После первой ночи с высоцким его жена рыдала. Людмила Абрамова: «О том, что Высоцкий уходит от меня к Влади, я узнала последней Все женщины высоцкого

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Все грани личности знаменитого актера и барда - вне времени

Но об одном его качестве говорят, пожалуй, реже, чем о других - он был идеалом для миллионов женщин. А каким был женский идеал самого Владимира Семеновича? Ведь, судя по всему, великий менестрель XX века так и не встретил спутницу, которая смогла бы остановить несущихся к обрыву «Коней привередливых»…

Иза, я тебя вычеркну?

Изольда Жукова, хрупкая, невысокого роста женщина - первая жена Высоцкого. Они вместе учились в Школе-студии МХАТ, Иза старше на курс. Владимир тогда был румяным юношей, коренастым, немножко конопатеньким. Темно-русые волосы, светлые глаза. Очень симпатичный домашний мальчик, у которого папа - строгий военный. Однажды что-то праздновали вместе, объединив два курса... На квартире накрыли очень красивый стол. На этом вечере они впервые и встретились. А спустя некоторое время стали жить вместе, оформили свои отношения.

После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки. Два года они были и врозь, и вместе. Иза Константиновна была, пожалуй, единственной, для кого Владимир еще не был тем Высоцким, каким он стал для всех. Его песни Изу просто раздражали: «Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были просто каким-то терзанием души! Ведь я выросла в оперном театре, училась в хореографическом училище и эти «трень-брень балалайка» не воспринимала. Мне казалось, нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой!»

И Володя занимался - когда Иза приходила в столовую, ей тут же несли обед и не говорили от кого. Если она заболевала, моментально появлялись лекарства. В Москве тогда невозможно было достать цветы, а он находил. Постоянно делал ей подарки - это мог быть воздушный шарик, одна мандаринина, конфета. Туфли дарил без каблуков, тогда было модно ходить с девушкой, обняв ее за шею.

Однажды Высоцкий должен был прилететь в Ростов, где супруга в это время работала в театре. И вдруг подруга сообщает ей, что актриса Люся Абрамова ждет от него ребенка! Иза тут же позвонила Володе и спросила: «Это правда?» Он: «Нет. Я вылетаю». - «Как влетишь, так и вылетишь», - отрезала Иза и бросила трубку. Жукова даже не знала, кто такая эта Люся. Потом выяснилось, что они вместе снимались в фильме «713-й просит посадки». Из Ростова Иза уехала в Пермь, а из Перми - во Владимир.
После развода они долго не виделись. Когда в 76-ом Иза решила встретиться с бывшим мужем, друзья ее отговаривали: «Зачем тебе это? Ты увидишь уже совсем другого человека. Не надо ворошить прошлое, разбивать последние иллюзии». Но когда она пришла на встречу, все было как раньше - походка, манеры, жесты, шутки…

Спустя годы она приехала к отцу Володи, в этот день у него был журналист. Сверял факты биографии Высоцкого. Семен Владимирович стал читать: «Первая жена, вторая жена, третья... Нехорошо». Изольда тут же сидела на диване. Он сказал: «Марина - вдова, у Люси - дети. Иза, я тебя вычеркну?» - «Давайте!», - засмеялась она. И он вычеркнул: для истории три жены - некрасиво.

Изольда Жукова. Фото с сайта mamba.ru

Она родила ему детей

О второй жене Высоцкого Людмиле Владимировне Абрамовой известно мало. Хотя именно эта женщина родила двоих сыновей - в 1962-м Аркадия, а в 1964-м - Никиту. Он вспоминает: «Отец очень быстро водил машину. Однажды разогнался в узком переулке и в самый последний момент, заметив яму, резко затормозил. Он крепко и остроумно выругался, и дал задний ход. Потом я со смехом рассказал об этом маме. Она заплакала и сказала: «Вы еще не понимаете, а он из-за своих скоростей умрет». Только спустя годы я понял, что имелась ввиду вовсе не скорость езды по арбатским переулкам…»

По ее словам, Высоцкий боялся только двух вещей: закрытых пространств и людей в белом - врачи наводили на него панический ужас. Людмила видела мужа в ситуациях, когда жизнь висела на волоске, и знала его абсолютное бесстрашие.

Брак оказался недолгим. Мама Высоцкого, Нина Маскимовна в момент разрыва очень переживала за детей, жалела их: «Но сын успокаивал меня: «мамочка, ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...» Несмотря на всю свою занятость, заботился о них до конца жизни.

А Людмила Владимировна вскоре снова вышла замуж. К бывшему мужу, пока он был жив, относилась неоднозначно. Так, под предлогом того, что фамилия «Высоцкий» слишком известная, отправила детей в школу под своей фамилией.

С Людмилой Абрамовой. Фото с сайта visockii.ru


Колдунья

Как бы повторяя судьбу русского поэта Сергея Есенина, Высоцкий женился на заграничной знаменитости русского происхождения Марине Влади, за несколько лет до этого потрясшей мир ролью в фильме «Колдунья».

