменять направление бега можно остановкой шагом за счет стопорящего шага выставленной вперед ноги и быстрого переноса тяжести тела одновременно с шагом другой ноги в сторону предстоящего движения, а также используя остановку прыжком и поворот, когда игрок прыжком приземляется на обе ноги одновременно и после сгибания ног быстро переносит тяжесть тела с шагом ноги в сторону предстоящего движения и продолжает бег в другую сторону.

Повороты

Используются для изменения направления бега, переступанием одной ноги вокруг другой вперед и назад без мяча и с мячом. Устойчивое положение игрока с мячом достигается за счет равновесия, регулируемого сгибанием ног, наклоном туловища и перемещением тяжести тела в сторону поворота.

Ловля и передача мяча в движении

В момент ловли и передачи мяча в движении игрок делает шаг навстречу летящему мячу, принимая его на выставленные вперед руки. Со вторым шагом он сгибает руки, подтягивая мяч к себе, и одновременно со следующим шагом посылает мяч в нужном направлении.

Последовательность обучения: в момент ловли мяча шаг ногой, стоящей сзади, и передача мяча со следующим шагом; ловля мяча с шагом ногой, стоящей сзади, передача мяча со следующим шагом и смена места игроком после передачи; ловля и передача мяча в движении шагом; ловля и передача мяча в движении бегом.

При ловле мяча пальцы рук расставлены широко, подняты навстречу летящему мячу. Касание мяча пальцев, без касания ладоней, сопровождается сгибанием рук и ног для снижения скорости полета мяча.

Передача мяча

Выполняется двумя руками от груди, одной рукой от плеча и двумя руками сверху.

Ведение мяча

Существует два способа ведения мяча. С обычным отскоком мяча до уровня пояса и со сниженным. Разгибая руку в локтевом суставе, движением предплечья, при пружинистом толчке кисти и пальцев, мяч посылается в пол в стороне от следа ступни. Рука задерживается внизу и встречает отскочивший мяч, возвращается вверх только с мячом. Контакт пальцев с мячом должен быть как можно дольше, для уменьшения свободного полета мяча. При ведении мяч постоянно закрывается туловищем от соперника.

Броски мяча

Броски завершают атаку. Они выполняются одной рукой от плеча с места и в движении, бросок одной рукой в прыжке, двумя руками от груди с места и в движении. Основное требование в бросках, это одновременное разгибание ног и «бросающей» руки. Отрыв мяча от пальцев происходит, когда рука образует почти прямую линию.

Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча с места

Самый распространенный способ атаки корзины с близких и средних дистанций. Игрок выставляет вперед правую ногу, кисть правой руки с разведенными пальцами накладывается на мяч, левая рука поддерживает его снизу. Мяч выносится вперед, перекладывается на правую руку, предплечье которой находится в вертикальном положении. Ноги слегка согнуты. Вытягиваясь в направлении броска вперед вверх, игрок мягким движением кисти направляет мяч в корзину. После броска кисть расслабляется, рука сгибается и свободно опускается вниз. Изучение броска одной рукой следует начинать с выполнения его сильной рукой, а затем слабой. Наиболее удобное положение для броска правой рукой - с правой стороны щита, левой - с левой его стороны.

Бросок мяча в движении

Для атаки корзины в движении целесообразнее использовать бросок одной рукой от плеча. Бросок в движении выполняется следующим образом: при броске с правой стороны мяч ловится под правую ногу, последующий шаг левой ногой укороченный (стопорящий), толчком правой ноги совершается выпрыгивание вверх с выносом мяча над плечом, мяч выпускается с руки движением кисти.

Бросок мяча одной рукой сверху

Используется для атаки корзины с близких дистанций. Приближаясь к щиту, игрок в момент ловли мяча делает широкий шаг левой ногой, затем приставляет к ней правую, толкается вверх, вносит мяч в исходное положение для броска на вытянутую вверх кисть правой руки. Мяч направляется в кольцо в наивысшей точке прыжка.

Штрафной бросок

Штрафной бросок всегда выполняется с одного и того же места и игроку, бросающему мяч, никто не мешает. Штрафной бросок не требует специальной техники - он выполняется тем же способом, которым обычно игроки поражают корзину противника в игре.

Вырывание мяча и выбивание мяча из рук противника

Приблизившись к противнику, владеющему мячом, игрок захватывает мяч одной рукой сверху, другой - снизу и резким рывком на себя, сопровождаемым поворотом туловища и вращением мяча вокруг горизонтальной оси, вырывает его из рук противника. Вырывание мяча выполняется при захвате мяча одной рукой сверху, другой снизу с резким движением на себя.