По мнению близких друзей поэта, ее нашумевшая книга «Владимир или прерванный полет» была написана стареющей актрисой исключительно ради денег. Никаких «Мерседесов» она Володе не покупала. Кроме курточек и джинсов, ничего ему из-за границы не привозила. Свой первый «Мерседес» Высоцкий купил на свои деньги. А когда Влади приезжала в Москву, Владимир разбивался в лепешку, чтобы угодить ей. Сегодня уже не секрет, что Франции Влади не котировалась так высоко, как в СССР. Это было заметно и по деньгам. Когда Высоцкий ездил в Париж, то возил через границу по 10-15 цветных телевизоров «Шилялис». Там они почему-то пользовались бешеным спросом. Советские таможенники на манипуляции закрывали глаза: Володе прощалось многое.

Как говорят друзья, в последние года три он вообще хотел с ней развестись. Сценарист Эдуард Володарский рассказывает: «Высоцкий Марину боялся! Влади как-то говорила, что повела Володю к своему психоаналитику. Тот долго беседовал с ним. И потом сообщил результаты Марине. Она отреагировала очень бурно: «Этот идиот сказал, что я представляю для него большую черную тучу». Конечно, он хотел от нее слинять».

Влади в те годы все время повторяла мужу: пора приобрести дачу или дом. Мол, надоело жить в Москве, в квартиру вечно припираются пьяные друзья. Высоцкому купить дачу было сложно, одиозность его фигуры и наличие жены-иностранки не позволяли этого сделать. Писатель Юрий Трифонов предупреждал: «Вы еще не знаете Марину! Забудьте, что Влади русская по происхождению, она выросла в обществе, где деньги во главе всего».

К марту 1980 года дом построили. В июле Высоцкий умер. На третий день после смерти Марина поинтересовалась у родственников: «Что будем делать с домом?» Она стала настаивать на дележе участка. Но Марине дали понять, что дело не выгорит. Она разозлилась и уехала в Париж. Сыновья Высоцкого разобрали дом, брус увезли…

Через некоторое время Володарского вызвал председатель Моссовета: «Попали вы в историю, Эдуард Яковлевич. Была у нас мадам Влади, «телегу» на вас принесла. Чистый донос в духе 37-го года: что вы антисоветчик, пьяница, избиваете жену, аморальный тип, одним словом. И главное - из жилищного кооператива вас нужно срочно исключить».

Уже после Володиной смерти Влади как-то обронила в кругу знакомых: «Да он женился на мне только для того, чтобы за границу ездить!» - «Бросьте, - возразили ей, - он мог ездить туда и без вас». Вдруг у нее глаза сделались стальными. «Что? Вы думаете, если бы он развелся со мной и женился на другой, он когда-нибудь поехал за границу? Я могла перекрыть ему кислород наглухо!»

С Мариной Влади. Фото с сайта visockii.ru

Исчезнувшие кольца

Перед смертью отношения между супругами не то чтобы испортились, но стали напряженными. Виной тому - студентка Оксана Афанасьева, которой сильно увлекся Владимир Семенович и которую исследователи его жизни и творчества склонны определять как «последнюю любовь Высоцкого».

Когда они познакомились, ей было восемнадцать лет, а ему - сорок. Оксана до сих пор преклоняется перед ним, считая «абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком». Он даже решил просить у Марины развода: в конце декабря 1979 года Марина Владимировна прилетела в Москву «для серьезного разговора». Когда Высоцкий пришел в себя после первой клинической смерти, именно Оксане он сказал: «Я люблю тебя!»

Однажды девушка призналась ему, что очень любит ландыши. А когда проснулась, увидела, что вся ее комната буквально уставлена этими цветами... Высоцкий хотел с ней обвенчаться. Но оказалось, что без штампа в паспорте это невозможно. После долгих поисков бард все же нашел батюшку, который согласился «согрешить». Владимир Семенович купил кольца, но обвенчаться они не успели. Кольца после кончины Высоцкого из его квартиры пропали.

Оксана ушла в академический отпуск, хотела эмигрировать из страны - ее пыталось завербовать КГБ, а когда не получилось, просто выгнали из института. Через два года после смерти Высоцкого она познакомилась с Леонидом Ярмольником и спустя некоторое время вышла за него замуж. Сегодня Оксана Ярмольник - известный художник по театральным костюмам.

С которой он прожил семь лет и которая родила артисту двоих сыновей. Но Людмила Владимировна еще и актриса, яркая личность, она стояла у истоков создания музея знаменитого барда, была художественным руководителем «Дома Высоцкого на Таганке» и остается хранительницей наследия певца и поэта.

Детство и юность

Родилась Людмила Абрамова в августе 1939 года в интеллигентной семье московских ученых. Отец редактировал издательство «Химия», мама получила два высших образования: до войны окончила механико-математический факультет МГУ имени , а после – Военный институт иностранных языков. Людмила жила в тесной столичной квартире с родителями, сестрой и бабушкой Любовью Борисовной, знавшей и любившей литературу.

По словам Людмилы Абрамовой, бабушка «знала наизусть бездну поэзии». Когда семья во время войны жила в эвакуации под Пермью, она декламировала маленькой Люсе стихи и . С великой поэтессой были знакомы брат и сестра Любови Борисовны. В доме Абрамовых царила творческая атмосфера, хотя родители вращались в научном мире. Поступление Людмилы во ВГИК родные приняли со сдержанной радостью – родители мечтали, чтобы дочь уверенно стояла на ногах и получила хорошую специальность.


Но когда Людмила Абрамова получила приглашение сниматься в кино, ею невероятно гордились и верили, что впереди у Люси прекрасные перспективы. Во ВГИКе Людмила Абрамова училась в мастерской Михаила Ромма. Это были годы, когда в вузе учились , Евгений Харитонов, . На курсе вместе с Абрамовой азы актерской профессии получали и .

Фильмы

Кинематографическая биография Людмилы Абрамовой началась в студенческие годы и сразу с главной роли. В 1961 году девушку пригласили сниматься в приключенческой драме режиссера Григория Никулина «713-й просит посадку». Ленту назвали первым советским фильмом-катастрофой. В нем рассказывается о самолете западных авиалиний, членов экипажа которого усыпили, подмешав в кофе наркотик. Трансатлантический лайнер управляется автопилотом и обречен на катастрофу. Сюжетная линия драмы построена на поведении пассажиров самолета.


Людмила Абрамова в фильме "713-й просит посадку"

В картине Людмила Абрамова сыграла западную кинозвезду Эву Пристли. Снялись в фильме «713-й просит посадку» Владимир Честноков, Николай Корн и Владимир Высоцкий. Премьера ленты состоялась весной 1962 года, а в 1963-м Людмила Абрамова получила диплом ВГИКа.

Материнство и семейные заботы прервали карьеру актрисы. Снова Абрамова появилась на экране в 1966 году в военном фильме-притче режиссера Валентина Виноградова «Восточный коридор». Но судьба картины оказалась трудной: советская цензура обвинила создателей в символизме и эстетизме. Фильм положили на полку на 2 года, в прокат он вышел в 1968-м. Но после премьеры «Восточный коридор» запретили снова.


Людмила Абрамова в фильме "Восточный коридор"

В 1969 году состоялась премьера фильма «Не жить мне без тебя, Юсте», в котором Людмиле Абрамовой досталась небольшая роль. Во второй половине 1970-х артистка снялась в эпизодах картин «Середина жизни» и «Красный чернозем». Больше в художественных фильмах Людмила Владимировна не снималась. Она появилась в шести документальных лентах о Владимире Высоцком и в одной – о . В 1984 году Людмила Абрамова дебютировала как сценарист кинодрамы Игоря Апасяна «Пока не выпал снег». Опыт написания сценария оказался единичным.


Людмила Абрамова в фильме "Середина жизни"

В январе 1989 года по поручению Совмина СССР Моссовет образовал дирекцию по созданию культурного центра-музея Владимира Высоцкого. Людмилу Абрамову назначили художественным руководителем. После открытия «Дома Высоцкого на Таганке» она работала экскурсоводом. А еще Людмила Владимировна преподавала в столичном лицее. В начале 1990-х Абрамова опубликовала мемуары о знаменитом барде и бывшем муже «Факты его биографии». В 2012-м после смерти писательницы Дины Калиновской Людмила Абрамова издала посмертный сборник рассказов, отдав дань близкой подруге.

Личная жизнь

С Людмила Абрамова встретилась на съемках первого фильма. Примечательно, что впервые актриса увидела неизвестного ей молодого человека, ставшего впоследствии мужем, возле входа в ленинградскую гостиницу «Европейская». Высоцкий был выпившим и в окровавленной рубашке. Он попросил незнакомую девушку одолжить 200 рублей, чтобы оплатить разбитую посуду в ресторане. Денег у Людмилы Абрамовой не было, поэтому она предложила Высоцкому старинное бабушкино кольцо, которое он заложил и оплатил долг. Позже Владимир Семенович выкупил перстень и вернул.


Предложение стать женой артист сделал Людмиле на съемках. Девушка, недавно пережившая трагедию (поклонник покончил жизнь самоубийством), ответила едва знакомому молодому человеку согласием. Он не скрывал от Людмилы, что женат на актрисе Изольде Жуковой. Родные Абрамовой не обрадовались выбору дочери. Безработный, выпивающий, женатый молодой человек не понравился родителям. Благосклонность к нему проявила лишь бабушка актрисы.