Выбивание выполняется при ведении мяча или из рук соперника. Осуществляется коротким резким движением руки, развернутой к мячу ладонью или ребром.

Правила игры в баскетбол

В баскетбол играют две команды, причем на площадке одновременно присутствует лишь по 5 человек от каждой из них. Современными правилами ФИБА максимальная численность команд (игроков, которые имеют право появляться на баскетбольной площадке) ограничена цифрой 10, при участии же в турнирах, предполагающих минимум три игры, численность команд ограничивается 12 игроками.

Цель игры в баскетбол состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперника, при этом по возможности помешав ему сделать то же самое в ответной атаке. За каждый точный полевой бросок в зависимости от его дальности от кольца начисляется 2 или 3 очка (расстояние до центра корзины минимум 6.25 см). Существуют штрафные броски, бросаемые с линии штрафных бросков (отстоит на 5.8 метра от внутренней части лицевой линии баскетбольной площадки).

Мячом играют только руками, причем пересекать баскетбольную площадку с мячом в руках нельзя- его надо обязательно вести (то есть ударять о пол). Ведется мяч обязательно только одной рукой. С мячом в руках (без ведения) игрок может двигаться лишь два шага- на третьем будет зафиксировано нарушение (пробежка). Если игрок с мячом в руках прекратил ведение, то он обязательно должен передать мяч кому-либо из партнеров- продолжать ведение после паузы запрещается. Преднамеренный удар по мячу ногой считается нарушением- случайное попадание или соприкосновение мяча с ногой не фиксируются как фол(нарушение).

Выигравшей стороной в баскетбольном матче считается команда, набравшая больше очков за 40-минутный(именно столько длится основная фаза матча) интервал. Если к истечению основного времени на табло равенство, то обычно назначается овертайм (дополнительное время). Каждый овертайм длится 5 минут: в случае, если по его истечении на табло опять-таки равенство, то назначается следующий овертайм и так до победы какой-либо из команд. В ряде соревнований (например, четвертьфиналы Евролиги, Еврокубка, Еврочелленджа) в качестве итогового результата матча может быть зафиксирована ничья.

Игра (баскетбольный матч) начинается со спорного броска в центральном круге площадке(радиусом 180 см) и состоит из 4-х периодов по 10 минут каждый, разделенных между собой интервалами для отдыха игроков. Между 2-м и 3-м периодом интервал наибольший (15 минут).

С того момента, как мяч попал в руки игрока какой-либо команды, начинается отсчет времени, отведенного на атаку (24 секунды)- до истечении этого времени мяч должен покинуть руки баскетболиста атакующей команды (бросок), либо атака будет прервана судейским свистком и мяч будет передан баскетболистам второй команды.
В течение 8 секунд мяч должен быть переведен со своей половины поля на половину поля соперника. При вбрасывании мяча или при исполнении штрафного броска действует правило 5 секунд: именно столько отводится на то, чтобы мяч покинул руки игрока. Нельзя и более 3-х секунд находится в штрафной зоне соперника (рядом с его кольцом).

Фолы (или нарушения) правил. Каждый игрок любой из баскетбольных команд может получить за матч не более 5-ти фолов, при превышении этого количества он удаляется с площадки до конца матча. Существует такое понятие как командные фолы- при превышения количества в 4 фола (на любых баскетболистах этой команды за один период)- каждый последующий карается двумя штрафными. В случае, если фол был совершен игроком в тот момент, когда его команда контролировала мяч или осуществляла вбрасывание, то он не наказывается штрафными бросками. Все командные фолы, совершенные в дополнительном периоде (дополнительное время) считаются совершенными в четвертом периоде основного времени матча.

Если фол был совершен против баскетболиста, находящегося в процессе броска, то он наказывается либо одним штрафным (мяч, несмотря на фол, попал в корзину и бросок засчитан), либо двумя (мяч не попал, а бросок был совершен в пределах 2-х очковой области), либо тремя (мяч непопал, а бросок был совершен в пределах 3-х очковой области).
Существует такое технический фол (фол, не вызванный контактом с соперником - оскорбительные жесты, замечания в адрес судей, зрителей или соперника). В случае, если баскетболисту назначен такой фол, то игрок соперничающей команды пробивает 1 штрафной и его команда дополнительно получает владение мячом.
Неспортивный фол назначается игроку, который, по мнению судей, не пытался играть в мяч и при этом произошел контакт с соперником. Наказывается 1, 2 или 3-мя штрафными бросками, при повторном фоле одного и того же баскетболиста его дисквалифицируют на время игры (то есть отправляют в командную раздевалку).

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.