Не в восхищении от знакомства с Людмилой Абрамовой оказалась и мать барда Нина Максимовна. При встрече она холодно произнесла: «От живой жены не женятся». Лишь после рождения сыновей (1962) и (1964) свекровь полюбила невестку. Поженились артисты в 1965 году. Старшего сына назвали в честь , ставшего другом семьи.

Летом 1967-го бард познакомился с . Людмила Абрамова узнала о существовании разлучницы последней. Ей об этом сообщила бывшая жена директора Театра на Таганке Николая Дупака Вера.


Высоцкий купил маме Людмилы Абрамовой квартиру возле Речного вокзала, а в освобожденной квартире на Беговой сделал ремонт и обставил жилище для детей и жены. Видя, что муж разрывается между семьей и любимой женщиной, Абрамова отпустила его.

В первые годы, тяжело переживая расставание, она не могла слышать песен мужа, написанных после 1968 года, не ходила в театр. Сыновья до получения паспорта носили фамилию Абрамовы. Так Людмила Владимировна ограждала их от назойливого внимания прессы и поклонников певца. Официально супруги развелись в 1970-м, но Владимир Высоцкий поддерживал Людмилу и сыновей и после расставания.


Людмила Абрамова вышла замуж во второй раз. В браке с инженером-механиком Юрием Овчаренко в 1973 году родилась дочь Серафима. Высоцкий поддерживал отношения с Людмилой и после ее замужества, а маленькую Симу называл единственным человеком, который его любит не за творчество и звездный статус. Впервые с Мариной Влади вторая супруга барда встретилась на его похоронах. На траурной церемонии они сидели рядом.


В интервью изданию «7 дней» Людмила Абрамова рассказала, что после похорон Влади узнала о романах мужа с и Оксаной Афанасьевой (женой ). Она спросила, правда ли, что Иваненко родила дочь от Владимира, а с Афанасьевой он собрался под венец. Но Абрамова о романах бывшего мужа не знала. Она старалась оградить себя и семью от сплетен и слухов. После смерти мужа Людмила Абрамова познакомилась с поэтессой , написавшей и посвятившей ей песню:

«Была еще одна вдова в толпе гудящей...
Друзья, сватья и кумовья
- не на черта ли?
А ей остались сыновья с его чертами».

Людмила Абрамова сейчас

Людмила Владимировна живет в Москве и продолжает работать в центре-музее Высоцкого. Сын Аркадий Высоцкий – актер и сценарист. Младший – Никита Высоцкий – режиссер и артист, руководит музеем отца.


В браке с Юрием Петровичем Овчаренко Абрамова счастлива вот уже более 40 лет. У нее пятеро внуков, а в 2000-х появились правнуки.

Фильмография

  • 1962 - «713-й просит посадку»
  • 1966 - «Восточный коридор»
  • 1969 - «Не жить мне без тебя, Юсте»
  • 1976 - «Середина жизни»
  • 1977 - «Красный чернозем»

Брак Изольды Жуковой и Владимира Высоцкого был студенческим - они учились в школе-студии МХАТ - и продлился недолго. Об этом эпизоде своей жизни актриса написала книгу «Короткое счастье на всю жизнь», которая вышла в 2005 году и пополнила обширную библиографию, посвященную ее знаменитому супругу.

«Таким я увидела тебя в первый раз»

Изольда училась на втором курсе Школы-студии, когда туда поступил Высоцкий.

«В студии появился юркий, как ртуть, вездесущий новый курс. С лестницы, чуть подпрыгивая, носками врозь, счастливо улыбаясь, сбегал румяный мальчик в пиджаке в пупырышек. Его звали Вовочка, Володя, Вовчик и даже Васек. Ему было восемнадцать лет».

Они познакомились во время работы над очередным студенческим спектаклем - по пьесе «Гостиница «Астория». Ставился он долго, почти два года; для Высоцкого это была первая роль - правда, без слов. В какой-то момент они начали встречаться.

«Почему так нежно вспоминается собственная дурь?.. Господи, да просто потому, что тогда в юной жизни рядом с тобой можно было дурачиться, капризничать, творить черт-те что — и чувствовать себя прекрасной, любимой, защищенной».

Изольда уже состояла в браке - совсем раннем; добиваться развода ей помогали родственники Высоцкого. А сама она в 1958-м переехала в его квартиру.

«1-я Мещанская, дом 76, квартира 62, четвертый этаж, из метро «Ботанический сад» направо. Дом еще новый, свежий, подъезд гулкий, лифт лязгает с удовольствием, но по ночам не работает».

1-я Мещанская - сейчас это Проспект Мира. Станция метро «Ботанический сад» тоже переименована - тоже в «Проспект Мира». Для Москвы 50-х этот район был совсем новым.

«За этой ширмой был наш, никому не доступный мир. Там шептала, смеялась и плакала наша молодость. Володя, всегда стремительный, всегда навстречу, умел замирать и превращаться в слух, зрачки становились огромными, бездонными, забирали боль и умножали радость. Я давилась смехом, когда он рассказывал истории «двора» про «Коню и куночку нябенькую», про «пнащ».

«И еще он удивительно рассказывал, именно рассказывал Маяковского. Будто к нам за ширму набивалась толпа персонажей из «Клопа» или «Бани», вольготно располагалась и смешила до слез».

«Володин письменный стол в углу у окна, на нем оранжевые пачки «Дуката», часто исписанные «дурацкими стихами».

«Несколько Володиных однокурсников и я почему-то среди бела дня сидели у него дома, сидели как-то праздно, просто так. Вдруг вошел среднего роста, очень ладный, темноволосый с ярко-синими глазами мужчина. Он обошел вокруг стола, обвел нас пристально-лукавым взглядом, загадочно сказал: «Ну-ну…» — и тут же исчез. Это был отец Володи Семен Владимирович , и это, оказалось, были смотрины».

«Это не твой клоун?»

«Это было прекрасное время дружества, когда Володя вводил меня в свой сокровенный мир. Его родные становились для меня родными, его друзья — моими друзьями».

«Ездили мы и в Горький. После третьего курса я ошарашила маму с бабушкой сумасшедшей телеграммой: «Экзамены сдала еду новым мужем». Мама с Наталкой к поезду чуть опоздали. Мы с Володей были уже на вокзальной площади. Я стояла в хвосте длинной очереди на такси; там они меня и нашли, а Володя пытался перехватить какую-нибудь машину. Его пестрый пиджак прыгал среди серо-коричневой суеты, привлекая внимание, и Наталка, увидев его, смеясь, спросила: «Иза, это не твой клоун?» Ей было одиннадцать лет».

В 1958-м Изольда закончила Школу-студию МХАТ с отличием и уехала в Киев, работать в театре Леси Украинки.

«Пришлось <…> идти на прием к заместителю министра культуры, кажется, СССР, Кабанову . Запомнились массивные двери и очень массивный Кабанов. Он спросил: «Где же вы будете там жить?» — «Мне обещают комнату в театре». — «Но у вас же муж и ребенок!» Я потеряла дар речи, потом клялась, что мужа у меня нет, вернее есть, но я с ним разведусь обязательно, потому что люблю другого, студента, ему еще два года учиться, а ребенка у меня нет, никогда и не было. «По моим сведениям, есть». Я окончательно вошла в транс от изумления. Кабанов сжалился и подписал какую-то бумагу».

«Москва — Киев, Киев — Москва, чаще поездом, иногда самолетом мчались мы на короткие свидания, радуясь нечаянно выпавшим свободным дням и случайным приработкам».

«Володины приезды — короткие, жадные, родные. После той страшной больницы я уже знала, что и он может быть беспомощным, и не могла смириться с этим, но я любила. Пока он рядом, ничего не страшно, пока он рядом…»

«Свадьбе быть!»

Они поженились в 1960-м. Одновременно Изольда ушла из киевского театра и вернулась в Москву; она хотела поступить в театр имени Пушкина, но Высоцкого туда взяли. А ее - нет.

«Мечутся наши письма между Москвой и Киевом, вымаливаются дни — слетать, хотя б на миг. Подаем заявление в ЗАГС.

Я подаю заявление об уходе из театра. Михаил Федорович говорит, что я полная дура».

«Мы снова будем вместе за ширмой, будем вместе засыпать и просыпаться, чудесно ссориться и чудесно мириться. И снова Володя будет носить меня на руках вокруг стола и дарить мандарины. Не надо квартиры, не надо ордена — долой разлуку!».

«Но Семен Владимирович из Ленинграда (он что-то сдает или учит в военной академии) приказывает: «Свадьбе быть!».

«Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском ЗАГСе… С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно».

«Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я — Высоцкая».

«Нас стало трое»

«У нас уже жила гитара. Простая, желтенькая, купленная на Неглинке. Они с Володей стали неразлучны. В любую свободную минуту он тянулся к ней, брал всегда бережно, настойчиво пробиваясь к тайне ее души и голоса. Мне кажется, он относился к ней как к живому существу».

«Поначалу они с Володей пели сколько можно, и когда можно, и когда нельзя — тоже: «Ехал цыган по селу верхом, видит девушка идет с ведром, заглянул в ведро — там нет воды, значит, мне не миновать беды». И бесконечное «ай-нэ-нэ-нэ-нэ-нэ-нэ-нэ-нэ… — значит, мне не миновать беды». Я терзалась. Нас стало трое».

Изольда уехала в Ростов, ее приняли в местный театр имени Ленинского комсомола. Высоцкий остался в Москве, искал «свой театр». Таганку он нашел только в 1964 году.

«Поезд приходил на рассвете. Я смотрела в окно, видела, как бежит за вагоном Володя, и сама рванулась навстречу, слетев со ступенек прямо ему в руки. Становлюсь маленькой и беззащитной. Вижу огромные родные глаза так близко, что путаются ресницы, и слышу: «Вот это да! Смотрю, не понимаю. Два солнца — которое мое?».

«Ты должна знать!»

Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой , ставшей причиной расставания супругов, в 1961 году, на съёмках фильма «713-й просит посадку».

«На рассвете они улетают. <…> Предчувствие беды — обороняюсь злостью. Володино недоуменное, растерянное лицо. Умоляющие глаза. Мы вышли в еще серый предрассвет. Вот он пошел, сейчас обернется — я знаю, и тогда бросаюсь в дом и жутко чувствую, как взгляд его ударяется в пустоту. Зачем? Почему? Тогда мы не знали, что расстаемся. Напротив, мы строили планы покорения Ростова… и все было родное в нас».

«Весной 1962 года на доске приказов висело распределение «Красных дьяволят» — одну из ролей должен был играть Володя. Вопрос о его приезде был решен. Позвонила Грета. Никогда не звонила и вдруг: «Абрамова ждет от Высоцкого ребенка! Ты должна знать!». Володя позвонил чуть позже, в тот же день, сказал, что прилетает. Я спросила: «Правда ли то, что мне сказала Грета?». Он врал, так убедительно врал. «Как прилетишь, так и улетишь», — сказала я. И поставила точку».

«Больше не было писем. Редкие телефонные звонки — деловые разговоры с долгими неуютными паузами: «Прислать заявление в милицию, чтобы выписали? — пожалуйста. Выслать документы на развод — с удовольствием. Как я? — замечательно, прекрасно, лучше не бывает». И смеюсь, смеюсь, ни разу не спросила: «Как ты?».

«Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо!».

О других женщинах знаменитого барда известно значительно больше. Людмила Абрамова — вторая жена Высоцкого при его жизни никогда не давала интервью, ни на что не претендовала и всегда оставалась в тени. Хотя именно она подарила ему двух сыновей и хранила духовную верность до конца его недолгих дней.

У известной поэтессы, автора и исполнительницы собственных песен Вероники Долиной есть песня, посвященная Людмиле Абрамовой, которую Долина назвала второй вдовой Высоцкого. Мало кто из поклонников Высоцкого знал тогда историю их совместной жизни. Громогласно, с изумлением, восхищением и энтузиазмом говорилось только лишь о большой любви Высоцкого к Марине Влади. Но кто слышал эту песню, бывали потрясены:

Была еще одна вдова в толпе гудящей.

Любовь имеет все права быть настоящей.

Друзья, сватья и кумовья не на черта ли?

А ей остались сыновья с его чертами.

Знакомство Людмилы Абрамовой и Владимира Высоцкого

Людмила Абрамова была моложе Высоцкого более чем на полтора года. Когда они познакомились в 1961 году, ее карьера только начиналась. Так утверждают многие ее друзья, те, с кем она училась. Она отличалась большой интеллигентностью, эрудицией и красотой.

Лариса Блинова, которая вместе с Людмилой Абрамовой училась во ВГИКе, вспоминает: «Людмила превосходно знала историю и философию, а также в совершенстве владела английским. Сейчас многие учат этот иностранный язык, а тогда это было большой редкостью. Плюс ко всему Люся была высокой, стройной, красивой. И еще эти ее большие серые глаза! А как она знала литературу! Поражала нас своим знанием поэзии. Она помнила наизусть десятки произведений Гумилева, Цветаевой. Николай Гумилев был у нас тогда запрещен. Мы удивлялись, откуда Люся знает столько его стихотворений. Спросили у нее об этом наивно, как дети: «Когда ты узнала обо всех этих стихах?», а Люся, как настоящий философ, мудро нам отвечала: «Вероятно, еще до своего рождения». Ничего удивительного в том, что она заметила Володю… Я знала их очень хорошо, так как дружила с Люсей, с Володей нас хоть и связывали добрые отношения, я не могу сказать, что мы были близкими друзьями. Может, потому, что я всегда, в любой ситуации принимала сторону Людмилы. Наверняка Володе это не нравилось, он считал, что я не всегда бываю справедливой, но по нему этого нельзя было понять. В целом должна признать, что Володя умел держать себя в руках. Никогда не видела, чтобы он кого-то оскорбил, унизил, хоть все знали, что он умел отлично драться. Но чтобы он «вступил в бой», нужно было действительно задеть его за живое или Люсю… Если кто-то осмеливался на такое, Володя мог из этого наглеца сделать отбивную, причем эффективно, красиво и не так, как в вестернах. Хотя он по своему виду не напоминал Голиафа».

О необычайной красоте второй жены Высоцкого говорят абсолютно все. Актриса Галина Польских признается: «В институте Люся для нас являлась образцом: была прекрасно образована, знала иностранные языки и стихи запрещенных в то время поэтов. Для нее, конечно, гораздо интереснее, чем с нами, была дружба с разными эрудитами, поэтами…». Игорь Ясулович, тоже выпускник ВГИКа, подтверждает это: «На нашем курсе Людмила была умнее и красивее всех. Такой ореол мудрости и очарования освещал ее облик, что все это каким-то чудом одновременно напоминало и русскую княгиню с живописных полотен Боровиковского, и греческую богиню. А какой у нее талант!» Игорь Ясулович был свидетелем начала карьеры Людмилы Абрамовой (после ее учебы), а также ее партнером по сцене.

В 1962 году в одном из писем к Людмиле Абрамовой Высоцкий в шутку спрашивает, «что делают пантомимисты?». Поэт имел в виду Театр пантомимы, который появился в Москве в 1962 году. Правда, в 1964-м его преобразовали в секцию при Театре-студии кинотеатра, которая существует до сегодняшнего дня. Людмила Абрамова работала в Театре пантомимы. Играла в паре с Игорем Ясуловичем. Высоцкий в своем письме хвалил ее роли и спектакли. Игорь Ясулович рассказывает: «Володя вначале считал, что Людмила найдет себя в профессии актрисы… Помогал ей, давал советы, но потом появились дети. Была трудная жизнь Люды и Володи - и свои профессиональные планы она отодвинула в сторону».

Нелегкая жизнь с поэтом

А потом жизнь с Высоцким стала сложной - его уходы из дома, ее ожидания у окна, его уверения в том, что ничего подобного больше никогда не повторится, обещания, клятвы и… опять то же самое. Без конца.

Такие проблемы у Высоцкого были давно. Начались они задолго до знакомства с Людмилой. Еще в Школе-студии МХАТа случались с ним «минуты срывов», которых позднее он очень стыдился. Но ему посчастливилось иметь великих педагогов. Его учителем был Павел Массальский - превосходный драматический актер, исключительно интересная личность. Высокого роста, всегда изысканный, с безупречными манерами и характерными жестами, он напоминал аристократа XIX века. Во время учебы Высоцкий познакомился и с другими знаменитостями театра - Александром Комиссаровым, Иваном Тархановым…

Его коллега по учебе Роман Вильдан вспоминает: «Помню, как мы поехали с каким-то спектаклем в Таганрог. Володи с нами не было, потому что перед поездкой он здорово накуролесил… Он чувствовал себя везде и в разных «компаниях» своим, поэтому временами мы замечали, что он приходит на занятия после хорошей попойки. И был тогда как будто безумный… А когда напился перед выездом в Таганрог, то решение вынесли быстро и однозначно: вычеркнуть из списка студентов. Но Павел Владимирович Массальский защитил Володю: «Успокойтесь! Себя не помните в молодые годы? Саша (это он Комиссарову), не помнишь самого себя? А ты, Ваня (это к Тарханову)? Я себя помню». И все успокоились. Володю оставили в Школе-студии».

Однако со временем выходки Высоцкого не только не прекращались, а повторялись все чаще. Правда, он сам переживал и осознавал грешность своей натуры. Начав совместную жизнь с Людмилой Абрамовой, он согласился на вмешательство врачей, которые, к сожалению, добились своим лечением очень скромных результатов.

Но между периодами алкогольного безумия были у него и творческие поиски, и открытия. Были песни. Была - неразлучно с ним в те времена - гитара. Были первые слушатели. Пока что среди друзей, но ведь были. Слушали его, удивлялись его таланту. Был, наконец, кто-то, кто верил в его большое будущее, в его имя и успех, забыв о собственных актерских амбициях. Людмила жила его задумками, его мечтами и перспективами. Он был для нее всем. Своей необычной индивидуальностью он заслонил ей весь мир. Она жила каждым его шагом. Праздновала его успехи. Оплакивала его неудачи. Все, что она делала, - для него и с мыслью о нем. Вместе с ним учила роли. Ходила на спектакли с его участием и всегда садилась в первом ряду, чтобы он хорошо ее видел: Володя хотел, чтобы она присутствовала в зале, он нуждался в ней. Она плакала от счастья, видя его первые триумфы. Но потом, когда он стал звездой театра, кино и эстрады, когда его имя знала буквально вся страна и зрители за рубежом, она навсегда потеряла его.

Никто не сделала так много для Высоцкого, как она

В 1967 году он познакомился с Мариной Влади, эта встреча стала началом его большой любви. И одновременно разрушила союз Высоцкого с Людмилой. Однако не он, а Людмила ушла первой, осознавая и уважая его выбор и волю. Он сам не отважился уйти от нее, а на развод решился только через два года после разрыва- в 1970 году.

А если бы она не ушла, пережил бы их союз кризис? Лариса Блинова считает, что да: «Думаю, что Люся должна была закрыть глаза на все выходки Володи и терпеть все до конца - он ведь ее и любил, и ценил, и уважал. И на коленях просил прощения за свои выходки. Люся об этом не говорит, но я ведь помню, как это все происходило».

Подобного мнения придерживается большинство друзей Людмилы, хотя, разумеется, вопрос о том, как ее брак с Высоцким пережил бы наиболее острый, начавшийся в 1967 году кризис, остается без окончательного ответа. Однако ясно одно: никто и ничто не в состоянии уменьшить ее роль в его жизни. И никто не сделал так много для Володи, как она.

В 1967 году, уже после знакомства с Мариной Влади, Высоцкий писал в письме к Людмиле: «Целую тебя и люблю, хоть и знаю, что с моей стороны это большая наглость».

Музыкант пользовался оглушительным успехом у женщин , и он отвечал им взаимностью. В день р

Любимые женщины Владимира Высоцкого

 12:15 30 марта 2017

Музыкант пользовался оглушительным успехом у женщин, и он отвечал им взаимностью. В день рождения Владимира Семеновича мы решили рассказать о девушках, которые лишали барда «покоя, отдыха и сна».

Изольда Жукова, первая жена


Иза, хрупкая, невысокого роста девушка, училась, как и Высоцкий, в Школе-студии МХАТ, но на два курса старше. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у однокурсницы Изы. Через некоторое время стали жить вместе, а вскоре надумали оформить отношения. Но решили обойтись без пышной свадьбы.

Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе «Артистик». Его долго не было, и невеста пошла выручать будущего мужа. Едва она вошла, Владимир огорошил:

Изуль, я всех пригласил!
- Кого всех? - удивилась Иза.
- А я не помню. Всех, кто тут есть!

Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он не был тем самым Высоцким. Тогда он еще не был обласкан поэтической и актерской славой, всесоюзной известностью и народной любовью. Музыка мужа девушку даже раздражала: «Его песни были для меня терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Люди-то их слышали впервые, а я - в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт, злилась: нельзя заниматься только песнями. В те годы мне так казалось».

Людмила Абрамова, вторая жена


С актрисой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку», спустя несколько лет они поженились. Об их супружеской жизни известно немногое. Оба их сына - Аркадий (он стал сценаристом) и Никита (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого) - родились еще до женитьбы.

Брак был недолгим, супругов многое не устраивало друг в друге. Мама артиста Нина Максимовна вспоминала, что очень переживала за внуков, но сын ее успокаивал: «Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. А детей я никогда не оставлю». Действительно, до конца своих дней, несмотря на авральную занятость, Высоцкий заботился о сыновьях.

Татьяна Иваненко


Из всех любовных историй Владимира Семеновича связь с Иваненко была самой запутанной. Отношения Высоцкого с актрисой Театра на Таганке начались задолго до появления в его жизни Марины Влади и продолжались уже при ней. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал: «Володя страдал, понимая, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Стоило Марине куда-то уехать - Володя встречался с Таней».


Однажды обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: «Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!» Марина лишь снисходительно улыбнулась. Иваненко часто звонила артисту по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать. В 1972 году Татьяна родила Высоцкому дочь Анастасию. Говорят, она очень похожа на отца.

Марина Влади, третья жена


Французскую актрису Марину Влади Высоцкий увидел в фильме «Колдунья» и решил, что однажды женится на ней. Несколько лет он ждал встречи, и, когда она наконец произошла, завязался бурный роман. Именно Марине бард посвятил большую часть своей любовной лирики. Расставаясь даже на короткий срок, они не могли обойтись без телефонных разговоров. Высоцкий так часто звонил в Париж, что был заочно знаком со всеми телефонистками. Супруги (свадьбу сыграли в 1970 году) летали друг к другу с той же периодичностью, с которой многие ездят на трамвае.

Часто бывало, Высокий будил Марину посреди ночи, чтобы спеть только что написанную песню. Она выхаживала его после очередной аварии, голыми руками вынимала из раковины сгустки крови, которыми мужа рвало во время приступов, прощала многочисленные романы. Из Парижа актриса привозила абсолютно все - от джинсов до мебели и бытовой техники для загородного дома.

В память о возлюбленном Марина хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет и, конечно же, песни. Она разыскала и переписала все, что Высоцкий пел когда-либо в театре, кино, на телевидении и концертах. Только вот слушать эти записи женщина не может. «Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии… и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо».

Оксана Афанасьева


Высоцкий называл Оксану своей последней любовью, а это дорогого стоит. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Знаменитый артист попросил телефон, пригласил на свидание. Оксана размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: «Да ты что?! Все бабы Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!» Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Афанасьева рассталась со своим женихом.

Высоцкий так влюбился в Оксану, что вознамерился разводиться с Мариной Влади. Едва познакомившись, они общались так, будто знали друг друга всю жизнь. «Я люблю тебя», - первое, что сказал Владимир Семенович, обращаясь к юной девушке, когда пришел в себя после первой клинической смерти. Они собирались обвенчаться. Нашли батюшку, купили кольца, но не успели…